Мастер - класс на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности на уроках математики в начальных классах
статья по математике (2 класс) по теме
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер -класс | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности на уроках математики в начальных классах.
Цель: научить ребят работать в парах(умение донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого).
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Современный выпускник начальной школы — это человек:
- любознательный, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-управление поведением — контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
В учебниках УМК «Планета Знаний» по всем предметам и в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это имеет большое значение для формирования коммуникативных (умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого) универсальных учебных действий.
Так как я работаю по УМК «Планета знаний» 2 года, то дам характеристику результатов формирования УУД за 1 и 2 классы.
Характеристика результатов формирования УУД в начальной школе
на разных этапах обучения по УМК «Планета Знаний»
Наблюдая за детьми, которые приходят в первый класс, составляю диагностику и на её основе строю работу по формированию коммуникативных навыков.
Диагностика учащихся 1 класса (начало 2009-2010 учебного года)
Тема: «Готовность к школе».
+ выражено ярко - не выражено
№ | Ф.И. уч-ся | Уч. мо тив. | Ори ент. в простр. | Разв. фонем. слуха | Мышл. (общ. осведомл.) | Разв. тонк. мот.рук. | Па мять | Вним. | Во об раж. | Усидч. старан. | Об ще ние |
1. | Ардатьев Н. | + | - | + | + | + | + | + | - | + | + |
2. | Артёмов А. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
3. | Бурняшева М. | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
4. | Ворушилина К. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
5. | Голованов С. | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + |
6. | Демонова Л. | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + |
7. | Евсеев Ю. | - | + | + | + | - | + | - | + | - | - |
8. | Зайкина О. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - |
9. | Ивлева В. | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + |
10. | Крылов А. | - | - | - | - | - | + | - | + | - | + |
11. | Косоротова К. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
12. | Казаченко Г. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
13. | Мамедов А. | - | - | + | + | - | + | - | - | - | - |
14. | Сашков С. | + | - | - | + | - | + | + | + | + | - |
15. | Терехова Н. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
16. | Ханин Ю. | - | - | - | - | - | + | - | + | - | + |
17. | Хапсирокова А. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
18. | Шурупин М. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
19. | Юренко Е. | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - |
Всего (-) | 10 | 11 | 9 | 8 | 10 | 7 | 11 | 9 | 11 | 10 |
Из таблицы мы видим, что половина детей не умеют общаться, это дети нерусской национальности и дети, которые не посещали детский сад. Они не знают слов приветствия, благодарности, прощания, не умеют общаться со взрослыми и сверстниками.
На основе диагностики строю работу по формированию коммуникативных навыков. Знакомлю учащихся с правилами устного общения, учу сотрудничать с товарищами, соблюдая эти правила.
Коммуникативные УУД 1 класс
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Опираясь на эти правила, обучаю ребят работать в паре. На основе наблюдений за работой учащихся в парах делаю диагностику.
Диагностика учащихся 2 класса ( 2010 - 2011 учебный год)
Тема: «Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности».
+ выражено ярко
- не всегда
№ п/п | Ф.И. уч-ся | нормы речевого этикета | умение вступать в диалог | соблюдать очерёд-ность | выслушивать партнера | договариваться | приходить к общему решению |
1. | Артёмов А. | + | - | - | - | - | - |
2. | Бахарева Е. | + | - | - | - | - | - |
3. | Березнева В. | + | + | + | + | + | + |
4. | Ворушилина К. | + | + | + | + | + | + |
5. | Газимагомедова Д. | + | + | + | + | + | + |
6. | Голованов С. | + | + | + | + | + | + |
7. | Григоращенко Д. | н | |||||
8. | Гуденко И. | + | - | - | - | - | - |
9. | Демонова Л. | + | + | + | + | + | + |
10. | Евсеев Ю. | + | - | - | - | - | - |
11. | Зайкина О. | + | + | + | + | + | + |
12. | Ивлева В. | + | + | + | + | + | + |
13. | Крылов А. | + | + | + | + | + | + |
14. | Кривенко И. | + | + | + | + | + | + |
15. | Косоротова К. | + | + | + | + | + | + |
16. | Мамедов А. | - | + | + | + | + | + |
17. | Меджидов М. | + | + | + | + | + | + |
18. | Меджидов Ш. | + | + | + | + | + | + |
19. | Ненилина Е. | - | + | + | + | + | + |
20. | Сашков С. | + | + | + | + | + | + |
21. | Терехов Д. | + | + | + | + | + | + |
22. | Ханин Ю. | + | + | + | + | + | + |
23. | Чаннанов М. | + | + | + | + | + | + |
24. | Шурупин М. | + | + | + | + | + | + |
25. | Юренко Е. | + | + | + | + | + | + |
26 | Юсупова Г. | + | + | + | + | + | + |
Всего (-) | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Из этой таблицы мы видим, что уже большая часть ребят научилась общаться. Двое учащихся знают нормы речевого общения, но не всегда соблюдают их в повседневной жизни. Четверо учащихся ещё не умеют работать в паре. Они ссорятся, не всегда могут договориться с партнёром, не сдержанны. На основе диагностики продолжаю работу по формированию коммуникативных навыков во 2 классе.
Коммуникативные УУД 2 класс
1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.
3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
5. Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
6. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
В 3 и 4 классах мы с ребятами будем учиться работать в малых и больших группах.
Коммуникативные УУД 3 класс
1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.
3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
5. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.
6. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.
Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
Коммуникативные УУД 4 класс
1. Владеть диалоговой формой речи.
2.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
4. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
5. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению.
6. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять само-, взаимоконтроль и взаимопомощь.
7. Адекватно использовать речевые средства.
Многие задания в учебниках по УМК «Планета знаний», в том числе и по математике имеют маркировку. Задания для работы в паре в учебнике обозначаются значком – пара вишен.
Работа в паре представляет широкие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся как на этапе отработки обязательных навыков, так и на этапе их творческого применения.
Какие методы и приёмы я использую, обучая ребят работе в паре?
Методы: словесные, наглядные, практические, поощрение:
1. Перед тем, как выполнять задание, учащиеся вспоминают правила устного общения:
- распределять роли;
- говорить по очереди, не перебивая друг друга;
- слушать собеседника;
- устанавливать контакт;
- проявлять сдержанность, умение корректно указать на ошибки, если они есть;
2.Даётся образец работы в паре на примере задания.
3.Дети читают, выполняют задание в парах, а после выполнения одна из пар всему классу рассказывает, как они выполняли упражнение.
4.Взаимопроверка, взаимооценка.
5.Поощрение лучшей пары.
Работая в паре, учащиеся выполняют задания репродуктивного характера в игровой форме, проигрывают ситуации, предложенные в заданиях, сравнивают результаты, объединяют найденные решения комбинаторных задач, приобретают навыки проверки результатов, придумывают задания друг для друга, работают по образцу.
Примерные задания, которые я использую по математике во 2 классе при работе в парах по теме: «Знакомимся с новыми действиями».
Учебник « Математика» М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова, 2 класс (2 часть).
1) с.5, з.9
Прибавляйте по очереди пятёрки и называйте получающиеся числа пока не получится 100.
5+5=10 5+5+5=… …
- Запишите равенства с помощью знака умножения:
5х2=10 и т. д.
2) с.8, з.4
Восстанови пропущенные цифры.
4х7=7х… 9х…=9+9
3х5=…х… 12=…х…=…х…
3х2=3+… 2х7=2+… …
3) с.11,з.5
Выбери однозначное число. Пусть твой товарищ увеличит его в два раза. По очереди увеличивайте числа вдвое, пока не выйдете за пределы сотни.
Например:
7х2---14х2---28х2---56х2--- > 100
4) с.13, з.7
Выберите число и делите его по очереди на 2, пока это возможно.
Образец. 48---24---12---6---3
А)36---… б)32---… в)80---… г)64---…
5) с.17.з.7
Составь похожие равенства из чисел 2,8 и 16. А твой товарищ пусть составит такие равенства из чисел 6,3 и 18.
6) с.19,з.7
В мешке 35 кг картофеля. Каждый покупатель берёт 5 кг. Назовите по очереди, сколько килограммов картофеля будет оставаться в мешке после каждого покупателя.
- Какому числу человек достанется картофель?*
7) с.22,з.3
Составьте все возможные произведения А х Б
А – нечётное число, Б – чётное (включая 0)
- Вычисли все эти произведения.
- Сколько произведений можно составить?
8) с.23,з.6
А)Составьте два двузначных числа из цифр
2 4 7 5
разными способами.
Б) Составьте из этих пар чисел суммы и разности. Вычислите, если сможете.
9) с.29,з.5
Есть 3 лимона, 4 яблока и 5 груш. Сколько существует способов выбрать три фрукта – лимон, яблоко и грушу?
Выберите с соседом способы группировки фруктов. Сосчитайте их.
Задания, предназначенные для работы в паре, направлены на формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности (распределение ролей, установление очерёдности действий, умение слушать напарника, устанавливать контакт, проявлять сдержанность).
Список литературы:
1. Программы общеобразовательных учреждений. 1- 4 классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний», ООО «Издательство Астрель»,2007 г.
2. М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. Поурочные разработки по математике , 2 класс ООО «Издательство Астрель»,2009 г.
3. М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. Учебник « Математика», 2 класс (2 ч.),
ООО «Издательство Астрель»,2009 г.
Работа в парах с группой учителей.
Выполнение упражнений.
1) с.5, з.9
Прибавляйте по очереди пятёрки и называйте получающиеся числа пока не получится 100.
5+5=10 5+5+5=… …
- Запишите равенства с помощью знака умножения:
5х2=10 и т. д.
6) с.19,з.7
В мешке 35 кг картофеля. Каждый покупатель берёт 5 кг. Назовите по очереди, сколько килограммов картофеля будет оставаться в мешке после каждого покупателя.
Какому числу человек достанется картофель?*
8) с.23,з.6
А)Составьте два двузначных числа из цифр
2 4 7 5
разными способами.
Б) Составьте из этих пар чисел суммы и разности. Вычислите, если сможете.
9) с.29,з.5
Есть 3 лимона, 4 яблока и 5 груш. Сколько существует способов выбрать три фрукта – лимон, яблоко и грушу?
Выберите с соседом способы группировки фруктов. Сосчитайте их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Актуализация умственной и познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах"
Методическая работа по развитию умственной и познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках математики...
Игра как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха
В статье описан опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а точнее, с неслышащими детьми . Применение игровых технологий на уроках математики в школе I, II вида позволяет решать ...
Игровая деятельность на уроках математики в начальных классах
Здесь даются наиболее часто употребляемые игры на уроках...
Дидактическая игра как одно из средств познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах
Одна из центральных задач начальной школы – подготовить детей к обучению в средних и старших классах, к усвоению математики.Важной стороной такой подготовки выступает формирование познавательных спосо...
Использование дифференцированного подхода для организации учебной деятельности на уроках математики в начальной школе
Использование дифференцированного подхода для организации учебной деятельности на уроках математики в начальной школе...
Организация исследовательской деятельности на уроке математики в начальной школе
Внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно-воспитательной работы школы, как одна из форм организации досуга учащихся. Она бывает разнообразной по содержанию и формам. Внеурочная д...
Организация игровой деятельности на уроках математики в начальной школе
Методическая статья, и разработка урока по математике, которые могут быть использованы как для заседания МО, педагогического совета, так и для проведения урока по математике в 1 классе....