Реализация учебных проектов младших школьников в условиях информатизации образовательного процесса
статья (3 класс) по теме
Цель проектов – формирование системы интеллектуальных, специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощенных в конечный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности, предприимчивости.
Проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей: с литературой, окружающим миром, изобразительным искусством, историей, математикой.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Милькина Наталия Ермолаевна, e-mail milkina_nat@inbox.ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» г. Балаково Саратовской области
Сегодня каждый учитель может уверенно сказать о важности и необходимости методов проектов.
Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения заданий.
Цель проектов – формирование системы интеллектуальных, специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощенных в конечный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности, предприимчивости.
Проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей: с литературой, окружающим миром, изобразительным искусством, историей, математикой.
На курсах «Intel» «Обучение для Будущего» я познакомилась с методом проектов, организацией самостоятельных исследований учащимися и возможностями использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
В рамках моего проекта были созданы сайт «Искусство быть здоровым», презентация «Не пора ли перекусить…», буклет «Если хочется пить…», тест и кроссворд для проверки знаний.
Основная цель данного проекта – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Основополагающий вопрос:
Что является залогом здоровья и гармоничного развития младшего школьника?
Вопросы учебной темы (проблемные):
- Что лучше кушать?
- Как мы должны питаться, чтобы вырасти здоровыми?
- Как вы думаете, мы едим, чтобы не быть голодными?
- Какие продукты полезны?
- Из чего состоит наша пища?
- Что мы пьем?
- Каким должен быть режим питания младшего школьника?
- Каким должен быть режим дня?
- Для чего нужна физическая культура?
В процессе работы над проектом привлекались мои учащиеся, которых я деликатно направляла на самостоятельный поиск материала, необходимого для нашего совместного проекта. Например:
- «Какую информацию вам необходимо получить?»
- «К каким источникам необходимо обратиться?» (Интернет, справочники, энциклопедии, учебники, художественная литература, учебники по окружающему миру).
Это позволило детям лучше представить практическую ценность изучаемой темы, ее связь с различными аспектами жизни. Такие задания помогают развивать у детей и общие навыки социальной адаптации – ориентироваться в информационных источниках, общаться с различными людьми для того, чтобы получить нужную информацию.
Ведь проектная деятельность учащихся – это совместная, учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Следующим этапом нашей работы и с целью привлечения детей к исследовательской деятельности - участие в муниципальном фестивале «Самый добрый детский фестиваль» в номинации «Хлеб – всему голова».
При подготовке к фестивалю дети подбирали пословицы, поговорки, загадки о хлебе, интересные сведения, рассказы о хлеборобах, о традициях русского народа, рецепты приготовления хлеба, составляли кроссворды, рисунки на тему «Хлеб».
Много интересного материала разместили на «раскладушке».
По положению фестиваля был выпущен буклет с рецептами приготовления хлеба и интересными сведениями.
Защита проекта – 3 минуты. Ребята выступили блестяще.
За участие в «Самом добром детском фестивале» дети награждены дипломом III степени .
Далее у меня и ребят появилось желание использовать знания, добытые собственным творческим трудом, при изучении нового материала на уроке ОЗОЖ.
Тема урока: «Питание и здоровье. Что такое здоровая пища и как ее приготовить».
Мы знаем, что здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов.
Главное – научить каждого школьника не болеть, ценить собственное здоровье и сохранять его
На уроке использовались мультимедийные технологии. Красочное оформление слайдов, использование анимации позволило вызвать интерес детей и сохранить их активность в течение всего урока. Они с радостью делились своими знаниями. Были выполнены разнообразные виды работы, благодаря использованию данных технологий.
Проделанная работа направлена на формирование у детей основ здорового образа жизни, стремление творить свое здоровье, применяя знания и умения с законами природы, познакомиться с основами рационального питания как составной части здорового образа жизни.
После окончания проекта, и увидев результат, я решила поделиться опытом с коллегами.
Приняла участие в конкурсах:
- Региональный VI конкурс реализованных проектов по программе «Intel».
- Конкурс «Учитель – Учителю » в номинации «Портфель Учителя», г. Москва.
- Первый Всероссийский конкурс, центр «Педагогический поиск», номинация «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в образовательных учреждениях», где получила диплом I степени.
Это победа не только моя, но и моих учеников.
Считаю, что этот подход заинтересованности детей в проектной деятельности необходим. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. А учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. Очень важно поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок, не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы и поверить в себя.
На мой взгляд, все это позволит решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.
Использованные ресурсы:
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006.
- Землянская Е.Н. Учебные пректы младших школьников.// Начальная школа. 2005. №9
- Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра// Начальная школа. 2006. №6.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – М.: Творческий центр «Сфера», 2003.
- Энциклопедия для детей. Человек, том 18. - М.: Аванта, 2001.
- Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. //
Начальная школа.2006. №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/26/picture-378838-1503771199.jpg)
Информатизация образовательного процесса как условие повышения качества обучения.
Выступление на педагогическом совете...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/18/picture-42169-1592463822.jpg)
Мультимедийные технологии как средство информатизации образовательного процесса.
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий .Мультимедиа – это ср...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/07/picture-891007-1486489595.jpg)
Информатизация образовательного процесса как средство повышения познавательной активности младших школьников
Выступление на городской установочной конференции учителей начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/07/picture-891007-1486489595.jpg)
Информатизация образовательного процесса как средство повышения познавательной активности младших школьников
Презентация к выступлению на установочной конференции....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/04/picture-929501-1496578281.jpg)
Информатизация образовательного процесса
Выступление на педагогическом совете школы об использовании ИКТ в начальной школе...
Смысловое чтение как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников в поликультурной образовательной среде
Глобальные процессы информатизации общества, увеличение количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, система...