Мастер – класс по теме: Формирование УУД в проектно-исследовательской деятельности на основе преемственности.
методическая разработка по теме

Сердитова Людмила Васильевна

Исследовательский метод -  это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Этот метод востребован в обучении. Он способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.

   Исследовательские технологии - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_po_proektno-issl_deyat.docx52.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа»

  с. Объячево

    Мастер – класс по   теме: Формирование УУД в проектно-исследовательской деятельности на основе преемственности.

Автор:  

учитель начальных классов, руководитель кружка  « Я - исследователь»

 

Сердитова Людмила Васильевна

                                                                   

 

              

                                                         

                                             

                                                 

                                                   

                                                       

                                                           

с. Объячево

Прилузский район

Республика Коми

2017

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором  формируется индивидуальный стиль  проектно-исследовательской педагогической деятельности.
Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Задачи мастер-класса: 
• передача учителем  своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
• совместная отработка методических подходов учителя  и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
• оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
 

   Модель проведения мастер-класса.

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно-организационный: 

Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).

Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

Основная часть. 
Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.

Афиширование- представление выполненных работ.
Заключительное слово.

Анализ ситуации по критериям:

  • овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;
  • развитие способности к рефлексии;
  • развитие коммуникативной культуры.

Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе

Ход  проведения:

Презентация педагогического опыта педагога  

   

Образован не тот, кто много знает,

 а тот, кто хочет много знать, и кто умеет добывать эти знания.

В.П.Вахтеров

   Исследовательский метод -  это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Этот метод востребован в обучении. Он способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.

   Исследовательские технологии - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В детском саду «Золотой ключик» созданы благоприятные условия для   целенаправленной  и систематической  работы  по преемственности. Учителя 4-х классов, которые станут классными руководителями первых классов, приглашаются на открытые занятия в детском  саду, на праздник  «Выпускной бал». Особенно эффективно ведется работа психологов и логопедов по составлению психолого-педагогического Портрета будущего первоклассника, в котором представлены рекомендации   по траектории  индивидуального развития. В свою очередь, в школе в октябре - ноябре проводится  «Неделя открытых уроков» для воспитателей детских садов райцентра. Воспитатели присутствуют на уроках, заместителем директора по УВР организуется круглый стол среди педагогов и воспитателей по проблемам преемственности.  

    На базе детского сада ежегодно проводятся районные конференции по проектно-исследовательской деятельности с приглашением представителей школы. Воспитатели делятся опытом по реализации различных видов проектов, таких как:    

1.Творческие проекты: «Моя любимая игрушка», «Книжкина неделя», «Минута славы», «Математический коллаж», «Моя буква», «Стильный кроха», «Творчество Пушкина» и др., т.к. ведущим видом деятельности дошкольников является игра.

2.Исследовательские проекты: долгосрочный проект «От зернышка к хлебу», «Исследователи природы», «Мой огород» и др. данные виды проектов успешно реализованы благодаря актуальным и социально значимым темам.

3. Информационно-практико-ориентированные проекты: «Дизайн группы к Новому году», «Не площадка, а сказка», «Мой папа самый лучший». Данный проект стал победителем республиканского конкурса грантовой поддержки инновационных проектов «Детский мир: идеи, открытия, находки». Таким образом, поиск и освоение инноваций способствует качественным изменениям в деятельности дошкольных и общеобразовательных учреждений, совместная  проектная деятельность дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, способствует усилению позиции «Я сам», «Я сделаю », «Я умею».  

    В нашей школе с первого класса    ведется кружок «Я – исследователь» по программе Е.М.Куликовой, ребята занимаются по рабочим тетрадям курса  «Учусь создавать проект» для начальной школы авторов Р.И. Сизовой,  Р.Ф.Селимовой. Это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребенка, способного к самообразованию и саморазвитию. Работая по данным методическим материалам, мы учим видеть  проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.

     Целью организации исследовательского метода является формирование у детей познавательной активности. Потребность в исследовательском поведении является пружиной, движущей силой развития и саморазвития.

       

 Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)

 В своей практике мы используем следующие виды проектов:

Исследовательский проект (предполагает проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике): Это такие проекты как: «История школы, в которой я учусь», «Почему шишку называют природным гигрометром?», «Растения и свет», «Почему монета - свидетель истории?», «Изготовление модели автомобиля из 3D конструктора». Данные проекты представлены учащимися для участия в Республиканской учебно-исследовательской конференции «Я - исследователь, я открываю мир!» в прошлом и в этом году.  

Информационный проект (направлен на сбор информации о каком-то объекте или явлении с целью исследования): Проект «Бесценный дар - книги Г.Х.Андерсена» - дипломант 2 степени районного литературно-творческого конкурса. Проект «Животные в годы войны» отмечен дипломом за активное участие в выставке – конкурсе детского творчества, посвященного 70-летию Победы в  Великой Отечественной войне.  

Творческий проект (проект выходит за рамки школьных предметов, как дополнение к урочной деятельности, развивает у проектанта умения решать творческие задачи): Проект «О герое былых времен» лауреат Всероссийского литературного конкурса «Герои великой Победы-2015» и также   отмечен благодарностью районного фестиваля «Моя семейная реликвия», который направлен на популяризацию семейных ценностей, повышения интереса к истории, традициям своей семьи, в номинации «Храню и помню». Проект  «Листая старый альбом» является  участником   Всероссийского конкурса «Голос ребенка» в номинации «Семейный архив» и отмечен Свидетельством Республиканской научно-практической конференции «Молодые исследователи - Республике Коми» в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее - 2014», проект «Удивительная монета – оберег» отмечена дипломом участника, чья работа по итогам конкурса вошла в число лучших Республиканского конкурса «Моя семейная реликвия» в рамках Республиканской научно-практической конференции «Молодые исследователи -  Республике Коми-2010», инновационный образовательный  проект «Письмо моей семье» отмечен благодарностью регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший урок письма -2014».

Монопредметный проект (небольшой проект в рамках одного учебного предмета): «Зеленая аптека и Я» отмечен Дипломом 2 степени районной экологической выставки – конкурса «Природа дарит нам здоровье» в номинации « Исследовательская работа - 2015» и данный проект получил положительную оценку во внешней рецензии.

Межпредметный проект (в проекте предполагается использовать знания по двум и более учебным предметам): Это проект «Врачи бывают разные, но математика нужна всем», он находится в стадии разработки.

   

Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями  с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)

 - Три вещи никогда не возвращаются обратно - ВРЕМЯ, СЛОВО и ВОЗМОЖНОСТЬ. Поэтому я предлагаю, не теряя времени, выбрать слово, чтобы    не упустить возможность.  Вашему  вниманию я представляю мастер-класс   по теме: «Формирование УУД в проектно-исследовательской деятельности на основе преемственности». Чтобы вы, как педагоги - научные руководители проекта, прочувствовали, что значит творить и создавать интересные проекты.

4. Моделирование

 - Я предлагаю рассмотреть некоторые виды заданий при проведении кружка «Я -исследователь»  для обучающихся 1 класса.

1. Занятие № 7: Проблема. Решение проблемы.

Задание: Расставь цифры 1,2,3,4 в том порядке, в котором ты будешь решать проблему.

 

Задание: Какую проблему нужно решить, чтобы помочь художнику?  стр. 15

2. Занятие №8:  Гипотеза. Предположение.

Задание: Делая предположения, используй слова:

-может быть,

-предположим,

-допустим,

-возможно,

 -что, если…

Задания: а) Предположи (догадайся), что мог сказать Винни – Пух Пятачку.

б) Подумай, как головастик превращается в лягушку? Придумай гипотезу.

в) А теперь представь, что ты волшебник и можешь исполнить одно желание каждого человека. Что бы произошло? Придумай гипотезу.

3. Занятие № 9: Гипотеза. Играем в предположения.

Гипотеза нужна для решения любой задачи.

Задание: Прочитай текст.

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу:

-Пора тебе, чиж, петь.

-Пусти меня на волю, на воле я буду весь день петь.

Ответь на вопросы:

Кто жил у Вари?

Где жил чиж?

Почему он не пел?

Как ты думаешь, какую проблему должна решить Варя?

Какая проблема у чижа?

Продолжи мысль: Если Варя выпустит чижа из клетки, то…

А что если чиж останется жить в клетке…

Допустим, Варя уже открыла дверцу  клетки, как себя поведет чиж? Как ты думаешь?

Девочка  Варя готовила проект. Как ты думаешь, как она назвала тему своего проекта? Какую гипотезу она выдвинула? Какой вывод можно сделать из прочитанного текста? Нарисуй, как ты себе представил(а) чижа и Варю?

4. Занятие №10: Цель проекта. 

 Цель – твое стремление, то,  что надо, желательно осуществить, решить.

Вспомни рассказ про чижа. Как ты думаешь, какую цель поставила Варя, чтобы решить проблему с чижом?

А у тебя есть  цель в учебе? Если это не секрет, расскажи об этом учащимся твоего класса.

Задание: Дженни туфлю потеряла,

                Долго плакала, рыдала.

Скажи, что нужно сделать Дженни?

Какую цель надо поставить девочке?

5. Занятие № 11: Задача проекта.

 Ты уже научился ставить перед собой цель. Научись, находить пути, которые помогут тебе справиться с проблемой, достичь цели. Тебе поможет вопрос:  «Как я это сделаю? КАК?» Задачи нужны для того, чтобы ответить на вопрос, как достичь цели.

Игнат решил сделать проект о любимых мультфильмах детей. Цель проекта: «Кто мой настоящий друг?» Помоги мальчику Игнату определить  задачу к его проекту.

Задача: выяснить, какие черты характера нужны для крепкой дружбы. Ты согласен?

Для чего нужны задачи? Выбери:

-ответить на вопрос,

-прочитать книгу,

-решить проблему,

- достичь цели,

-сходить в кино.

6. Занятие 12: Выбор нужной информации. 

Задание: Что делать, если ты собрал много сведений, сообщений по теме проекта?

 Обилие информации мешает составлению текста твоего выступления перед друзьями.

Запомни, надо искать и находить только ту информацию, которая нужна именно для твоего проекта, выделять в ней самое главное, а потом усваивать ее.

ИНФОРМАЦИЯ------ЗНАНИЕ

 Отметь, что может понадобиться в выборе информации:

  1. Подчеркивать цветным карандашом предложение, где содержится основная мысль.
  2. Использовать все, что найдено в книгах, журналах,  энциклопедиях.
  3. Обратиться за помощью к помощнику.

Задание: Помоги Пете выбрать предложения, которые пригодятся ему для составления проекта «Изучение обитателей соседнего озера».

«Я встал сегодня очень рано. Поел вкусные хлопья с молоком и пошел умываться. Погода в это утро была чудесная. Возле озера я встретил знакомую собачку Тяпку. В камышах кто-то зашуршал. Мы с Тяпкой подошли поближе и увидели выводок утят с мамой уткой. Я сосчитал утят и сделал первую запись в тетради для проекта».

  Рефлексия 

 (Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей).  

   Таким образом, исследовательское поведение позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.  

   Большое внимание мной уделяется целенаправленной и систематической работе  по подготовке  публичного выступления, презентации проекта обучающимися.

И в заключение, … Наполеона как-то попросили выделить самые важные слагаемые успеха. Гениальность? Упорство? Умение увлекать за собой? Как вы думаете?  

  Наполеон не замедлил с ответом: «Практика, практика, практика!». Не существует быстрого и легкого пути. Нужна кропотливая и каждодневная работа, а результат будет.

Литература.

  1. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М., 2003.
  2. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т
  3. Леонтович А.В. Каждый человек – исследователь//Алхимия проекта: Метод разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel «Обучение для будущего»/Под ред. Ястребцевой ЕН. И Быховского Я.С. – 2-е изд., доп. – М., 2005
  4. Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании.// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. с.33-37
  5. Леонтович А.В. Разговор об исследоватлеьской деятельности: Публицистические статьи и заметки/Под ред. А.С. Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006г.
  6. Леонтович А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников: Сборник анкет с комментариями. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006.
  7. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование, №10, 1999г.-С.152-158
  8. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М., 2001. – С.46-48
  9. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?//Исследовательская работа школьников, №4, 2003. – С.18-23.
  10. От исследовательской активности к исследовательской работе старшеклассников // из опыта работы, выпуск 2, научный редактор к.пс.н. Шумакова Н.Б., М., 2002 – 112 с.
  11. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.
  12. Поддьяков А.Н. Общие представления об исследовательском поведении и его значение.//Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.21-24.
  13. Попова С.А. Особенности организации исследоватльской деятельности школьников// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.135-138
  14. Прокофьева Л.Б. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь творческого развития ученика и учителя //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.184
  15. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
  16. Рогов А.А., Рогова О.Б., Клюкина Е.А. Исследовательские умения школьников как условие успешности при продолжении обучения в вузе// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1 С.118-124
  17. Рябенко И.П. Из опыта организации научно-исследовательской работы со старшеклассниками в Псковской области// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.144-151
  18. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.
  19. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006.
  20. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. – СПБ., 2004.
  21. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
  22. Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка. // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.60-66

 

 

   

   

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Формирование универсальных учебных действий при решении задач"

В мастер-классе показаны варианты формирования УУД при решении задач, используя знаково - символическое моделирование....

Презентация к мастер - классу на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах.

Цель: научить ребят работать в паре (умение донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого)....

Мастер - класс на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности на уроках математики в начальных классах

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных дейс...

Мастер-класс по теме "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, хара...

Мастер-класс на тему "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"

Материал содержит разработку мастер-класса, раздаточный материал, презентацию....

Мастер - класс на тему "Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений

данный материал рассказывает о том, как можно организовать работу для формирования предпосылок познавательных УУД для детей 6-7 лет  на занятиях по формированию элементарных математических предст...

Мастер-класс по теме «Формирование коммуникативных УУД через групповую и парную работу в рамках изучения курса ОРКСЭ» (по модулю «Основы светской этики»).

В пояснительной записке Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по стандартам второго поколения говорится «В результате изучения всех без исключения предметов на...