Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по курсу С.Гин "Мир человека" 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

Самохина Татьяна Борисовна

С.Гин "Мир человека" 2 класс Рабочая программа и календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_cheloveka_2_klass.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Старо-Псарьковская основная общеобразовательная школа № 67

________________________________________________________________________

142434  Московская область, Ногинский район, д. СтарыеПсарьки     тел 516-63-21

Утверждаю

Директор МБОУ ООШ № 67

_______________Носкова Е.А.

Приказ № _____

от «____»________________20___г.

Рабочая программа

для  2 класса

«Мир человека»

                                                                    Составитель: Самохина Т.Б..

                                                                      учитель начальных классов

  2018-2019уч. год

Пояснительная записка

        Программа курса по выбору «Мир человека» предназначена для учащихся 2 класса и призвана расширять их знания о том, что представляет собой человек, какова его роль и место в окружающем мире. Данная программа может изучаться в рамках раздела ФГОС «Внеурочная деятельность в начальной школе» (программа духовно-нравственного развития личности).

      Программа духовно-нравственного развития  и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, основанного на системе духовных ценностей, моральных приоритетов, и реализуется в современной социально-педагогической деятельности семьи и школы.

    Одной из ведущих задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в области формирования личностной культуры является создание основ нравственного самосознания личности — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

В процессе обучения происходит формирование основ морали: осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и допустимом. Программа направлена на укрепление у учащихся позитивной самооценки, жизненного оптимизма, развитие способности  не только открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию, но и самостоятельно совершать поступки и принимать ответственность за результаты собственного выбора.

     Программой курса по выбору «Мир человека» предполагается построение занятий на принципах сотрудничества, взаимодействия и взаимообогащения учащихся и педагога, в основе которых лежит принцип диалога. Диалогическое общение исходит из признания и безусловного права ученика свободно выбирать и сознательно присваивать нравственные ценности. Важным условием духовно-нравственного развития является соблюдение равновесия между самобытностью детства и своевременной социализацией, т. е. Между внутренним и внешним миром.

     К другим условиям повышения эффективности реализации программы относятся обеспечение благоприятной психологической атмосферы, ориентация на использование интересов, потребностей, ценностей учащихся в качестве содержательной основы построения занятия, учёт индивидуальных психолого-возрастных особенностей школьников.

       В центре курса «Мир человека» - ученик 7-8летнего возраста, проходящий непростой путь становления: от биологического существа к социальному. Ключевое понятие курса — противоречие, предлагаемое как способ анализа, что хорошего и что плохого в окружающих объектах, явлениях, ситуациях и т. д.

       Таким образом, предлагаемый курс позволяет помочь учащимся рассмотреть мир человека с различных точек зрения, сформировать активное осознанное отношение к процессу собственного взросления.

Цель курса: системное рассмотрение человека с биологической, психологической и социальной точек зрения посредством разрешения проблемных ситуаций.

Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:

 1) ценностно-смысловые:

-способность осознавать своё предназначение в окружающем мире;

-умение определять целевые и смысловые ориентиры своих действий;

-интерес к общественным явлениям,  понимание активной роли человека в обществе;

2) общекультурные:

-знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;

-восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур;

3) учебно-познавательные:

-формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;

4) информационные:

-умение осуществлять поиск информации в открытом информационном пространстве;

-умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;

5) коммуникативные:

-опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции;

-понимание относительности мнений и подходов к решению проблем;

-продуктивное содействие разрешению конфликтов;

-использование различных речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач;

6) социально-трудовые:

ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

-уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников;

-бережное отношение к результатам своего труда и других людей;

7) личностные:

-освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития;

-овладение навыками саморегуляции и самоподдержки;

-овладение механизмом самоопределения а различных ситуациях;

-создание индивидуальной образовательной траектории программы жизнедеятельности в целом;

-установка на здоровый образ жизни.

Контроль:

К концу 2 класса учащиеся:

будут знать: о структуре адреса, об основных подсистемах организма, о необходимости здорового образа жизни, о возможности тренировки внимания и памяти, о способах поднятия настроения, о правилах бесконфликтного общения, об ошибочности поспешных выводов;

будут уметь: описывать развитие человека при помощи системного оператора («многоэкранки»); анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения: чем хорошо?, для чего хорошо?, чем плохо?, для чего плохо?, понимать относительность восприятия и оценок происходящего.

Содержание изучаемого курса

2 класс (35 ч)

Школа: разнообразие целей. Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?» Целесообразность школьных правил.

Систематизация понятия «адрес». Что делать, если ты потерялся? Игра «Кто вы?», «Где вы?».

Как «устроен» организм? Беседа «Одна голова – хорошо…» Правила отношения к инвалидам. Рисование «Что внутри?» Отгадывание загадок про различные части тела.

Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит: «лечиться надо уметь»?

Игра «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и отличие. Правила поведения по отношению к девочкам.

Понятие о профессиях. Игра «Путешествие в будущее». Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «Сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к старшим.

Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Анкетирование «Какой я?» Дискуссия: «Что лучше спешить или медлить?»

Что значить «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещенное движение». Анкетирование «Внимательны ли вы?» Невнимательность: смешная и опасная.

Что такое «хорошая память»? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память? Игра «Что изменилось?»

Что значит «быть умным»? Описание объекта при помощи системного оператора. Упражнение «Назови одним словом».

Зачем нужно придумывать? Упражнение «Кляксы». Как «устроена» сказка?

Что можно «прочитать по лицу». Игра «Невпопад». Смешное и грустное вокруг нас. Инсценирование стихотворений.

Какое бывает настроение? От чего зависит настроение? Как поднять настроение?

Я и другие. Зачем люди общаются? Анкетирование «Общительны ли вы?». Как нужно разговаривать по телефону? Упражнение «Жесты». Игра «Пойми меня».

Слова и интонация. Обсуждение пословиц: «Как аукнется, так и откликнется». Упражнение «Комплименты».

Почему возникают ссоры? Анкетирование «Конфликты ли вы?» Способы, как можно помириться. Упражнение «Мы похожи друг на друга». Кто такие «посредники»?

Игра «Хорошо-плохо» (на примере явлений природы). Беседа «Какой? Для кого?»

Каким быть? Дискуссия: «аккуратный и «чистюля», «общительный и болтун», «верный и прилипчивый», «врать и фантазировать» - одно и то же? Что такое «честное слово»?

Всегда ли нужно делиться? Кто такие «жадины»? Сказка Т. Александровой «Светофорчик».

Другая точка зрения. Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого?»

Игра «Сказочный герой». Сказка О. Пройслера «Маленькая Баба-Яга». Сказка про Красную Шапочку в «пересказе» волка. Кто такой преступник? Зачем в обществе нужны законы? Законы нашего класса.

«Запутанные» ситуации: «соврать, чтобы выручить»; «украсть, чтобы подарить» и т.п. Почему не надо торопиться с выводами?

Экскурсия «Все имеет след». » Кто такой «хороший» и кто такой «плохой»? Как стать «хорошим»?

Какие секреты не надо хранить? Как себя вести с незнакомыми? Упражнение «Сказочные злодеи». Обсуждение «Маскировка».

Кого мы любим? Что значит «любить себя»?

Методическое обеспечение

Программа курса  реализуется через методическое пособие для учителя, представляющие собой подробные рекомендации проведения занятий:

Гин С.И. Мир человека. Методическое пособие для учителя начальной школы. М.: Вита-Пресс, 2006.

Материально-техническое обеспечение

Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Развитие творческих способностей» в частности.

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

          1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);

           2)изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);

3) оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.)

Список рекомендованной литературы

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя -М.: Просвещение, 1983.

2. Гин С.И. Первые дни в школе. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Дитрих А. Почемучка. -М.: Педагогика, 1987.

4. Кумекер Л. Свобода учиться, свобода учить: пособие для учителя.- М.: Народное образование,1994.

5.Психология: учебное пособие для начальной школы под редакцией

И.В. Дубровиной. -М.: Гардарика, 1998.

6. Рябцева С.Л. Дети восьмидесятых: дневник учителя.- М.: Педагогика,1989.

Рассмотрено на заседании  ШМО учителей _____________

МБОУ ООШ № 67

Протокол № ____

от «___»______________2018

Руководитель ШМО__________

Согласовано

Заместитель директора МБОУ ООШ № 67

_____________Моченкина Т.В.

 «____»________________20___г.

               

                                                                                                                          Приложение № 1

к рабочей программе по курсу «Мир человека»

            2 класс

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата по плану

Дата по факту

1 четверть

1

Зачем учиться в школе?

2

Адрес.

3

Наш организм.

4

Как устроен человек?

5

Болезни.

6

Что такое «здоровый образ жизни»?

7

Развитие ребенка до школы.

8

Будущее.

9

"Линия жизни"человека.

2 четверть

10

Что такое «Я»?

11

Учимся быть внимательными.

12

Учимся запоминать.

13

Учимся придумывать.

14

Что значит «быть умным»?

15

Какие бывают эмоции?

16

Как поднятьнастроение?

3 четверть

17

Речевое общение.

18

Неречевое общение. Жесты.

19

Проблемы общения.

20

Конфликты.

21

Правила урегулирование конфликтов.

22

Понятие о противоречии. Противоречия в предметах.

23

Противоречия в явлениях природы.

24

Противоречия в свойствах характера.

25

Противоречия в свойствах характера (продолжение).

26

Противоречия в ситуациях.

4 четверть

27

Противоречия в ситуациях (продолжение).

28

Противоречия: цель - средства.

29

Экскурсия.

30

Анализ экскурсии.

31

Ориентирование в окружающем мире.

32

Правила поведения с незнакомыми.

33

Я- хороший, ты — хороший.

34

Обобщающее занятие.

35

Обобщающее занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование учебного курса по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК «Школа России»

рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК "Школа России"...

Рабочая программа и календарно – тематическое планирование учебного курса «Технология» ОС «Школа 2100» для 4 класса 34 часа

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1-4 классов, авторов О.А. Куревиной, Е.А....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование учебного курса "В мире книг", 4 класс

Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...

Рабочая программа и календарно -тематическое планирование учебного курса "Решение логических задач" 4 класс. ФГОС

Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу "Развитие речи". 1 класс

Задачи курса:- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития р...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

  Актуальность курса определена тем, что программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувст...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу "Занимательная математика"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу "Занимательная математика"...