КВН по русскому языку
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Этот материал поможет учителю в интересной игровой форме проверить не только знания учащихся по русскому языку, но и привить интерес к изучению родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_po_russkomu_yazyku.doc | 50.5 КБ |
классный час | 31.5 КБ |
roditelskoe_sobranie_na_temu.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
КВН по русскому языку « Мой царь! Мой друг! Родной язык!»
Неделя русского языка.
Цель:
- формирование интереса у обучающихся к русскому языку посредством игрового и занимательного материала;
- развивать логическое мышление, память, внимание, творческие способности, речь, смекалку.
Ход занятия
1 вед. Добрый день дорогие друзья!
2 вед. Мы рады приветствовать вас на нашем КВНе, посвящённом русскому языку.
1 вед. В названии нашего конкурса взята строка из стихотворения русского поэта Валерия Брюсова.
Мой верный друг!
Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб!
Родной язык.
2 вед. Эта цитата замечательного русского поэта напоминает нам, сколь неоднозначно это явление – язык.
1 вед. Да и пословицы нашего народа говорят нам о том, что язык может быть великим счастьем, а может быть источником бед и страданий. Сегодня мы будем говорить о родном, столь близком нам русском языке.
2 вед. Итак, мы начинаем КВН. И прежде всего позвольте представить членов жюри:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3.____________________________________________
4.____________________________________________
1. Приветствие команд.
1 вед. Прошу команды занять свои игровые места ( под музыку)
В игре участвует команда « » и команда « ». И они готовы показать свои визитные карточки – приветствия.
Прошу капитанов команд вытянуть жребий.
Конкурс оценивается по 5 системе.
( команды показывают свои визитные карточки)
2 вед. Итак, свои визитки предъявляли команда « »
и команда « ». Внимание! Слушаем оценки жюри.
( жюри выставляют оценки )
1 вед. Команды, особенно не радуйтесь и особенно не огорчайтесь – это только первые оценки первого конкурса. Вся борьба впереди.
2. Разминка.
2 вед. Следующий конкурс - разминка. Капитаны тянут жребий.
В этом конкурсе мы будем говорить о родном, столь близком нам русском языке. Насколько мы способны любить и беречь родное русское слово и покажет этот конкурс. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Задание: Многие слова русского языка имеют не одно значение, а два, три и более. Вот вы и должны назвать в каких случаях мы употребляем слова «язык» и «плитка». Время выполнения – 1 мин.
1 команда - язык:
- орган ротовой полости человека и животного;
- средство общения;
- пленный;
- огонь пламени;
- металлический стержень в колоколе.
2 команда- плитка:
- плитка шоколада;
- тротуарная плитка;
- газовая плитка;
- кафельная плитка.
( команды отвечают, а жюри отмечает кол-во точных ответов)
1 вед. Удивительно, но именно маленькие дети очень тонко чувствуют родной язык, способы словообразования и придумывают новые слова, способные очаровать вас своим звучанием. В следующем задании, за каждый правильный ответ вы будете получать по1 баллу, а если не отвечает одна команда, то ход переходит к другой.
Задание: Попробуйте догадаться, что значат придуманные детьми слова:
- Гудильник- будильник.
- Строганок – рубанок.
- Копатка – лопатка.
- Мазелин - вазелин.
- Людёнок – ребёнок.
- журчей – ручей.
- Бибика – Машина
- Пулять – стрелять
- Песковатор – экскаватор
10. Кружинка - пружинка
( время-30 сек. на ответ)
2 вед. Лев Васильевич Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет: « Каждое слово может иметь в языке второе, третье и ещё многие значения, но некоторые значения лишь временно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами.» Вот о таких старых – новых словах мы и поговорим в следующем задании. Условие этого конкурса остаются те же, за каждый правильный ответ – 1балл, если команда не отвечает, то ход переходит к другой команде. Команда может совещаться не более 15 сек.
1. Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, а сегодня – работника, который поддерживает чистоту и порядок во дворе и на улице. ( Дворник)
2. Раньше- купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый человек, которого вы принимаете у себя в доме. ( гость)
3. Раньше – бес, дьявол; сейчас – противник, недруг, неприятель. (Враг)
4. Раньше – богатое женское платье для балла; сейчас – грубая рабочая одежда (роба)
5. Раньше - вензель, инициалы и фамилия красиво сплетённые между собой; сейчас – система условных знаков. (шифр)
6. Раньше – художник, который расписывал здание или стены, потолки в помещении; сейчас тот, кто выписывает газеты, журналы.( подписчик)
1 вед. Давайте сегодня вспомним пословицы и поговорки – это жемчужины русского языка, без употребления которых речь становится скучной и бесцветной. В следующем конкурсе командам нужно одним словом передать смысл поговорки. Каждый точный ответ жюри оценивает 1 баллом. Время – 30 сек.
1. У чёрта на куличках. ( далеко)
2. От горшка два вершка. ( маленький)
3. Хоть пруд пруди. ( Много)
4. Яблоку негде упасть. ( тесно)
5. Ни кола ни двора. ( мало)
6. Душа в пятках ( струсил)
7. Тяп – ляп ( небрежно)
8. Хоть глаз выколи ( темно)
( Жюри подводит итоги)
Музыкальная пауза.
3. Конкурс капитанов.
2 вед. Пословица тебя мы знаем,
Но не такою ты была,
Неужто буква озорная
Вновь чьё – то место заняла.
Капитаны тянут жребий.
Задание: На листочках написаны пословицы, в которых допущены описки. Найдите их и прочтите пословицы правильно. За каждую верно прочитанную пословицу по 2 балла. Время – 1 мин.
1 . Два сапога- тара.
2. Ус хорошо, а два – лучше.
3. Трус кормит, а лень – портит.
1.Один в золе не воин.
2. Сашу маслом не испортишь.
3. Правда глаза полет.
( Жюри подводит итог)
4.Импровизационные конкурсы.
1 вед. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь»- гласит русская пословица. Чтобы хорошо понимать прочитанное и увиденное, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.
Задание следующего конкурса: « Объясни смысл пословиц». Время – 1 мин. 5 баллов за правильный ответ.
Капитаны тянут жребий.
1. Язык до Киева доведёт.
2. Без языка и колокол нем.
- Язык мой – враг мой.
- Язык без костей.
( Жюри оценивает конкурс )
2 вед. Без фразеологии скуден наш родной язык. Следующий конкурс « Фразеологический зверинец».
Каждая команда получит листок , на котором нужно дописать недостающие слова в известных фразеологизмах. Время – 1мин.
5 баллов за правильный ответ.
- голоден как … - нем как…
- хитёр как … - грязный как…
- труслив как… - упрям как …
- здоров как … - колючий как …
( Жюри подводит итоги)
1 вед. Задача следующего конкурса показать пословицу пантомимой. Время – 2 мин. 5 баллов за точно показанную пословицу.
1. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
2. За одного битого двух небитых дают, да и тех не берут.
( оценки конкурса)
2 вед. Пока команды будут готовиться к конкурсу «Домашнее задание» по теме: Сказки о частях речи, мы проведём:
5. Конкурс болельщиков.
1. Что можно приготовить, но нельзя съесть? ( уроки)
2. Сколько месяцев в году имеет 28 дней? (все)
3. Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)
4. Что с земли легко поднять, но далеко не закинешь? (пух)
5. Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой.)
6. Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)
7. Она всегда маленькая, даже когда большая? (перемена)
8. Когда сутки короче: зимой или летом? (в сутках 24 часа)
6.Домашнее задание.
- Наш КВН подошел к концу. Просим жюри подвести итоги. А мы посмотрим выступление танцевальной группы.
Жюри подводит итоги всего конкурса.
Награждает победителей.
Звучит финальная песня.
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная школа №15 КВН по русскому языку: «Мой царь, мой друг, родной язык»
Проведён: Сидоренко Г.В г. Благодарный, 2011г. |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Дружба крепкая у нас».
Цель: способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки, формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу.
В результате занятия участники смогут:
- сформулировать законы дружбы,
- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных заданий,
- приобретут навыки работы в сотрудничестве.
Оборудование: вырезанные из картона лепестки для составления ромашки, ягодки с пословицами, грибки в корзинке, рисунки детей с портретами своих друзей, презентация «Наши школьные дела».
Ход мероприятия.
1. Вступительная беседа.
Учитель. – Ребята, сегодня мы поговорим о дружбе, о том как она помогает людям.
-Дружба- главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее.
И любая беда не беда
Если рядом друзья настоящие.
-Мы отправляемся на прогулку в сказочный лес дружбы.(слайд №1) Посмотрите на карту леса.(слайд №2)
Где бы вы хотели побывать? Давайте начнём путешествие!
С чего начинается дружба? (с улыбки) Давайте улыбнёмся, пусть у нас будет хорошее настроение! Встанем в хоровод и споём песню «Улыбка».
2.Игра «Собери пословицы».
-Мы пришли на опушку «Пословицы о дружбе» (слайд №3).
Давайте поиграем и посмотрим какие вы дружные. Игра называется «Собери ягодки-пословицы». На ягодках написаны половинки пословиц, вам надо их соединить. Один читает начало, а другой - конец. (Дети составляют пословицы).
Нет друга – ищи, ……………(а нашёл – береги)
Не имей сто рублей, ………..(а имей сто друзей)
Один за всех и ………………(все за одного)
Человек без друзей,………….(что дерево без корней)
Дружба – как стекло:…………(разобьёшь – не сложишь)
Старый друг лучше …………(новых двух)
Друг познаётся……………….(в беде)
Один за всех………………….(и все за одного)
-О чём эти пословицы?
3. Беседа о друзьях.
-Продолжаем путешествие по тропинке «Мои друзья». (Поют песню «Вместе весело шагать»)
-Расскажите о своих друзьях, покажите рисунки с их портретами. Какими качествами характера обладают ваши друзья? (Дети рассказывают).
Чтобы вы не ссорились с вашими друзьями, надо соблюдать законы дружбы.
4. Игра «Собери цветок «Законы дружбы».
-Посмотрите, мы пришли на полянку «Законы дружбы». (слайд №4)
Сколько красивых цветов растёт на полянке! Мы соберём ромашку из лепестков, на которых написаны законы дружбы. Будьте внимательны! Выберите только те законы, которые помогают дружить. ( Дети выбирают лепестки и составляют ромашку).
Прочитайте законы дружбы.( Нельзя жадничать. Нельзя грубить. Нельзя обманывать. Нельзя обижать.)
Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями.
Я видела, как вы дружно выполняли это задание, поэтому не сделали ни одной ошибки! Вам помогла дружба!
5.Игра «Собери грибки- дела».
-Мы подошли к горке «Наши школьные дела».(слайд №5) Как вы думаете, дружба помогает людям в делах, в работе? Почему?
- Давайте вспомним наши школьные дела. Вы будете собирать грибки-дела, которые выросли на горке благодаря вашим стараниям – смотрите на фотографии и называйте наши мероприятия. (Дети смотрят на слайды, за правильный ответ получают грибок) . Эти дела помогли вам сдружиться!
6.Песни о дружбе.
-Около весёлого ручейка мы будем танцевать и петь. (Дети танцуют и поют песню)
«В нашем классе никогда
Не бывает скучно.
Ждут нас новые дела
Делаем всё дружно!
Всех друзей соберём, к себе в гости позовём
И песенку для них споём!»
-Давайте представим, как будет прекрасно жить, если все вокруг подружатся!
«За руки возьмёмся, встанем в круг. Каждый человек человеку- друг!»
(Дети водят хоровод)
7.Итог мероприятия.
-Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите, что мы собрали в лесу дружбы? (Ягодки- пословицы, грибки- дела, цветок с законами дружбы)
При выполнении заданий вы помогали друг другу, научились ценить дружбу.
«Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг, то встать ему поможет друг,
Всегда в беде надёжный друг ему протянет руку.»
-Какое у вас настроение? Выберите шарик, соответствующий вашему настроению:
Жёлтый -весёлое настроение, красный- радостное, зелёный- спокойное, синий- грустное
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.
Задачи:
- расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;
- выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;
- выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений
Форма проведения: круглый стол
Готовясь к проведению круглого стола, попросим ребят и родителей ответить на следующие вопросы:
- Легко ли быть учеником?
- Чтобы учение было успешным ...
- Что обеспечивает успех урока?
- Почему мы хотим, чтобы ребенок хорошо учился?
- Что способствует повышению успеваемости дома?
Вступительное слово:
В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.
Обучение идет очень трудно. Дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном объёме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое представление о том, как их ребенок учится, ведь учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях!
Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.
Но прежде мы хотим, чтобы вы улыбнулись, “вошли в проблему”, для этого мы сейчас с помощью наших детей покажем вам шуточную сценку.
(-Когда ты собираешься делать уроки?
- После кино.
- После кино поздно!
- Учиться никогда не поздно!
- Почему ты дома не открываешь учебник?
- Ну ты же сама говорила, что учебники надо беречь!)
Вопрос к родителям:
- Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (ответы родителей на поставленный вопрос)
Стандартные ответы – чтобы был не хуже, других, чтобы поступил в институт, сделал карьеру и т.п. Но это для - нас. Давайте послушаем детей: легко ли им быть учениками и что значит – хорошо учиться? (выступление 3-4 учеников).
Вопрос к учителям:
- Что же, по вашему мнению, обеспечивает успех урока? Приглашенные учителя дают необходимую информацию о том, что нужно сделать учащимся, чтобы урок прошел не зря.
Исходя из выше сказанного следует:
- Для того чтобы повысить свою успеваемость необходимо относиться к учебе ответственно!
- Никогда не оправдывайте свою неуспеваемость причинами, от вас не зависящими: слишком трудные были задания на контрольной, придирчив учитель и т.п.
Давайте спросим сегодня тех, кто к учебе относится добросовестно, в чем секрет их успеха? (2 учащихся делятся опытом)
Давайте выработаем программу по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Примите советы, которые помогут повысить свою успеваемость.
- Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.
- Составьте план изучения предметов.
- Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.
- Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.
Советы родителям:
- Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.
- Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
- Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
- Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
- Не ругайте, а учите!
А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе “докопаться” до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности
Обмен мнениями по вопросу “Почему у наших детей снижается интерес к учению?”
Подведение итогов собрания.
Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас родителей. Каждый ребенок уникален. В заключении хочется, чтобы вы, ребята, не теряли времени даром и старались изо всех сил хорошо учиться. Тогда ваши старания увенчаются успехом в учебе, что принесет, в свою очередь, каждому ученику и его родителям много радости и большое удовлетворение, Я подготовила для вас буклеты “Психотерапия неуспеваемости” и с удовольствием предлагаю их вам, завершая сегодняшний разговор (раздаю рекомендации родителям).
Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)
Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.
Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.
Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.
Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”
Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.
Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....