Внеурочное занятие "История в символах и знаках"
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Внеурочное занятие по общеинтеллектуальному направлению. Цель занятия - развитие познавательного интереса, мышления, воображения через исследовательскую деятельность. В ходе занятия учащиеся узнают кто такие герольды, знакомятся с правилами составления гербов, "читают" гербы российских городов, гербов России в разные исторические периоды. создают и защиают свой собственный герб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
respublikanskiy_konkurs.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Республиканский конкурс-фестиваль внеурочных занятий
Учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара
Быкова Ирина Вениаминовна
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
«ИСТОРИЯ В СИМВОЛАХ И ЗНАКАХ"
Направление: общеинтеллектуальное
Класс: 3 класс
Тема занятия: «История в символах знаках»
Тип урока: ОЗН
Технология: Исследовательская технология
Актуальность:
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В наибольшей степени развить способности каждого ребенка мыслить творчески и нестандартно, стимулировать развитие познавательной активности и самостоятельности позволяет исследовательская деятельность.
Реализация общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в гимназии реализуется через программы "Я- исследователь", "Зажги звезду". Данное занятие проводится в рамках программы "Я- исследователь".
Цель занятия: развитие познавательного интереса, мышления, творческого воображения через исследовательскую деятельность
Задачи:
Образовательные
- сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества
- организовать деятельность учащихся по изучению некоторых правил составления гербов;
- познакомить с символикой гербов России, г. Сыктывкара, некоторых городов РФ
- Показать возможность проследить историю государства в изображении его герба
Развивающие:
- развивать мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, определение понятий, умение видеть противоречия)
- развивать умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации
- развивать исследовательские умения и навыки (формулирование проблемы, целей исследования, выдвижение гипотезы, подбор методов исследования, защита работы)
-развивать воображение, творческое мышление
Воспитательные:
-воспитывать чувство гордости за свою страну, вызвать ощущение причастности к отечественной и мировой истории
-способствовать принятию государственной символики как общественной ценности
-воспитывать уважительное отношение к государственным символам
Планируемый результат:
Предметные УУД: знать историю возникновения гербов, называть основные составляющие герба (форма, цвет, фигуры), знать приёмы составления герба.
Метапредметные УУД:
Познавательные: добывать новые знания путем нахождения нужной информации в источниках, представленных учителем, презентации, содействовать развитию у школьников выделять главное в познавательном объекте; учить понимать символический характер языка герба как отличительного знака
Регулятивные: уметь формулировать цели урока, планировать свою деятельность на уроке, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение, слушать других и вступать в диалог, строить монологическую речь.
Личностные УУД: уметь проявлять чувство гордости за свою страну, ценностное отношение к истории своей родины, уметь проводить самооценку своей деятельности
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, листы - отчеты для учеников, пазлы, гербы российских городов, гербов России (императорский герб, герб Временного правительства, герб СССР, герб РФ), изображение герольда, таблицы «Цвет», «Изображение".
Ход занятия:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный этап (1мин.) | ||
-Добрый день, ребята. Я рада снова приветствовать вас на занятии. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место. | Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место. Личностные УУД мобилизация внимания, уважение к окружающим; |
Введение в тему, актуализация знаний (5 - 6 мин) | ||
- Сегодня на занятии мы попробуем себя в роли исследователей. Предмет нашего исследования помогут определить пазлы, сложите их. | Складывают в парах из пазлов иллюстрацию | Познавательные УУД 1.Развитие умения извлекать информацию из иллюстраций. 2. Выявлять сущность, особенности объектов Коммуникативные УУД 1. Развитие умения слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре Регулятивные УУД 1. Определять проблему, формулировать противоречие 2.Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели |
- Определите, в какое время мы попали. (иллюстрация рыцарского турнира) (слайд 2) | Определяют время – средние века, времена рыцарей | |
- Почему вы решили, что это рыцари? | Отвечают на вопросы Доспехи, турнир | |
-Верно, но турниры – занятие рыцарей в мирное время, основное же их занятие – война, а сражения уже в те времена разворачивались на огромных площадях, в бою сходились не два рыцаря, а целые отряды. И каждый человек был с головы до ног закован в железо, лицо закрывало забрало. Зачем? | Для защиты | |
- Возникает противоречие: если рыцари будут в доспехах, то …., но….. Попробуйте его сформулировать. (слайд 3) Настоящие исследователи ведут отчет о ходе своей работы, мы поступим так же, запишите противоречие на листе- отчете | Формулируют противоречие: " если рыцари будут в доспехах, то смогут защититься от врагов , но могут пострадать от своих", оформляют его на листе - отчете | |
-Итак, можно ли его разрешить? Какими способами? Выберите лучший на свой взгляд. | Предлагают свои варианты разрешения данного противоречия, выбирают лучший. | |
-Верно, каждый рыцарь имел свой отличительный знак. Где его лучше всего было разместить? (слайд 4) | Высказывают свои мнения | |
-Так родился герб. А в нашей жизни есть место гербам? Где их можно увидеть? | Отвечают на вопросы | |
Целеполагание . Выдвижение гипотезы (1 мин) | ||
- Итак, предмет нашего исследования – герб, определите цели исследования | Формулируют цели исследования, записывают на лист- отчет (Научиться читать гербы, познакомиться с гербами городов и государств). | Регулятивные УУД: 1.Определять цель учебной деятельности 2.Выдвигать версии, формулировать гипотезу |
- Сформулируйте гипотезу исследования | Формулируют гипотезу. Предположим, что все изображения на гербах что-то обозначали. Если мы узнаем…. что могла обозначать форма герба, изображения на нем, его цвет, то сможем … читать гербы. | |
Мотивация (1мин.) | ||
- Умением толковать смысл гербов, составлять их, занимается специальная наука - геральдика. А людей, работающих в ней, называют герольдами. ( слайд 5) Короли, герцоги, другие знатные люди прибегали к их помощи, чтобы составить свои личный герб, герб своего рода, города. А из гербов правителей позже появились гербы государств. Я предлагаю вам стать сегодня герольдами. Герольды присутствовали на турнирах коронациях, и в руках у них всегда был жезл. Вам жезлы сегодня предстоит заработать. По их количеству мы определим лучшего герольда в конце занятия. | Мотивированы на работу | Личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы. |
Новый материал. Сбор данных, анализ. (25мин) | ||
- Что такое герб? - Где мы можем уточнить информацию? Кто желает быть экспертом? -Пока наши эксперты работают, рассмотрите иллюстрацию на слайде 6 . Чем похожи и чем отличаются их щиты рыцарей? | Дают свои определения. В словаре, энциклопедии. Эксперты ищут определение понятия герба в словарях. Сравнивают щиты рыцарей, делают вывод (формой, изображением, цветом) | Личностные УУД: положительное отношение и интерес к истории страны, ее символам Познавательные УУД: 1.Перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. 2.Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям Коммуникативные УУД: 1.Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения 2. Оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные УУД 1.Развивать умение высказывать своё предположение 2.составление плана действий, саморегуляция |
- В составлении гербов важно было все, о чем вы сказали, кроме того, на гербе часто помещали девиз (слайд 7) | Определили, что необходимо научиться толковать при «чтении» герба. | |
ФОРМА - Как вы думаете, о чем могла рассказать форма? -Действительно, о принадлежности к стране, государству. | Высказывают предположения | |
ЦВЕТ Цвета были говорящими. Попробуем разобраться, используя прием ассоциаций. Красный - о чем мог рассказать красный цвет. С чем он ассоциируется? Голубой? Зеленый? Золотой? Белый? | Высказывают предположения на основе ассоциаций, отвечают на вопросы | |
-У вас на столах есть карточки. Возьмите карточку ЦВЕТ. Сравним наши предположения с обозначением цветов, принятых в геральдике. | ||
ИЗОБРАЖЕНИЕ - Символическое изображение имели и фигуры на гербе. Попытайтесь определить, что они могли обозначать (по фигуре на парту) - Все эти животные хорошо известны вам по сказкам. Какими чертами они наделены в фольклоре? | высказывают предположения | |
И вновь проверим предположения. Посмотрим материал. (карточка изображение)
| сверяют свои предположения с информацией, предоставленной учителем | |
- Задание потруднее: иногда на гербах изображались странные фигуры животных - наполовину лев, наполовину медведь или полуконь, полу-Орел. Чем это могло быть вызвано? | высказывают предположения | |
- Все очень просто: люди женились, выходили замуж, и в их общем гербе соединялись изображения гербов каждого. - Первые гербы были личными знаками рыцарей, затем родовыми. Но обычай пользоваться гербами стал столь заразительным, что их стали заводить и священники, и объединения горожан, и города. Гербы рассказывают о прошлом городов, подвигах горожан, богатстве земель. | ||
Взмахнем жезлами, перенесемся из Европы в Россию. (слайд 8)
(Москва, Сыктывкар, Ухта, Сосногорск, Смоленск, Москва, Козельск Новгород, Ростов, Ярославль, , Кадников, Тверь, Кострома, и др.) | Делают предположения Рассматривают изображения гербов городов, интерпретируют (слайды 9 – 14) | |
-Действительно, могли быть изображены животные, которые чаще всего являлись священными для жителей данного города (Сыктывкар, Сосногорск, Ростов; слайд 10); оружие – как дань памяти горожанам, павшим в сражениях (Смоленск, Козельск; слайд 11); предметы, показывающие, чем город знаменит (Ухта, Кадников; слайд 12); знаки императорской власти (Тверь, Кострома; слайд 13); святые (Москва; слайд 14) | ||
ДЕВИЗ -Помимо всего на гербах часто помещали девиз. Что такое девиз? - Перед вами два девиза: граф Аракчиева: «Без лести предан» и купцов Строгановых «Отечеству принесу богатство, себе оставлю имя». (слайд 15) Дайте характеристику этим людям по их девизу. | Дают характеристику людям по девизам на их гербах | |
-Как все на свете, гербы могли меняться с течением времени. В этих изменениях можно проследить историю государства. -Посмотрите, сколько изменений претерпел Российский герб. Как вы думаете, с чем это могло быть связано? (слайд 16) Прочитайте текс на карточке, проверьте свои предположения. Изменения гербов связаны со сменой власти. На гербе временного правительства отсутствуют знаки императорской власти потому, что царя свергли. На гербе СССР изображены символы государства рабочих и крестьян. СССР распался, герб изменили. Современный герб России представляет собой золотого двухглавого орла на красном фоне. Над головами орла изображены три короны, которые символизируют независимость России, в лапах — скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди — изображение всадника, поражающего копьем дракона как символ борьбы добра со злом, защитыОтечества. | Сравнивают, анализируют, высказывают свои предположения, читают текст, делают вывод.
| |
Применение новых знаний. Творческая работа (10 мин) | ||
- Взмахнем жезлами. Возвратимся в класс.
-А теперь давайте попробуем применить знания на практике. Подумайте и определите, что же является важным лично для вас, пофантазируйте, найдите определённые знаки, символизирующие это, и составьте свой герб | Обобщают материал Рисуют свой герб на основе полученных знаний | Познавательные УУД использование знаково-символических средств представления информации Коммуникативные УУД: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли РегулятивныеУУД: оценка результатов работы |
Организует защиту 2-3 гербов, дискуссию. | Проводят презентацию своего герба | |
Рефлексия (2 мин) | ||
Какие задачи ставили? Достигли? Почувствовали себя герольдами? Посчитайте, сколько жезлов вам удалось заработать. Кого можем назвать лучшим герольдом? - Захотелось ли составить ее какой-нибудь герб (например, герб семьи? Можно подумать над этим дома вместе с родителями.) - Спасибо за работу и новых вам открытий! | ЛичностныеУУД: самоопределение Регулятивные УУД осознание качества и уровня усвоения знаний |
Примечание: в ходе занятия учащиеся заполняют следующие листы - отчеты:
Карточка "ЦВЕТ"
| Карточка "ИЗОБРАЖЕНИЕ" дуб, медведь - сила ; факел, раскрытая книга - знание; пчела - трудолюбие; лавр - слава; крылатый змей - зло, смута; дракон - могущество; рука в перчатке - храбрость; лев — символ силы, мужества, великодушия; леопард — храбрость, отвага. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "История родного края в символах и знаках"
Презентация сопровождает классный час, посвящённый символам Белгородской области....
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Путешествие в мир знаков и символов" для 2 класса
Тематическое планирование составлено на основе программы факультативного курса «Путешествие в мир знаков и символов», авторы Н.Г. Салмина, О.В. Сильнова, О.Г. Филимонова, Е.В. Звонова. Курс обеспечен ...
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Путешествие в мир знаков и символов" для 3 класса
Тематическое планирование составлено на основе программы факультативного курса «Путешествие в мир знаков и символов», авторы Н.Г. Салмина, О.В. Сильнова, О.Г. Филимонова, Е.В. Звонова. Курс обеспечен ...
Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир знаков и символов»
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Тематическое планирование состав...
Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир знаков и символов».
Необходимость данного курса вызвана, с одной стороны, тем, что в психологии придается исключительное значение умению понимать знаки и оперировать ими. С другой стороны, стороны во всех учебных предмет...
Казачьи символы и знаки.
Казачьи символы и знаки...
Конспект занятия внеурочной деятельности. Тема: «Символы края в истории страны»
Конспект занятия внеурочной деятельностиТема: «Символы края в истории страны»Цели: сформировать представление о традиционных символах государства (герб, флаг, гимн и т.д.), символах Оренбу...