Гражданско-патриотическое воспитание в кадетском классе
статья на тему
Большое внимание в работе с кадетами уделяется воспитательной и гражданско-патриотической работе. Воспитательная система в кадетском классе представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie_v_kadetskom_klasse.docx | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданско-патриотическое воспитание в кадетском классе
Большое внимание в работе с кадетами уделяется воспитательной и гражданско-патриотической работе. Воспитательная система в кадетском классе представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве.
История последних десятилетий ХХ века убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий, но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.
Конец XX века и начало XXI века для России – это время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав и свобод человека, перехода к рыночной экономике. Функционирование демократии и, в конечном счете, построение правового государства зависит от образованности граждан, имеющих доступ к широчайшему спектру информации, активно участвующих в жизни общества, принимающих осознанные и ответственные решения. Социально-политические изменения в обществе предъявляют новые требования к российской системе образования, призванной воспитывать социально ориентированную личность, сочетающую в себе высокий уровень общей культуры и активную гражданскую позицию.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Истинный патриотизм – это такое нравственное качество, которое включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности.
Большое внимание в работе с кадетами уделяется воспитательной и гражданско-патриотической работе. Воспитательная система в кадетском классе представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности.
В современной социокультурной ситуации особенно актуализировались вопросы военно-патриотического воспитания, потому что формируется чувство патриотизма, сознания активного гражданства, обладающего политической культурой и мышлением, способностью самостоятельно сделать свой выбор. Кроме того, военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому психологическая подготовка и знание основ военного дела помогает молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Небезразлична нравственная позиция молодёжи, которой государство может доверить защиту Отечества.
Цель воспитательной системы состоит в выработке нравственно-этических качеств кадетов, развитии интеллектуальных возможностей и способностей, подготовке кадетов к осознанному выбору профессии служения Отечеству на военном и гражданском поприще.
Задачи:
- создание и обеспечение возможностей кадетов для выработки специальных профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых будущему защитнику Отечества;
- содействие развитию патриотических качеств личности кадета, его уважения к культурному и историческому прошлому России, родного края;
- воспитание в кадетах высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, нравственных ценностей;
- развитие и совершенствование работы по формированию навыков здорового образа жизни кадетов и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;
- развития форм кадетского самоуправления.
Для реализации данной цели и задач, работа ведется по следующим направлениям:
- Интеллектуальное развитие определяет круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии (участие в районных олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах).
- Духовно-нравственное воспитание направлено на осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. К основам духовности ребята прикасаются на уроках литературы, истории, так как именно эти уроки являются неисчерпаемым источником нравственных истин. В основании классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит осмысление человеческой жизни: «Для чего человек живет?», «Кто такой нравственный человек?», «Духовность – норма человеческой жизни», а также изучают историю своей семьи, историю своего края. Кадеты принимают участие в конкурсах чтецов, «Кадетская Звёздная дорожка», «Битва хоров», участвуют в спектаклях и тематических вечерах, и соблюдают «кодекс чести» кадетов.
Кодекс чести
- Защита Отечества – священный долг и обязанность каждого гражданина Российской Федерации.
- Кадетский класс есть подготовка к действительной военной службе или к службе на мирном поприще, подготовка к службе Родине.
- Быть верным Отечеству.
- Быть храбрым.
- Быть верным Присяге, стойко переносить трудности.
- Постоянно овладевать знаниями.
- Быть праведным и верным своему слову.
- Соблюдать правила вежливости. Всегда быть чисто и аккуратно одетым.
- Кадеты должны быть примером для других учащихся, быть выдержанными и тактичными.
- Вести здоровый образ жизни.
- Помнить всегда, что ты кадет.
- Гражданско-патриотическое воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга. В связи с этим проводятся классные часы «Воспитание патриота – гражданский долг», «Твои права и обязанности», «Противодействие терроризму», «Гимн России», «Наш флаг», «Знамя Победы», «Я и Закон» и т.д.
- Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Проводятся классные часы и мероприятия: это торжественный вечер «Посвящение в кадеты» где ритуал принятия Клятвы напоминает ритуал принятия военнослужащими Присяги, для будущих защитников Родины это ступенька на пути к военной службе; это День Защитника Отечества; «Орлята России»; спартакиада допризывной молодёжи; соревнования по пулевой стрельбе; уроки мужества не только в своём классе, но и проведение таких уроков для учеников 6-7 классов; помощь ветеранам ВОВ; посещение музея; военкомата; поездка в Омский кадетский корпус; участие в первом областном слете кадет; участие в военно-патриотической акции “День призывника”.
- Спортивно-патриотическое воспитание направлено на развитие морально– волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Большая работа ведётся по пропаганде здорового образа жизни. Все кадеты посещают секции.
Один из главных результатов кадетского движения – эффективность гражданско-патриотического воспитания кадет, заключающийся в их желании служить на благо Родины и защищать её.
Говоря о гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо подчеркнуть, что мы вложим в ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому гражданско – патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий по реализации гражданско-патриотического направления в 1-х классах в рамках введения ФГОС
План мероприятий по реализации гражданско-патриотического направления в 1-х классах в рамках введения ФГОС (классные часы, акции, праздники, конкурсы, библиотечные урок...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Программа гражданско-патриотического воспитания «Школа гражданского мужества гимназистов «СЛАВИЯ»
Воспитательная программа гражданско-патриотического клуба "СЛАВИЯ"...
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание в прокадетских классах» для обучающихся 1 класса
Наша школа 121 стала носить имя Сергея Евгеньевича Маркова, моряка-подводника, погибшего при пожаре на АПЛ "Комсомолец" 7 апреля 1989 года в холодных водах Нарвежс...
Мастер-класс «Инновационные технологии гражданско-патриотического воспитания молодого поколения России» (участие обучающихся 7-8 классов)
Мастер-класс «Инновационные технологии гражданско-патриотического воспитания молодого поколения России» (участие обучающихся 7-8 классов)...
Мастер-класс «Инновационные технологии гражданско-патриотического воспитания молодого поколения России» (участие обучающихся 7-8 классов)
Мастер-класс «Инновационные технологии гражданско-патриотического воспитаниямолодого поколения России»(участие обучающихся 7-8 классов)...