КАК НАУЧИТЬ ЖИТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА В МИРЕ ЛЮДЕЙ. ПОГОВОРИМ О ДРУЖБЕ
план-конспект

КАК НАУЧИТЬ ЖИТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА В МИРЕ ЛЮДЕЙ. ПОГОВОРИМ О ДРУЖБЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта родительского собрания,

данного в 1 классе МБОУ СОШ №8 г. Мценска

студентки 4 курса группы «А»

Болховского педагогического колледжа

Ионовой Марии Сергеевны.

Тема: «Как научить своего ребенка жить в мире людей. Поговорим о дружбе».Цель: формирование у родителей понимание значимости эффективного общения ребенка с окружающими людьми.

Задачи:

- определить значение умения общаться в жизни человека;

-проанализировать и обсудить с родителями проблемы, возникающие у детей при общении со сверстниками и взрослыми;

-найти пути преодоления проблем в общении детей.

Форма проведения: имитируемый Костер Дружбы (родители рассаживаются вокруг Костра Дружбы).

Вопросы для обсуждения:

Способность общаться - это врожденный, запрограммированный на генетическом уровне дар или этому можно и нужно учиться?

Какие проблемы могут возникать у младшего школьника в сфере взаимоотношений?

Каковы причины коммуникативных проблем?

Подготовительная работа:

-анкетирование учащихся с целью определения проблем в общении с взрослыми и с детьми;

-анкетирование родителей;

-выставка сочинений детей «Не выдуманная история о дружбе»;

-фото коллаж «Кладовая дружбы» о друзьях своей семьи, о школьных друзьях;

-презентация сказки «Любовь и Дружба»;

-буклет для родителей;

-карточки с опорными словами.


Ход собрания:


I. Вступительное слово учителя.

Добрый вечер, мои дорогие коллеги! Добро пожаловать на очередное заседание в клубе интеллектуальных и креативных родителей! Почему интеллектуальных? Да – да, только такие папы и мамы могут воспитать современных детей! И это здорово, что родители и классные руководители третьих - четвертых классов сегодня собрались возле Костра Дружбы!

II. Анализ эпизода фильма «Чучело» (режиссер Р. Быков, 1983 год)

На экране фрагмент фильма «Чучело». Обсуждение с родителями эпизода фильма.

- Узнали вы фильм? (Один из революционных фильмов эпохи перелома. Этапная работа для Р. А. Быкова. 1983 год – жизнь в советское время. Как это было давно! Как это было недавно!)

- О чем этот эпизод фильма? (Новая школа, ученики. Сложившийся детский коллектив, и тут появляется «чужой», «иной».)

- Как можно сформулировать проблему, которая затронута в фильме? (Межличностные отношения в детском коллективе.)

- Могу ли я сказать, что фильм актуален и в наше время?

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на собрании?

Презентация. Слайд 1

- Такие Лены Бессольцевы есть в каждом классе. Я имею в виду не только вновь прибывших учеников, но и учащихся, иначе мыслящих, «других». Все мы разные, непохожие друг на друга. Все мы постоянно общаемся – на работе, на улице; с близкими людьми и совсем незнакомыми. Значение взаимоотношений с окружающими невозможно переоценить: оно необходимо и для устройства личной и будущей семейной жизни.

Презентация. Слайд 2. На экране цитаты о важности умения общаться в жизни человека.

III. Этап психологического всеобуча.

Ребенку, только вступающему в мир человеческих взаимоотношений, порою бывает трудно построить отношения со сверстниками и взрослыми так, чтобы получить желаемое и не обидеть собеседника. Естественно, все без исключения родители хотят видеть своих детей умеющими общаться с людьми. У ребят же не всегда это получается, и задача взрослых помочь им. Способность общаться… Что это – врожденный, запрограммированный на генетическом уровне дар или этому можно и нужно учиться? Какие проблемы могут возникать у младшего школьника в сфере взаимоотношений? Перечислим некоторые наиболее характерные (с такими проблемами чаще обращаются родители к педагогам и психологам):

  • застенчивость;
  • агрессивность;
  • неадекватная самооценка;
  • речевые нарушения у детей;
  • эгоизм, конфликтность;
  • замкнутость;
  • неуравновешенность.

Необходимо как можно раньше увидеть, распознать эти проблемы и помочь ребенку решить их. Для этого взрослые могут использовать различные методы: наблюдение, диагностические тесты, тренинги, игры. Наиболее доступным для родителей диагностическим методом можно считать наблюдение за тем, как ребенок ведет себя в повседневных ситуациях, как он играет с ребятами, что он делает, когда в доме много незнакомых людей. Психологи заметили, что дети, имеющие проблемы в межличностном общении, бояться смотреть в глаза собеседнику, могут грызть ногти, непроизвольно подергивают головой, плечами и другими частями тела, порой болезненно реагируют на слова окружающих, лезут в драку, дружеское подтрунивание воспринимают как насмешку.

Зачастую в игре ребенок проявляет те чувства и отношения, которые скрыты для других, да и для него самого. Например, в процессе игр со сверстниками он может высказывать фразы, которые он слышал от взрослых: «Сгинь с моих глаз», «Это твои проблемы» и т. п.

Для того чтобы помочь ему в решении коммуникативных проблем, необходимо понять их причины.

Рассмотрим каждую из причин коммуникативных проблем, возникающих у ребенка в общении.

Первой причиной могут стать неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность, авторитарность родителей или, наоборот, попустительство, равнодушие – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.

Показателями благополучной обстановки в семье для развития коммуникативных умений ребенка являются:

  • чувство удовольствия от общения с близкими людьми;
  • уверенность в своих силах, удовлетворение собой в семейных контактах;
  • умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;
  • ощущение свободы при общении с родителями.

Второй причиной могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Другой крайностью является проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливость, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность.

На особенности общения влияет и темперамент ребенка. Так, для сангвиников характерна повышенная активность, эмоциональность, впечатлительность. Такой ребенок легко сходится с людьми, но не отличается постоянством привязанностей. Холерики энергичны, резки в движениях. При возникновении конфликтов вспыльчивы, не способны к самоконтролю, могут проявлять агрессивность, раздражительность. Флегматик отличается низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Они трудно сходятся с людьми, скупы в проявлениях чувств. Темперамент меланхолика также характеризуется низкой активностью, сдержанностью и приглушенностью речи, слабым выражением чувств. Они эмоционально ранимы, замкнуты, неуверенны в себе. Их пугает новая обстановка и незнакомые люди.

Конечно, не все люди обладают ярко выраженным типом темперамента, все же необходимо учитывать его при общении с ребенком.

IV. Презентация сказки «Любовь и Дружба».

- Нашу встречу я хочу продолжить сказкой.

Презентация. Приложение 1.

-А кого бы выбрали вы? Почему? Почему Любовь выбрала Дружбу? Мы все разные и в то же время чем–то друг на друга похожи. Предлагаю вам в этом убедиться.

Игровая ситуация «Пересядьте все, кто…»

- Поменяйтесь местами, если«любите купаться в море,… у кого день рождения летом,…занимаетесь спортом,…устаете после работы,…делаете уроки с ребенком,…мечтаете жить достойнее».

- Как вы успели заметить в игре, много того, что может нас объединить. Обратите внимание на тот факт, что друзья часто имеют одинаковые интересы и ценности. Каким же должен быть друг? На спинках стульев прикреплены карточки со словами. Выберете те качества, которыми должен обладать друг.

Родители крепят карточки на доску.

Скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.

Обсуждение тех качеств, что не выбрали. Делается вывод, что эти качества отталкивают людей.

VЭтап социологического опроса родителей.

Родителям раздаются анкеты, на вопросы которой они отвечают.

Анкета для родителей.

Продолжите предложения:

1.Мы знаем, что друзья нашего ребенка – это…

2.Если друзья нашего ребенка приходят к нам в дом, то…

3.Если наш ребенок отпрашивается на встречу с друзьями, то мы…

4.Если наш ребенок приглашает своего друга с нами провести время, то мы…

5. Если нам не нравится друг нашего ребенка, то мы…


- При подготовке к собранию мы также провели анкетирование среди детей, чтобы узнать их мнение о дружбе.

Учитель раздает анкеты детей родителям, читает только вопросы. Родители сравнивают свои результаты с ответами детей.

Анкета для учеников.

1.Есть ли у тебя друзья?

2.Кого ты считаешь своим лучшим другом?

3.Почему ты считаешь этого человека своим другом?

4.Знают ли твои родители, кто твой лучший друг?

5.Знакомы ли они с ним?

6.Бывает ли твой друг у тебя дома?

7.Как часто вы с ним видитесь?

8.Как относятся твои родители к вашим встречам?

9.Есть ли хорошие друзья у твоих родителей?

10.Какое мнение у тебя о них?

VI. Выставка сочинений детей «Не выдуманная история о дружбе или мой друг в классе».

- В классах прошел конкурс сочинений и рассказов о дружбе ребят. Подведем итоги конкурса.

Приложение 2.

Чтение интересных и важных абзацев сочинений детей. Награждение победителей конкурса сочинений.

  1. Презентация фото коллажа «Кладовая дружбы».

- Материалы анкетирования детей показали, что положительный опыт общения со сверстниками они черпают из «Кладовой дружбы» - семьи. Каждый класс подготовил фото коллаж, рассказывающий о друзьях родителей, о друзьях семьи.

Учитель обращает внимание родителей на фото коллажи.

Приложение 3.

Звучит песня В. Шаинского, М. Танича «Когда мои друзья со мной». Родители вырезают «Хоровод Дружбы», крепят на доску.

VIII. Подведение итогов собрания.

- Итак, чтобы наши дети не испытывали трудностей в общении, имели друзей, родителям необходимо знать и понимать проблемы ребенка, помогать их преодолеть. Следует помнить, что воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям начинается в детстве. Сейчас вы поспешите домой…Найдите время, отвлекитесь от будничных забот и поговорите со своим ребенком. О чем? О дружбе, конечно…

Родителям выдаются буклеты.

Возможное решение родительского собрания:

  • Обсудите дома результаты анкетирования детей, выработайте правила общения с ним.
  • Классный руководитель совместно со школьным психологом составит план коррекционных занятий с детьми, имеющими проблемы в общении со сверстниками.
  • В общении с детьми учитывайте рекомендации педагога, сформулированные в буклетах.

IX. Рефлексия родительского собрания.

Чтение притчи «Раны, которые мы оставляем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей.

Это родительское собрание, на котором рассматривается проблема поведения учащихся в школе и дома. Форма проведения - дискуссионный клуб.Обсуждаются следующие вопросы: "Что значит быть культурным челов...

Как научить своего ребёнка жить в мире людей

Сотрудничество с родителями способствует  успешной социализации детей в обществе...

Презентация родительского собрания на тему "Этика поведения. Как научить своего ребёнка жить в мире людей. "

Презентация к родительскому собранию на тему: "Этика поведения. Как научить своего ребёнка жить в мире людей"...

Родительское собрание «Как научить ребенка общаться в мире людей. Поговорим о дружбе».

Цель: сформировать у родителей понимание значимости эффективного общения ребенка с окружающими людьми. Задачи: - определить значение умения общаться в жизни человека; -проанализировать ...

Как научить своего ребёнка жить в мире людей

Материал к родительскому собранию...