Образовательная программа летнего спортивно-оздоровительного лагеря
рабочая программа по теме

Исупова Ольга Викторовна

  Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lagerya_podrobnaya.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                     «Средняя        общеобразовательная школа №3»

СОГЛАСОВАНО                                                                          УТВЕРЖДЕНО

Специалист                                                                                      Директор школы

Комитета образования                                                                    ________ Л.И.Гришкина

___________Е.А.Борисова

«____»_________2011 г.                                                                 «_____» _________2011 г.

 Образовательная программа летнего

 спортивно-оздоровительного лагеря

«Солнышко»

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Пикалёво

                                     

                                                 Автор программы: начальник лагеря

                                        Исупова Ольга Викторовна

Пояснительная записка

В настоящее время общество осознало необходимость осуще ствления культурных целей образования, ориентированных на лич ность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного вре мени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

Давно известно, что во время летних каникул происходит раз рядка накопившейся за год напряженности, восстановление израс ходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей 

Лето – роскошные дни школьных каникул, когда дети открывают мир и себя в этом мире, осваивают летнее пространство времени, пытаются узнать все о чем-нибудь и что-нибудь, обо всем абсолютно добровольно и всегда с удовольствием. Лето – время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Лес, поле, луг, речка, озеро…- пространство постижения природы и себя в ней. Лагерный « пятачок» - территория активной жизни. Каждый день, каждый час в лагере удивителен и неповторим. Организовывая свою деятельность, дети умнеют, становятся лучше.

  Разработка данной программы организации каникулярного от дыха, оздоровления и занятости детей была вызвана тем, что:

  1. Многие семьи находятся в сложных экономических условиях;
  2. Наш город находится в 300 км. от областного центра, т.е. нашим детям в своем большинстве недоступно посещение музеев, театров, досуговых центров.
  3. В период школьных каникул не работает большинство кружков по интересам.
  4. Укрепление здоровья и организация досуга учащихся.
  5.      Именно первоочередной задачей летнего пришкольного лагеря является физическое и духовное оздоровление детей и подростков.

Данная программа по своей направленности является ком плексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объе диняет различные направления оздоровления, отдыха и

воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение 21 дня.

        Настоящая Программа составлена в соответствии с Декларацией прав ребенка, Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом РФ «Об образовании». Программа является продолжением и составной частью воспитательной системы МОУ «СОШ №3» г. Пикалёво, основанной на идеях педагогической поддержки индивидуализации и социализации личности ребенка. В ней предусматривается продолжение деятельности педагогического коллектива по реализации задач приоритетного национального проекта «Образование».    

Цели программы

Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих пол ноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие, формирования толерантных отношений между участниками воспитательного процесса.

Задачи:1. Раскрытие творческих способностей каждого ребенка через организацию активной досуговой деятельности.

2. Развитие социально – коммуникативных качеств и умений, способности жить в коллективе.

3. Обогащение нравственного опыта ребенка  при помощи педагогически организованных ситуаций (индивидуальных бесед, отрядных дел и др.).

4. Формирование у учащихся общей культуры и навыков здорового образа жизни.

5.Методическое обеспечение разнообразных форм отдыха и оздоровления

     детей в каникулярное время.

Деятельность, общение и отношения в летнем оздоровительном лагере строятся на следующих принципах:

  1. комплексность (работают все);
  2. непрерывность (динамичный процесс);
  3. упор на недопущение девиации ( исправить труднее);
  4. настойчивость (терпимость);
  5. не навредить ( социальная ответственность);
  6. добровольность;
  7. интерес;
  8. активность.

Механизм реализации   поставленных целей и задач включает в себя следующие направления:

  1. здоровье;
  2. интеллектуально-творческое;
  3. нравственно-патриотическое;
  4. экологическое;
  5. работа с кадрами

Программа предназначена для  детей 6,5 - 12 лет. Для физического, интеллектуального и творческого развития ребенка  все  мероприятия планируются по следующим блокам: «Здоровье и спорт», « Палитра фантазий»,  « Познание чудес природы». «Я и мир вокруг меня»

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

  1. Здоровье и спорт

1.Утренняя зарядка.

2.Час здоровья.

3.Спорт и мы (день бегуна, день прыгуна и т.д.).

4.Весёлые старты.

5.Шахматный турнир.

6. «Час игры» (работа игровых площадок).

7.Беседы:

  1. «Рациональное распределение свободного времени».
  2. «Правильное питание»
  3. «Вредные привычки и их влияние на здоровье».

8.Встречи с инспекторами ПДН, ГБДД «Безопасное лето».

9.Индивидуальные беседы с учащимися «группы риска».

  1. выявление проблемных детей;
  2. направление на консультацию к психологу и мед. специалисту;
  3. консультации по результатам диагностики;
  4. выработка рекомендаций  по работе с детьми «группы риска»

2.«Палитра фантазий» (интеллектуально-творческое воспитание)

1.Занятия по интересам.

2. «Ярмарка идей».

3.Конкурс рисунков:

  1. «Мечты сбываются»;
  2. «Нет вредным привычкам»;
  3. «Рисуем сказку».

4.Конкурс отрядной газеты.

5.Творческие конкурсы.

6.Театрализованное представление сказки.

7.Игровые программы:

  1. «Обыкновенное и невероятное»;
  2. «Путешествие по станциям».

8.Литературные чтения.

9. Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце».

10.Конкурс поделок, букет «Летние фантазии».

11.Литературные чтения.

12.Музыкальный час.

3. Познание чудес природы (экологическое воспитание)

1.Просмотр видеофильмов:

  1. «Голубая планета»;
  2. «Правда о горбатом ките»»,
  3. «Африка. Джунгли»,
  4. «Обезьяны».

2.Путешествие «В гостях у Берендея» (по станциям)

     1-я - «Зеленый друг».

     2-я – «Лесная аптека».

     3-я – «Остроглаз».

     4 –я –«Маленькие тайны природы».

     5 –я –«Охрана природы».

     6-я –«Бюро погоды».

3. Акция «Зеленый дом».

     1) Храм природы:

  1. экскурсии «Войди в природу».
  2. КВН.  

      2) Кто живет в лесу: парад лесных жителей

       3) Что в лесу растет:

  1. «Деревья нашего края»;
  2. «Цветы нашего края»;
  3. «Лекарственные растения нашего края»
  4. экскурсия в библиотеку «Они могут исчезнуть»

                   ( по Красной книге Ленинградской области)

4) Познавательная программа «Экологическое ассорти».

5)Трудовой десант на Уголках красоты \поливка, прополка цветов\.

  1. «Я и мир вокруг меня» (нравственно-патриотическое воспитание)

1.Экскурсии в школьный музей.

2.Интеллектуальная игра «С чего начинается Родина».

3.Праздник «Счастливое детство».

4.День добрых дел.

5.Урок мужества «Подвиг их бессмертен» (об участниках ВОВ)

6.Просмотр фильмов о ВОВ.

7. Конкурс стихов «Люблю тебя, мой край родной».

Условия успешной реализации программы.

1. Подготовительный период – на этом этапе проводится анализ работы по летнему отдыху детей за прошедший летний сезон 2010 года. Выявляются наиболее сильные и слабые стороны. Определяются направления, цели и задачи на сезон 2011 г. Проводится подбор и расстановка кадров и комплектования временных детских объединений.

2.Организационный (адаптационный) период -   один из наиболее важных и трудных моментов лагерной смены. От него зависит, как пройдет вся смена. Поэтому, чтобы дети вошли в новую жизнь с интересом и желанием, ставятся следующие задачи:

  1. Выявить особенности и интересы детей в условиях временного детского коллектива.
  2. Предупредить возникновение конфликтов.
  3. Помочь найти каждому ребенку удобную социальную позицию и творческую нишу в лагере.
  4. Сформировать органы самоуправления и включить детей в реализацию программы смены.

            В этот период целесообразно отдавать предпочтение игровым формам: могут быть использованы групповые игры, игры-задания, подвижные игры на местности.

         В течение орг. периода проходит запуск    программы    (объяснение    задач    смены,    выборы    органов самоуправления, создание символов, атрибутов, выбор названия отрядов).

3. Основной период — это период выполнения поставленных задач.

          Основной период смены характеризуется приобретением знаний, навыков общения, развитием творческих способностей и укреплением здоровья (физического, нравственного, психического) детей через занятия в творческих объединениях по интересам, участие в конкурсах, викторинах, состязаниях, эстафетах,  спартакиадах, веселых стартах, деловых играх, путешествиях.

Мероприятия, предлагаемые в программе в этот период, способствуют:

  1. Формированию и укреплению детских коллективов
  2. Созданию психологического климата в отряде
  3. Оздоровлению детей, формированию в потребности в ЗОЖ
  4.         Развитию творческой и познавательной активности.

 4. Итоговый период - период подведения итогов смены:

             

Заключительный период смены характеризуется награждением организаторов, активных детей, осуществляется сбор материалов смены, итоговое анкетирование.

Заключительный период – это эмоциональная рефлексия, т.е. осознание важности приобретения новых друзей, анализ смены в форме обмена впечатлений. На первый план выходит эмоциональное общение. Необходимо еще раз подчеркнуть все хорошее, что было в  течение смены. Традиционно последний день заканчивается заключительным концертом, прощальными огоньками.

                Реализация данной программы возможна лишь при условии ответственности, инициативности, творческого подхода, искренней любви к своему делу и детям со стороны всех взрослых.

5.Постлагерный период – в этот период идет анализ работы лагеря, подведение итогов. Эта информация поможет продуктивнее провести подготовку к новому сезону, оптимальнее распределить сотрудников и штата лагеря.

Участники программы

1. Воспитатели, дети

2. Школьная и городская библиотеки

3. ДК и ДДТ

 РАБОТА С КАДРАМИ (с воспитателями и вожатыми).

        1.Обсуждение основных положений Программы            и возможных путей её реализации.

        2.Организация обучения всех участников реализации Программы.

        3. Корректирование плана работы по направлениям.

        4. Разработка и внедрение методической литературы обеспечивающей

            просветительные аспекты программы.

        5.Провести социологические исследования по изучению интересов,

 увлечений и занятий учащихся, выявлению их ценностных   ориентаций.

         6.Разработка мероприятий, которые уменьшают риск возникновения

               заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами

               жизни детей и подростков.

         7.Индивидуальная работа с воспитателями с целью проведения намеченных мероприятий.

          8.Анализ проведенных мероприятий с целью выявления положительных и отрицательных сторон.

          9.Пропаганда здорового образа жизни .

          10.Оказание методической помощи вожатым по работе с детьми.

Кадровое обеспечение

-Начальник лагеря  

-Педагоги – воспитатели –8 человек

-Организатор спортивно-массовой работы – 1 человек

-Медицинский работник-1 человек

-Обслуживающий персонал-1 человек

-Работники столовой –4 человека

-Зам. директора по АХЧ- 1 человек

-Рабочий по обслуживанию здания – 1 человек

Бухгалтер – 2 человека

Организатор- 1 человек

Источники финансирования

      Финансирование программы осуществляется в рамках средств выделяемых:

  1. средства бюджета Ленинградской области и муниципальный бюджет
  2. средства родителей.

Материально-техническое обеспечение

1.База для работы ДОЛ

- игровые комнаты в школе, школьная столовая, спортивный зал, музей школьный стадион

- библиотека.

2.Магнитофон, телевизор, DVD

3. Спортивный инвентарь, настольные игры.

4.Прикладные материалы (бумага, клей, фломастеры и т, п.)

Методическое обеспечение

  1. Подбор педагогических методик и технологий в соответствии с программой
  2. Разработка анкетных, опросных, диагностических методик для участников смены.

Механизм определения результативности программы.

Оценка эффективности программы.

  1. Высокая активность детей в реализации программы.
  2. Положительные отзывы участников программы.
  3.   Положительные отзывы об организации деятельности ДОЛ со стороны  родителей.
  4. Отсутствие конфликтных ситуаций в детской среде во время смены.
  5. Отсутствие заболеваний, травм.
  6. Проявление чувств доброты, заботы, взаимовыручки в отношении с окружающими.
  7. Сохранение состава пребывающих детей до конца смены.

                                         

Методы определения результативности программы:

  1. наблюдение (планомерное и целенаправленное фиксирование психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни);
  2. метод игры и игрового тренинга;
  3. метод товарищеского и педагогического воздействия;
  4. беседа;
  5. анализ результатов творческой деятельности;
  6. анкетирование (ответы на вопросы);
  7. ежедневное тестирование (свое эмоциональное состояние дети отмечают в календаре настроений значком определенного цвета);
  8. рефлексия дня (каждый ребенок имеет возможность высказать  свое отношение к событиям прожитого дня и дать им свою оценку)

                               

 Ожидаемые результаты.

Предполагается, что в результате реализации данной программы:

  1. Сформируется потребность  самостоятельных занятий физкультурой с целью   тренировок, отдыха, повышения работоспособности,   закаливание организма и  укрепления здоровья;
  2. повысится  уровень психологической культуры детей;
  3. дети приобретут  новые навыки и знания (новые игры, полезные привычки,  в том числе в области здорового образа жизни);
  4. повысится самооценка детей;
  5. расширится круг общения со сверстниками и взрослыми;
  6. произойдет развитие социальной активности детей.

Информационная карта программы

1. Полное название программы

Программа организации летнего отдыха детей

2. Цель программы:

Создание оптимальных условий, обеспечивающих пол ноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие, формирования толерантных отношений между участниками воспитательного процесса.

3.Направления деятельности:

  1. Здоровье и спорт

  1. «Палитра фантазий» (интеллектуально-творческое воспитание)
  2. Познание чудес природы (экологическое воспитание)

  1. «Я и  мир вокруг меня» (нравственно-патриотическое воспитание)

4.Краткое содержание программы.

Программа основана на деятельностном подходе, включающем личностный, природосообразный и культуросообразный принципы, гуманное отношение к личности ребенка и развитие его эмоционального фона через коллективную творческую деятельность.

 В программе обозначены цели и задачи, виды и формы деятельности, определены механизмы оценивания результатов, имеется план работы отрядов на смену.

5.Автор программы

 Начальник лагеря Исупова О.В.

6. Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу

МОУ «СОШ №3» г. Пикалёво

7. Адрес, телефон

Ленинградская область, Бокситогорский район

г. Пикалёво, 5 мик – он, д. 5

Телефон 4-66-03 или 4-58-09

8.Место реализации (проведение)

школа

9.Количество, возраст участников

30человек, 6,5-12 лет.

10.Сроки проведения, количество смен

 С 1 июня по 30 июня 2011г.;    1 смена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего спортивно - здоровительного лагеря с дневным пребыванием "Колокольчик"

Данная прогорамма - одна из программ, реализуемых в МБОУ СОШ № 1 в рамках ОЭР по теме "От здоровьесбережения к здоровьеформировнию" ....

Программа летней спортивно-оздоровительной площадки "Планета детства"

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей в каникулярное время.Работа дворовой площадки обеспечивает организацию содержательного ...

Программа летнего спортивно-оздоровительного лагеря

программа пришкольного летнего лагеря...

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО СПОРТИВНО -ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ

Программа летнего спортивного лагеря с дневным пребыванием. С приложениями....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Летнего лагеря «Начальное техническое моделирование и конструирование»

Программа обосновывается современными требованиями  образовательных стандартов, где во главу угла ставится создание социальной ситуации развития ребенка, позволяющей выстроить ему индивидуа...

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ «СТРАНА СПОРТЛАНДИЯ»

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО  СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ«СТРАНА СПОРТЛАНДИЯ»...