Тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Путешествие в мир знаков и символов" для 3 класса
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме
Тематическое планирование составлено на основе программы факультативного курса «Путешествие в мир знаков и символов», авторы Н.Г. Салмина, О.В. Сильнова, О.Г. Филимонова, Е.В. Звонова. Курс обеспечен учебником: Салмина Н.Г., Сильнова О.В., Филимонова О.Г. «Путешествие в мир знаков». Тематическое планирование соответствует нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в действие; определяет на основе инвариантной части проекта образовательного учебного плана начального общего образования максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности. Программа направлена на формирование умения оперировать знаками, которыми ребенок пользуется в реальной жизни; знакомит с разными типами обозначений и принципами их построения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie.docx | 29.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование факультативного курса «Путешествие в мир знаков и символов» во 3 классе.
МБУ СОШ №70 г. Тольятти
Учитель начальных классов: Кононенко С.В.
№ | Тема урока | Содержание факультативного курса и планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | |||
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |||
1 2 3 | Объекты как символы времени – 3 часа. Архитектурные стили. Дизайн предметов обихода. Средства транспорта. | Учащиеся Познакомятся с архитектурными стилями. Узнают, что такое дизайн, мода. Осознание функции знаков: ориентировка в реальности, средство организации деятельности. Учащиеся будут понимать, что мода, дизайн все это символы времени, которые развиваются вместе с обществом. Смогут распознавать архитектурные стили. Собирать информацию о средствах транспорта, экспериментировать с дизайном предметов обихода. | 1.Самоопределение. Формирование чувства необходимости учения и предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа, адекватное содержательное представление о школе. 2.Смыслообразование. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. 3.Нравственно-этическая ориентация. Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к одноклассникам, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. | 1.Общеучебные. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. 2.Логические. Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. 3.Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. | Умение слушать собеседника. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. | Оценивать свои возможности решить стоящую перед ним задачу с помощью учителя. Формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно. |
1 2-3 4 | Мифы - 4 часа. Славянская мифология. Мифы Древней Греции. Символы как магические средства в мифологических описаниях. | Учащиеся должны уметь: Слушание мифологических произведений, выделение основного сюжета и главных героев. Характеристика героя мифа и его описание. Использование выразительных средств и чтение наизусть. Учащиеся смогут. Сравнивать славянские мифы и мифы Древней Греции, называть их особенности. Наблюдать и рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста. Инсценировать отрывки произведения, читать по ролям. | 1.Самоопределение. Формирование основ гражданской идентичности: положительного отношения к школе. 2.Смыслообразование. Стремление выполнять социально – значимую деятельность, быть полезным обществу. 3.Нравственно-этическая ориентация. Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья в пределах своих возможностей. | 1.Общеучебные. Поиск и выделение необходимой информации. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 2.Логические. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Построение логической цепи рассуждений 3.Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. | Контролировать действия партнера и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. Формирование речевых компетенций через расширение и обогащение словаря научными терминами и построение речевых высказываний. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Контроль в форме сличения способа и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действий. |
1 2 3 4 | Символика в искусстве – 4 часа. Многозначность символа. Средства передачи настроения. Отношения к явлениям в изобразительной деятельности. Использование различных языков и стилей для передачи оного и того же содержания. | Учащиеся познакомятся с различными символами, используемыми в реальности, в творениях искусства. Узнают об особенностях символов, их многозначность, описание, раскрытие, обобщенность и индивидуальность. Использование разных языков, стилей в поэзии, живописи, скульптуре, танце, драматическом искусстве. Учащиеся смогут анализировать предпосылки и исторические обусловленности появления символа в искусстве и места его применения. Понимать смысл символа, бытующего в современной культуре. | 1.Самоопределение. Формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности своей Родине и народу и его культуре. 2.Смыслообразование. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. 3.Нравственно-этическая ориентация. Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к одноклассникам, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. | 1.Общеучебные. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 2.Логические. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Построение логической цепи рассуждений 3.Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме, умение слушать собеседника. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | Формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. |
1-2 3 | Игры разны народов – 3 часа. Обряды, игрушки, современные игры. Национальные особенности игры. | Учащиеся должны Познакомиться с различными обрядами народив мира, современными играми и игрушками. Анализировать русские народные игры и использовать графические символы для их описания. Учащиеся смогут Смогут с помощью геометрических символов описать игру. Исследовать особенности обрядов народов мира. Собирать материл на основании бесед с родными и знакомыми, обмениваться сведениями об обычаях, обрядах народов России. Извлекать необходимую информацию их дополнительных источников. | 1.Самоопределение. Формирование уважения к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей. 2.Смыслообразование. Стремление выполнять социально – значимую деятельность, быть полезным обществу. 3.Нравственно-этическая ориентация. Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья в пределах своих возможностей. | 1.Общеучебные. Поиск и выделение необходимой информации. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. 2.Логические. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Построение логической цепи рассуждений 3.Постановка и решение проблем. Умение строить схемы и использовать наглядные модели для решения задач. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. | Контролировать действия партнера и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. Формирование речевых компетенций через расширение и обогащение словаря научными терминами и построение речевых высказываний. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию. |
1 2 3 4-5 | Символы и метафоры – 5 часов. Метафоры, пословицы, поговорки и загадки. Сходство образа, символа и метафоры. Переносный смысл. Имя. Происхождение и значение имени. | Учащиеся должны знать: Особенности символов: многозначность, описание, раскрытие, обобщенность и индивидуальность. Анализ сходства смысла символа и метафоры, бытующего в современной культуре. Учащиеся смогут самостоятельно создавать символы. Анализировать и выбирать из предложенных обозначений героев, событий, средств, последовательности событий. Сравнивать малые фольклорные жанры и называть их особенности. Наблюдать, рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста. | 1.Самоопределение. Формирование чувства необходимости учения и предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа, адекватное содержательное представление о школе. 2.Смыслообразование. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. 3.Нравственно-этическая ориентация. Развитие сопереживания, эмоционально – нравственной отзывчивости и умение аргументировать необходимость выполнения и соблюдения моральных норм. | 1.Общеучебные. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Осознанное построение речевого высказывания и создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 2.Логические. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. 3.Постановка и решение проблем. Устанавливать аналогии и осознанно владеть общим приемом решения задачи. | Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме, умение слушать собеседника. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников. | Сохранять учебную задачу и учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Контроль и ориентировка, направленная на сопоставление план обнаружения ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений. |
1-2 3 4 5 6 7 | Символы как обобщения - 7 часов. Герб, флаг, монеты как символы принадлежности к группе, нации, стране. Символы древности и современные символы. Составляющие символа. История символа. Расшифровка символов. Создание гербов и флагов. | Учащиеся должны знать: Знакомство с видами знаково – символическими средствами: рисунки, цвет, геометрические фигуры, жесты, звуки, стрелки, цифры, буквы. Овладеть принципами и правилами перехода из одного плана в другой и умением соотносить планы. Учащиеся смогут объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба и флага России, узнавать их среди других гербов и флагов. Расшифровывать символы и создавать самостоятельно герб и флаг. Подбирать иллюстративный материал с целью определения внешнего вида символов древности и современности. Искать дополнительную информацию из различных источников. | 1.Самоопределение. Формирование уважения к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей. Формирование основ гражданской идентичности: положительного отношения к школе. 2.Смыслообразование. Стремление выполнять социально – значимую деятельность, быть полезным обществу. 3.Нравственно-этическая ориентация. Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья в пределах своих возможностей. | 1.Общеучебные. Поиск и выделение необходимой информации. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 2.Логические. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Построение логической цепи рассуждений 3.Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. | Контролировать действия партнера и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. Формирование речевых компетенций через расширение и обогащение словаря научными терминами и построение речевых высказываний. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Контроль в форме сличения способа и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действий. |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Карты, схемы и планы – 8 часов. Дорожные знаки, схемы дорог. Карта школы, улицы, города, страны. Карта неба. Знакомство с языком карт. Расшифровка карт. Нахождение объектов по карте. Определение расстояния. Создание схем, планов и карт. | Учащиеся должны знать: Виды знаков и правила создания знаков: сходство – условность, обобщенность – конкретность, лаконичность - развернутость. Познакомятся со знаково-символическими действиями: кодировкой, декодированием. Осознание функции знаков: ориентировка в реальности, средство организации деятельности. Знакомство с правилами дорожного движения и некоторыми дорожными знаками. Учащиеся будут понимать, что можно обозначать объект, процесс, свойство, отношения. Вместе с учителем будут читать информацию, представленную в знаках. Составлять знаки, обозначающие настроение и состояние. Выполнять действия, заданных последовательностью знаков. Создавать дорожные знаки. Использовать правила создания знаков. Научатся выделять и создавать единичные знаки и системы знаков с учетом требований к знакам и правил их создания. | 1.Самоопределение. Формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности своей Родине и народу. 2.Смыслообразование. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. 3.Нравственно-этическая ориентация. Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к одноклассникам, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. | 1.Общеучебные. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 2.Логические. Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. 3.Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. Контролировать действия партнера и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | Формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно. Внесение дополнений в план. Оценивать свои возможности решить стоящую перед ним задачу с помощью учителя. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. |
«Путешествие в мир знаков и символов» (факультативный курс) 1-4 классы.
№ п/п | Автор, составитель | Название программы, учебно-методического пособия | Год издания | Издательство |
1 | Салмина Н.Г. и др. | Программа «Путешествие в мир знаков и символов» (факультативный курс) 1-4 классы | 2000 | Просвещение |
2 | Салмина Н.Г. и др. | «Путешествие в мир знаков». Учебник-тетрадь. 1 класс. | 2000 | Аркти |
3 | Салмина Н.Г. и др. | «Путешествие в мир символов». Учебник-тетрадь. 2 класс. | 2001 | Аркти |
4 | Салмина Н.Г. и др. | «Путешествие в мир знаков и симоволов». Практическое руководство по использованию учебника-тетради. 1-2 классы. | 2001 | Аркти |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я и мои друзья" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности « Я и мои друзья» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса
Планирование кружка « Игры народов мира» для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения....
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Путешествие в мир знаков и символов" для 2 класса
Тематическое планирование составлено на основе программы факультативного курса «Путешествие в мир знаков и символов», авторы Н.Г. Салмина, О.В. Сильнова, О.Г. Филимонова, Е.В. Звонова. Курс обеспечен ...