Тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Путешествие в мир знаков и символов" для 3 класса
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

Кононенко  Светлана Викторовна

Тематическое планирование составлено на основе программы факультативного курса «Путешествие в мир знаков и символов», авторы Н.Г. Салмина, О.В. Сильнова, О.Г. Филимонова, Е.В. Звонова. Курс обеспечен учебником: Салмина Н.Г., Сильнова О.В., Филимонова О.Г. «Путешествие в мир знаков». Тематическое планирование соответствует нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в действие; определяет на основе инвариантной части проекта образовательного учебного плана начального общего образования  максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности. Программа направлена на формирование умения оперировать знаками, которыми ребенок пользуется в реальной жизни; зна­комит с разными типами обозначений и принципами их по­строения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование факультативного курса   «Путешествие в мир знаков и символов» во 3 классе.

МБУ СОШ №70 г. Тольятти

Учитель начальных классов: Кононенко С.В.

Тема урока

Содержание факультативного курса и  планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Личностные

 УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

Регулятивные

УУД

1

2

3

Объекты как символы времени – 3 часа.

Архитектурные стили.

Дизайн предметов обихода.

Средства транспорта.

Учащиеся

Познакомятся  с архитектурными стилями. Узнают, что такое дизайн, мода.  Осознание функции знаков: ориентировка в реальности, средство организации деятельности.

Учащиеся будут понимать, что мода, дизайн все это символы времени, которые развиваются вместе с обществом. Смогут распознавать архитектурные стили. Собирать информацию о средствах транспорта, экспериментировать с дизайном предметов обихода.

1.Самоопределение. 

Формирование  чувства необходимости учения и предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа, адекватное содержательное представление о школе.

2.Смыслообразование.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

3.Нравственно-этическая ориентация.

Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к одноклассникам, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

1.Общеучебные.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

2.Логические.

Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

3.Постановка и решение проблем.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Умение слушать собеседника. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Оценивать свои возможности решить стоящую перед ним задачу с помощью учителя. Формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно.

1

2-3

4

Мифы - 4 часа.

Славянская мифология.

Мифы Древней Греции.

Символы как магические средства в мифологических описаниях.

Учащиеся должны уметь:

Слушание мифологических произведений, выделение основного сюжета и главных героев. Характеристика героя мифа и его описание. Использование выразительных средств и чтение наизусть.

Учащиеся  смогут.

Сравнивать славянские мифы и мифы Древней Греции, называть их особенности. Наблюдать  и рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста. Инсценировать отрывки произведения, читать по ролям.

1.Самоопределение. Формирование  основ гражданской идентичности: положительного отношения к школе.

2.Смыслообразование.

Стремление выполнять социально – значимую деятельность, быть полезным обществу.

 3.Нравственно-этическая ориентация.

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья в пределах своих возможностей.

1.Общеучебные.

Поиск и выделение необходимой информации. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2.Логические.

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Построение логической цепи рассуждений

3.Постановка и решение проблем.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Контролировать действия партнера и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формирование речевых компетенций через расширение и обогащение словаря научными терминами и построение речевых высказываний.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Контроль в форме сличения способа и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действий.

1

2

3

4

Символика в искусстве – 4 часа.

Многозначность символа.

Средства передачи настроения.

Отношения к явлениям в изобразительной деятельности.

Использование различных языков и стилей для передачи оного и того же содержания.

Учащиеся познакомятся с различными символами, используемыми в реальности, в творениях искусства. Узнают об особенностях символов, их многозначность, описание, раскрытие, обобщенность и индивидуальность. Использование разных языков, стилей  в поэзии, живописи, скульптуре, танце, драматическом искусстве.

Учащиеся  смогут  анализировать предпосылки и исторические обусловленности появления символа в искусстве и места его применения. Понимать смысл символа, бытующего в современной культуре.

1.Самоопределение. Формирование  основ гражданской идентичности: чувства сопричастности своей Родине и народу и его культуре.

2.Смыслообразование.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

3.Нравственно-этическая ориентация.

Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к одноклассникам, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

1.Общеучебные.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2.Логические.

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Построение логической цепи рассуждений

3.Постановка и решение проблем.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме, умение слушать собеседника. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно.  В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

1-2

3

Игры разны народов – 3 часа.

Обряды, игрушки, современные игры.

Национальные особенности игры.

Учащиеся должны

Познакомиться  с различными обрядами народив мира, современными играми и игрушками. Анализировать русские народные игры и использовать графические символы для их описания.

Учащиеся  смогут 

Смогут с помощью геометрических символов описать игру. Исследовать особенности обрядов народов мира. Собирать материл на основании бесед с родными и знакомыми, обмениваться сведениями об обычаях, обрядах народов России. Извлекать необходимую информацию их дополнительных источников.

1.Самоопределение. Формирование уважения к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей. 2.Смыслообразование.

Стремление выполнять социально – значимую деятельность, быть полезным обществу.

 3.Нравственно-этическая ориентация.

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья в пределах своих возможностей.

1.Общеучебные.

Поиск и выделение необходимой информации. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

2.Логические.

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Построение логической цепи рассуждений

3.Постановка и решение проблем.

Умение строить схемы и использовать наглядные модели для решения задач. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Контролировать действия партнера и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формирование речевых компетенций через расширение и обогащение словаря научными терминами и построение речевых высказываний.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию.

1

2

3

4-5

Символы и метафоры – 5 часов.

Метафоры, пословицы, поговорки и загадки.

Сходство образа, символа и метафоры.

Переносный смысл.

Имя. Происхождение и значение имени.

Учащиеся должны  знать:

Особенности символов: многозначность, описание, раскрытие, обобщенность и индивидуальность. Анализ сходства смысла символа и метафоры, бытующего в современной культуре.

Учащиеся  смогут самостоятельно создавать символы. Анализировать и выбирать из предложенных обозначений героев, событий, средств, последовательности событий. Сравнивать малые фольклорные жанры и называть их особенности. Наблюдать, рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста.

1.Самоопределение. Формирование  чувства необходимости учения и предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа, адекватное содержательное представление о школе.

2.Смыслообразование.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

3.Нравственно-этическая ориентация.

Развитие сопереживания, эмоционально – нравственной отзывчивости и умение аргументировать необходимость выполнения и соблюдения моральных норм.

1.Общеучебные.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Осознанное построение речевого высказывания и  создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2.Логические.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

 3.Постановка и решение проблем.

Устанавливать аналогии и осознанно владеть общим приемом решения задачи.

Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме, умение слушать собеседника. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

Сохранять учебную задачу и учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Контроль и ориентировка, направленная на сопоставление план обнаружения ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений.

1-2

3

4

5

6

7

Символы как обобщения - 7 часов.

Герб, флаг, монеты как символы принадлежности к группе, нации, стране.

Символы древности и современные символы.

Составляющие символа.

История символа.

Расшифровка символов.

Создание гербов и флагов.

Учащиеся должны знать: Знакомство с видами знаково – символическими средствами: рисунки, цвет, геометрические фигуры, жесты, звуки, стрелки, цифры, буквы.  Овладеть принципами и правилами перехода из одного плана в другой и  умением соотносить планы.

Учащиеся  смогут объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба и флага России, узнавать их среди других гербов и флагов. Расшифровывать символы и создавать самостоятельно  герб и флаг. Подбирать иллюстративный материал с целью определения внешнего вида символов древности и современности. Искать дополнительную информацию из различных источников.

1.Самоопределение.  Формирование уважения к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей. Формирование  основ гражданской идентичности: положительного отношения к школе.

2.Смыслообразование.

Стремление выполнять социально – значимую деятельность, быть полезным обществу.

 3.Нравственно-этическая ориентация.

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья в пределах своих возможностей.

1.Общеучебные.

Поиск и выделение необходимой информации. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2.Логические.

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Построение логической цепи рассуждений

3.Постановка и решение проблем.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Контролировать действия партнера и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формирование речевых компетенций через расширение и обогащение словаря научными терминами и построение речевых высказываний.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Контроль в форме сличения способа и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действий.

1

2

3

4

5

6

7

8

Карты, схемы и планы – 8 часов.

Дорожные знаки, схемы дорог.

Карта школы, улицы, города, страны.

Карта неба.

Знакомство с языком карт.

Расшифровка карт.

Нахождение объектов по карте.

Определение расстояния.

Создание схем, планов и карт.

Учащиеся должны знать:

Виды знаков и правила создания знаков: сходство – условность, обобщенность – конкретность, лаконичность - развернутость. Познакомятся со знаково-символическими действиями: кодировкой, декодированием.  Осознание функции знаков: ориентировка в реальности, средство организации деятельности.  Знакомство с правилами дорожного движения и некоторыми дорожными знаками.

Учащиеся будут понимать, что можно обозначать объект, процесс, свойство, отношения. Вместе с учителем будут читать информацию, представленную в знаках. Составлять знаки, обозначающие настроение и состояние. Выполнять действия, заданных последовательностью знаков. Создавать дорожные знаки.

Использовать правила создания знаков. Научатся выделять и создавать единичные знаки и системы знаков с учетом требований к знакам и правил их создания.

1.Самоопределение. Формирование  основ гражданской идентичности: чувства сопричастности своей Родине и народу.

2.Смыслообразование.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

3.Нравственно-этическая ориентация.

Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к одноклассникам, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

1.Общеучебные.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2.Логические.

Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

3.Постановка и решение проблем.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. Контролировать действия партнера и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно. Внесение дополнений  в план.

Оценивать свои возможности решить стоящую перед ним задачу с помощью учителя.  В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

«Путешествие в мир знаков и символов» (факультативный курс) 1-4 классы.

п/п

Автор, составитель

Название программы, учебно-методического пособия

Год издания

Издательство

1

Салмина Н.Г. и др.

Программа «Путешествие в мир знаков и символов» (факультативный курс) 1-4 классы

2000

Просвещение

2

Салмина Н.Г. и др.

«Путешествие в мир знаков». Учебник-тетрадь. 1 класс.

2000

Аркти

3

Салмина Н.Г. и др.

«Путешествие в мир символов». Учебник-тетрадь. 2 класс.

2001

Аркти

4

Салмина Н.Г. и др.

«Путешествие в мир знаков и симоволов». Практическое руководство по использованию учебника-тетради. 1-2 классы.

2001

Аркти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я и мои друзья" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности « Я и мои друзья» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Планирование кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения....

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Путешествие в мир знаков и символов" для 2 класса

Тематическое планирование составлено на основе программы факультативного курса «Путешествие в мир знаков и символов», авторы Н.Г. Салмина, О.В. Сильнова, О.Г. Филимонова, Е.В. Звонова. Курс обеспечен ...