Рабочая программа и календарно – тематическое планирование учебного курса «Технология» ОС «Школа 2100» для 4 класса 34 часа
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1-4 классов, авторов О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_kl._tekhnologiya.docx | 37.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ " Косковско - Горская основная общеобразовательная школа" Рамешковский район Тверская область
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы: Гусева В.В.
Учитель: Зыкова Е. А.
Рабочая программа учебного курса «Технология» ОС «Школа 2100» для 4 класса 34 часа
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1-4 классов, авторов О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой. Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления). Художественно-творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культур, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: созерцание, размышление и практическая реализация замысла.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Технология» развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических − текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.
Курс состоит из ряда блоков.
Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются. Второй блок − изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности. Третий блок − технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании. Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Общий объём учебного времени составляет 34 часов в учебный год (1 час в неделю). Программа обеспечена учебно-методическими комплектами, состоящими из учебников «Технология. Прекрасное рядом с тобой», рабочих тетрадей «Технология. Прекрасное рядом с тобой» и методических рекомендаций для учителя, а также учебниками «Информатика » для 4 кл. (автор А.В. Горячев).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Технология»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности − любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и класифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:
иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения;
знать различные способы организации ритма, основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона;
уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень).
По трудовой (технико-технологической) деятельности:
знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;
уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы.
Уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
Виды учебной деятельности обучающихся:
- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;
- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
Содержание учебного предмета
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание .
Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода).
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми приборами.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты .
Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы.
Влияние современных технологий на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров. Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна. Элементы конструирования моделей, отделка петельной сточкой и её вариантами (тамбур, петля в прикреп и др.).
3. Конструирование. Художественно-творческая деятельность.
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям. Создание изделия на основе обобщения средств художественной выразительности в пластических формах.
I.Эстетическое в жизни и искусстве.
II. Основы композиции
III. Из истории развития искусства.
Настроение в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, , литературе, музыке, театре. Законы построения произведения искусства. Соотнесение всех частей в изделии. Логика построения изделия − от замысла через образ к изделию. Ритм, колорит, фактура, соотношение частей, композиция. Ритм в декоративно-прикладном искусстве, изо, музыке, литературе, театре. Роль фактуры материала в изделии. Образ как часть и целое. Образ-название. Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного образа. Ассоциации словесные, визуальные, музыкальные, литературные. Театр (основа сценария, образ персонажа, образ обрамления, образ-восприятие).
5. Использование информационных технологий
Персональный компьютер (ПК). Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки), создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Работа с доступной информацией программы Word, Power Point.
« УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы: Гусева В.В.
Учитель: Зыкова Е.А.
Календарно - тематическое планирование уроков технологии ОС «Школа 2100» 4 класс 34 часа
№п/п | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Вид, форма контроля | Дата проведения | ||
план | факт | ||||||
1 | Жизнь и деятельность человека | Основные виды материалов, их свойства и применение для изготовления монументальной живописи. Создание мозаики «Волшебный букет» из пластилина и природного материала. | 1 | Текущий контроль: мозаика «Волшебный букет» из пластилина и природного материала | |||
2 3 | Мода и моделирование Изготавливаем и одеваем куклу. Выполнение разметки и смётки деталей куклы с помощью масштабной сетки. Изготавливаем и одеваем куклу. Создание деталей костюма куклы, отделка изделий по инструкционной карте. | 2 | Проектный урок | ||||
4 | Книга в жизни человека. Ремонт книг с надорванной и выпавшей страницей по инструкционной карте. | 1 | Текущий контроль. | ||||
5 | Создаем свою книгу. Изготовление книжки-малышки собственного сочинения из отдельных листов | 1 | Разработка проекта | ||||
6 | В мастерской творца | Конструкция .Конструкция в машинах и технических устройствах. Бумажная пластика «Автомобиль будущего». | 1 | Текущий контроль. Бумажная пластика «Автомобиль будущего». | |||
7 8 | От простой конструкции – к сложной. Изготовление рельефной звездочки по инструкционной карте. | 2 | Разработка проекта | ||||
9 | Изготавливаем календарь по инструкционной карте способом склеивания листов | 1 | Текущий контроль | ||||
10 11 | Ритм | Ритм. Живопись, прикладное искусство, поэзия и музыка. Симметричное вырезывание из бумаги путем складывания гармошкой «Веселый хоровод». | 2 | Текущий контроль. Симметричное вырезывание из бумаги путем складывания гармошкой «Веселый хоровод». | |||
12 | Создание панно «На цветочной поляне» из гофрированной бумаги скатыванием шариков с помощью инструкционной карты | 1 | Проектный урок | ||||
13 | Учимся передавать ритм. Поделка из фольги в технике чеканки «Геометрические фигуры» | 1 | Текущий контроль Поделка из фольги в технике чеканки | ||||
14 | Учимся работать с хрупкой фактурой. Торцовка к яичной скорлупе «Пасхальное яйцо». | 1 | Текущий контроль. Торцовка к яичной скорлупе. | ||||
15 | Давным - давно | ОБРАЗ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА. Панно «Человек эпохи Возрождения». | 1 | Текущий контроль. Панно «Человек эпохи Возрождения». | |||
16 | Изготовление макета вертолета из бумаги | 1 | Проектный урок | ||||
17 | Реализм в живописи и музыке. Лепка из пластилина композиции «Северные животные на льдинах и на берегу» с опорой на иллюстрацию. | 1 | Проектный урок | ||||
18 | Моя рамка в стиле модерн «Растительный узор» из клея, картона, гуаши. | 1 | Проектный урок | ||||
19 | Конструктивизм в составлении композиции из вырезанных геометрических фигур из комбинированных материалов «Городская постройка». | 1 | Проектный урок | ||||
20 | Мой инструмент компьютер. | Что такое компьютер. | 1 | Текущий контроль | |||
21 | Что умеют компьютеры. | 1 | Урок – лекция | ||||
22 23 | Как создать документ. | 2 | Текущий контроль | ||||
24 25 | Форматирование текста. | 2 | Текущий контроль | ||||
26 27 | Как вставить картинку в документ. | 2 | Текущий контроль | ||||
28 29 | Создание таблиц. | 2 | Текущий контроль | ||||
30 31 | Делаем электронную книгу. | 2 | Проектный урок. Защита проектов. | ||||
32 33 | Будущее начинается сегодня. | 2 | Проектный урок. | ||||
34 | 1 | Защита проектов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование учебного курса по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК «Школа России»
рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК "Школа России"...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (ИЗО). Школа 2100. 3 класс. 34 ч. ФГОС (с УУД). 2015-2016 уч.год.
г.Волгоград. 16 страниц.Рабочая программа содержит следующие разделы (по ФГОС НОО):Пояснительная записка.Общая характеристика учебного предмета.Описание места учебного предмета в учебном плане.О...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование учебного курса "В мире книг", 4 класс
Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...
Рабочая программа и календарно -тематическое планирование учебного курса "Решение логических задач" 4 класс. ФГОС
Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу "Развитие речи". 1 класс
Задачи курса:- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития р...
Календарно - тематическое планирование + пояснительная записка (технология) УМК "Школа 2100" 1 класс
Календарно - тематическое планирование (технология) УМК "Школа 2100" 1 класс Учебник: Технология. («Прекрасное рядом с тобой») 1 класс (авторы Куревина О. А., Лутцева Е. А.) Пояснительная записка (...
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по курсу С.Гин "Мир человека" 2 класс
С.Гин "Мир человека" 2 класс Рабочая программа и календарно-тематическое планирование....