Программа летнего спортивно-оздоровительного лагеря
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Больше-Фроловская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза имени П.Г.Шафранова Буинского муниципального района РТ»
«Утверждаю»
Директор школы ______Мухаметзянов М.И.
Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
«Радуга»
2018 год.
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Радуга » |
2 | Цель программы | Организация отдыха и оздоровления, обучающихся школы в летний период. |
3 | Направление деятельности | Физическое и духовное развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности. |
4 | Краткое содержание программы | Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
5 | Авторы программы | Начальник лагеря Садриева К.К Воспитатели лагеря: Кудряшова И.М., Латыпов И.Л. |
6 | Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу | МБОУ «Больше-Фроловская ООШ имени Героя Советского Союза П.Г.Шафранова Буинского муниципального района РТ» |
7 | Адрес, телефон | РТ,Буинский район, с.Большое Фролово, ул. Гагарина д.2 |
8 | Место реализации | Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием |
9 | Количество учащихся | 20 обучающихся |
10 | Срок реализации программы | С 6 июня по 29 июня 2018 года |
Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.
М. Монтень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе нашей школы. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты. В программе есть «Устав» лагеря, где прослеживаются правовые взаимоотношения педагогов и детей. Кроме этого в программе представлены законы и правила, песня лагеря, описаны органы детского самоуправления, для оформления лагеря предложены рубрики «Пресс-центра».
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Цели и задачи программы
Цель - организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.
Задачи:
- Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
- Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью.
- Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
- Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности
- Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
- Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
- Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
- Безусловная безопасность всех мероприятий
- Учет особенностей каждой личности
- Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря
- Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря
- Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
- Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
- Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых
- Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности
- Художественно - творческое направление
- Трудовая деятельность
- Физкультурно-оздоровительная деятельность
- Эстетическое направление
- Образовательное направление
- Досуговая деятельность
Физкультурно – оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
- Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
- Выработка и укрепление гигиенических навыков;
- Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
- Утренняя гимнастика (зарядка)
- Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке.
- Подвижные игры на свежем воздухе
- Эстафеты
- Тематический день «День России»
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
- Пробуждать в детях чувство прекрасного;
- Формировать навыки культурного поведения и общения;
- Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
- Посещение кинотеатров, музеев
- Экскурсии
- Конкурсы:
- Конкурс оформления отрядных уголков
Художественно – творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
- Изобразительная деятельность
- Конкурсные программы
- Игровые творческие программы
- Творческие игры
- Праздники
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
- Бытовой самообслуживающий труд;
- Общественно значимый труд, (уборка прилегающей территории)
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в уход за одеждой и обувью, уборку помещений от мусора и пыли, создания уюта.
Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.
Образовательная деятельность
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:
- Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;
- Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Досуговая деятельность
Задачи досуговой деятельности:
- Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
- Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
- развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе.
- отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
- самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
- творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
- общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Нормативно-правовые документы
В основе концепции программы следующие нормативно-правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Программа «Дети России», Указ Президента № 18.08.94.№ 1996г.
- Положение о лагере дневного пребывания .
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
- Приказы отдела образования.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Планы работы.
Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»
Условия реализации программы.
- Нормативно-правовые условия:
- Закон «Об образовании РФ»
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Устав школы. Положение о лагере дневного пребывания.
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Приказы отдела образования.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Акт приемки лагеря.
- Заявления от родителей.
- Планы работы.
- Материально-технические условия предусматривают:
Применение | Ответственные | |
1 | 2 | 4 |
Кабинеты | Комната отдыха, игровая комната | Начальник лагеря, воспитатель, технический персонал |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Воспитатель, начальник лагеря |
Актовый зал | Праздничные мероприятия и концерты, работа детской творческой мастерской | Воспитатель, Начальник лагеря |
Медпункт | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Фельдшер |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Библиотекарь |
Школьная столовая | Завтрак, обед, полдник | Повар |
Комнаты гигиены | Туалеты раздевалка | Начальник лагеря, воспитатель, технический персонал |
РЕЖИМ ДНЯ пришкольного лагеря «РАДУГА»
Элементы режима дня | Пребывание детей | |
с 8.30 до 14.30 часов | ||
Сбор детей | Доброе утро! Солнце встаёт – спать ребятам не даёт! | 8.30-8.45 |
Зарядка | Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку | 8.45 – 9.00 |
Утренняя линейка | На линейку всем пора, план работы узнать друзья! | 9.00-9.15 |
Завтрак | Каша, чай, кусочек сыра – вкусно, сытно и красиво! | 9.15 – 10.00 |
Работа по плану отрядов. Трудовой десант. | Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы. | 10.00– 12.00 |
Оздоровительные процедуры | Ждёт нас здесь много забав интересных,соревнований, прогулок чудесных! | 12.00-13.00 |
Обед | Нас столовая зовёт, суп отличный и компот! | 13.00 - 14.00 |
Свободное время | Надо в порядок мысли привести! | 14.00-14.30 |
Уход домой | За день итоги мы подведём. До свидания! Завтра ждём! | 14.30 |
План работы пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Радуга»
ДЕНЬ | МЕРОПРИЯТИЯ |
День первый | Добро пожаловать в детство. Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе» |
День второй | «Ярмарка идей» Посещение бассейна «Дельфин» |
День третий | День дружбы |
День четвёртый | день друзей. Посещение ледового дворца |
День пятый
| День волшебных сказок |
День шестой | День России . Интеллектуальный конкурс «Россия – Родина моя!» |
День седьмой | День безопасности. Викторина по правилам дорожного движения «Красный, жёлтый и зелёный» |
День восьмой | День здоровья и спорта |
День девятый | День фантазий и юмора |
День десятый | День юных талантов. «В гостях у Самоделкина» -творческая игра |
День одиннадцатый | День игр и игрушек |
День двенадцатый | День экологии. Экскурсия на гремячий ключ |
День тринадцатый | День приключений. «Эти забавные животные» развлекательно-познавательная игра |
День четырнадцатый | День семьи. «Моя родословная» конкурс проектов |
День пятнадцатый | День рекордов. Подвижные игры |
День шестнадцатый | День цветов. Посещение ЦКР |
День семнадцатый | День Нептуна |
День восемнадцатый | День музея |
День девятнадцатый | Фото-сессия «Как нам вместе хорошо» |
День двадцатый
| День музыки. «Угадай мелодию»-конкурс песен |
День двадцать первый | Торжественное закрытие лагеря. Танцевальный рай. |
Примечание.
Планируется посещение экскурсий, библиотеки, кинотеатра, театра в соответствии с предложенными мероприятиями.
№ | День | Символ дня | В это день проводятся…… |
1 | Коллективный | Красный цвет | ……..коллективные мероприятия лагеря (КТД), в которых каждый ребенок принимает участие. |
2 | Особый | Оранжевый цвет | …… такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены. |
3 | Житейский | Желтый цвет | …….такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений |
4 | Задорный | Зеленый цвет | ……смешные конкурсы, веселые мероприятия |
5 | Главный | Голубой цвет | ….. мероприятия патриотического направления |
6 | Спортивный | Синий цвет | …….спортивные соревнования |
7 | Фантазийный | Фиолетовый цвет | …………мероприятия, развивающие фантазию детей |
Устав лагеря «Радуга»
Педагоги обязаны:
- Иметь свой план работы и следовать ему.
- Организовывать активный, интеллектуально-эмоциональный и насыщенный отдых в течение дня.
- Жить и творить вместе с членами отряда.
- Предоставить каждому ребенку свободу выбора.
- Уметь понимать себя и других.
- Знать о местонахождении каждого ребенка в течение дня.
- Быть искренними.
- Помочь каждому ребенку, если ему трудно.
- Верить в свой отряд.
Педагог имеет право:
- Быть не руководителем, а товарищем.
- Помогать членам отряда в реализации их идей.
- Помнить, что воспитывают не только словом, но и делом и личным примером.
- Чаще вспоминать, какими они были в детском возрасте.
Дети обязаны:
- Неукоснительно соблюдать режим.
- Бережно относиться к имуществу лагеря.
- Принимать активное участие во всех мероприятиях.
- Найти себе занятие по душе.
- Быть полезным для других.
- Верить в себя и свои силы.
- Реализовывать все свои способности и таланты.
- Не скучать.
Дети имеют право:
- Иметь свою точку зрения и уметь её отстоять.
- Разделить с педагогами ответственность за организацию жизни отряда.
- Иметь время для занятий по интересам.
- Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью отряда.
- Фантазировать. Изобретать. Творить.
Законы и правила лагеря «Радуга»
Закон хозяина.
«Радуга» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.
Закон точности.
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
Закон поднятых рук.
Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего спортивно - здоровительного лагеря с дневным пребыванием "Колокольчик"
Данная прогорамма - одна из программ, реализуемых в МБОУ СОШ № 1 в рамках ОЭР по теме "От здоровьесбережения к здоровьеформировнию" ....
Образовательная программа летнего спортивно-оздоровительного лагеря
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь...
ПЛАН РАБОТЫ зимнего спортивно - оздоровительного пришкольного лагеря «Мечта» с дневным пребыванием детей
План работы зимнего пришкольного лагеря "Мечта"...
Программа летнего городского оздоровительного лагеря "Ягодка" с дневным пребыванием детей
Программа летнего городского оздоровительного лагеря "Ягодка" с дневным пребыванием детенй на базе ГБОУ цо № 951...
Программа летней спортивно-оздоровительной площадки "Планета детства"
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей в каникулярное время.Работа дворовой площадки обеспечивает организацию содержательного ...
ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО СПОРТИВНО -ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ
Программа летнего спортивного лагеря с дневным пребыванием. С приложениями....
ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ «СТРАНА СПОРТЛАНДИЯ»
ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ«СТРАНА СПОРТЛАНДИЯ»...