Занятие "Как научиться жить хорошо"
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Клюшина Ирина Николаевна

Тема: Как научиться жить дружно.

Цель: Развитие навыков общения младших школьников и доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи:

  • Объяснить, что дружеские отношения могут и должны иметь место в коллективе не только между близкими друзьями, но и всеми одноклассниками.
  • Развивать групповую сплоченность, умение конструктивно использовать приобретенные навыки.
  • Формировать умение оценивать себя (поступки, поведение) и других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchitsya_zhit_druzhno.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по УМК «Все цвета, кроме черного» 4 класс.

Учитель: Клюшина Ирина Николаевна

18 декабря 2014 г.

Тема: Как научиться жить дружно.

Цель: Развитие навыков общения младших школьников и доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи:

  • Объяснить, что дружеские отношения могут и должны иметь место в коллективе не только между близкими друзьями, но и всеми одноклассниками.
  • Развивать групповую сплоченность, умение конструктивно использовать приобретенные навыки.
  • Формировать умение оценивать себя (поступки, поведение) и других людей.

Содержание занятия:

1. Приветствие

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами. Это упражнение заряжает группу энергией.

 2. Актуализация знаний. Постановка проблемы. 

- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема нашего занятия.

Мы будем говорить…, а вот о чём, вы узнаете, когда послушаете притчу.

Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. 

Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». 
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? 

И друг ответил: 

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...

Беседа:

– О чем эта притча, чему она учит нас? (Как научиться жить дружно.) (Забывайте обиды, никогда не забывайте доброту. Конфуций)

Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии? Открывается тема «Как научиться жить дружно»

 Какое прекрасное слово – “дружба”!О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, учёные и философы, крестьяне и дворяне. Например, философ Сократ писал так: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”.

 Ребята, а на какие вопросы по теме вы хотели бы получить ответы?

(Можно ли научиться общению? Как стать хорошим товарищем? Кто становится другом? Как его найти? Какие личные качества необходимы для настоящей дружбы?) 

Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, как научиться жить дружно и постараемся сформулировать правила дружбы.

 3. Обсуждение основных вопросов занятия.

Инсценировка

( мальчики  пытаются сесть на один стул, при этом толкая друг друга)

1-й  – Подвинься!

2- й  – Нет, ты подвинься!

1-й   - Я не хочу!

2-й  – И я не хочу!

1-й  – Иван вредный, голос вредный!!1

2-й  – Сам с кувшин, голова с аршин!!!

Ребята, что произошло между мальчиками? (Ссора)

Вы, наверное, не раз замечали, что мнения и желания людей не всегда совпадают, иногда они прямо противоположны друг другу. И тогда возникает ссора. Давайте попробуем вместе понять, почему люди ссорятся и можно ли научиться жить дружно?

  • Обсуждение в парах

Работа с иллюстрациями в РТ

Посмотрите на иллюстрации и подумайте, почему обиделись ребята на этих картинках?

Какие ещё причины ссор бывают?

Прочитайте причины, из-за которых чаще всего возникают ссоры.

НЕПОНИМАНИЕ ДРУГ ДРУГА, НЕУМЕНИЕ ВЫСЛУШАТЬ ДРУГОГО, НЕЖЕЛАНИЕ УСТУПИТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ ОТСТОЯТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО, НЕУМЕНИЕ ПОСТАВИТЬ СЕБЯ НА МЕСТО ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, ОБИДА НА ЛЮБОЕ ЗАМЕЧАНИЕ, НЕЖЕЛАНИЕ КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ СВОИ ПОСТУПКИ, РАВНОДУШИЕ

Работа с иллюстрациями в РТ

–Правильно ли ведут себя ребята на иллюстрациях?

А как вы думаете, как надо поступить в этих ситуациях, чтобы не поссориться?

–Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.

–А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним новое задание

ТЕСТ «Хороший ли ты друг» 

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

 Одолжишь подруге (другу) денег. 

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь? 
Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье. 

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

Бросишься на помощь подруге (другу). 

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

 Поделишься с ней (с ним) своим обедом. 

– Итак, подведем итог. Вы замечательные друзья! На вас можно положиться в трудную минуту. Таких, как вы, интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – друзья знают, что всегда могут положиться на друга!

Упражнение «Давайте жить дружно»

       - А теперь немножко отдохнем!

Цель: выработка умения доброжелательно относиться друг  к другу.

Участники делятся на пары, образуя два круга (внешний и внутренний). Дети по очереди обращаются друг к другу со славами: «Я рад, что ты рядом со мной». Если по команде ведущего игроки выкидывают один палец, то смотрят друг другу в глаза; если одновременно выкидывают два пальца, то пожимают друг другу руки, а если  три пальца, то обнимаются. Выполнив три задания в паре, внешний круг двигается вправо, и все задания повторяются. Когда количество выкинутых пальцев в паре не совпадает, то выполняется команда, соответствующая меньшему количеству пальцев.

    Анализ упражнения:

- Легко ли вам было говорить приятные вещи другим детям?

- Кто-либо тебе сегодня уже делал что-нибудь приятное?

- Как ты себя сейчас чувствуешь? 

- Человек не может существовать один. Он находится в системе взаимоотношений с другими людьми. Отношения членов коллектива, группы могут строиться на разных основах, носить характер взаимной поддержки или взаимного подавления. Взаимоподдержка объединяет людей, дает им возможность эффективно развиваться. Существуют определенные законы дружбы:

- доверие между друзьями;

- защищать от обидчиков;

- делиться новостями, успехами или неудачами;

- уметь хранить чужие тайны;

- радоваться вместе с другом его успехам;

- предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;

- стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций;

- не критиковать друга в присутствии других людей (если ты чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);

- уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым);

- всегда выполнять свои обещания.

- Мы только, что учились доброжелательно относиться друг к другу и поняли что, дружеское отношения могут быть и не только между близкими  друзьями, но и всеми одноклассниками. Главное, пользоваться теми правилами, о которых, мы говорили выше.

Работа с произведением Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» в РТ

-А сейчас мы прочитаем отрывок из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» и ответим на вопросы.

- Алиса попала в волшебный сад, где росли не очень вежливые цветы. Обрати внимание на поведение Алисы.

Чтение отрывка

- Как ты думаешь, почему Алисе удалось избежать ссоры с цветами?

- Почему Алиса была вежлива с невоспитанными цветами?

- Что произошло бы, если бы Алиса отвечала на грубость грубостью?

  • Обсуждение, ответы детей.

- Алиса смогла избежать ссоры, хотя ей это было нелегко.Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступили с тобой.

 - РОМАШКА ДРУЖБЫ. 

Интересно, ребята, а как вы считаете. Какими нравственными качествами должен обладать друг? Давайте попробуем это определить.

(на столе у учителя лепестки, на которых напечатаны нравственные качества, дети по одному берут, зачитывают вслух –лепестки с положительными качествами вывешиваются на доску в форме Ромашки)

Доброжелательность

Грубость

Лживость

Терпеливость

Уступчивость

Отзывчивость

Равнодушие

Заботливость

Вредность

Скупость

Честность

Щедрость

Драчливость

Жадность

Бескорыстность

Нетерпимость

Зависть

Тактичность

Ответственность

Льстивость

Подлость

Эгоизм

Хвастовство

Вежливость

- Вот такая у нас получилась Ромашка Дружбы.

Моделирование ситуации.

-как поступите в ситуации (на карточках записаны ситуации, дети выбирают карточки и рассказывают, как будут действовать)

-если мой друг добился в чём-то успеха, то я…

- если я обидел своего друга,то я…

-если я думаю, что мой друг предал меня,то я ...

- если друг ошибается и может совершить опасный поступок,  я…

- если мой друг предлагает мне похулиганить, то я…

- если моего друга ругают за меня, то я ...

- если моего друга не справедливо ругают, то я…

- если мой друг называет меня грубо, то я.

- если я вижу, что моему другу не нравится, как яс ним поступаю, то я..

- если у меня есть интересный фильм, то я…

- если у меня есть конфет, то…

- если мой друг не может сделать домашнее задание, то я…

-если мой друг не умеет играть в игру,тоя…

- Я надеюсь, наша Ромашка Дружбы  у нас никогда не завянет.

- Где проявляются все эти качества? (в поступках)

   4. Рефлексия

Как научиться жить дружно?

“Листики” или “Человечки”

- На столе у вас лежат листочки (человечки). Я попрошу вас написать на них, как научиться жить дружно. – Написали? А сейчас мы прикрепим эти листочки к дереву, символизирующему наш класс, и я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им. Коллективное панно “Дерево Дружбы”. (Работа у доски).

Вывод: Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.

Песенки о дружбе. Под музыку песенок прикрепляют листики (человечки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по УМК «Все цвета, кроме черного» 4 класс. Тема: «Как научиться жить дружно».

С целью формирования у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков составлено занятие по д...

урок по теме: «Как научиться жить дружно» "Все цвета кроме чёрного"

Дети на уроке строят дом дружбы. Вклеивают в окошки свои фотографии. Подписывают внизу свою фамилию, имя.   Они выбирают себе соседей ..   На карточке, изображающей дверь, пишут класс, ...

Классный час для начальной школы "Как научиться жить без ссор"

Классный час расчитан для проведения в начальной школе . Цель: Воспитание добрых качеств детей, умения дружить и бережно относиться друг к другу. Задачи: 1) определить принципы жизнедеятельности в дет...

Классный час «Как научиться жить без драки!?»

Цель: сплотить детский коллектив; воспитывать чуткость, доброту, отзывчивость по отношению друг к другу, умение находить общий язык с окружающими; развивать познавательную активность учащихся.Зад...

Как научить жить без драки

Советы родителям...

Классный час "Как научиться жить без драк"

Презентация классного часа и мини-опросник...

КАК НАУЧИТЬ ЖИТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА В МИРЕ ЛЮДЕЙ. ПОГОВОРИМ О ДРУЖБЕ

КАК НАУЧИТЬ ЖИТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА В МИРЕ ЛЮДЕЙ. ПОГОВОРИМ О ДРУЖБЕ...