Программа воспитательной работы «Творческие посиделки»
рабочая программа (3 класс) по теме

Миляуша Расимовна

Системы воспитательной работы

Творческие посиделки

- с направленностью на развитие творческих качеств личности;

- по формированию творческих способностей личности младшего школьника на основе свободного выбора внеурочной деятельности.

- выявление наиболее творчески одаренных детей, создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности на основе расширения базового компонента образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системы воспитательной работы

Творческие посиделки

- с направленностью на развитие творческих качеств личности;

- по формированию творческих способностей личности младшего школьника на основе свободного выбора внеурочной деятельности.

- выявление наиболее творчески одаренных детей, создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности на основе расширения базового компонента образования.

Пояснительная записка

     В наше динамичное время каждому важно понять, что одним из удивительных подарков культуры, к которому история вела людей далекими и трудными тропами, является самоценность человека, восхождение к ценностям детства, что является свидетельством гуманизма народной педагогики.

     Педагогическое наследие татарского народа убеждает нас в том, что в иерархии ценностей детство, ребенок, мир детства занимают весьма высокое место, а его бережение, защита творческого начала составляют гуманную традицию народной татарской педагогики. Татарская народная идеология предстает перед нами как хорошо организованная система, выполняющая человекоформирующую роль.

     Цель и смысл человеческой жизни – раскрытие сил и возможностей человека в соответствии с его природой – учат выдающие педагоги всех времен и народов.

     В национальной доктрине образования РФ воспитание заняло достойное место и призвано обеспечить:

 -  историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальных культур, воспитание бережного отношения к историческому наследию народов Россию, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

 -  формирование культуры мира и межличностных отношений;

Задачи: создать условия для понимания школьниками уникальности своих способностей, показать ценность его проявления в творческом самовыражении;

 - формировать у младших школьников толерантность и позитивное отношение к людям с иной индивидуальностью;

     Определена позиция работы, которая легла в основу программ.

     Концепция личностно ориентированной системы деятельности классного руководителя, которая характеризуется методическим обеспечением системы саморазвития личности, как помощи ребенку в самостоятельном решении своих жизненных проблем, в проведении досуга, творческого самовыражения, в самоопределении, самореализации.

     Для реализации целей и задач творческого самовыражения использованы методы:

     Диагностические – это анкетирование, опрос, наблюдение, беседа для выявления, учета и развития индивидуальных творческих способностей.

 ( творческие книжки, дневники).

     Организационные

 - коллективная деятельность как средство создания мощного творческого поля.

 - использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности.

 - создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности;

 -  регулирование ответственной зависимости.

     Мобилизационно-побудительные  - это формирование у младших школьников психологической готовности и способности восприятия воспитательных воздействий к решению задач, поставленных учителем  (внушение, убеждение, актуализация, мотивация к стремлению личности, к творчеству самовыражению).

     Коммуникативные -  установление с учениками контакта (т.е. взаимопонимания, доверия, сотрудничества).

     Методы координации и коррекции – выработка единых требований к учащимся, корректирование.

     Методы совершенствования – изучение новых достижений науки, искусства, обобщение личных результатов.

Этапы реализации программы

- знакомство (обобщение) с произведениями искусства, этикой отношений.

- освоение элементов видов творчества татарского народа в практической деятельности

- обнаружение в себе автора, способного создать какие-либо творческие продукты различной деятельности

- формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества людей, к своим результатам

- участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях

- оценивание результатов творчества; похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ, награждение грамотами, дипломами, присвоение званий (вся информация собирается в «Портфолио» ученика)

В развивающую творческую модель воспитательной работы входят следующие компоненты:

- краеведческий музей

- театральная студия «Өмет»

- пресс-центр «Офык»

- хореографическая студия «Чак-чак»

- ИЗО студия «Тамчы»

- шахматно-шашечная студия «Эрудит»

- студия «Умелые ручки»

Методические рекомендации

     Методы творческого самовыражения используется для воспитания у младшего школьника творческого стиля жизни, творческого отношения к себе, к окружающим их людям, к своему труду. Творческая деятельность заключается в создании чего-то нового, будет ли это вещь внешнего мира или чувства, живущие и обнаруживающиеся только в самом человеке. Именно творческое вдохновение, творческое мироощущение служит тем коррекционным механизмом, который помогает школьнику более гармонично существовать в окружающей его действительности, ощутить себя активной творческой личностью, найти в себе то, на что можно опереться в жизни, что волнует и вдохновляет.

     Методы творческого самовыражения приглашают по морю человеческого разнообразия. На занятиях, репетициях изучаются и анализируются проявления характеров у взрослых и детей на основе образов героев художественных произведений, биографических данных великих людей татарского народа – поэтов, художников, писателей, ученых, композиторов – в сравнении с собственным характером. Знания и умения, получаемые на занятиях, в студиях, кружках, творческих центрах помогают найти пути к пониманию себя и окружающих и, стало быть, помогают в дальнейшем найти свое место в жизни, опираясь на собственную индивидуальность.

     Для того, чтобы помочь младшему школьнику наиболее глубоко прочувствовать содержание занятий, используются слайды, репродукции картин, портреты известных людей, записи музыкальных произведений, произведения прозаиков и поэтов.

     На многих занятиях ребята получают возможность ощутить себя творческой личностью в создании собственных произведении. Для этого потребуются листы бумаги, карандаши, фломастеры, природный материал. Для театрализованных занятий необходимы всевозможные куклы (можно самодельные), маски, театральный реквизит (шляпки, очки, накидки, маски), декорации, сделанные руками самих же детей.

     Формирование групп по интересам и способностям происходит в начале учебного года в ходе индивидуальных бесед. Занятия в кружках, секциях, студиях проводятся во внеурочное время по расписанию в течение учебного года.

     В процессе своего развития группы проходят несколько этапов:

1. Предварительное знакомство участников группы. В течение одной недели проводится диагностика интересов, склонностей, способностей, особенностей мышления, коммуникативных и организаторских способностей. Используются стандартные тесты, методики, анкеты. (см. приложение).

2. Расширение и уточнение представлений при знакомстве с литературными произведениями, с творчеством и биографиями известных людей, участие в инсценировках, играх, праздниках, концертах, вечерах.

3. Осознание собственной индивидуальности со стойким творческим вдохновением при помощи самооценки и самоотчета. Контроль за личностным ростом ведется в «Дневниках достижений» ребят.

     Исходя из поставленных задач, определены основные направления учебно-воспитательного процесса в классе на основе социальных, культурных традиции татарского народа.

1. Познавательная культура (интеллект, культура мышления, кругозор личности, целостность знания)

2. Нравственная культура (формирование основных представлений о морально-этических нормах, отношениях, поведении и личностных качествах школьников).

3. Национальная культура (формирование целостного представления учащиеся о национальной культуре, развитие творческих способностей, национального самосознания; гордость, патриотизм, достоинство).

4.  Культура мира (гражданственность, толерантность, права и обязанность человека, долг, активная жизненная позиция)

5. Культура здорового образа жизни (экологическая культура, экология личности, санитарно-гигиенические нормы, нетрадиционные формы оздоровления, отказ от вредных привычек, двигательная активность и т.д.)     

 

 По направлению «Познавательная культура» предусмотрены мероприятия:

1. «Литературные посиделки», Тукай в моем сердце», «Красная ромашка».

2. Вечера поэзии «Тукай Кырлае», Земляки-поэты С.Сулейманова, И.Гиматов.

3. Встречи с современными поэтами и писателями.

4. «Проба пера» в журналы и газеты.

5. Посещение сайтов современных молодых поэтов и писателей в Интернете.

6. Читательские Интернет-конференции.

7. «Мы можем!» - задание написать отзыв или рецензию на книгу.

8. Устный журнал «Казань литературная», «Альметьевск литературный».

9. Путешествие в море книг библиотеки.

10. Посещение краеведческого музея.

11. Три дня великого Пушкина в Казани.

12. Особенности татарского народного узора.

13. Занимательные фразеологизмы в татарском языке.

14. «По страницам биографии поэта-героя М.Джалиля».

15. Участие в олимпиадах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Зирәк тиен», «Эрудит».

16. Путешествие по карте Татарстана «Что? Где? Когда?»

17. Конкурс рисунков «Әлмәтем, син минем, Әлмәтем», «Мой родной край».

18. Устный журнал «Культовая архитектура мечетей Поволжья».

19. Ислам и татарские просветители.

20. Волжская Булгария. Рассказы для детей.

21. «Кладовая края» - экологическая игра.

22. Игра-путешествие по столице Татарстана.

23. Экскурсия в картинную галерею.

24. Экскурсия в музей И.И.Шишкина в Елабуге.

25. Викторина «В стране татарских сказок».

По направлению «Нравственная культура»  предусмотрены  мероприятия:

1. Инсценирование стихов Г.Тукая воспитывающего направления.

2. Краткие поучения из Корана.

3. Экскурсия в мечеть.

4. Экскурсия на природу. Беседа о правилах поведения. 27 сентября – Всемирный День туризма.

5. «Наши младшие друзья».

6.  «Если вместе мы, друзья, зла не будет никогда».

7. «Нам жизнь дана на добрые дела». Сочинения-миниатюры.

8. «Дом без одиночества». 1 октября – Международный день пожилых людей.

9. Конкурс на знание татарских пословиц и поговорок о доброте, трудолюбии и т.д.

10. Знакомство с обычаями татарского народа.

По направлению «Национальная культура» предусмотрены следующие мероприятия:

1. Знакомство с народными праздниками.

2. Приглашение гостя, который бы рассказал о том, как проходят праздники в деревне.

3. Вечера народных игр, посиделок, праздников, обрядов.

4. Инсценировки гуляний, посиделок.

5. Выпуск стенной газеты «Народные забавы».

6. Культпоход в Альметьевский государственный драматический театр.

7. Знакомство с самодельными предметами декоративно-прикладного искусства.

8. Знакомство с татарской национальной кухней и обычаями стола.

9. Знакомство с татарским национальным костюмом, с народным жилищем.

10. Коллективное творчество – изготовление национального костюма, украшений. Сбор материала в альбом.

11.  Секреты бабушкиного сундука.

12. Вечер народной песни.

13.  Культпоход на концерт народной песни.

14. Диспут. Особенности старинных татарских мелодий и песен.

15. Вечер национального танца.

16. Знакомство с народными ремеслами.

17. Выставка (ярмарка) ремесленных изделий.

18. Посещение краеведческого музея.

19. Изготовление кукол, костюмов.

20. Фестиваль юных дарований.

21. В мелодии курая – душа народа. Конкурс исполнителей.

По направлению «Культура мира» предусмотрены мероприятия:  

1. Знакомство с народными традициями и обычаями (воспитание в семье, почитание старших, гостеприимство, добрососедство, почитание родителей и женщин, поведение на улице, раскаяние и т.д.)

2. Деловая игра (конкурс) на знание народных традиции и обычаев.

3. Вернисаж «На Волге широкой».

4. Мост дружбы «Немного о мировых религиях».

5. Устный журнал по страницам книги Шабельникова Е.С., Каширцева Е.Г. «Ваши права». (Всеобщая декларация прав человека).

6. Этическая беседа.  «Нравственный кодекс мусульманина».

7. Классный час «Защита мира».

8. Конкурс сочинений «Я – Татарстанец».

9. Экскурсия в картинную галерею «Мой город в творчестве художников-земляков».

10. Казанские коллекционеры и меценаты. А.Ф. Лихачев и создание музея в Казани.

11. Бессмертные стихи Джалиля.

12. Казань – сокровищница многонациональной культуры.

13. Из современной культурной жизни Казани и республики.

14. Таланты «Уездного города».

15. В мире баитов, сказок, легенд.

По направлению «Культура здорового образа жизни» запланированы следующие мероприятия:

1. Знакомство с национальными видами спорта (көрәш, ат чабышы һ.б).

2. Овладение основными навыками и приемами некоторых национальных видов спорта, подготовка к Сабантую.

3. Спортивные соревнования между классами.

4. Знакомство с народной медициной.

5. Культпоход в лес. «Лекарственные растения Татарстана».

6. Викторина «Лечение без лекарств».

7. Игротека «Подвижные игры народов Поволжья».

8. Выпуск стенгазеты «Народная медицина».

9. Вечер народных игр татарского народа.

10. Соревнование по городкам,  лапте, бабкам и т.д.

11. Лекция врача «Экология и здоровье человека».

12. По страницам Красной книги Татарстана.

13. Заполнение Дневников здоровья учащихся.

14. Классу, гимназии – чистый воздух. Операция «Чистый воздух» - озеленение класса.

15. Круглый стол с участием медицинских работников, родителей.

16. Подвижные перемены, физкультминутки, зарядки.

17. День Здоровья. Беседа о пользе зарядки и двигательной активности.

18. Секреты здоровья. Намаз – физическая культура мусульманина.

19. Устный журнал «Мусульманские хадисы о здоровом образе жизни».

                                                     Прогноз

     Содержание воспитательной программы предполагает закладывание оптимального объема воспитывающих факторов для творческого развития личности школьника как гражданина страны и сына своего народа, создает благоприятные условия для формирования самостоятельного, творческого самовыражения высоконравственной личности на основе народной педагогики, традиционной культуры воспитания национальной самобытности. Ожидается выработка целостного представления о мире, об общечеловеческих ценностях, национальных сокровищах.

   

Программа наблюдения внеклассного мероприятия.

     Цель наблюдения – определить направленность на формирование национального самосознания учащихся, дать оценку эффективности в целом и по отдельным его фрагментам.

     Шкала оценок элементов воспитательного процесса

0 – тот или иной элемент полностью отсутствует;

1 – элемент частично присутствует;

2 – элемент присутствует полностью.

     После каждого критерия необходимо поставить цифру, причем только одну. В итоге можно сосчитать баллы и оценить работу воспитателя.

 1.Цели.

     Цели по формированию национального самосознания соответствуют содержанию темы.

  2. Содержание.

     В содержании материала выделены элементы, обеспечивающие формирование национального самосознания учащихся (элементы национальной культуры, истории татарского народа, его традиции, характеристики образа жизни и т.п.).

     В содержании материала выделены элементы, обеспечивающие развитие творческих способностей учащихся (чувства новизны, критичности мышления, способности решать проблемы, анализировать творческие ситуации и т.п.).

3. Организация процесса воспитания.

     Использование приемов, нацеленных на формирование национального самосознания.

     Воздействие на эмоции, установки, интересы, потребности и убеждения учащихся, как формы проявления национального самосознания учащихся.

     Стимулирование развитие творческих способностей учащихся.

     Организация деятельности по решению проблем и анализу творческих ситуаций:

- индивидуальной, групповой

- групповой

- коллективной

4. Результативность.

     Усвоение материала большинством учащихся.

     Высокая познавательная активность большинства учащихся.

     Высокий познавательный интерес у большинства учащихся.

     Творческая атмосфера.

                                 Литература

1. Антропова М.В. Режим дня младшего школьника. – М. 2002.

2. Барднер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу!: Психологическое сопровождение естественного развития детей. – СПб., 2001.

3. Белкин А.С. «Знаете ли вы своего ребенка?» М. 2002.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. /под. ред. В.В.Давыдова/ М. 2001.

5. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М. 2000.

6. Гильбух З.В., Коробко С.Л., Андрющенко Л.Л. Методика распределения первоклассников по классам различных типов. – Киев, 2000.

7. Голубев Н.К. Битинас Б.П. «Введение в диагностику воспитания» М. 2000.

8. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 2001.

9. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 2000.

10. Матвеева Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте. – М., 2001.

11. Селиванова Н.Л. «Школьный класс». М. 2001.

12. Р.Фахретдин  «Советы детям». Казань. 2006.

13. Р.Фахретдин  «Семья». Казань. 2006.

14. Шапиро Н.А. «Классному руководителю» М. 2001.

   

       

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...

Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...

Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"

Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...

Программа Воспитательной работы "Школа Вежливых наук", Программа работы с родителями на 2023-2027 уч.гг.

Программа Воспитательной работы "Школа Вежливых наук" 2023-2027 уч.гг.Программа работы с родителями "Содружество" 2023-2027 уч.гг.Страничка Экскурсии и праздники | О...