Формирование и осуществление обязательных требований к преподаванию предметов при реализации ФГОС.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Формирование и осуществление обязательных требований к преподаванию предметов при реализации ФГОС.
Бадже Р.Г.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ№3» п.Яблоновский
Тахтамукайского района
Ориентируясь на сегодняшнее, информационное общество школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Эти требования заложены в Стандартах первого поколения.
Наша школа активно включилась в изучение введения ФГОС, а затем и в его реализацию(участие в эксперименте). К внедрению ФГОС каждый учитель был готов по-разному, пришлось многое пересматривать как в своей деятельности, так и в себе самих. Встал вопрос чему учить детей? Если раньше отдавали приоритет, чтобы научить читать, писать, считать учеников, то с позиции ФГОС – для того, чтобы они стали успешными в жизни нужно сформировать систему УУД.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование и осуществление обязательных требований к преподаванию предметов при реализации ФГОС.
Бадже Р.Г.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ№3» п.Яблоновский
Тахтамукайского района
Ориентируясь на сегодняшнее, информационное общество школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Эти требования заложены в Стандартах первого поколения.
Наша школа активно включилась в изучение введения ФГОС, а затем и в его реализацию(участие в эксперименте). К внедрению ФГОС каждый учитель был готов по-разному, пришлось многое пересматривать как в своей деятельности, так и в себе самих. Встал вопрос чему учить детей? Если раньше отдавали приоритет, чтобы научить читать, писать, считать учеников, то с позиции ФГОС – для того, чтобы они стали успешными в жизни нужно сформировать систему УУД.
Но для этого надо самому учителю научиться учиться, быть успешными и только тогда научить этому детей. Переосмыслив свою деятельность, у меня появилась необходимость тщательно изучить системно-деятельностный подход. Если раньше на уроке требовалось от учителя выполнить то, что было запланировано, то теперь, самое главное, - организовать деятельность детей. И сразу же появились трудности. Хорошо бы, если все первоклассники имели высокий уровень развития, высокую мотивацию к учебе, но… Дети пришли в школу с низкой познавательной мотивацией (мотивация 50%), нуждались в помощи логопеда, психолога. Мне нужно было у них сформировать готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия и это стало главной целью моей педагогической деятельности.
Изучала инновационные технологии, методы и приемы и корректировала материал исходя из способностей своих учеников.
В УМК «Школа России», уже заложены возможности для реализации требований ФГОС первого поколения. Учебные задания заставляют ребёнка думать и мыслить неординарно, высказывать разные точки зрения на один и тот же вопрос, спорить с сюжетными героями и между собой. Ведь невозможно от ребенка, который только зубрил, в старших классах потребовать рассуждать, сравнивать, творчески мыслить. Я стараюсь использовать на своих уроках приемы и методы обучения, что позволяет эффективнее формировать УУД.
Использую метод создания проблемных ситуаций, а, значит, создания проблемного диалога. Из всех методов этой технологии я отдаю предпочтение подводящему диалогу. При составлении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. На уроках математики возможен широкий спектр проблемных ситуаций, я чаще использую проблемную ситуацию с затруднением (Отгадайте ,но для этого определите лишнюю запись, тогда и узнаете) , которое вызывается практическим заданием, не сходным с предыдущими. Таким образом, я помогаю ученикам открыть новое знание.
На уроках окружающего мира чаще организую проблемные ситуации с удивлением, возникающие на противоречиях между житейским представлением учащихся и научным фактом. После возникновения проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается побуждающий диалог: «Что вы подумали сначала? А как на самом деле?».
Организовать деятельность детей- это самое трудное при планировании урока. Нужно тщательно продумать формы работы, подбирать материал и многое другое. Здесь мне до сих пор приходится работать над собой, т.к. иногда так хочется объяснить, показать детям, а вместо этого приходится подталкивать, направлять их к знанию, что гораздо труднее. Не всегда это получается, к сожалению. Раньше основная задача по отношению к ученику, например: на уроках литературного чтения сводилось к формуле «Прочти и перескажи». Теперь учу поиску информации, её использованию. Развиваю у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. На уроках русского языка выполняют логически-поисковые задания. Например, назвать лишнее слово из ряда: метро, эскимо, громкий, пшено. Ученики должны видеть много аспектов решения одной и той же задачи ( «громкий»- прил., «эскимо» - в этом слове три слога, а в остальных только два)
Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, я часто задумываюсь о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии. Ведь при переходе из начальной школы в основную должны быть обеспечены педагогические условия, превращающие готовность учащихся для обучения чтению в читательское умение, обеспечивающее самообучение. Поэтому все уроки должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед. Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым решаю следующие задачи:
- помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;
- развиваю творческие способности;
- предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
- осуществляю личностно-ориентированную направленность;
- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.
Предлагаю несколько примеров такой работы:
- в начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске; урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме; выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;
- тема урока не сообщается; дети в конце урока получают задание сформулировать его тему;
- называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке; в конце урока обсуждается их результат.
Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Главными целями введения этого метода являются:
- развитие интереса к предмету;
- приобретение исследовательского опыта;
- развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;
- развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
- получение дополнительных знаний по теме;
- развитие навыков монологической речи (по заданным образцам)
Мои ученики выполняют исследовательские, творческие, межпредметные, информационные проекты.
Хотелось бы сказать несколько слов о том, каким образом осуществляется оценка результатов образования обучающихся. Технология оценивания образовательных достижений представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы оценивания результатов ФГОС
-Что оцениваем?
Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные.
-Кто оценивает?
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
-Сколько ставить отметок?
По числу решённых задач.
-Где накапливать оценки и отметки?
В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных , личностных) и в «Портфеле достижений»
- Когда ставить оценки?
Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.
- По каким критериям оценивать?
По признакам уровневой успешности:
1) необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи (умение действовать в привычной ситуации);
2) повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи (умение действовать в нестандартной ситуации, требующей применения имеющихся знаний);
3) максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» (умение действовать совершенно самостоятельно в незнакомой ситуации, требующей новых, неизучавшихся знаний).
- Как определять итоговые оценки/отметки?
При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников предлагаю высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (само и взаимооценка).При этом в первую очередь, отмечается положительное в ответе учащегося, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника.
Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя. Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Такие оценки получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.
Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации. Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гражданско-патриотических качеств личности будущих первоклассников в условиях реализации ФГОС
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей во время предшкольной подготовки в условиях реализации ФГОС НОО. Предназна...
Статья "Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС"
Статья "Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС"...
Формирование текстовых умений учащихся 4-х классов в условиях реализации ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования предъявляет определенные требования к текстовым умениям выпускников начальной школы активное использование речевых сред...
Творческий отчёт на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»
Актуальность опыта.В настоящее время методическая литература, посвященная театрально-игровой деятельности, обогатилась рядом работ, охватывающих самые разнообразные стороны театрализованной деятельнос...
Статья "Рефлексия как обязательный этап урока -занятия в условиях реализации ФГОС".
Обобщение и распространение опыта использования элементов дифференцированного подхода в обучении младших школьников в связи с введением инклюзивного образования в общеобразовательных школах....
Особенности организации коррекционной работы по формированию внятной выразительной устной речи младших школьников в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)
Главной целью ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружел...