"Иду я по лесу..."
методическая разработка (3 класс) на тему

Внеклассное мероприятие, посвящённое юбилею Н. Сладкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sladkov.docx234.09 КБ

Предварительный просмотр:

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ D:\КАРТИНКИ\ОФОРМЛЕНИЕ\POWERPNT\TREES2.WMF

«ИДУ Я ПО ЛЕСУ…»,

ПОСВЯЩЁННЫЙ ЮБИЛЕЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА СЛАДКОВА

«Оглянись вокруг… - везде жизнь

таинственная и удивительная»

Н.Сладков

Ц ЕЛИ: познакомить детей с творчеством писателя Н.И.Сладкова;учить понимать природу, показать богатство русской природы, воспитывать бережное отношение к ней; развивать речь учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Н.И. Сладкова, диск с записями детских песен «Если добрый ты» и «Не дразните собак», аудиозапись «Голоса птиц в природе», искусственные ёлки, мягкие игрушки диких зверей и птиц, выставка книг Н.Сладкова, компьютер, проектор, презентация.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение и инсценирование произведений Н.И. Сладкова, разучивание песен и стихов, изготовление костюмов для инсценировок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий: Здравствуйте, дети! Сегодня необычная встреча. Вы любите читать журналы? А мы сегодня вас приглашаем полистать страницы нашего устного журнала «Иду я по лесу…» ипоговорим о замечательном детском писателе. Он рассказывает о себе так:

«Мои книги – это плоды моих увлечений. Увлечение подводным миром породило книжку «Подводная газета». Для этого пришлось опускаться на дно рек и озёр центральной полосы, высокогорных озёр, морей – Белого, Чёрного, Каспийского, Аральского, Азовского.

Увлечение пещерами дало книжку «Под каменным небом». Увлечение фотоохотой – «Смелый фотоохотник» и «Под шапкой-невидимкой». Увлечение пустынями – книгу «Земля солнечного огня».

- Догадались, кто этот человек?

- Да, это Николай Иванович Сладков. О природе и животных создано немало интересных книг. Повести, рассказы, сказки о природе и животных писал Сергей Тимофеевич Аксаков, Иван Сергеевич Соколов-Микитов, Михаил Михайлович Пришвин, Виталий Валентинович Бианки, Игорь Иванович Акимушкин, Юрий Дмитриевич Дмитриев, Эдуард Юрьевич Шим и многие другие. Среди них и Николай Иванович Сладков. О нём и его книгах мы поговорим сегодня.

Открываем первую страницу нашего устного журнала – «Почему я пишу о природе?»D:\КАРТИНКИ\ОФОРМЛЕНИЕ\OFFICE\CLOUDY.WMF

ПЕРВАЯ СТРАНИЦА – «ПОЧЕМУ Я ПИШУ О ПРИРОДЕ?»

Николай Иванович родился 5 января 1920 года в Москве в семье рабочего-металлиста. Но всю жизнь прожил в Ленинграде, в Царском селе.Неподалеку от дома Николая Сладкова было много старинных разросшихся парков, где можно было спрятаться в зарослях и, став невидимым, увидеть совсем близко дятла, белку, синицу. В пустынном парке мальчик чувствовал себя следопытом и первооткрывателем.

С детства Николай Сладков стал вести дневник наблюдений. Сюда он заносил всё, что казалось ему интересным. Сначала это были очень короткие записи: «Увидел трёх дроздов», «Увидел тетерева с выводком». Со временем записи становились длиннее, и в них уже отражалось отношение к увиденному. Например, вот как Сладков пишет о соловье: «Первый соловей поёт так, что бросает то в жар, то в холод!»

        Школьником Николай Сладков занимался в кружке юных натуралистов при Ленинградском зоологическом институте, там он познакомился с Виталием Валентиновичем Бианки, который стал его учителем и старшим другом на многие годы. Впоследствии вместе с Виталием Бианки готовил радиопередачи «Вести из леса» и отвечал на многочисленные письма слушателей.

После окончания школы Н.Сладков стал студентом Гидрографического института. Профессия, которой он обучался, называлась гидрограф. Гидрографы исследуют дно рек, морей и океанов, изучают и улучшают судоходные пути.

Учёба в институте Сладкову нравилась, но 22 июня 1941 года её прервала Великая Отечественная война. Осенью 1942 года Николай Сладков окончил Военно-топографическое училище и, получив военную специальность – офицер-топограф – и звание лейтенанта, был отправлен на закавказский фронт.

Задачей военных топографов было создание обновлённых карт прифронтовой полосы – тех мест, где война оставила свои страшные следы. От того, как быстро и правильно будет выполнена новая карта, зависели тысячи человеческих жизней.


После войныНиколай Иванович всё своё свободное время посвящал изучению природы.

   "Природа волновала и влекла меня всю жизнь, -  говорит он,- ее красота, тайны, обаяние, удивительная стройность и слаженность, неисчерпаемость познания поражали воображение и влекли сердце. Поэтому все книжки мои о ней."

Профессия военного топографа помогла Николаю Ивановичу в работе над книгами. Он открыл для себя горы Кавказа и Тянь-Шаня, которые полюбил на всю жизнь. Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. Он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов.

В молодости Николай Сладков увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо нее стал заниматься фотоохотой.Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.

В 1953 году вышла его первая книга. Она называлась "Серебряный хвост". Потом были другие: "Безымянной тропой", "Десять стреляных гильз", "Трясогузкины письма", "В лесах счастливой охоты", "Иду я по лесу", "Планета чудес", "Под шапкой-невидимкой"...

Всего Николай Сладков написал более шестидесяти книг. В них он говорил о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает нам, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Николай Сладков писал о том, что знал лучше всего, что любил больше всего и чему больше всего удивлялся. За книгу "Подводная газета" он получил Государственную премию имени Н. К. Крупской.

Ведущий:Писатель хотел, чтобы дети, прочитав его книги, научились своими глазами видеть необыкновенное в природе. Всю жизнь Николай Иванович Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами.

В последствии в одной из своих книг Николай Иванович писал:

«Почему я пишу о природе?.. Первая, и главная причина, почему я пишу о природе, это, конечно, потому, что я её очень люблю. А люблю я её за красоту, за загадки, которые она нам загадывает, за мудрость её, за её бесконечное разнообразие… А сколько в природе дел для любознательных и пытливых! Дел для рук и головы! Как много узнаёт человек о самом себе, общаясь с дикой природой! Потому я и пишу о природе… Мне хочется одного: оглянитесь вокруг, посмотрите под ноги – везде жизнь таинственная и удивительная. Она служит нам, она радует нас, удивляет и просветляет. Но мы должны её уважать и беречь… Заставить любить природу нельзя. Но помочь полюбить – можно. И если книжки мои помогут вам полюбить природу, то общение с нею непременно сделает вас лучше, чище, терпимее… Природа – друг человека. А с другом надо дружить».

Исполняется песня «Если добрый ты…»

(Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского).

Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо!
 
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно!
 
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь с ними - веселей,
А когда наоборот - скучно!
D:\КАРТИНКИ\УЧЕБНЫЕ\docu0006.jpg

Ведущий:В его рассказах столько необычных превращений, что и наш зал  превратился сегодня в лес. Давайте и мы с вами отправимся в путешествие,  послушать лесные разговоры. Открываем вторую страницу нашего журнала, которая так и называется «Лесные разговоры».

D:\КАРТИНКИ\ОФОРМЛЕНИЕ\OFFICE\RABBIT1.WMF

ВТОРАЯ СТРАНИЦА «ЛЕСНЫЕ РАЗГОВОРЫ»

Инсценировкипо произведениям Н.Сладкова

«Суд над декабрём»

(На сцене Ворон, Филин, Глухарь, Тетерев, Налим, Декабрь.)

Собрались на озере птицы и звери. Декабрь судить. Уж очень все от него натерпелись.

Ворон:День Декабрь нам сократил, а ночь сделал длинной-предлинной. Засветло теперь и червячка заморить не успеешь. Кто за то, чтоб осудить Декабрь за такое сапоуправство?

Звери:Все, все, все! - закричали все.  

Филин:Я против! Я в ночную смену работаю, мне чем ночь длиннее, тем сытнее.

Ворон:В Декабре скучища в лесу - ничего весёлого не происходит. Того и гляди, от тоски сдохнешь. Кто за то, чтоб Декабрь за скукоту осудить?

Звери:Все, все, все!

Налим:Я против! Какая уж тут тоска, если я к свадьбе готовлюсь? И настроение у меня, и аппетит. Я с вами не согласен!

Ворон:Снега в Декабре очень плохие: сверху не держат и до земли не дороешься. Измучились все, отощали. Кто за то, чтобы Декабрь вместе с плохими снегами из леса выставить?

Звери:Все, все, все!

Тетерев: Нам в рыхлом снегу спится здорово: скрытно, тепло, мягко. Пусть Декабрь остаётся.

Ворон: Судили, рядили, а что с Декабрём делать - неизвестно. Оставлять или выгонять?

Глухарь: А ничего с ним не делать, сам по себе кончится. Месяц из года не выкинешь. Пусть себе тянется!

Ворон: Так уж и быть, тянись, Декабрь, сам по себе! Да очень-то, смотри, не затягивайся!..

Заяц и Белка.

Белка: Слышал новость, Заяц?

Заяц: Я всё, Белка, слышу: эвон уши-то у меня какие!

Белка:Так чего же ты своими ушами слышал?

Заяц:Сперва ты, белка, скажи, какую ты новость слыхала?

Белка:Я слыхала, что тебя, Зайца, волки съели.

Заяц:Ну, это что! А я слыхал, что ты, Белка, волка съела.

Белка:Вот это да! Что же мне теперь делать?

Заяц:Известно что: глазам своим верить, а не чужим ушам!

Лиса и Мышь.

Лиса: Мышка-трусишка, ты треска боишься?

Мышь: Ни крошечки не боюсь.

Лиса:А громкого топота?

Мышь:Ни капельки не боюсь!

Лиса:А страшного рёва?

Мышь:Нисколечко не боюсь!

Лиса:А чего ж ты тогда боишься?

Мышь:Да тихого шороха…

Стреляный Воробей и Синица.

Воробей: Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?

Синица: Ружьё?

Воробей:Э-э, не угадала!

Синица:Пушка!

Воробей:Э-э, не угадала.

Синица:Какое же, Воробей?

Воробей:Рогатка. Из пушки-то по воробьям не станут палить, а из рогатки – только успевай отскакивай! Уж я-то знаю, я стреляный Воробей.

Лиса и Ёж.

Лиса: Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

Ёж: А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

Лиса:Да не то чтобы не красивый…

Ёж:Может, я с колючками неуклюжий?

Лиса:Да не то чтобы неуклюжий…

Ёж:Так какой же я такой с колючками-то?

Лиса:Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный…

Синица и Дятел.

Синица: Дятел, а Дятел, ты когда есть хочешь – что делаешь?

Дятел: Сухое дерево долблю.

Синица:А когда пить хочешь?

Дятел:Сочное дерево долблю.

Синица:А когда наешься и напьёшься?

Дятел:Всё подряд долблю! Мне тогда ни пить, ни есть не надо, только подолбить дайте.D:\КАРТИНКИ\ОФОРМЛЕНИЕ\OFFICE\SUN2.WMF

ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА – «В ЛЕС ПО ЗАГАДКИ»

Ведущий: Охотник с ружьём выслеживает зверя. Выследил – тут быи рассмотреть его, познакомиться поближе. Но гремит выстрел – и встрече конец. Ружьё у охотника не для добрых знакомств! А будь в руках у него не ружьё, а фотоаппарат, то не конец был бы встрече, а только начало. Начало интересного знакомства с живым существом. На каникулах вы читали книги Н.Сладкова. Сейчас мы проверим, насколько внимательными вы были?

Викторина по книге Н. Сладкова «Под шапкой-невидимкой»

  1. На самом ли деле заяц косой? (Нет)        

- А каким еще зайца называют? («Трусишка зайка серенький»)

- А трусишкой он был когда-нибудь? (Нет)

  1. Какой зверь с перепугу околеть может? (Медведь)

  1. Какой лесной житель «Любит молоко, ловит мышей и лягушек, смело вступает в бой с гадюкой»?           Подсказка: «При тревоге сворачивается в колючий шар, если трогать грозно пыхтит и поддает иголками»  (Ёж)

  1. Какую птицу называют болотным быком или бугаём? (Выпь)

  1. «Незнакомые люди часто принимали её за чучело. Да что незнакомые, даже свои, стирая пыль с вещиц на этажерке, часто машинально обтирали тряпочкой и её…» Кого «её»? (Сову-сплюшку)

- Почему её назвали «сплюшкой»?

- Какова судьба совы – сплюшки?  («Однажды её опять забыли. И забыли, где позабыли. Поездили, поискали – да и махнули рукой. А она, может, и сейчас ещё там сидит, где её забыли…»

  1. Что за важный зверь: сам серебряный, нора золотая, посуда – перламутровая? (Ондатра)

  1. Какие птицы зимой ночуют под снегом? (Тетерева)

  1. Почему «звонкоголосую и белощёкую нашу синицу», называемую большой или обыкновенной, Н. Сладков назвал «необыкновенной»?  («Какая же она обыкновенная, если такая необыкновенная обманщица!Захочет – умрет, захочет – воскреснет»)

ЧЕТВЁРТАЯ СТРАНИЦА – «ЗА ПТИЧЬИМИ ГОЛОСАМИ»

Ведущий: Открываем следующую страницу нашего журнала – «За птичьими голосами». Отгадайте, какие птицы живут в зимнем лесу, и послушайте их голоса.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

Сидит на суку, тараторит.
Со всеми птицами спорит.
Все ей вокруг интересно,
Всем эта
птица известна.
Помнишь: где была? Далёко.
Кто это? (Сорока).

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

Днём спит,

Ночью летает

И прохожих пугает. (Сова)

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она? (Ворона.)

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом.

(Клёст)

Эта птица – акробат. По деревьям скачет, будто ползёт вниз головой.

(Поползень)

Какая птица раньше использовалась, как почтовая?                         (Голубь)

По виду эти птицы разные, но образ жизни у них одинаковый. Весной токуют, каждый на свой лад.

(Глухарь, тетерев)

D:\КАРТИНКИ\ОФОРМЛЕНИЕ\OFFICE\DOVE1.WMF

ПЯТАЯ СТРАНИЦА – «БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!»

Ведущий: На удивительную планетуприглашает нас Николай Сладков, которую населяют жители в перьях, шерсти и чешуе. На этой планете живут и разумные существа, они называют себя людьми, а планету свою… - Земля!

Моя планета – человеческий дом.D:\КАРТИНКИ\ОФОРМЛЕНИЕ\OFFICE\TREPLNTR.WMF

Ну как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!

Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

А земля без зверей – не земля!

БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ       С. МИХАЛКОВ

В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник – дом.

Ты с палкой по лесу гулял,

И муравьиный дом,

Шутя, до дна расковырял

И подпалил потом.

Покой и труд большой семьи

Нарушили беда.

В дыму метались муравьи,

Спасались кто куда.

Трещала хвоя. Тихо тлел

Сухой опавший лист.

Спокойно вниз смотрел

Жестокий эгоист…

За то, что так тебя назвал,

Себя я не виню,

Ведь ты того не создавал,

Что предавал огню.

Живёшь ты в атомный наш век

И сам - не муравей,

Будь человеком, человек,

Ты на земле своей.

МЁРТВЫЙ ЛЕС             Г. ГОРБОВСКИЙ

Пожар отклокотал и умер.

И умер лес, отзеленел…

Медведь ушёл, удрали зайцы,

Хватили горя комары.

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары.

Стоял, как братская могила,

Безрукий, безволосый лес!

Что ни пихта – иссякла сила,

И что ни лиственница – крест!

Я уходил из этой жути

С большой тревогой за людей…

Не люди лес сожгли, не люди!

Не человек… Злодей, злодей.

ДИКАРЬ В ЛЕСУ                                                  Г. ЛАДОНЩИКОВ

 Хозяйка белочка

В лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том

Каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес

Противный тип

Пришёл с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал,

Зажал под мышкой ветви;

Нашёл один орех – сорвал,

Сорвал второй и третий…

Отбросил куст

И, как медведь,

Пошёл себе довольный,

А бедной белке

И смотреть на это было больно.

П. БРОВКО

Всё так изрезано в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

Ни ели, ни сосны.

Берёзу ножиком пырнул

Какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры

Моя слеза течёт.

Вот муравейник подожжён

Кощунственной рукой,

Мне кажется, горит не он,

А дом пылает мой.

Земля в ожогах и рубцах,

Как в дни большой беды,

Хмельного ухарства следы,

Беспечности следы…

D:\КАРТИНКИ\УЧЕБНЫЕ\ос2.jpg

Мелеет рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы ещё придем просить прощенье

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота.

Сейчас нам не до этого пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и реки без воды…

Всё меньше – окружающей природы…

Всё больше – окружающей среды

Но люди не все хотят понимать,

Что наша природа им всё-таки мать,

Что люди и звери на свете друзья,

Иначе всем нам конечно нельзя.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Хотим ещё, правда, чтоб жили цветы,

Чтоб люди и звери, как братья, на ты.

Чтоб не было ружей, а были друзья,

Иначе жить счастливо просто нельзя.

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце, сердце человечье.

Исполняется песня «Не дразните собак»

(Музыка М.Птичкина, слова М. Пляцковского)

Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.

Если осень шуметь около берлоги,
То придется вам потом уносить вам ноги.
И пчела просто так тоже не пристанет.
Ведь и жалить, и рычать зря никто не станет.

Ни к чему обижать бабочку на ветке,
Веселее в лесу от ее расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами,
И поверьте, что жуки вас не тронут сами.

Если вам по душе красота земная,
Берегите ее, устали не зная.
Непременно тогда станем мы друзьями,
А про кошек и собак пойте вместе с нами!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ведущий: Талантливый детский писатель Николай Сладков писал о природе так: "Каждая полянка в лесу, каждая низинка и каждый бугорок не просто полянка, низинка, бугорок, а место согласия. В согласии живут на них присущие им растения и животные. Благоприятно влияя друг на друга".
Так и мы люди должны жить в согласии и любви, т.к. мы тоже часть природы. Любите природу, берегите её, как любил и берег Николай Иванович Сладков. Возможно, кто-то из вас станет писателем и напишет не менее интересные и занимательные рассказы. Надеюсь, что в ваше сердце проник сегодня тот лучик света и любви к природе, который делает человека патриотом своей Родины. На память о нашей встрече мы хотим вручить вам закладки «Будь природе другом!»

Вручение сувениров-закладок.

Список литературы:

  • Сладков Николай Иванович (изоматериалы, текст) / Авт.-сост. М.С.Андреева, М.П.Короткова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009.
  • Сладков Н.И. Под шапкой-невидимкой: Рассказы/Фото автора; Оформл. Г. Губанова. – 3-е изд. – Л.: Дет. лит., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб

Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

"Лес-природное сообщество. Леса нашего края. Охрана лесов. Изображение знаков "Берегите природу"

Интегрированный урок."Окружающий мир, краеведение, экология,изо." Знакомство с природой нашего округа Югра, охрана лесной зоны."...

Весна в лесу (экскурсия по лесу)

Разработка урока по теме "Весна в лесу". Виртуальная экскурсия по лесу (презентация)...

Экологическое мероприятие к Дню леса для учащихся начальных классов “Без леса не было бы жизни на земле”

Мероприятие   помогает  обобщить и  расширить представление детей о лесе и его значении;  воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект проведени урока-игры "Поле чудес" по теме: "Кто в лесу живёт, что в лесу растёт".

Данный материал поможет учителю провести увлекательный урок закрепления материала по теме "Лес". Можно использовать материал и для проведения внеклассного мероприятия....

Растения и животные леса. Охрана лесов. Наблюдение за словоизменением имён существительных.

Показать красоту родной природы. Раскрыть экологическую проблему, учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать культуру поведения в природе. Прививать любовь к природе, желание о ней ...