Рабочая программа и календарно-тематическое планирование учебного курса "В мире книг", 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:
- пояснительную записку;
- учебно-тематический план изучения предмета;
- содержание программы;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения предмета;
- планируемых результатов освоения предмета;
- описание материально – технического обеспечения образовательного процесса;
- календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_knig.doc | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
02.20
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЙБЫШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании Директор школы:
педагогического совета Калюжная К.К.______
школы. Приказ № 43
Протокол № 9 от 31.08.2015
от 29.08.2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «В мире книг»
(УМК «Школа России»)
4 класс
Составитель рабочей учебной программы:
Радченкова Тамара Ивановна,,
учитель начальных классов, ВКК,
МКОУ Куйбышевская ООШ
х. Индычий
2015
Структура документа
Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:
- пояснительную записку;
- учебно-тематический план изучения предмета;
- содержание программы;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения предмета;
- планируемых результатов освоения предмета;
- описание материально – технического обеспечения образовательного процесса;
- календарно-тематическое планирование.
- Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа по учебному курсу «В мире книг» разработана в соответствии со ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.2 пп.6,7 Закона Российской Федерации «Об образовании», Уставом школы, с основной образовательной программой начального общего образования.
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказа Минобр науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (ред. Приказов Минобр науки России от 26.11.2010 № 124, от 22.09.2011 № 2357).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (начальная школа) (М. Просвещение, 2011).
- Приказа Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждениях на 2014-2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 №1067 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год».
- Письма МОиН РФ от 16.08.10г №03-48 «О рекомендации к использованию примерной основной образовательной программы начального общего образования».
- Письма МОиН РФ от 10.02.11г №03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
- Учебного плана МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области на 2015-2016 учебный год
Цели и задачи изучения учебного курса
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века. Резко возросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были основными источниками получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребёнка. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе - несомненное преимущество современных детей. Однако увеличение объёма информации, воспринимаемой детьми, порой сопряжено с негативной стороной информационного взрыва. Информация часто бессистемна, чрезмерна и не учитывает возрастных и психологических особенностей ребёнка. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению.
Программа «В мире книг» составлена для учащихся 4 класса и нацелена на общее развитие учащихся, развитие «ума, чувств и воли», т.е. развитие познавательных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности ученика.
Учебный курс имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет важную роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок.
Приоритетной целью является формирование читательской компетентности младшего школьника. Читательская компетентность – это владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Учебный курс «В мире книг» нацелен на решение следующих задач:
1) воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.
2) овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, находят
информацию в словарях, справочниках, энциклопедиях.
3) воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства.
4) формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника;
5) освоение учениками нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, воспитание потребности в общении с миром художественной литературы как источником самопознания и самовоспитания.
В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребёнка.
Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, социальных и межличностных отношениях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребёнка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится всё более объективной и самокритичной.
Главное при формировании читательской самостоятельности – это собственная деятельность учащихся с книгой и среди книг.
1) Ставить перед детьми такие задания, с которыми они непременно справятся, но не потому, что должны, а потому, что хотят и могут, т.к. обладают достаточным опытом и знаниями, чтобы проявить самостоятельность.
2) Внимательно следить за продвижением каждого ребёнка-читателя и в то же время не превращаться в безучастного контролёра, щедро делиться с ними своим читательским опытом.
3) Постоянно знакомить детей с теми средствами, которые изобрело человечество для 8-9-летних читателей, чтобы они успешно овладели искусством подчинять себе «океан книг», формировать в детях потребность этими средствами систематически пользоваться.
Учебный материал, реализующий программу курса, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия.
Общая характеристика учебного курса
Учебный курс «В мире книг»- составная часть литературного чтения - одного из основных предметов в системе начального образования. Литературное чтение – базовая учебная дисциплина. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературного чтения как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Наряду с русским языком этот предмет формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Основу содержания литературного чтения как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами
комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных; анализ произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
Учебно-методический комплект
- Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).
- Кубасова О.В. Литературное чтение: программы для 1-4 классов. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
- Кузьмина М. Н. В мире книг: дополнительная образовательная программа по внеклассному чтению для учащихся 8-9 лет, протокол заседания НМС №6 от 14.06.2012.
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
- Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Место курса в базисном учебном плане
Учебный курс «В мире книг» для 4 класса является ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенность начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно – эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся».
Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в её содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально – чувственного отношения к действительности». Этот раздел даёт возможность включить в процесс обучения те способы и приёмы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.Программа рассчитана на 17 часов. Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 45 минут в течение I полугодия.
Формы организации учебного процесса. Для реализации программы используются следующие педагогические технологии:
- информационно – коммуникативные технологии;
- объяснительно- иллюстративное обучение;
- игровая;
- проблемно- поисковая;
- личностно-ориентированная;
- здоровьесберегающая.
2.Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | «Лето с героями любимых книг». | 1 |
2 | Устный журнал «Твоя книжная полка». | 1 |
3 | И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...» | 1 |
4 | «Книжкины именины» | 1 |
5 | «Литературная гостиная». | 1 |
6 | Литературные сказки | 1 |
7 | Литературные сказки зарубежных писателей. | 1 |
8-9 | Современные детские журналы и газеты. | 2 |
10 | Сочиняем сказки | 1 |
11 | Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». | 1 |
12 | Конкурс чтецов | 1 |
13 | Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?» | 1 |
14 | Литературная игра «Поле чудес» | 1 |
15 | Литературный праздник, посвященный творчеству Г.Х. Андерсена. | 1 |
16-17 | «В волшебном мире книг» | 2 |
- Содержание программы ( 17 часов)
1. Книги о ребятах —сверстниках. Э. Успенский «25 профессий Маши Филиппенко» С. Ласкин «Саня Дырочкин — человек общественный» и другие 2. Книги о книгах. Е. Осетров «Сказ о друкаре Иване и его книгах», В. Я, «Никита и Микитка», В. Паль «Человек придумал книгу», А. Глухов «Из глубины веков», Л. Львов «Книга о книгах».
3. Писатели о себе. Л.Н. Толстой «Детство», А.Н. Толстой «Детство Никиты», Н. Гарин — Михайловский «Детство Тѐмы», А. Аксаков «Детские годы Багрова – внука».
4. Сказки А.С. Пушкина. «Сказка о попе и работнике его Балде» .
5. Литературные сказки писателей ХIХ в. В. Одоевский «Городок в табакерке» , М. Лермонтов «Ашик — Кериб», В. Жуковский «Сказка о царе Берендее», В. Даль «Сказка о Иване молодом сержанте».
6. А.П. Чехов для детей А. Чехов «Мальчики».
7. Мир детства на страницах книг писателей ХIХ – нач. ХХв. Д. Мамин — Сибиряк «Богач и Ерѐмка», Л. Андреев «Петька на даче», А. Куприн «Белый пудель», В. Короленко «В дурном обществе», Н. Гарин – Михайловский «Гимназисты».
8. Журналы для детей. Научно – популярные журналы (по выбору)
9. Творцы книг (рассказы о писателях, о художниках —иллюстраторах).
Б. Галанов «Книжка про книжки» С. Сивоконь «Уроки детских классиков» и другие
10. Юмористические рассказы. Ю. Сотник «Рассказы» , В. Драгунский «Денискины рассказы».
11. Великая война. Рассказы о детях и подростках – участниках Великой Отечественной войны
12. Любимые стихи. Стихи по выбору учащихся (одно наизусть, не менее 20 строчек) .
4.Описание ценностных ориентиров предмета
Учебный курс «В мире книг» в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих занятиях учащиеся знакомятся с художественными произведениями, Нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На занятиях продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Курс отличается следующими особенностями:
- широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
- соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче второго года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего, ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных. Значительное место в курсе занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.
Во 4-м классе дети читают предназначенную их возрасту художественную литературу – книги лучших русских писателей и зарубежную классику. Учащиеся обязательно узнают новых писателей, неизвестные ранее книги. Кроме художественной литературы, второклассников надо познакомить с научно-познавательной и даже справочной книгой, написанной в научно-художественной форме. С помощью учителя и самостоятельно учащиеся убеждаются, что обычно научно-художественную книгу справочного характера не читают подряд – «от корки до корки», а открывают в нужном месте и находят там необходимую информацию. Справочная литература: серия книг «Что такое? Кто такой?», серия «Марочная энциклопедия», серия «Почемучкины книжки», серия «Я познаю мир». Наконец, в 4-м классе учащимся надо дать более полное представление о детской периодике. Всё это: художественная литература, научно-познавательная книга, детская периодика – и составляет фактический круг самостоятельного чтения второклассников. Задача учителя помочь каждому ребёнку освоить этот круг, вырабатывая к нему своё собственное отношение.
5 .Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Критерии оценивания
(на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)
Диагностические средства.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце учебного года)
Проверка читательских умений в 4 классе.
В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:
- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
выборочно);
-ставить перед собой цель чтения книги.
-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественные издания, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения , книги-сборники, собрания сочинений классиков литературы.)
Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во 2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара, Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
- Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
- Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
- Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
- Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
- Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение - это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. Тексты - это чужая речь на определенную тему и имеют жанр.
Оценки на занятиях не ставятся
5. Планируемые результаты обучения
К концу изучения курса будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Библиографическая культура является важной составляющей литературного развития согласно требованиям ФГОС НОО. В примерной основной образовательной программе в разделе «Литературное чтение» перечислены планируемые результаты обучения базового и повышенного уровней, в которые включены умения работать с книгой: «2.3.2. Круг детского чтения."
Учащийся научится:
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
- самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Учащийся получит возможность научиться:
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
- определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой».
Вышеназванные умения необходимо отрабатывать при изучении всех разделов программы по предмету «Внеклассное чтение».
Универсальные умения по работе с книгой составляют основу междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом»:
«Учащийся научится:
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);
- осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
- работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- составлять список используемой литературы и других информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги».
Программа учебного курса обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО
Результаты формирования УУД:
- личностные качества:
- положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг;
- нравственно-этическая ориентация;
- формирование эстетических чувств и представлений;
- развитие эмпатии и эмоционально-личностной децентрации;
- развитие дружеского отношения к другим детям.
- регулятивные УУД:
- понимать и принимать учебную задачу;
- использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия;
- прогнозировать;
- осушествлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной;
- осушествлять самоконтроль при чтении.
- познавательные УУД:
- понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение);
- выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное;
- составлять небольшой план;
- ориентироваться в книге по обложке, титульному листу, аннотации и по содержанию (оглавлению);
- ориентироваться в книгах (П-l.);
- устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;
- выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения;
- сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям;
- выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; анализировать особенности языкового оформления текста;
- ранжировать книги и произведения;
- обосновывать свои утверждения (П-2.).
- коммуникативные УУД:
- согласовывать свои действия с партнёром;
- уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;
- готовность оказать помощь товарищу;
- способность к созданию небольшого текста по образцу или по иллюстрации;
- выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.
7.Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
- К – полный комплект (на каждого ученика класса);
- Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
- П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Число | |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. | Школа России. Концепция и программы для начальных классов, А. А. Плешаков. – М.: Просвещение.2011. | Д |
2. | Кубасова О.В. Литературное чтение: программы для 1-4 классов. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. | |
3. | Кузьмина М. Н. В мире книг: дополнительная образовательная программа по внеклассному чтению для учащихся 8-9 лет, протокол заседания НМС №6 от 14.06.2012. | |
4. | Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980 | |
5. | Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006 | |
Печатные пособия | ||
1. | Портреты русских писателей ( с краткой биографией) | Д |
2. | Портреты зарубежных писателей ( с краткой биографией) | Д |
Технические средства обучения | ||
1. | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок. | Д |
2. | Мультимедийный проектор | Д |
3. | Экспозиционный экран | Д |
4. | Компьютер | Д |
5. | Принтер лазерный | Д |
Экранно-звуковые пособия | ||
1. | Аудиозаписи в соответствии с программой обучения . Диски:
| Д Д |
Интернет-ресурсы | ||
1. | Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.r | |
2. | Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа :http://nachalka.info/about/193 | |
3. | Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru | |
4. | Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru | |
5. | Портал учителей начальных классов. – Режим доступа: | |
6. | Сайт проекта «Открытый класс». – Режим доступа: www.openclass.ru | |
7. | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: www.festival.1september.ru | |
8. | Учебно-методический портал. – Режим доступа: http://www.uchmet.ru | |
Оборудование класса | ||
1. | Ученические столы 2 местные с комплектом стульев | К |
2. | Стол учительский с тумбой | Д |
3. | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | Д |
4. | Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п. | Д |
8. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип занятия | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
план | факт | |||||||
1 | «Лето с героями любимых книг». | Проект | Презентация читательских дневников. | Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация) | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; Познавательные УУД: Строить речевое высказы вание Коммуникативные УУД: Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | Адекватная мотивация: принятие образа «хорошего ученика». | ||
2 | Устный журнал «Твоя книжная полка». | Занятие в библио теке | Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста | Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.
| Регулятивные УУД: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей .Познавательные УУД: сравнивать произведения схожей тематики. Коммуникативные УУД: контролировать действия партнёра. | Проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентиро ваться в нравственном содержании поступков. | ||
3 | И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...» | Конкурс на лучшее инсценирование басни. | Творческая работа в группах | |||||
4 | «Книжкины именины» | Игровая программа | Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей. | Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация) | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Познавательные УУД: Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы. Коммуникативные УУД: Задавать вопросы, контролировать себя и товарища. | Адекватная мотивация: принятие образа «хорошего ученика». | ||
5 | «Литературная гостиная». | Занятие в библио теке | Приглашает библиотека. Подготовка: биография писателя, вопросы. Обмен впечатлениями. | Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения Различать жанры произведений.
| Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные УУД: Задавать вопросы; контролировать действия партнёра. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. | ||
6 | Литературные сказки | Викторина по литературным сказкам | ||||||
7 | Литературные сказки зарубежных писателей. | Викторина | Викторина по сказкам Линдгрен, Кэролл Милн ,Янссон | Регулятивные УУД: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей .Познавательные УУД: сравнивать произведения схожей тематики. Коммуникативные УУД: контролировать действия партнёра. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. | |||
8-9 | Современные детские журналы и газеты. | Творческая деятельность | Подготовить рекламу журнала по мини-группам. | Выделять языковые средства выразительности. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного Определять своё и авторское отношения к событиям и персонажам. | Регулятивные УУД: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей .Познавательные УУД: сравнивать произведения схожей тематики. Коммуникативные УУД: контролировать действия партнёра. | Проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков. | ||
10 | Сочиняем сказки | Проект | Сочинение сказки по предложенному началу, оформление в книжку- малышку | Определять тему и главную мысль произве дения, пересказывать текст, использовать приобретённые умения для самостоятельного чтения книг. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД: Задавать вопросы, контро лировать себя и товарища. | Адекватная мотивация: принятие образа «хорошего ученика». | ||
11 | Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». | Литературная игра | Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». | Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; новом учебном материале. Познавательные УУД: Строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные УУД: Контролировать себя и своего партнёра. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. | ||
12 | Конкурс чтецов | Конкурс чтецов | Конкурс чтецов | Определять тему и главную мысль произве дения, выразительно читать текст, использовать приобретённые умения для самостоятельного чтения книг. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Познавательные УУД: Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы. Коммуникативные УУД: Задавать вопросы, контролировать себя и товарища. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. | ||
13 | Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?» | Чита тельская конференция | Подготовка и проведение конференции. | Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить Познавательные УУД: проводить сравнение; выделять общее на основе существенных признаков. Коммуникативные УУД: Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | Адекватная мотивация: осознание ответственности человека за общее благополучие. | ||
14 | Литературная игра «Поле чудес» | Литературная игра | Подготовка и заключительная игра по прочитанным книгам. | Регулятивные УУД: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: Научатся строить логическое высказывание Коммуникативные УУД: Задавать вопросы, необхо димые для организации собственной деятельности. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний | |||
15 | Литературный праздник, посвященный творчеству Г.Х. Андерсена. | Литературный празд ник | Подготовка и проведение утренника. | Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. | ||||
16-17 | «В волшебном мире книг» | Итого вое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование учебного курса по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК «Школа России»
рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК "Школа России"...
Рабочая программа и календарно - тематический план по литературному чтению для 2 класса
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС, УУД расписаны по каждой теме...
Рабочая программа и календарно-тематический план уроков русского языка во 2 классе. В.П.Канакина.УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2 класса МКОУ Куйбышевская общеобразовательная школа разработана в соответствии с основными положениями федерального государств...
Рабочая программа и развёрнутое тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа и развёрнутое тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Начальная школа 21 век" Уроки проводятся одновременнопо2частям: 1 раз в неделю - история (2 часть), и1 раз в неде...
Рабочая программа по УМК "Школа России" учебного курса "Математика" 4 класс
Рабочая программа по математике по УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному курсу «Музыка» для 1 класса УМК «Школа России» 33 часа (Автор: Критская Е.Д.)
Рабочая программа по музыке в 1 классе составлена в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями (ФГОС)...
Рабочая программа и календарно – тематическое планирование учебного курса «Технология» ОС «Школа 2100» для 4 класса 34 часа
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1-4 классов, авторов О.А. Куревиной, Е.А....