КВН по русскому языку
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Сидоренко Галина Васильевна

Этот материал поможет учителю в интересной игровой форме проверить не только знания учащихся по русскому языку, но и привить интерес к изучению родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_po_russkomu_yazyku.doc50.5 КБ
Microsoft Office document icon классный час31.5 КБ
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_na_temu.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

КВН  по русскому языку  « Мой царь! Мой друг! Родной язык!»

Неделя русского языка.

Цель:

-  формирование интереса у обучающихся к русскому языку посредством игрового и занимательного материала;

- развивать логическое мышление, память, внимание, творческие способности, речь, смекалку.

                                                          Ход занятия

1 вед. Добрый день дорогие друзья!

2 вед. Мы рады приветствовать вас на нашем КВНе, посвящённом русскому языку.

1 вед. В названии нашего конкурса взята строка из стихотворения русского поэта  Валерия Брюсова.

              Мой верный друг!

              Мой враг коварный!

               Мой царь! Мой раб!

               Родной язык.

2 вед. Эта цитата замечательного русского поэта напоминает нам, сколь неоднозначно это явление – язык.

1 вед. Да и пословицы нашего народа говорят нам о том, что язык может быть великим счастьем, а может быть источником бед и страданий. Сегодня мы будем говорить о родном, столь близком нам русском языке.

2 вед. Итак, мы начинаем КВН. И прежде всего позвольте представить членов жюри:

    1.____________________________________________

    2.____________________________________________

    3.____________________________________________

    4.____________________________________________

        1. Приветствие команд.

1 вед. Прошу команды занять свои игровые места ( под музыку)

 В игре участвует команда «                        » и команда «                 ». И они готовы показать свои визитные карточки – приветствия.

 Прошу капитанов команд вытянуть жребий.

Конкурс оценивается по 5 системе.

                     ( команды показывают свои визитные карточки)

2 вед. Итак, свои визитки предъявляли команда « »

и команда « ». Внимание! Слушаем оценки жюри.

                     ( жюри выставляют оценки )

1 вед. Команды, особенно не радуйтесь и особенно не огорчайтесь – это только первые оценки первого конкурса. Вся борьба впереди.

                                    2. Разминка.

2 вед. Следующий конкурс  - разминка. Капитаны тянут жребий.

В этом конкурсе мы будем говорить о родном, столь близком нам русском языке. Насколько мы способны любить  и беречь родное русское слово и покажет этот конкурс. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Задание: Многие слова русского языка имеют не одно значение, а два, три и более. Вот вы и должны назвать в каких случаях мы употребляем слова «язык» и «плитка». Время выполнения – 1 мин.

  1 команда  - язык:

- орган ротовой полости человека и животного;

- средство общения;

- пленный;

 - огонь пламени;

- металлический стержень в колоколе.

2 команда- плитка:

- плитка шоколада;

- тротуарная плитка;

-  газовая плитка;

- кафельная плитка.

            ( команды отвечают, а жюри отмечает кол-во точных ответов)

1 вед. Удивительно, но именно маленькие дети очень тонко чувствуют родной язык, способы словообразования и придумывают новые слова, способные очаровать вас своим звучанием. В следующем задании, за каждый правильный ответ вы будете получать по1 баллу, а если не отвечает одна команда, то ход переходит к другой.

Задание: Попробуйте догадаться, что значат придуманные детьми слова:

  1. Гудильник- будильник.
  2. Строганок – рубанок.
  3. Копатка – лопатка.
  4. Мазелин - вазелин.
  5. Людёнок – ребёнок.
  6. журчей – ручей.
  7. Бибика – Машина
  8. Пулять – стрелять
  9. Песковатор – экскаватор

 10.    Кружинка - пружинка

                       ( время-30 сек. на ответ)

2 вед. Лев Васильевич Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет: « Каждое слово может иметь в языке второе, третье и ещё многие значения, но некоторые значения лишь временно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами.» Вот о таких старых – новых словах мы и поговорим в следующем задании. Условие этого конкурса остаются те же, за каждый правильный ответ – 1балл, если команда не отвечает, то ход переходит к другой команде. Команда может совещаться не более 15 сек.

1. Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, а сегодня – работника, который поддерживает чистоту и порядок во дворе и на улице. ( Дворник)

2. Раньше- купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый человек, которого вы принимаете у себя в доме. ( гость)

3. Раньше – бес, дьявол; сейчас – противник, недруг, неприятель. (Враг)

4. Раньше – богатое женское платье для балла; сейчас – грубая рабочая одежда  (роба)

5. Раньше - вензель, инициалы и фамилия красиво сплетённые между собой; сейчас – система условных знаков. (шифр)

6. Раньше – художник, который расписывал здание или стены, потолки в помещении; сейчас тот, кто выписывает газеты, журналы.( подписчик)

1 вед. Давайте сегодня вспомним пословицы и поговорки – это жемчужины  русского языка,  без употребления которых речь становится скучной и бесцветной. В следующем конкурсе командам нужно одним словом передать смысл поговорки. Каждый точный ответ жюри оценивает 1 баллом. Время – 30 сек.

1. У чёрта на куличках. ( далеко)

2. От горшка два вершка. ( маленький)

3. Хоть пруд пруди. ( Много)

4. Яблоку негде упасть. ( тесно)

5. Ни кола ни двора. ( мало)

6. Душа в пятках ( струсил)

7. Тяп – ляп ( небрежно)

8. Хоть глаз выколи ( темно)

   ( Жюри подводит итоги)

Музыкальная пауза.

                        3. Конкурс капитанов.

2 вед. Пословица тебя мы знаем,

            Но не такою ты была,

              Неужто буква озорная

                Вновь чьё – то место заняла.

Капитаны тянут жребий.

Задание: На листочках написаны пословицы, в которых допущены описки. Найдите их и прочтите пословицы правильно. За каждую верно прочитанную пословицу по 2 балла. Время – 1 мин.

1 . Два сапога- тара.

2. Ус хорошо, а два – лучше.

3. Трус кормит, а лень – портит.

1.Один в золе не воин.

2. Сашу маслом не испортишь.

3. Правда глаза полет.

           ( Жюри подводит итог)

        4.Импровизационные конкурсы.

1 вед. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь»- гласит русская пословица. Чтобы хорошо понимать прочитанное и увиденное, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.

Задание следующего конкурса: « Объясни смысл пословиц». Время – 1 мин. 5 баллов за правильный ответ.

                    Капитаны тянут жребий.

1. Язык до Киева доведёт.

2. Без языка и колокол нем.

  1. Язык мой – враг мой.
  2. Язык без костей.

( Жюри оценивает конкурс )

 

2 вед. Без фразеологии скуден наш родной язык. Следующий конкурс « Фразеологический зверинец».

Каждая команда получит листок , на котором нужно дописать недостающие слова в известных фразеологизмах. Время – 1мин.

5 баллов за правильный ответ.

- голоден как …        - нем как…

- хитёр как …                                           - грязный как…

- труслив как…                                        - упрям как …

- здоров как …        - колючий как …

( Жюри подводит итоги)

1 вед. Задача следующего конкурса  показать пословицу пантомимой. Время – 2 мин. 5 баллов за точно показанную пословицу.

1. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

2. За одного битого двух небитых дают, да и тех не берут.

( оценки конкурса)

2 вед. Пока команды будут готовиться к конкурсу «Домашнее задание» по теме: Сказки о частях речи, мы проведём:

                             5. Конкурс  болельщиков.

1. Что можно приготовить, но нельзя съесть? ( уроки)

2. Сколько месяцев в году имеет 28 дней? (все)

3. Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)

4. Что с земли легко поднять, но далеко не закинешь? (пух)

5. Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой.)

6. Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)

7. Она всегда маленькая, даже когда большая? (перемена)

8. Когда сутки короче: зимой или летом? (в сутках 24 часа)

        6.Домашнее задание.

  1. Наш КВН подошел к концу. Просим жюри подвести итоги. А мы посмотрим выступление танцевальной группы.

                      Жюри подводит итоги всего конкурса.

                      Награждает победителей.

Звучит финальная песня.

                                         Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

                                          Средняя Общеобразовательная школа №15

КВН

по русскому языку:

«Мой царь, мой друг, родной язык»

        

                                                Проведён:

                                                               Сидоренко Г.В

                                     г. Благодарный, 2011г.



Предварительный просмотр:

Классный час  

«Дружба крепкая у нас».

 

Цель: способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки,        формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу.

  В результате занятия участники смогут:

-         сформулировать законы дружбы,

-          практиковать навыки взаимопомощи при решении различных заданий,

-          приобретут навыки работы в сотрудничестве.

 Оборудование: вырезанные из картона  лепестки для составления ромашки, ягодки с пословицами, грибки в корзинке, рисунки детей с портретами своих друзей, презентация «Наши школьные дела».

                                                                            Ход мероприятия.

 1. Вступительная беседа.

Учитель. – Ребята, сегодня мы поговорим о дружбе, о том как она помогает людям.

-Дружба- главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда не беда

Если рядом друзья настоящие.

-Мы отправляемся на прогулку в сказочный лес дружбы.(слайд №1) Посмотрите на карту леса.(слайд №2)

Где бы вы хотели побывать? Давайте начнём путешествие!

 С чего начинается дружба? (с улыбки) Давайте улыбнёмся, пусть у нас будет хорошее настроение! Встанем в хоровод и споём песню «Улыбка». 

 2.Игра «Собери пословицы».

-Мы пришли на опушку «Пословицы о дружбе» (слайд №3).

Давайте поиграем и посмотрим какие вы дружные. Игра называется «Собери ягодки-пословицы». На ягодках написаны половинки пословиц, вам надо их соединить. Один читает начало, а другой - конец. (Дети составляют пословицы).

Нет друга – ищи, ……………(а нашёл – береги)

Не имей сто рублей, ………..(а имей сто друзей)

Один за всех и ………………(все за одного)

Человек без друзей,………….(что дерево без корней)

Дружба – как стекло:…………(разобьёшь – не сложишь)

Старый друг лучше …………(новых двух)

Друг познаётся……………….(в беде)

Один за всех………………….(и все за одного)

 

-О чём эти пословицы?

3. Беседа о друзьях. 

-Продолжаем путешествие по тропинке «Мои друзья». (Поют песню «Вместе весело шагать»)

 -Расскажите о своих друзьях, покажите рисунки с их портретами. Какими качествами характера обладают ваши друзья? (Дети рассказывают).

Чтобы вы не ссорились с вашими друзьями, надо соблюдать законы дружбы. 

 4. Игра «Собери цветок «Законы дружбы».

-Посмотрите, мы пришли на полянку «Законы дружбы». (слайд №4)

Сколько красивых цветов растёт на полянке! Мы соберём ромашку из лепестков, на которых написаны законы дружбы. Будьте внимательны! Выберите только те законы, которые помогают дружить. ( Дети выбирают лепестки и составляют ромашку).

 Прочитайте законы дружбы.( Нельзя жадничать. Нельзя грубить. Нельзя обманывать. Нельзя обижать.)

Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями.

Я видела, как вы дружно выполняли это задание, поэтому не сделали ни одной ошибки! Вам помогла дружба!

   5.Игра «Собери грибки- дела».

-Мы подошли к горке «Наши школьные дела».(слайд №5) Как вы думаете, дружба помогает людям в делах, в работе? Почему?

- Давайте вспомним наши школьные дела. Вы будете собирать грибки-дела, которые выросли на горке благодаря вашим стараниям – смотрите на фотографии и называйте наши мероприятия. (Дети смотрят на слайды, за правильный ответ получают грибок) . Эти дела помогли вам сдружиться! 

6.Песни о дружбе. 

-Около весёлого ручейка мы будем танцевать и петь. (Дети танцуют и поют песню)

   «В нашем классе никогда

     Не бывает скучно.

     Ждут нас новые дела

     Делаем всё дружно!

 Всех друзей соберём, к себе в гости позовём

 И песенку для них споём!»

 -Давайте представим, как будет прекрасно жить, если все вокруг подружатся!

«За руки возьмёмся, встанем в круг. Каждый человек человеку- друг!»

(Дети водят хоровод)

7.Итог мероприятия.

-Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите, что мы собрали в лесу дружбы? (Ягодки- пословицы, грибки- дела, цветок с законами дружбы)

При выполнении заданий вы  помогали друг другу, научились ценить дружбу.

        «Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,

          Тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт,

         А если и споткнётся вдруг, то встать ему поможет друг,

         Всегда в беде надёжный друг ему протянет руку.»

 

-Какое у вас настроение? Выберите шарик, соответствующий вашему настроению:

Жёлтый -весёлое настроение, красный- радостное, зелёный- спокойное, синий- грустное



Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

 

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи: 

  • расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;
  • выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;
  • выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений

Форма проведения: круглый стол

Готовясь к проведению круглого стола, попросим ребят и родителей ответить на следующие вопросы:

  • Легко ли быть учеником?
  • Чтобы учение было успешным ...
  • Что обеспечивает успех урока?
  • Почему мы хотим, чтобы ребенок хорошо учился?
  • Что способствует повышению успеваемости дома?

Вступительное слово:

В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.

Обучение идет очень трудно. Дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном объёме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое представление о том, как их ребенок учится, ведь учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях!

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

Но прежде мы хотим, чтобы вы улыбнулись, “вошли в проблему”, для этого мы сейчас с помощью наших детей покажем вам шуточную сценку.

(-Когда ты собираешься делать уроки?

- После кино.

- После кино поздно!

- Учиться никогда не поздно!

- Почему ты дома не открываешь учебник?

- Ну ты же сама говорила, что учебники надо беречь!)

Вопрос к родителям:

- Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (ответы родителей на поставленный вопрос)

Стандартные ответы – чтобы был не хуже, других, чтобы поступил в институт, сделал карьеру и т.п. Но это для - нас. Давайте послушаем детей: легко ли им быть учениками и что значит – хорошо учиться? (выступление 3-4 учеников).

Вопрос к учителям:

- Что же, по вашему мнению, обеспечивает успех урока? Приглашенные учителя дают необходимую информацию о том, что нужно сделать учащимся, чтобы урок прошел не зря.

Исходя из выше сказанного следует:

  • Для того чтобы повысить свою успеваемость необходимо относиться к учебе ответственно!
  • Никогда не оправдывайте свою неуспеваемость причинами, от вас не зависящими: слишком трудные были задания на контрольной, придирчив учитель и т.п.

Давайте спросим сегодня тех, кто к учебе относится добросовестно, в чем секрет их успеха? (2 учащихся делятся опытом)

Давайте выработаем программу по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Примите советы, которые помогут повысить свою успеваемость.

  • Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.
  • Составьте план изучения предметов.
  • Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.
  • Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.

Советы родителям:

  • Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.
  • Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
  • Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
  • Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
  • Не ругайте, а учите!

А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе “докопаться” до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности

Обмен мнениями по вопросу “Почему у наших детей снижается интерес к учению?”

Подведение итогов собрания.

Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас родителей. Каждый ребенок уникален. В заключении хочется, чтобы вы, ребята, не теряли времени даром и старались изо всех сил хорошо учиться. Тогда ваши старания увенчаются успехом в учебе, что принесет, в свою очередь, каждому ученику и его родителям много радости и большое удовлетворение, Я подготовила для вас буклеты “Психотерапия неуспеваемости” и с удовольствием предлагаю их вам, завершая сегодняшний разговор (раздаю рекомендации родителям).

Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...