Казачьи символы и знаки.
занимательные факты (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Казачьи символы и знаки.
Атаманский кафтан и шапка —принадлежали казачьей общине, передавались вместе с символами атаманства. Хранились у очередного Атамана или в Атаманском правлении. (У донских казаков в древности кафтан красный или парчовый, шапка черная больше по высоте обычной папахи.)
Погоны—неотъемлемая часть одежды казака строевого возраста. Обязательно носились казаком до выхода “на льготу”. Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.
Шапка—не всякая, специального образца. Первоначально “Клобук со флыком”, папаха, а затем фуражка—знак обладания казаком юридическим полноправием. В XIX веке функции “Клобука” перешли сначала к сиверу, а затем к фуражке. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На Кругу казак обязан был быть в шапке. Иногородние и гости не казаки должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и неимеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В курене красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.
Шашка, первоначально сабля—символ всей полноты прав у казака, а также обладание паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет (за особые заслуги раньше), без темляка. В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк.
Если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб умершему.
По решению Круга казак мог быть лишен права ношения оружия на срок. Следующим наказанием было исключение из станицы и казачества.
В церкви, в момент слушания Евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака стать на защиту христианства. Сохранялась в семье на видном месте. Передавалась от деда к внуку, когда “старик терял силы” и менял шашку на посох.
Шашку и шапку казак мог потерять только вместе с головой. На кругу голосовали шашками. Не обладающий полноправием шашку носить не смел.
Сабля—обычно украшенная, старинная тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круги и по праздникам.
Нагайка—знак Есаульца и Приставов на Кругу. В повседневной жизни знак власти у полноправного строевого казака. В некоторых станицах нагайку разрешалось носить только женатым. Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в курене на левом косяке к двери в спальню. Как знак полной покорности и уважения могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или старика, который был обязан ее вернуть, а бросившего расцеловать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что покорность ему не угодна, и обида или грех провинившегося не прощен.
Булава, пернач—символ военной власти, которой наделяется Атаман (у запорожцев—гетман).
Насека—посох с металлическим навершием, на котором первоначально “насекались” имена атаманов, владевших насекою, Символ гражданской власти атаманов всех степеней.
Башлык—у большинства казаков тоже был наделен символическим значением. В зависимости от того как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака—завязанный на груди означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещенный на груди—следует по делу, концы, заброшенные за спину—свободен, отдыхает.
Лампас—возник в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи от скифов до бродников прикрывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету к войску. Стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости и национальной обособленности.
Знамя—символ полкового, войскового объединений. Святыня, за которую казак обязан биться, не щадя жизни, не допуская его оскорбления или осквернения. Первоначально у казаков было символом договора на выполнение каких-либо обязательств с иностранными государями. После выполнения таких обязательств знамя поступало в собор или церковь, игравших роль музея.
Бунчук—знак Ставки, символ Атамана на походе, принадлежал войсковому соединению, на походе и в бою следовал за командующим. В мирное время хранился в церкви, выносился только по праздникам, как подтверждение его значимости и присутствия атамана. В армии часть функций бунчука унаследовали полковые и именные штандарты.
Печать—на рукояти или на перстне, вручалась атаману при выборах. Символ хозяйственной и дипломатической функций атамана. Ею скреплялись все документы. Принадлежала общине и передавалась от атамана к атаману.
Медаль—личный знак атамана, носилась на шее, поверх галстука и выпускалась на кафтан в раскол ворота. На лицевой стороне бывали надписи: “Атаман станицы...”, впоследствии портрет Государя. На оборотной стороне гравировалось Имя и Фамилия Атамана и годы его правления. После исполнения срока атаманства оставалась бывшему атаману на память. В случае вторичного избрания носилась рядом с новой. Медали бывали золотые и серебряные в зависимости от степени атаманства. Медаль меньшего размера носил товарищ атамана.
Чернильница—знак Писаря. Медная с ушками, носилась привязанной к поясу. В XIX в., когда писарей стали нанимать, исчезла из обихода. На смену этому знаку пришла Книга.
Казна—железный ящичек, ларец с казною—знак казначея. Ближе к нашему времени тоже замененный Книгой.
Книга—тетрадь для записей в твердом кожанном переплете. В момент Круга, каждый член Атаманского правления должен был держать свою тетрадь. Главная тетрадь, т. н. Атаманское писание или Закон, была собранием протоколов, где в случае спора можно было отыскать юридический прецедент. Всё сохранялось в Атаманском правлении и Архиве.
Посох—символ старости и мудрости. Члены совета стариков все сидели, опершись на посох. Посохами наделялись судьи, ходатые по делам церковной общины, паломники. Поднятый посох означал призыв Круга к молчанию. Шапка, поднятая на посохе—особо важное сообщение.
Серьги (у мужчин)—означали его роль и место в роду. Так единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии—серьгу в правом ухе. Две серьги—единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого древнего оберега, серьги играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь.
Кольцо- мужчины у казаков, как правило, колец не носили. Так что это—женская символика. Серебряное кольцо на левой руке—девушка на выданьи. На правой—просватана. Кольцо с бирюзой—жених служит (бирюза—камень тоски). Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой—разведенная (развод у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки—вдова (второе кольцо умершего мужа, хотя будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке его не носил). Иногда носили в ладанке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "История родного края в символах и знаках"
Презентация сопровождает классный час, посвящённый символам Белгородской области....
План- конспект внеурочного занятия в 1 классе. Тема: "Знаки и символы"
Тема урока: Знаки и символы Тип урока: Урок - игра Формы: смотр знаний, игра, работа в группах. Цель: закрепить представления де...
Олимпийская идея в знаках, символах, наградах.
Краткое описание символики, талисманов Олимпийских игр. История девиза, клятвы Олимпийских игр....
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Путешествие в мир знаков и символов" для 2 класса
Тематическое планирование составлено на основе программы факультативного курса «Путешествие в мир знаков и символов», авторы Н.Г. Салмина, О.В. Сильнова, О.Г. Филимонова, Е.В. Звонова. Курс обеспечен ...
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Путешествие в мир знаков и символов" для 3 класса
Тематическое планирование составлено на основе программы факультативного курса «Путешествие в мир знаков и символов», авторы Н.Г. Салмина, О.В. Сильнова, О.Г. Филимонова, Е.В. Звонова. Курс обеспечен ...
Внеурочное занятие "История в символах и знаках"
Внеурочное занятие по общеинтеллектуальному направлению. Цель занятия - развитие познавательного интереса, мышления, воображения через исследовательскую деятельность. В ходе занятия учащиеся узнают кт...