Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир знаков и символов».
рабочая программа на тему
Необходимость данного курса вызвана, с одной стороны, тем, что в психологии придается исключительное значение умению понимать знаки и оперировать ими. С другой стороны, стороны во всех учебных предметах широко используются разного рода знаки, символы, схемы. Как показала практика, для многих детей представляет сложность различение предмета и знака, его обозначающимися часто бывает трудно понять изображение, смысл рисунков, установить последовательность сюжетных картинок, выделить контекст в драматических произведениях, декодировать схемы, сказки, карты и т.д. Однако, прежде чем переходить к использованию научной символики, важно познакомить детей с символами, более понятными, теми, которые окружают их в реальной жизни (на улицах, в магазинах и т.д.) В ходе освоения программы дети переходят от обозначения простых объектов к более сложным: от кодирования целых предметов к обозначению их признаков, от кодирования единичных объектов к обозначению их последовательности и систем. В процессе обучения должны использоваться разные знаки: графические, жестовые, мимические, пантомимические, звуковые и др.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Тематическое планирование составлено на основе программы факультативного курса «Путешествие в мир знаков и символов», авторы Н.Г. Салмина, О.В. Сильнова, О.Г. Филимонова, Е.В. Звонова. Курс обеспечен учебником: Салмина Н.Г., Сильнова О.В., Филимонова О.Г. «Путешествие в мир знаков».
Данная программа является модифицированной и адаптирована к учебному плану МБУ СОШ №70, внесены изменения, учитывающие интересы и потребности обучающихся. Частично пересмотрено количество часов на темы, добавлены практические занятия.
В основном в программе представлены знаковые средства. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально этому не учит. Данный курс как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют знаково - символичными понятиями, грамотны, но затрудняются встретив их в разных ситуациях (в школе и вне школы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_moya_programma.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №70 городского округа Тольятти
Программа внеурочной деятельности
«Путешествие в мир знаков и символов»
Тип программы: модифицированная
Направление: общекультурное
Возраст обучающихся: 7 – 11 лет
Срок реализации: 4 года
Составитель: Аблапохина Светлана Юрьевна
учитель начальных классов
Тольятти, 2016
Пояснительная записка.
Необходимость данного курса вызвана, с одной стороны, тем, что в психологии придается исключительное значение умению понимать знаки и оперировать ими. С другой стороны, стороны во всех учебных предметах широко используются разного рода знаки, символы, схемы. Как показала практика, для многих детей представляет сложность различение предмета и знака, его обозначающимися часто бывает трудно понять изображение, смысл рисунков, установить последовательность сюжетных картинок, выделить контекст в драматических произведениях, декодировать схемы, сказки, карты и т.д. Однако, прежде чем переходить к использованию научной символики, важно познакомить детей с символами, более понятными, теми, которые окружают их в реальной жизни (на улицах, в магазинах и т.д.) В ходе освоения программы дети переходят от обозначения простых объектов к более сложным: от кодирования целых предметов к обозначению их признаков, от кодирования единичных объектов к обозначению их последовательности и систем. В процессе обучения должны использоваться разные знаки: графические, жестовые, мимические, пантомимические, звуковые и др.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Тематическое планирование составлено на основе программы факультативного курса «Путешествие в мир знаков и символов», авторы Н.Г. Салмина, О.В. Сильнова, О.Г. Филимонова, Е.В. Звонова. Курс обеспечен учебником: Салмина Н.Г., Сильнова О.В., Филимонова О.Г. «Путешествие в мир знаков».
Данная программа является модифицированной и адаптирована к учебному плану МБУ СОШ №70, внесены изменения, учитывающие интересы и потребности обучающихся. Частично пересмотрено количество часов на темы, добавлены практические занятия.
В основном в программе представлены знаковые средства. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально этому не учит. Данный курс как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют знаково - символичными понятиями, грамотны, но затрудняются встретив их в разных ситуациях (в школе и вне школы).
Цель программы:
- Общекультурное воспитание школьников, через усвоение основных семиотических закономерностей. Лучшим результатом работы можно считать такой, когда ребенок начинает сам придумывать знаки как иконические, так и произвольные (похожие на обозначаемый объект; не имеющие сходства с предметом), способен обосновать их использование.
- Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Основные задачи курса:
- Ознакомить учащихся со знаково - символичными понятиями используемыми в реальности, в творениях материальной и духовной культуры.
- Формировать умения анализировать замещаемое содержание, что предполагает: понимание того, что можно обозначать.
- Формировать умения выделять и создавать единичные знаки и системы знаков с учетом требований к знакам и правил их создания.
- Формировать умения соотносить планы (замещаемого и заместителя).
- Создавать символы для различных событий, состояний, характеристик, объектов, поступков.
- Продолжить работу по введению символики при изучении математики, окружающего мира, чтения, русского языка.
Организационно – педагогические характеристики программы.
Возраст обучающихся – 7 – 11 лет (1 – 4 класс);
Сроки реализации программы – 4 года;
Нагрузка и режим работы:
1 год обучения – 33 часа, один раз в неделю по 1 академическому часу;
2 - 4 год обучения – по 34 часа, один раз в неделю по 1 академическому часу.
Принцип набора в группы свободны, по выбору учащихся и родителей.
Занятия проводятся с группой 25 человек.
Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что факультативный курс «Путешествие в мир знаков и символов» рекомендован для внеурочной деятельности новым стандартом. «Путешествие в мир знаков и символов» даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок), что является своеобразной формой подведения итогов всего курса.
Ожидаемые результаты и способы проверки результативности.
Ожидаемые результаты и характеристика деятельности учащихся | Способы проверки и оценивания результатов |
1 год обучения | |
Метапредметные результаты: - осознавать роль речи в жизни людей; - придумывать собственные сюжеты и символику; - объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении; - проводить простейший анализ по выделению символического смысла духовной и материальной культуры, самостоятельно создавать символы и знаки. - реализовывать простое высказывание на заданную тему; - понимать знаки и символы, существующие в окружающем мире, читать графики, схемы, диаграммы и т.п. - самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари; - учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности; - делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса. Предметные результаты: -создавать символы для различных событий, состояний, характеристик, объектов, поступков. - различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях; - выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам; - сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов; - сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте; - оценивать степень вежливости в некоторых ситуациях общения. Личностными результатами: - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; - воспитание чувства справедливости, ответственности; - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. | Педагогическое наблюдение. Диагностика. Анкетирование. Собеседование. Взаимопроверка. Открытые занятия. Диалог. Конкурс рисунков. Конкурс поделок. Творческие работы. |
2 год обучения | |
Метапредметные результаты: - пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова; - отличать подробный пересказ от краткого; - знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа; - реализовывать устные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи; - делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса. Предметные результаты: - планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности; - осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения; - анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения; - определять тему, основную мысль несложного текста; - определять структурно-смысловые части текста. - подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам. - разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника; - сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй; - давать оценку невежливому речевому поведению. Личностными результатами: - оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности; - объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов. - проводить простейший анализ по выделению символического смысла духовной и материальной культуры, самостоятельно создавать символы и знаки. - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; - развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; | Педагогическое наблюдение. Собеседование. Взаимопроверка. Открытые занятия. Диалог. Конкурс рисунков. Конкурс поделок. Творческие работы. Защита проектов. Рефераты. Спектакли. Диагностика. Анкетирование. |
3 год обучения | |
Метапредметные результаты: - формулировать тему урока после предварительного обсуждения; - определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; - осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; - учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; - анализировать информацию и перерабатывать, представленную в разных формах извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; - осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; - аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; - пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с ТСО сопровождением; Предметные результаты: - осознавать важность знаков и символов для успешного общения; - знать особенности этикета; - приводить примеры объектов как символов времени, их развитие. - знать особенности диалога и монолога; - анализировать знаки и символы; - использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; Личностными результатами: - установления добрых, уважительных взаимоотношений; - понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. | Педагогическое наблюдение. Собеседование. Взаимопроверка. Открытые занятия. Диалог. Конкурс рисунков. Конкурс поделок. Творческие работы. Защита проектов. Рефераты. Презентации. Спектакли. Сочинения. Диагностика. Анкетирование. |
4 год обучения | |
Метапредметные результаты: - формулировать задачу урока после предварительного обсуждения; - анализировать и оценивать свои и чужие успехи, и неуспехи в общении; - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета; - анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов; - анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие; - слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы; Предметные результаты: - уместно использовать изученные несловесные средства при общении; - знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки; - реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации. -понимание знаков и символов, существующих в окружающем мире, - умение читать тексты вербальные и невербальные; - знание истории появления, правил создания знаков и знаковых систем; - умение проводить простейший анализ по выделению символического смысла духовной и материальной культуры; - самостоятельное создание символов и знаков. Личностными результатами: - уважительного отношения в семье и к посторонним людям; - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; - развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; - воспитание чувства справедливости, ответственности; - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. | Педагогическое наблюдение. Собеседование. Взаимопроверка. Открытые занятия. Диалог. Конкурс рисунков. Конкурс поделок. Творческие работы. Защита проектов. Рефераты. Презентации. Спектакли. Сочинения. Диагностика. Анкетирование. |
Учебно – тематический план.
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||
Всего | Из них | |||
теория | практика | |||
1 год обучения | ||||
1 | Знаки вокруг нас. | 11 | 8 | 3 |
2 | Чем можно обозначать. | 5 | 3 | 2 |
3 | Как возникают знаки. | 8 | 5 | 3 |
4 | Символы в реальности и сказке. | 8 | 5 | 3 |
5 | Сказка в символах. | 1 | 1 | - |
Итого: | 33 | 22 | 11 | |
2 год обучения | ||||
1 | Объекты как символы. | 8 | 5 | 3 |
2 | Сказка и миф. | 9 | 6 | 3 |
3 | Символика в искусстве. | 8 | 6 | 2 |
4 | Ритуал, этикет как символы эпохи, страны. | 9 | 6 | 3 |
Итого: | 34 | 23 | 11 | |
3 год обучения | ||||
1 | Объекты как символы времени, их развитие. | 3 | 2 | 1 |
2 | Мифы. | 4 | 3 | 1 |
3 | Символика в искусстве. | 4 | 3 | 1 |
4 | Игры разных народов. | 3 | 2 | 1 |
5 | Символы и метафоры. | 5 | 3 | 2 |
6 | Символы как обобщения. | 7 | 4 | 3 |
7 | Карты, схемы, планы. | 8 | 6 | 2 |
Итого: | 34 | 23 | 11 | |
4 год обучения | ||||
1 | Объекты как символы. | 5 | 3 | 2 |
2 | Сказки и мифы. | 4 | 3 | 1 |
3 | Символика в искусстве. | 11 | 8 | 3 |
4 | Символы как обобщения. | 8 | 6 | 2 |
5 | Карты, схемы, планы. | 6 | 4 | 2 |
Итого: | 34 | 24 | 10 |
Содержание.
1 год обучения
Раздел 1. Знаки вокруг нас.
Теория.
Знаково-символические действия: кодирование, декодирование. Знаки объектов, признаков, событий, явлений природы, времен года. Обозначение действий, знаки-пиктограммы, принятые в спорте. Некоторые дорожные знаки. Обозначения настроения, состояния. Обозначение последовательности действий, событий. Функции знаков.
Практика.
Чтение информации, представленной в знаках. Знаковые действия, жесты, поза, походка, мимика.
Обозначение пространственных отношений (направление). Обозначение времени. Выполнение действий, заданных последовательностью знаков (схема, «дерево»).
Раздел 2. Чем можно обозначать.
Теория.
Виды знаково-символических средств. Перевод вербального текста на язык жестов.
Практика.
Использование рисунков, цвета, геометрических фигур, жестов, звуков, цифр, букв при составлении планов и схем.Составление и анализ планов, схем, ориентировка в плане.
Раздел 3. Как возникают знаки.
Теория.
Можно ли самим задавать знаки. Правила создания знаков (сходство-условность, обобщенность –конкретность, лаконичность-развернутость) Виды знаков: знаки –метки, иконические, условные, единичные знаки, системы знаков. Знаки, возникающие без участия человека. Пиктограмма. Знаковые системы. Декодирование знаков различных системах. Кодирование множеств. Принципы кодирования-декодирования множеств.
Практика.
Создания знаков по изученным правилам.Кодирование объектов, признаков и др. с использованием различных средств (цвет, рисунки, условная символика, жесты и др.)
Раздел 4. Символы в реальности и сказке.
Теория.
Знакомство с различными символами, используемыми в реальности и сказке. Особенности символов (многозначность, описание, раскрытие) Использование графических символов для описания сказки. Знакомство с функциями (устойчивыми элементами сказки). Анализ русских народных сказок, авторских сказок.
Практика.
Создание символов для различных событий, состояний, характеристик, объектов, поступков. Создание «мультиков» из заданных картинок, самостоятельное придумывание символов. Создание собственных сказок.
Раздел 5. Сказка в символах.
Теория.
Самостоятельное создание символов, анализ и выбор предложенных обозначений героев, событий, средств, последовательности событий.
2 год обучения
Раздел 1. Объекты как символы.
Теория.
Дома, средства передвижения как символы эпохи, части света, функционального назначения. Предметы обихода, вещи как символы эпохи страны. Оружие, книги как символы эпохи.
Практика.
Изготовление игрушек как символы эпохи, страны, сословия. Защита проекта: «Сооружения как символы городов» Рисование одежды, украшения, как развитие моды, стиля и др.
Раздел 2 . Сказка и миф.
Теория.
Сказочные царства. Сказочные герои. Символы сказки-присказки. Троекратное повторение, средства магии, постоянные эпитеты, превращения. Символический смысл сказки Народные и авторские сказки. Мифы, их происхождение. Миф и легенда. Мифы разных народов. Мифологические герои.
Практика.
Анализ русских народных сказок. Сопоставление мифа и сказки
Раздел 3. Символика в искусстве.
Теория.
Художественное произведение – это не только изображение мира, но и выражение отношения к нему. Средства выразительности, используемые в разных видах искусства, - символические языки. Передача одного и того же содержания с использованием разных языков – вербального (стихи, проза), изобразительного, музыкального.
Практика.
Театральные постановки. Использование выразительных средств при исполнении роли (тембр голоса, темп, движения, мимика, одежда и др.)
Раздел 4. Ритуал, этикет как символы эпохи, страны.
Теория.
Этикет-установленный порядок поведения. Одежда (для школы, для занятий спортом, для праздника, домашняя одежда), форма обращения к другому, стиль письма.
Практика.
Ритуал-выработанный обычаем порядок выполнения какой-либо церемонии (празднование Нового года, церемония смены караула и т. д.)
3 год обучения
Раздел 1. Объекты как символы времени, их развитие.
Теория.
Архитектурные стили. Мода, стиль одежды, прически. Средства транспорта.
Практика.
Дизайн предметов обихода
Раздел 2. Мифы.
Теория.
Славянская мифология. Мифы Древней Греции. Символы как магические средства в мифологических описаниях.
Практика.
Сравнение мифов славянской мифологии и мифы Древней Греции.
Раздел 3. Символика в искусстве.
Теория.
Многозначность символа. Разные направления в использовании средств передачи настроения, отношения к явлениям в изобразительной деятельности. Разные языки, стилей для передачи одного и того же содержания.
Практика.
Использование разных языков, стилей для передачи одного и того же содержания (живопись, поэзия, скульптура, танец, драматическое искусство, пение).
Раздел 4. Игры разных народов.
Теория.
Обряды, игрушки, современные игры. Национальные особенности игры как отражение развития культуры, символ времени.
Практика.
Русские народные игры. Современные игры. Придумывание своих игр.
Раздел 5. Символы и метафоры.
Теория.
Метафоры, пословицы, поговорки, загадки. Сходство образа, символа и метафоры. Переносный смысл, Имя.
Практика.
Происхождение и значение имени.
Раздел 6. Символы как обобщения.
Теория.
Гербы, флаги, монеты как символы принадлежности к группе, нации, стране. Символы древности и современные символы. Составляющие символа: Цвет, рисунок, форма. История символов. Расшифровка символов.
Практика.
Создание гербов, флагов.
Раздел 7. Карты, схемы, планы.
Теория.
Дорожные знаки, схемы дорог. Карта школы, улицы, города, страны. Карта неба. Знакомство с языком карт. Расшифровка карты. Нахождение объекта на карте. Определение расстояния.
Практика.
Создание схем, планов, карт.
4 год обучения
Раздел 1. Объекты как символы.
Теория.
Эскизы костюма, здания, предмета обихода в соответствии с эпохой. Создание визуального ряда для кинофильма о какой-то эпохе.
Практика.
Создание эскизов костюма, здания, предмета обихода в соответствии с эпохой.
Раздел 2. Сказки и мифы.
Теория.
Анализ сказок и мифов с точки зрения символического смысла и используемых в них символов.
Практика.
Сравнение сказки и мифа.
Раздел 3. Символика в искусстве.
Теория.
Театр. Направления в театральном искусстве. Классический и современный спектакль. Ребенок-режиссер, художник и постановщик сказок. Создание костюмов для героев спектакля. Изготовление и обоснование декораций. Построение мизансцен.
Практика.
Создание спектакля по сказке.
Раздел 4. Символы как обобщения.
Теория.
Метафоры. Анализ значения метафор, загадок. Многозначность символов. Символы в древности и современные символы. Современное искусство и символы.
Практика.
Создание символов.
Раздел 5. Карты, схемы, планы.
Теория.
Схемы, графики, диаграммы: чтение, построение на разном предметном содержании.
Практика.
Чтение и создание карт.
Методическое обеспечение программы.
«Путешествие в мир знаков и символов» входит во внеурочную деятельность по направлению общекультурное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Обучение, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. Безусловно, преподавание основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
«Путешествие в мир знаков и символов» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает разные формы и методы:
Словесные: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
Наглядные: Просмотр презентаций, фильмов, спектаклей, демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.
Практический: Работа по формированию знаково-символической деятельности очень тесно будет связана с проектной деятельностью, так как дети будут обучаться придумывать собственные сюжеты и символику. К тому же, на ряду, с научной символикой дети познакомятся с такими символами, которые окружают их в реальной жизни.
- Подготовка и защита проектов;
-Рефераты;
- Участие в спектаклях;
- Конкурсы рисунков и поделок;
-Сочинение.
Игровые:
Организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены занимательные игры, во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Формы работы разнообразные: Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
- Групповая работа. Работа в парах(образно-ролевые игры, дискуссии).
- Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
- Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания
Способы отслеживания и контроля результатов обучения.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
• самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для вы-ступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита проектов в группе;
• контрольно – познавательные игры;
• табло достижений;
• открытые занятия в игровой форме;
• отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках , относятся:
- DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
- цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
- компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения. Кроме того, эти средства позволяют разнообразить виды деятельности учеников на уроке; приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения); процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д. При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий. технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.
Список литературы.
Список литературы для учителя.
- Салмина Н.Г., Сильнова О.В., Филимонова О.Г., Звонова Е.В., «Программа «Путешествие в мир знаков и символов» (факультативный курс) 1-4 классы. Издательство Просвещение, Москва, 2001 год.
- Салмина Н.Г., Сильнова О.В., Филимонова О.Г., Звонова Е.В., «Путешествие в мир знаков и симоволов». Практическое руководство по использованию учебника-тетради. 1-2 классы. Издательство Аркти , 2001 год.
- Салмина Н.Г., Сильнова О.В., Филимонова О.Г., Звонова Е.В., «Путешествие в мир знаков и симоволов». Практическое руководство по использованию учебника-тетради. 3-4 классы. Издательство Аркти , 2001 год.
- Салмина Н.Г., Сильнова О.В., Филимонова О.Г., Звонова Е.В., Путешествие в мир знаков и символов. Факультативный курс. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. — Т. 2. — Издательство Просвещение,2001 год.
- Салмина Н.Г., Филимонова О.Г., Путешествуем по сказкам. Пособие для детей старшего дошкольного возраста. Издательский центр "Вентана - Граф" М, 64 с.
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Издание Просвещение, Москва, 152 с., 2009 г.
- Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
- Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников.- Москва, 2001 год
Список литературы для ученика.
- Салмина Н.Г., Сильнова О.В., Филимонова О.Г., Звонова Е.В., «Путешествие в мир знаков». Учебник-тетрадь. 1 класс». Издательство Аркти , 2001 год.
- Салмина Н.Г., Сильнова О.В., Филимонова О.Г., Звонова Е.В., «Путешествие в мир знаков». Учебник-тетрадь. 2 класс». Издательство Аркти , 2001 год.
- Салмина Н.Г., Сильнова О.В., Филимонова О.Г., Звонова Е.В., «Путешествие в мир знаков». Учебник-тетрадь. 3 класс». Издательство Аркти , 2002 год.
- Салмина Н.Г., Сильнова О.В., Филимонова О.Г., Звонова Е.В., «Путешествие в мир знаков». Учебник-тетрадь. 4 класс». Издательство Аркти , 2002 год.
- Салмина Н.Г., Глебова А.О. Умелые ручки. Форма и штриховка. Рабочая тетрадь
место издания Вентана - Граф м, 2014 г. ISBN ISBN 978-5-360-05371-2 , тираж 1000 экз, 32 с.
- Салмина Н.Г., Учимся думать. Что за чем следует? Рабочая тетрадь в двух частях. Место издания Вентана - Граф М, 2014г.
- Салмина Н.Г., Учимся думать. Что с чем объединяется? Рабочая тетрадь в двух частях. Место издания Вентана - Граф М, 2014г.
- Салмина Н.Г., Учимся думать. Что как и с чем связано? Рабочая тетрадь в двух частях. Место издания Вентана - Граф М, 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Путешествие в Спортландию."
Примерная программа внеурочной деятельности по пропогане и развитии компетенций учащихся в области безопасности....
Программа внеурочной деятельности "Путешествие по тропе здоровья" 1-4 класс
Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета 1-4 класс"
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов "Путешествие по стране этикета"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в Компьютерную Долину"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в Компьютерную Долину" для 3 класса...
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Путешествие в мир знаков и символов" для 2 класса
Тематическое планирование составлено на основе программы факультативного курса «Путешествие в мир знаков и символов», авторы Н.Г. Салмина, О.В. Сильнова, О.Г. Филимонова, Е.В. Звонова. Курс обеспечен ...
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Путешествие в мир знаков и символов" для 3 класса
Тематическое планирование составлено на основе программы факультативного курса «Путешествие в мир знаков и символов», авторы Н.Г. Салмина, О.В. Сильнова, О.Г. Филимонова, Е.В. Звонова. Курс обеспечен ...
Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир знаков и символов»
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Тематическое планирование состав...