Программа внеурочной деятельности «Этикет общения»
рабочая программа (4 класс) на тему

Гусейнова  Евгения  Александровна

 

 

Программа внеурочной деятельности

«Этикет общения»

 

 

 

Направление внеурочной деятельности - социальная направленность

Срок реализации программы- 1 год (34 ч.)

Возраст обучающихся- 10-11 лет

 

 

УЧИТЕЛЬ:  Гусейнова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе культуры и общества. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Жить человек должен в согласии с законами нравственности. Эти законы и нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его жизни. Мотив благородного поступка это источник чувства ответственности - главного критерия степени нравственного развития. Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Сегодня наше общество, вступившее в 21 век, находится в стадии возрождения, становления общенациональной культуры, нравственности и духовности. Наша основная задача - помочь ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком умеющим войти в это общество и жить в нём, принося пользу обществу, основываясь на твердых нравственных позициях. Именно в младшем школьном возрасте произошло глубокое, окрашенное чувством усвоение понятий, которые лягут в основу представлений ребёнка о сущности человека и общества, о достойном поведении людей, об ответственности каждого перед самим собой и окружающими. Тогда можно надеяться, что в старшем возрасте дети смогут отстоять и утвердить эти ценности в своей деятельности.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Он определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, вежливость, дружелюбие, учтивость, уважительное отношение к людям.

Современное общество предъявляет новые требования к личности учащегося и к его поведению, в частности, в рамках формирования адекватного коммуникативного поведения.

Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным.

 

Общая характеристика курса

Важнейшей педагогической задачей в условиях реализации ФГОС стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности ученика становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

Содержание программы внеурочной деятельности соотносится целям и задачам основной образовательной программы МБОУ «СОШ №26».

В процессе деятельности школы по воспитанию нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие общие задачи:

  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

В области формирования социальной культуры:

  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.

Особенность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие.

Смыслообразующие идеи программы:

наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;

умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.

Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.

Формы организации внеурочной деятельности:

  • Классные часы;
  • Беседы, викторины;
  • Коллективные творческие дела;
  • Смотры-конкурсы, выставки
  • Тренинги общения
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Ролевые игры
  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов

Итог подводится в конце каждого занятия с помощью цветописи, регулярная фиксация школьника своего настроения с помощью цвета позволяет педагогу проанализировать, какое настроение преобладает в классе, насколько одноклассники дружелюбны друг к другу, эффективна ли работа с коллективом; регулярное фиксирование своего настроения важно и для ребёнка, оно является стимулом более осознанного отношения к себе и к своей жизни, самоанализа и самовоспитания. Изучение всего курса завершается принятием правил общей жизни: «Мы договорились, что…». Этот документ, возникающий как реакция на определённые негативные ситуации жизни класса, помогает детям справиться с ними, преодолеть трудности.

Учитель, проводя наблюдения за поведением своих воспитанников, оценивает проявление ими правил поведения и отражает это в характеристиках учащихся на конец каждого года обучения. Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.), характеристики ученика составляют содержание его портфолио.

Описание места курса в учебном плане

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как « Окружающий мир» и «Литературное чтение».

Программа рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся 1раз в неделю, продолжительность занятия – 45 минут.

 

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

 

Цель и задачи курса

Цель: формирование у младших школьников коммуникативного поведения, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным.

Задачи:

  • познавательные: сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения; сформировать умение выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, когда, зачем говоришь); обучить умению соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, и уважительное отношение к другим;
  • развивающие: развивать коммуникативные умения в процессе общения; развивать познавательный интерес школьников;
  • воспитательные: воспитывать культуру общения между учащимися.

 

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия:

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение, морального сознания, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования.

Метапредметные универсальные учебные действия:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; адекватное использование коммуникативных, прежде всего речевых, средств для решения различных коммуникативных задач.

 

Предметные универсальные учебные действия:

формирование умения строить сообщения в устной и письменной форме; формирование уважительного отношения к собеседнику; освоение доступных способов изучения обще­ства, речевого этикета (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); получение первоначальных представлений о значении общения в жизни человека.

 

 

 

Содержание программы

 

Тема

 

Всего часов

 

Аудиторные

 

 

Внеаудиторные

 

 

Учимся жить вместе.

 

1ч.

1ч.

 

 

Чем мы будем заниматься в этом году?

1ч.

1ч.

 

Азбука этики. Основные понятия этики.

1ч.

1ч.

 

Как я выгляжу.

 

1ч.

 

 

 

1ч.

Я – личность. Мои роли.

 

2ч.

 

1ч.

 

1ч.

Нравственные сказки.

 

2ч.

 

 

 

1ч.

 

1ч.

Устав – основной закон школы.

 

2ч.

 

1ч.

 

1ч.

 

 

Человек и его имя.

 

1ч.

 

1ч.

 

 

Я и мои друзья.

 

2ч.

 

 

2ч.

Верность слову.

 

2ч.

 

1ч.

 

1ч.

 

Речевой этикет.

 

1ч.

 

1ч.

Умение общаться.

 

2ч.

 

2ч.

Этикет в общественных местах.

 

2ч.

1ч.

 

1ч.

Библиотека – хранительница знаний.

 

1ч.

 

1ч.

 

Отзывчивость и доброта.

 

2ч.

 

2ч.

 

Я познаю себя и других.

 

1ч.

 

 

1ч.

Формы моральной оценки и самооценки.

 

1ч.

 

 

1ч.

 

 

 

Культура поведения человека.           2ч.

 

 

1ч.

 

1ч.

Как человек принимает решение.

 

1ч.

1ч.

 

 

 

Принимать решение нелегко.

 

1ч.

 

1ч.

 

Ограничения и самоограничение.

1ч.

1ч.

 

 

Каждый выбирает по себе.

1ч.

 

1ч.

 

Я учусь быть самостоятельным.

 

1ч.

 

 

 

 

1ч.

 

Праздничный этикет.

 

 

1ч.

 

 

 

1ч.

 

Повторительно-обобщающий урок.

 

1ч.

 

 

1ч.

Итого:

 

 

34ч.

 

14ч.

20ч.

 

Календарно-тематическое планирование

 

Тема занятия

 

Вид деятельности

 

Дата календарная

 

Дата фактическая

 

Учимся жить вместе.

 

Формулирование познавательной цели.

 

Чем мы будем заниматься в этом году?

Смыслообразование. Осознание значимости и необходимости умения принимать и осуществлять не только совместные, но и индивидуальные решения.

 

Азбука этики. Основные понятия этики.

Знакомство и изучение правил этикета в школе. Деловая игра и ее правила.

Как я выгляжу.

 

Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.

 

 

Я – личность. Мои роли.

 

Высказывать свое мнение.

Нравственные сказки.

 

Пока­зать, как в сказках отражается жизнь людей.

 

Устав – основной закон школы.

 

Познакомиться с понятиями «закон», «Устав», «Устав школы», «обязанности».

Человек и его имя.

Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.

 

Я и мои друзья.

 

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

 

Верность слову.

 

Познакомиться с понятиями «слово», «верность слову», «честь».

Речевой этикет.

 

Познакомить с понятиями «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить поня­тия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).

 

Умение общаться.

 

Познакомить с понятиями «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мне­ниями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях.

 

 

Этикет в общественных местах.

 

Познакомить с понятиями «вежливость», «тактичность», «деликатность». Правила поведения на концерте, в театре, в музее.

Библиотека – хранительница знаний.

 

Познакомить с понятиями «библиотека», «каталог». Познакомить с правилами пользования и поведения в библиотеке.

 

Отзывчивость и доброта.

 

Познакомить с понятием «доброта». Отзывчивость и доброта в сказках и в жизни человека.

 

Я познаю себя и других.

 

Познакомить с понятиями «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Объяснение понятий «ссора», «скандал», «конфликт».

 

Формы моральной оценки и самооценки.

 

Познакомить с понятиями «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Объяснение понятий «ссора», «скандал», «конфликт».

 

Культура поведения человека.

 

Познакомить с понятиями «культура», «культура поведения», «правила приличия». Деловая игра.

 

Как человек принимает решение.

 

Осознавать, что не всякое решение целесообразно. Овладевать ключевыми словами: компетентность, компетентный.

 

Принимать решение нелегко.

 

Понимание, что принимать решение- трудное дело.

 

Ограничения и самоограничение.

Знакомство с понятием «закон», «ограничения», «официальный».

 

Каждый выбирает по себе.

Убедиться, что каждый самостоятельно принимает то решение, которое подходит больше всего именно ему.

 

Я учусь быть самостоятельным.

 

Знакомство с понятием «алгоритм», «ученик», «учитель».

 

Праздничный этикет.

 

 

Знакомство с понятием «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила эти­кета на празднике.

 

Повторительно-обобщающий урок.

 

Обобщение знаний по курсу «Воспитание самостоятельности», ролевая игра.

 

Итого:

Занятий - 34

 

 

Описание материально - технического обеспечения

Технические средства обучения:

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок - 1

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок - 1

Компьютер - 1

Экспозиционный экран -1

Мультимедийный проектор - 1

Интерактивная доска – 1

Экранно-звуковые пособия:

Аудиозаписи в соответствии с программой курса.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике курса.

Учебно-методическое обеспечение курса:

Рабочая программа курса.

Практические работы.

Разработки игр, викторин.

 

Используемая литература

Литература для учителя:

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

2. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва: «Школьная Пресса», 2002г.

3. Максимова Т. Н. Классные часы. 2 класс.- Москва: «Вако»,2008г.

4. Богуславская Н.Е., Купина Н.А.. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка. – Флинта: Наука, 2007г.

Литература для учащихся:

1.Данкова Р.Е. Вежливые дети. Стихи и рассказы о правильном и неправильном поведении.- Оникс 21 век, 2008г.

2. Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей. Учимся играючи.-

Рипол Классик Дом XXI век, 2008г.

3.Панкеев И.А. Энциклопедия этикета для детей. Изд. 2-е, испр., доп.-

М: Олма-Пресс, 2002.

4. Хрусталева Е. Школа хороших манер для маленьких принцесс. - АСТ, 2008г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_3_klass_etiket.docx37.21 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Этикет общения»

Направление внеурочной деятельности - социальная направленность

Срок реализации программы- 1 год (34 ч.)

Возраст обучающихся- 10-11 лет

УЧИТЕЛЬ:  Гусейнова Е.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе культуры и общества. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Жить человек должен в согласии с законами нравственности. Эти законы и нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его жизни. Мотив благородного поступка это источник чувства ответственности - главного критерия степени нравственного развития. Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Сегодня наше общество, вступившее в 21 век, находится в стадии возрождения, становления общенациональной культуры, нравственности и духовности. Наша основная задача - помочь ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком умеющим войти в это общество и жить в нём, принося пользу обществу, основываясь на твердых нравственных позициях. Именно в младшем школьном возрасте произошло глубокое, окрашенное чувством усвоение понятий, которые лягут в основу представлений ребёнка о сущности человека и общества, о достойном поведении людей, об ответственности каждого перед самим собой и окружающими. Тогда можно надеяться, что в старшем возрасте дети смогут отстоять и утвердить эти ценности в своей деятельности.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Он определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, вежливость, дружелюбие, учтивость, уважительное отношение к людям.

Современное общество предъявляет новые требования к личности учащегося и к его поведению, в частности, в рамках формирования адекватного коммуникативного поведения.

Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным.

Общая характеристика курса

Важнейшей педагогической задачей в условиях реализации ФГОС стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности ученика становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

Содержание программы внеурочной деятельности соотносится целям и задачам основной образовательной программы МБОУ «СОШ №26».

В процессе деятельности школы по воспитанию нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие общие задачи:

  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

В области формирования социальной культуры:

  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.

Особенность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие.

Смыслообразующие идеи программы:

наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;

умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.

Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.

Формы организации внеурочной деятельности:

  • Классные часы;
  • Беседы, викторины;
  • Коллективные творческие дела;
  • Смотры-конкурсы, выставки
  • Тренинги общения
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Ролевые игры
  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов

Итог подводится в конце каждого занятия с помощью цветописи, регулярная фиксация школьника своего настроения с помощью цвета позволяет педагогу проанализировать, какое настроение преобладает в классе, насколько одноклассники дружелюбны друг к другу, эффективна ли работа с коллективом; регулярное фиксирование своего настроения важно и для ребёнка, оно является стимулом более осознанного отношения к себе и к своей жизни, самоанализа и самовоспитания. Изучение всего курса завершается принятием правил общей жизни: «Мы договорились, что…». Этот документ, возникающий как реакция на определённые негативные ситуации жизни класса, помогает детям справиться с ними, преодолеть трудности.

Учитель, проводя наблюдения за поведением своих воспитанников, оценивает проявление ими правил поведения и отражает это в характеристиках учащихся на конец каждого года обучения. Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.), характеристики ученика составляют содержание его портфолио.

Описание места курса в учебном плане

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как « Окружающий мир» и «Литературное чтение».

Программа рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся 1раз в неделю, продолжительность занятия – 45 минут.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Цель и задачи курса

Цель: формирование у младших школьников коммуникативного поведения, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным.

Задачи:

  • познавательные: сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения; сформировать умение выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, когда, зачем говоришь); обучить умению соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, и уважительное отношение к другим;
  • развивающие: развивать коммуникативные умения в процессе общения; развивать познавательный интерес школьников;
  • воспитательные: воспитывать культуру общения между учащимися.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия:

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение, морального сознания, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования.

Метапредметные универсальные учебные действия:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; адекватное использование коммуникативных, прежде всего речевых, средств для решения различных коммуникативных задач.

Предметные универсальные учебные действия:

формирование умения строить сообщения в устной и письменной форме; формирование уважительного отношения к собеседнику; освоение доступных способов изучения общества, речевого этикета (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); получение первоначальных представлений о значении общения в жизни человека.

Содержание программы

Тема

Всего часов

Аудиторные

Внеаудиторные

Учимся жить вместе.

1ч.

1ч.

Чем мы будем заниматься в этом году?

1ч.

1ч.

Азбука этики. Основные понятия этики.

1ч.

1ч.

Как я выгляжу.

1ч.

1ч.

Я – личность. Мои роли.

2ч.

1ч.

1ч.

Нравственные сказки.

2ч.

1ч.

1ч.

Устав – основной закон школы.

2ч.

1ч.

1ч.

Человек и его имя.

1ч.

1ч.

Я и мои друзья.

2ч.

2ч.

Верность слову.

2ч.

1ч.

1ч.

Речевой этикет.

1ч.

1ч.

Умение общаться.

2ч.

2ч.

Этикет в общественных местах.

2ч.

1ч.

1ч.

Библиотека – хранительница знаний.

1ч.

1ч.

Отзывчивость и доброта.

2ч.

2ч.

Я познаю себя и других.

1ч.

1ч.

Формы моральной оценки и самооценки.

1ч.

1ч.

Культура поведения человека.           2ч.

1ч.

1ч.

Как человек принимает решение.

1ч.

1ч.

Принимать решение нелегко.

1ч.

1ч.

Ограничения и самоограничение.

1ч.

1ч.

Каждый выбирает по себе.

1ч.

1ч.

Я учусь быть самостоятельным.

1ч.

1ч.

Праздничный этикет.

1ч.

1ч.

Повторительно-обобщающий урок.

1ч.

1ч.

Итого:

34ч.

14ч.

20ч.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Вид деятельности

Дата календарная

Дата фактическая

Учимся жить вместе.

Формулирование познавательной цели.

Чем мы будем заниматься в этом году?

Смыслообразование. Осознание значимости и необходимости умения принимать и осуществлять не только совместные, но и индивидуальные решения.

Азбука этики. Основные понятия этики.

Знакомство и изучение правил этикета в школе. Деловая игра и ее правила.

Как я выгляжу.

Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.

Я – личность. Мои роли.

Высказывать свое мнение.

Нравственные сказки.

Показать, как в сказках отражается жизнь людей.

Устав – основной закон школы.

Познакомиться с понятиями «закон», «Устав», «Устав школы», «обязанности».

Человек и его имя.

Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Я и мои друзья.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Верность слову.

Познакомиться с понятиями «слово», «верность слову», «честь».

Речевой этикет.

Познакомить с понятиями «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).

Умение общаться.

Познакомить с понятиями «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях.

Этикет в общественных местах.

Познакомить с понятиями «вежливость», «тактичность», «деликатность». Правила поведения на концерте, в театре, в музее.

Библиотека – хранительница знаний.

Познакомить с понятиями «библиотека», «каталог». Познакомить с правилами пользования и поведения в библиотеке.

Отзывчивость и доброта.

Познакомить с понятием «доброта». Отзывчивость и доброта в сказках и в жизни человека.

Я познаю себя и других.

Познакомить с понятиями «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Объяснение понятий «ссора», «скандал», «конфликт».

Формы моральной оценки и самооценки.

Познакомить с понятиями «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Объяснение понятий «ссора», «скандал», «конфликт».

Культура поведения человека.

Познакомить с понятиями «культура», «культура поведения», «правила приличия». Деловая игра.

Как человек принимает решение.

Осознавать, что не всякое решение целесообразно. Овладевать ключевыми словами: компетентность, компетентный.

Принимать решение нелегко.

Понимание, что принимать решение- трудное дело.

Ограничения и самоограничение.

Знакомство с понятием «закон», «ограничения», «официальный».

Каждый выбирает по себе.

Убедиться, что каждый самостоятельно принимает то решение, которое подходит больше всего именно ему.

Я учусь быть самостоятельным.

Знакомство с понятием «алгоритм», «ученик», «учитель».

Праздничный этикет.

Знакомство с понятием «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила этикета на празднике.

Повторительно-обобщающий урок.

Обобщение знаний по курсу «Воспитание самостоятельности», ролевая игра.

Итого:

Занятий - 34

Описание материально - технического обеспечения

Технические средства обучения:

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок - 1

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок - 1

Компьютер - 1

Экспозиционный экран -1

Мультимедийный проектор - 1

Интерактивная доска – 1

Экранно-звуковые пособия:

Аудиозаписи в соответствии с программой курса.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике курса.

Учебно-методическое обеспечение курса:

Рабочая программа курса.

Практические работы.

Разработки игр, викторин.

Используемая литература

Литература для учителя:

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

2. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва: «Школьная Пресса», 2002г.

3. Максимова Т. Н. Классные часы. 2 класс.- Москва: «Вако»,2008г.

4. Богуславская Н.Е., Купина Н.А.. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка. – Флинта: Наука, 2007г.

Литература для учащихся:

1.Данкова Р.Е. Вежливые дети. Стихи и рассказы о правильном и неправильном поведении.- Оникс 21 век, 2008г.

2. Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей. Учимся играючи.-

Рипол Классик Дом XXI век, 2008г.

3.Панкеев И.А. Энциклопедия этикета для детей. Изд. 2-е, испр., доп.-

М: Олма-Пресс, 2002.

4. Хрусталева Е. Школа хороших манер для маленьких принцесс. - АСТ, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Культура общения"

Программа разработана для учителей начальной школы, рассчитана на 1-4 классы.  Учтены аудиторные и внеаудиторные занятия. Программа поможет учителю расширить кругозор детей, приобщить к культре....

Программа внеурочной деятельности "Мир общения"

Программа помогает детям с речевыми нарушениями адаптироваться в школьной среде, обрести уверенность и поднять свою самооценку....

Программа внеурочной деятельности "Азбука общения"для начальной школы

Данна программа рассчитана на учащихся начальной школы, на 38 часов и способствует совершенствованию  адекватного коммуникативного поведения....

программа внеурочной деятельности "Азбука общения"

Программа внеурочной деятельности "Азбука общения" для первого класса...

Программа внеурочной деятельности "Уроки общения"

Рабочая программа разработана в рамках ФГОС и относится к социальному направлению внеурочной деятельности. Курс «Уроки общения» направлен на формирования у учащихся культуры общения, умения сотруднича...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этикет"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этикет"...