Статья "Рефлексия как обязательный этап урока -занятия в условиях реализации ФГОС".
статья на тему
Обобщение и распространение опыта использования элементов дифференцированного подхода в обучении младших школьников в связи с введением инклюзивного образования в общеобразовательных школах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое рефлексия? Как мы понимаем уже привычное для нас выражение?
В словарях дается четкое определение рефлексии: рефлексия – это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя».
Применительно к урокам, рефлексия – это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока, где особый упор делается на рефлексию деятельности. Урок в начальной школе решает не только образовательные задачи, но и способствует развитию у младших школьников механизмов самодисциплины и самоанализа. Эти качества имеют существенное значение не только для процесса усвоения знаний, но и для приобретения жизненного опыта.
Рефлексия традиционно проводится в конце урока для подведения итогов. Однако некоторые ее виды могут быть очень эффективным инструментом контроля усвоения материала на любом этапе занятия.
Используется классификация приёмов самоанализа, основанная на функциональном назначении рефлексии: диагностика эмоционального состояния и настроения, оценка деятельности на уроке, анализ содержания учебного материала.
Педагоги нашей школы уверены, что можно использовать приёмы рефлексии, учитывая типы восприятия обучающихся.
Например, для визуалов предлагается на выбор кораблик с заготовленными парусами (красный, жёлтый, зелёный), а кинестетикам мы можем предложить самостоятельно разукрасить парус.
Для аудиалов возможно наиболее эффективным будет приём «Незаконченные предложения»: Теперь я могу….Было трудно….Меня удивило…
Всё многообразие приёмов мы можем модернизировать для детей различных типов восприятия. Главное, следовать правилу: кинестетику дать поработать руками, аудиалу дать возможность озвучить свой результат деятельности, а визуалу поработать с цветом.
Сегодня широко применяется один из приемов рефлексии урока (занятия) – это синквейн.
Что такое синквейн?
Синквейн – это одна из форм свертывания учебного материала. Достаточно часто эту форму, как подведение итогов проделанной работы, применяют учителя на обобщающих уроках в конце изучения темы или раздела.
А) Во-первых, составление синквейна – довольно увлекательное занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас. Целесообразно предлагать такой вид работы в 3-4 классах.
Б) Во-вторых, составление синквейна – это еще и творческое занятие. Данный прием можно применить на внеклассном мероприятии, где временные рамки на составление синквейна будут расширены, и это дает возможность нестандартно подойти к оформлению своей работы. Каждый из нас – творческая индивидуальность, только одни и не ведают об этом, другим не помогли раскрыться, а некоторым повезло: им были созданы условия, и они раскрылись. Именно в такой работе мы расширяем поле деятельности для наших воспитанников: кинестетики рисуют, чертят, раскрашивают, пишут, клеют. Визуалы наблюдают , работают с цветом, аудиалы обсуждают, участвуют в дискуссии, а после и представляют готовый продукт.
В) В-третьих, этот прием работы требует минимальной затраты времени. Для написания синквейна детям, хорошо освоившим его структуру, достаточно 5-10 минут.
Г) В-четвертых, синквейн можно использовать в рамках изучения любого предмета школьной программы.
Д) В-пятых, синквейн можно проводить как индивидуально, так и в групповой форме.
Кратко рассмотрим правило составления синквейна.
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк:
Первая верхняя строка состоит из одного слова (имени существительного).
Вторая строка состоит из двух прилагательных, имеющие непосредственное отношение к первой строке.
На третьей строке – три глагола, связанные с вышенаписанными словами.
На четвертой строке - предложение из четырех слов, показывающее отношение к теме. Можно составить свое предложение или вспомнить и написать подходящую пословицу, или крылатое выражение.
И, наконец, последняя строчка – всего одно слово, связанное с первым словом. Это может быть слово-ассоциация или слово-синоним.
В ходе учебно-воспитательного процесса, мы делимся с учащимися накопленными знаниями, а они стремятся перенять их. Такой процесс взаимодействия между нами мы называем обучением. Слово «обучение» будет являться темой составления синквейна.
Примерный вариант составления синквейна.
Тема: Обучение
Разноуровневое, диффиренцированное.
Поняла, умею, применю.
Век живи – век учись.
Образование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации мотивации и рефлексии на учебном занятии в условиях реализации ФГОС НОО.
В своем сообщении делюсь опытом в организации мотивации и рефлексии на уроках. Какие методические приемы мне помогают удерживать интерес,сделать обучение желанным. Как использование ИКТ на уроках позв...
Структурные элементы учебного занятия в условиях реализации ФГОС НОО
Технологическая карта по созданию современного урока...
«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС»
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за и...
«Игровые технологии на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО»
Учебно-воспитательный процесс в начальных классах весьма многогранен и, прежде всего, направлен на развитие у детей речи, памяти и мышления. И здесь немаловажное значение имеет грамотное и умелое испо...
Современный урок математики в условиях реализации ФГОС.
Чтобы реализовать цель современного образования необходимо построить урок так, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться. В данной статье рассматривается урок математики на ...
Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО
Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С н...
Активные методы обучения, используемые на логопедических занятиях в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Статья - АМО, будет полезна учителям - логопедам, работающим с детьми с ОВЗ....