Разработка внеклассного мероприятия "Грибное лукошко"
методическая разработка (4 класс) на тему

Внеклассное мероприятие по окружающему миру для обучающихся 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

«Грибное лукошко»

(интеллектуально – познавательная игра)

Класс: 4

                                                                                                            Данилова И.В., учитель

                                                                                         начальных классов

с. Панаевск, 2017

Цель: расширить знания детей о разнообразии грибов, значении в природе; развивать познавательную активность; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютерная презентация, карточки с заданиями, цифры для демонстрации ответов. В игре участвуют две команды по 6 человек.


Ход мероприятия:

Организационный момент, сообщение темы мероприятия

Учитель: Грибы – это одни из самых загадочных и интереснейших организмов обитающих на нашей планете. Грибы разнообразны по форме, размерам и функциям, которые они выполняют в окружающей природе. Нет сомнений в том, что грибы еще не открыли людям всех своих тайн. Сегодня мы отправляемся в грибное царство, где узнаем много нового и интересного.

1 тур «Да или нет»
Команде предлагается выбрать «да» или «нет» в ответ на утверждение. За правильный ответ – 1 балл

  1. Ядовитые грибы используют в медицине. (Да)
  2. Грибы – это живой организм. (Да)
  3. Белка ест свежие грибы. (Нет)
  4. Гриб может съесть дом. (Да)
  5. Грибы могут заменить мясо. (Да)
  6. В арктической тундре растут грибы. (Да)
  7. В природе существуют грибы-хищники. (Да)
  8. У грибов есть корни. (Нет)
  9. В Австралии растет светящийся гриб. (Да)
  10. Если в почве нет грибов, то не растут и деревья. (Да)
  11. Грибы растут возле промышленных предприятий. (Нет)
  12. Грибы могут приносить лесу большой вред. (Да)
  13. Грибы обладают лечебными свойствами. (Да)
  14. Грибы – это растения. (Нет)

2 тур «Подсказочка»
Команды выбирают верный ответ по трем подсказкам. Если какая-нибудь команда узнает название гриба после первой подсказки, то она получает 3 балла, после второй  - уже 2 балла, после третьей – 1 балл.

Ответ: Лисички
1.Эти грибы растут дружной семейкой.
2.Они не боятся червей.
3.Свое название они получили из-за цвета, который напоминает яркий  лисий мех. 

Ответ: Сыроежки

1. Это очень ломкие и хрупкие грибы.
2. Очень разнообразные по окраске шляпок грибы.
3. Из этих грибов можно приготовить блюдо даже в лесу, у костра, просолив их и поджаривая на углях. 

Ответ: Белый гриб

1. Это очень красивый, крупный, вкусный, изумительно ароматный гриб.
2. Его часто называют царем грибов.
3. Название он получил из-за своей мякоти: она белая, не меняет цвета и у высушенного гриба, и у вареного. 

Ответ: Подберезовик

1. Один из наиболее быстрорастущих грибов.
2. Его еще называют «обабок», «бабка», «серый гриб», «черныш».
3. Этот гриб обычно растет под березами. 

3 тур «Отгадай-ка»
Команды отгадывают загадки.
Рыженький Ванек,
Крепкий паренек,
Спрятался за пень,
А шапка набекрень.  (Рыжик)

Он родился в день дождливый
Под осиной молодой.
Круглый, гладкий и красивый,
С ножкой толстой и прямой.   (Подосиновик)

Гордо встал на ножке крепкой
В фартучке и в красной кепке
Раскрасавец удалой,
Вид приятный, норов злой.   (Мухомор)

Он пузатенький сидит,
Из-под кустика глядит.
С белой ножкою внизу,
С темной шапкой наверху.  (Белый гриб)

Я был в лесу,
Поймал лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю.  (Лисички)

Наши шляпки, как колечки,
Как колечки волн у речки.
Сыроежек мы подружки,
Нас зовут грибы … (волнушки).

Сбились в стайку, как цыплята,
У пенька грибы … (опята).

Люблю я в разных шапках быть,
То в желтой, то в зеленоватой,
То в красной или сероватой.

Собирай, не мешкай, это …  (сыроежки).

4 тур «Собери грибочки»
Команды получают карточки со слогами. Команды должны «собрать» названия грибов

БО – НУШ – ЛЁ – ПОД – ВИК – МАС – ВИК – БЕ – НОК – ЗО – ВОЛ – РО – КА – РЁ
(Подберёзовик, маслёнок, волнушка, боровик)

Игра со зрителями

1. Любитель собирать грибы. (Грибник)
2. Ядовитый гриб с красной шляпкой. (Мухомор)
3. Съедобный гриб с рыжей шляпкой и загнутыми вниз краями. (Рыжик)
4. Плетеное изделие для сбора грибов. (Корзина)
5. Наука, изучающая грибы. («Микология»)
6. Гриб с «французским названием». (Шампиньон)
7. Гриб – боровик. (Белый)
8. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)
9. Небольшая корзинка из прутьев. (Лукошко)
10. Съедобный гриб желтого цвета, никогда не бывает червивым. (Лисички)
11. Для какого лесного жителя мухомор служит лекарством? (Для лося)
12. Какой из шляпочных грибов самый ядовитый? (Бледная поганка)
13. Какая погода предвещает урожай грибов? (Дождливая)
14. Где растет опенок? (На пне)
15. Какие грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки)
16. Грибы, которые растут под землей и находят с помощью специально обученных собак и свиней. (Трюфели)
17. Подземная часть гриба. (Грибница)
18. Перечислите способы использования грибов в пищу. (Сушат, жарят и т.д.)
19. Какую опасность таят в себе грибы? (Есть ядовитые)
20. Где растут моховики? (Подо мхом)

5 тур «Составь-ка»
Команды  должны соединить начало и конец пословиц и поговорок.
Не поклонясь до земли                           а в городе их знают.
Всякий гриб в руки берут,                      полезай в кузов.
Лучше рыжик,                                          и гриба не подымешь.
Чем ядовитее гриб,                                  да не всякий в кузов кладут.
Назвался груздем  -                                  чем ничего.                                   
Грибы в деревне родятся,                       тем красивее его шляпка.  

6 тур «Выбор»
Команды должны найти правильный ответ и поднять соответствующую табличку с цифрой.
1. Какие птицы едят грибы?
   1) филин              
2) глухарь               3) соловей
2. Как размножаются грибы?
   1) семенами         2) почкованием      
3) спорами
3. Какие грибы лечат?
   
1) чага                 2) волнушка            3) сыроежка
4. Какой гриб приносит вред деревьям?
   1) подосиновик   
2) трутовик           3) рыжик
5. Из каких грибов люди получили первое лекарство – антибиотик?
   1) мухомор          
2) пеницилл          3) шампиньон  

7 тур «Лишний гриб»
На карточках записаны названия  грибов. Команды объясняют, какой из грибов лишний и почему.
Команда 1

1 карточка
ГРУЗДЬ, МОХОВИК, 
ЛИСИЧКА ЛОЖНАЯ, ВАЛУЙ, ВЕШЕНКА
(Лисичка ложная – ядовитый гриб)
2 карточка
СЫРОЕЖКА, МАСЛЕНОК, ВОЛНУШКА,
 ЧАГА, ГОВОРУШКА
(Чага или березовый гриб растет на дереве)
Команда 2

1 карточка
БОРОВИК, 
СВИНУШКА, ОПЯТА, ПОДБЕРЕЗОВИК, ЛИСИЧКА
(Свинушка  - менее ценный для питания гриб)
2 карточка
РЫЖИК, СЫРОЕЖКА, ДОЖДЕВИК, 
ПОДОСИНОВИК, БЕЛЯНКА
(Подосиновик – трубчатый гриб)

8 тур «Ситуация»
Команды разбирают ситуации, находят правильный ответ и поднимают соответствующую табличку с цифрой.
1. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, настоящий ли это белый гриб или ложный.
   
1) Оставлю его на месте.
   2) Срежу и возьму с собой, чтобы спросить у взрослых.
   3) Попытаюсь определить его на вкус.
2.  На поляне увидели мухомор. Что вы сделаете?
   1) Собью его палкой или ногой, т.к. он вреден для человека.
   2) Раздвину траву, чтобы его лучше было видно.
   3) Пройду мимо.

9 тур «Почемучка»
1. Почему нельзя собирать грибы в черте города – в парках, скверах?
2. Почему нельзя собирать старые грибы, даже если они не червивые?
(Грибы легко впитывают в себя вредные вещества, содержащие в почве и атмосфере)
    

Подведение итогов игры. Награждение команд.
                       

Список использованной литературы

  1. Сухин И.Г. 800 загадок – 100 кроссвордов. – Москва: Новая школа, 1996.
  2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. /Сост. Л.А. Багрова; Под общ. ред. О.Г. Хинн. – Москва: ТКО «АСТ», 1995.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – Москва, 1998.
  4. Пелле Янсен. Всё о грибах. Издательство «Кристалл», 2004.
  5. Лагутина Т. Полная энциклопедия грибов. – Москва: РИПОЛ классик, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию". Составитель и автор стихов: учитель начальных классов,высшей категории МОУ "СОШ № 34 с УИП" г.Саратова Ежова Наталья Александ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия"Мой любимый город"

Открытое мероприятие о городе Новомосковске,включающее музыкальные композиции,кинокадры,конкурс рисунков,поделок,сочинений....

методическая разработка внеклассного меропиятия "Супер-мама или дочки-матери"

Возможно использование разработки ко Дню Матери, к 8 Марта...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: "Папа,мама,я- спортивная семья".

Спортивный паздник с участием родителей и детей.Цель мероприятия сплотить семью, и школу,привить интерес к здоровому образу жизни....

Разработка внеклассного мероприятия "Подвигу народа жить в веках"

Расширение исторических знания детей, воспитание чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа,    ...

Разработка урока «С лукошком за грибами» (окружающий мир 1 класс, УМК «Перспективная начальная школа")

Урок разработан в соответствии с технологией комплекта "Перспективная начальная школа". К конспекту урока прилагается презентация с элементами интерактивного тренажера, позволяющего отследить усвоение...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...