Мастер-класс на тему "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"
методическая разработка на тему
Материал содержит разработку мастер-класса, раздаточный материал, презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.rar | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Формирование универсальных учебных действий
на уроках литературного чтения в начальной школе»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приемами методами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами и методами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе; предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.
Задачи:
- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приемами методами работы по формированию УУД;
- показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, «Доводящие карточки», карточки для взаимообмена заданиями, «Шесть шляп», учебники литературного чтения 2 класс Л.Ф.Климанова УМК «Школа России» 2 часть.
Продолжительность проведения: 20 минут
Целевая аудитория: учителя начальных классов Волоколамского района
План проведения мастер- класса:
Предполагаемый результат: участники мастер-класса научатся применять предложенные приёмы и методы на своих уроках для формировании УУД , обсудят возможности их применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход проведения мастер-класса
I . Постановка проблемы
Добрый день, уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги. (Слайд 2).
Что это за показатели, спросите вы?
Отвечу. Приблизительное количество метапредметных УУД ( по данным психологического центра «Точка Пси»), которые должны быть сформированы у учащихся в конце каждого года обучения.
1 класс – 8
2 класс – 16
3 класс – 32
4 класс – 32
С УУД, их формированием и оценкой теперь во многом связаны требования к профессионализму современного педагога начальной школы.
Педагог должен научить детей владеть учебными понятиями, находить способ решения проблемы, планировать и контролировать свои учебные действия, уметь сотрудничать и много другое. То есть, формировать личность способную к дальнейшему самоопределению и самореализации.
Возникает закономерный вопрос, что является основным средством формирования УУД?
(Задания, методы, приёмы, технологии, которые учитель предъявляет учащимся на уроке.)
И сегодня я хочу ими поделиться.
II. Представление педагогического опыта.
Проведём работу на примере рассказа Ю. Ермолаева «Два пироженных» (учебники).
Откройте учебники на странице 85 (закладка) и прочитайте вслух этот рассказ.
1. Методика доводящих карточек.
Какую первую задачу ставит перед собой учитель, после того как ученики прочитали текст?
(Узнать, как они поняли его содержание).
И для этого учитель может использовать методику «Доводящих карточек». Эта методика взята мною из технологии взаимообучения, одной из задач, которой является формирование у учащихся желания прийти на помощь товарищу, поделиться своими знаниями с другими. И это очень важно, потому что по данным исследований американских психологов эффективность усвоения знаний достигает высокого уровня только тогда, когда человек обучает других, тому чему научился сам или применяет свои знания на практике. (Слайд 3)
Методика «Доводящих карточек» предназначена для организации пониманий учащимися учебного текста. Её цель - концентрировать внимание ученика на определённом учебном материале.
Работа проводится в парах. Учитель составляет два варианта карточек, на которых написаны вопросы и для проверки в скобках даны ответы к ним. Вопросы должны быть такими, чтобы ответы на них приводили к пониманию текста. Второй вариант (Слайд 4) текст записан слева.
После того, как дети прочитают текст, по команде учителя они начинают задавать по очереди вопросы друг другу. Первым задаёт вопрос тот ученик, у которого карточка под номером 1.
- Попробуем поработать по этим карточкам. (Приложение 1.)
2. Методика «Обмен заданиями».
Ещё одна методика, взятая мной из технологии «Взаимообучения» называется «Обмен заданиями». Ученикам раздаются карточки с заданиями. В данном случае их четыре. (Приложение 2.)
Сначала дети работают в парах. Выслушивают друг друга, контролируют и корректируют ответы.
- Итак, договоритесь, кто из вас начнёт первым. Выполните задания, которые даны в карточках. У вас 2 минуты.
- Поменяйтесь карточками. Теперь, ученики сидящие слева поменяйтесь местами. Расскажите по очереди друг другу ответы на свои задания. Поменяйтесь заданиями. Вернитесь на свои места. Расскажите друг другу ответы на свои задания.
В итоге ученик сначала воспринимает материал на слух, контролирует правильность воспринимаемого материала, а потом его воспроизводит. Такое обсуждение информации обеспечивает более прочное усвоение материала.
Какие УУД мы формируем используя методику доводящих карточек и «Обмен заданиями»?
(Коммуникативные УУД:
1) учатся слушать и понимать других;
2) учатся строить речевое высказывание;
3) учатся оформлять свои мысли в устной форме;
4) учатся работать в паре.)
3. Приём «Ромашка Блума».
В том потоке информации, в котором живём, необходимо научить детей анализировать эту информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы.
Такую задачу ставит технология развития критического мышления. И один из её приёмов «Ромашка Блума» (Слайд 5)
Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов.
1. Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?».
- Задайте простые вопросы по тексту и ответьте на них.
2. Интерпретационные (объясняющие) вопросы начинаются со слов «Почему?».
- Задайте объясняющие вопросы.
3. Оценочные вопросы. Задавая их, используем слова: «Почему…хорошо, а …. плохо?», «Чем ….отличается от …?», «Кто из героев поступил хорошо, а кто плохо?», т.е. оцениваем те или иные события поступки, сравниваем.
- Задайте оценочные вопросы.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопросов чаще всего содержит частицу «бы», элементы предположения, прогноза: «Что изменилось бы…», «Что будет, если….».
- Задайте творческие вопросы.
5. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов «Ты так считаешь?», «Если я правильно понял, то… «. Их задают с целью что-то уточнить.
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Начинают их со слов: «Как можно применить?», «Что можно сделать из…?», « Как бы ты поступил на месте….?».
«Ромашку» можно использовать на стадии «Вызова», тогда ученики сначала задают вопросы, а потом ищут на них ответы, или на стадии «Рефлексии» для обобщения полученных знаний.
4. Приём «Угадай вопрос».
Учить детей слушать и слышать, общаться, развивать речь, активизировать мыслительную деятельность очень важно. В этом нам поможет приём «Угадай вопрос».
Ученику, вышедшему к доске, даётся карточка с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Остальным нужно догадаться, каким был вопрос. (Приложение №3).
Один из педагогов выходит к доске и выполняет задание.
5. Приём «Пропущенный вопрос».
У детей карточки с заданием (Приложение №4): «Вставь пропущенный вопрос». Дети должны прочитать все вопросы, восстановить последовательность событий в рассказе и записать вопрос, который пропустил учитель.
- Выполните это задание.
- Проверяем. Прочитайте, что у вас получилось. (Слайд №6)
(На слайде появляются пропущенные вопросы.)
- Поменяйтесь карточками и проверьте своего напарника.
Уважаемые коллеги, какие же УУД формируют три предыдущих приёма?
(Познавательные:
-умение устанавливать логическую причинно – следственную связь событий;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в паре.
Регулятивные:
- умение адекватно оценивать себя и других.
6.Приём «Шесть шляп» (Эдвард Де Боно).
На стадии рефлексии предлагаю использовать приём «Шесть шляп». Это адаптированная методика развития параллельного мышления британского психолога Эдварда Де Боно.
Цвет каждой шляпы имеет своё значение. И в соответствии со значение цвета ребёнок получает своё задание. (Слайд №7)
- Красная шляпа (чувства) – что вы чувствуете по отношению к герою.
- Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из произведения для себя.
- Чёрная шляпа ( критик) - что плохого в поступках героев.
- Синяя шляпа (управление, размышление) - дайте совет герою или читателю.
- Белая шляпа ( учёный) - чему следует поучиться у героя.
- Зелёная шляпа (творчество) - продолжите рассказ.
- Наденьте шляпы и выполните задания.
Регулятивные:
- умение структурировать информацию
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные УУД:
- учатся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- учатся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
III. Заключительная часть.
Представленные приёмы и методы можно использовать и на других уроках, изменяя задания. В каждой развивающей технологии таких приёмов очень много. Главное – эти приёмы и методы очень эффективны, потому что не только ученики могут достигать высоких результатов в своём развитии, но и мы педагоги, стараясь сделать наш урок максимально развивающим, совершенствуемся и растём профессионально.
Желаю нам всем творческих успехов в наступающем Новом году. И никогда не забывать о самых важных вещах в нашей жизни… о семье, здоровье. Друзьях. И как бы ни была наша жизнь занята, в ней всегда должно быть немного места для праздного безделья.
С наступающим Новым годом!
Карточка №1
Методика «Доводящие карточки»
Карточка №1. | |
Вопрос | Ответ |
1. О чём попросила мама дочек? | (Вымыть посуду) |
3. Кто из девочек пошёл на кухню помогать маме? | (Оля) |
5. Кто из девочек был старше? | (Наташа) |
7. Чем были вымазаны губы Оли, когда она вернулась из кухни? | (кремом) |
9.Кто велел Оле съесть два пирожных? Почему? | (Мама. Она сказала, что пирожные могут испортиться, пока Наташа вернётся из Африки) |
Карточка №1
Методика «Доводящие карточки»
Карточка №2. | |
Вопрос | Ответ |
2. Чем были заняты девочки? | (Наташа читала книгу о путешествиях, а Оля лепила из пластилина булочки и крендельки.) |
4. Что сказала Наташа вдогонку Оле? | (Сейчас приду, только главу дочитаю) |
6. Что ответила Наташа, когда Оля за ней вернулась в комнату? | (Меня здесь нет, я путешествую) |
8. За кого Оля съела второе пирожное? | (За Наташу) |
9.За что мама наказала Наташу? | (За то, что Наташа не помогла им с Олей мыть посуду) |
Задание №1 Карточка №2. 1. Назови положительного героя. 2. Где или с кем живёт герой? 3. Чем занимается герой? 4. Объясни, почему ты его выбрал? |
Задание №2 Карточка №2 1. Назови отрицательного героя. 2. Где или с кем живёт герой? 3. Чем занимается герой? 4. Объясни, почему ты его выбрал? |
Задание №3 Карточка №2 1. Назови нейтрального героя. 2. Где или с кем живёт герой? 3. Чем занимается герой? 4. Объясни, почему ты его выбрал? |
Задание №4 Карточка №2 1. Назови героя - помощника. 2. Где или с кем живёт герой? 3. Чем занимается герой? 4. Объясни, почему ты его выбрал? |
Карточка №3. Приём «Угадай вопрос». 1. Как зовут главных героев рассказа? 2. Кто из девочек был старше Оля или Наташа? 3. Кто из девочек пошёл на кухню помогать маме? 4. Как мама наказала Наташу? |
Карточка №4. Приём «Пропущенный вопрос». 1. О чём попросила мама девочек? 2. 3. Хотелось ли им мыть посуду? 4. 5. Что пообещала Наташа? 6. 7. Почему Оля съела Наташино пирожное? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Универсальные учебные действия на уроках литературного чтения в начальной школе"
УУД на уроках литературного чтения в начальной школе...
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....
«Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».
Статья, в которой говорится о том, как на уроках литературного чтения происходит формирование личностных и коммуникативных УУД....
Презентация "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"
Данная презентация рассказывает о необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий посредством групповой и парной работы на уроках литературного чтения в начальной школе, опи...
Презентация "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"
Данная презентация рассказывает о необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе посредством парной и групповой работы на уроках литературного чтения, опис...
Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроке литературного чтения в начальной школе».
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Задачи:- познакомить участников с планом проведе...
Мастер – класс «Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».
Формирование личностных и коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах...