программа внеурочной деятельности "Азбука общения"
рабочая программа (1 класс) по теме

Молчанова Наталья Георгиевна

Программа внеурочной деятельности "Азбука общения" для первого класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

         Одним из направлений внеурочной деятельности является социальное направление. В рамках данного направления разработана программа кружка «Азбука общения». Рабочая программа в 1 классе по социальному направлению рассчитана на 66 часов (из расчета 2 часа в неделю).

   Цели программы: 

  • формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах;
  • развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности;
  • развитие самосознания обучающихся;
  • сплочение и совершенствование классного коллектива как значимой социально-психологической группы.

  Задачи программы:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • формирование у обучающихся навыков речевого этикета и культуры поведения;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
  • формирование способности у обучающихся к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

          Основным условием развития обучающихся и важнейшим фактором формирования их личности является навык общения:

- благодаря общению они учатся копировать образцы поведения других детей и взрослых;

- вследствие благоприятного общения друг с другом возникают условия для раскрытия творческого потенциала у обучающихся;

- на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого формируются положительные поведенческие реакции обучающихся.

           Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, психологии, педагогики. Разнообразие организационных форм  и расширение социальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, формирование социальной активности, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

№ п/п

Нормативные документы

1

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

от 29.12.2012 № 273-ФЗ 

2

Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 376 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

3

Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 05.10.2009 № 373»

4

Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

5

Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20.07.2012 №668 «Об утверждении Примерного регионального Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области»

6

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 26

                Основой данной программы является воспитание умения жить вместе.

Программа по воспитанию у обучающихся умений жить вместе и быть самостоятельными дает возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, услышать друг друга, доносить свое сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На занятиях обучающиеся научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважать любое мнение, равноправие позиций, осуществлять самостоятельный выбор, который требует от человека определенной личностной зрелости, что невозможно без осмысленной инициативы и определенной компетентности. Умение быть самостоятельным  -  целостное проявление человека. В нем проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее обучающихся.

Принципы проведения занятий:

  • доступность, познавательность и наглядность;
  • учет возрастных особенностей;
  • психологическая комфортность.

 Формы организации деятельности:

  • беседы, викторины;
  • тренинги общения;
  • обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций;
  • ролевые игры;
  • просмотр и обсуждение фильмов;
  • классные часы;
  • наблюдения обучающихся за событиями в городе, стране.

          Итог работы подводится в конце каждого занятия с помощью использования технологии цветописи. Регулярная фиксация обучающимися своего настроения с помощью цвета позволяет педагогу  проанализировать, какое настроение преобладает в классе, насколько одноклассники дружелюбны, эффективна ли работа с коллективом; регулярное фиксирование своего настроения важно для обучающегося, оно является стимулом более осознанного отношения к себе и к своей жизни, самоанализа и самовоспитания.

Планируемые результаты:

  • понимание обучающимися ценностей человеческой жизни;
  • проявление коммуникативной активности;
  • соблюдение норм поведения и общения;
  • способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;
  • приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
  • повышение уровня самосознания, самодисциплины.

Календарно - тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Содержание занятий

Дата

план.

факт.

1

Знакомство.

Заинтересовать обучающихся занятиями в кружке.

04.09

2

Первые дни пребывания обучающегося в школе.

Адаптация, привыкание к режиму дня, к новым людям и  правилам поведения. Выяснить настроение обучающегося после нескольких дней в школе.

06.09

3

Кто я среди других?

Помочь обучающимся осознать свои социальные роли.

11.09

4

Для чего люди общаются?

Показать необходимость людей в общении.

13.09

5

В человеке все должно быть прекрасно...

Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома.

18.09

6

В человеке все должно быть прекрасно...

Показать необходимость правильного питания.

20.09

7

В человеке все должно быть прекрасно...

Показать необходимость физической нагрузки для гармоничного развития личности.

25.09

8

В человеке все должно быть прекрасно...

Показать значение позитивного эмоционального состояния для   здоровья обучающихся.

02.10

9

Рассказ о себе.

Подвести к осознанию обучающимися своей индивидуальности.

04.10

10

Рефлексия своего поведения.

Подчеркнуть отличия в поведении девочек и мальчиков.

09.10

11

Чем богат человек?

Объяснить понятия: богатство, характер. Богатство человека в его знаниях, готовности и умении помочь людям.

11.10

12

Мои чувства, эмоции.

Закрепить знания об органах чувств.

16.10

13

Мои чувства, эмоции.

Способствовать развитию понимания чувств другого человека.

18.10

14

Мое настроение.

Научить обучающихся с пониманием относиться к эмоциональному состоянию другого человека.

23.10

15

Этика - наука о нравственности.

Дать понятие «этика», как свод правил поведения и отношений к себе и другим людям.

25.10

16

Школьный этикет.

Рассмотреть целесообразность соблюдения правил поведения на уроке и в школе.

06.11

17

Школьный этикет.

Сюжетно-ролевая игра «Я на  уроке».

08.11

18

Правила вежливости.

Дать понятия: вежливость, хорошее поведение.

13.11

19

Вместе  легче.

Подвести к пониманию о необходимости человеку общения.

15.11

20

Товарищи и друзья.

Сформулировать понятия: товарищ, друг, дружный коллектив.

20.11

21

Я  это ты.

Научить осознавать самого себя и своих одноклассников.

22.11

22

Чем мне нравится сосед по парте?

Научить понимать то, почему возникает симпатия, дружба.

27.11

23

Моя семья.

Нарисовать портрет своей семьи, выявив деятельность каждого.

29.11

24

Моя семья.

Сформулировать правила взаимопомощи между детьми и родителями.

04.12

25

Твои поступки и твои родители.

Подвести обучающихся к осознанному уважению, заботе и вниманию к своим родителям.

06.12

26

Ты и твое здоровье.

Понять советы доктора Айболита.

11.12

27

Ты и твои обязанности в школе и дома.

Показать необходимость выполнения своих обязанностей.

13.12

28

День рождения.

Сформулировать  правила поведения для гостя.

18.12

29

День рождения.

Сформулировать  правила поведения для именинника.

20.12

30

День рождения.

Сюжетно-ролевая игра «Мы на Дне рождения».

25.12

31

Наш класс.

Акцентировать внимание на специфике отношений в коллективе класса.

27.12

32

Наш класс.

Подвести к пониманию о необходимости взаимопомощи между одноклассниками.

15.01

33

Давайте жить дружно.

Сформировать понятие «Человек», влияние окружающей среды на его формирование.

17.01

34

Давайте жить дружно.

Рассмотреть понятия «Я», «Мы», «Они» - найти в них общее и отличительное.

22.01

35

Давайте жить дружно.

Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди».

24.01

36

Кто я как я выгляжу.

Сформулировать понятия: аккуратность, опрятность, бережливость, личная гигиена, внешний вид.

29.01

37

Я личность.

Дать понятия: личность, индивидуальность, неповторимость; внешний и внутренний мир человека.

31.01

38

Я и мои роли.

Определить понятие «роль» в кино, театре, жизни.

12.02

39

Я и мои роли.

Мои роли сегодня- кто я? Какие роли я играю и какие правила общения применяю в жизни.

14.02

40

Что за прелесть эти сказки!

Определить отличия сказок от других художественных произведений, их смысл.

19.02

41

Добро и зло в сказках.

Рассмотреть добрые и злые поступки и их последствия; главное в сказках- победа добра над злом.

26.02

42

Сказка - волшебство, чудо и правда.

Научиться понимать волшебные, чудесные и правдивые отношения между людьми.

28.02

43

Сказка - ложь, в ней намек...

Научиться определять то, чему учат сказки.

05.03

44

Кто сочиняет сказки?

Вспомнить знаменитых сказочников мировой культуры; зачем сочиняют сказки для детей.

12.03

45

Русские народные сказки.

Познакомить с бытом, мечтами,  душевной красотой русского народа.

14.03

46

Инсценировка детских сказок о дружбе.

Учить на примере сказочного героя проживать то, что чувствует этот герой.

19.03

47

Праздники в жизни человека.

Напомнить правила поведения на праздниках: домашних, школьных и т.д.

21.03

48

Отношение к старшим.

Подчеркнуть важность проявления уважения к старшему поколению; взаимопомощь в семье.

02.04

49

Отношение к учителю.

Напомнить о правах и обязанностях учителя и ученика; уважение к учителю.

04.04

50

Одному всегда плохо.

Раскрыть мысль о важности общения и взаимодействия между людьми.

09.04

51

Дружба крепкая не сломается...

Определить, чем отличается настоящая дружба.

11.04

52

Узнать себя в другом человеке.

Универсальные правила общения и взаимодействия.

16.04

53

Что в имени твоем?

Определиться с понятиями имя, фамилия, отчество, кличка, прозвище; как обращаться друг к другу.

18.04

54

Другой человек - какой он?

Обобщить представления о себе, поддержать положительную установку на другого человека.

23.04

55

Настроение другого человека.

Подвести обучающихся к осознанному уважению других людей и их эмоционального состояния.

30.04

56

Речевой этикет.

Показать специфику речевого общения.

02.05

57

Речевой этикет.

Речь как показатель своего отношения к другим людям.

07.05

58

Вежливость и этикет.

Рассмотреть необходимость для людей вежливости и этикета.

14.05

59

Вежливость и этикет.

Основные правила для вежливого общения.

16.05

60

Если вы воспитаны...

Закрепить правила вежливости.

21.05

61

Удовольствие — в игре.

Сформулировать основные этические правила в игре. Делу время - потехе час.

23.05

62

Моя семья.

Закрепить понимание у обучающихся понятий о семье и семейных отношениях.

63

Моя семья.

Развивать потребности и навык обращать внимание на настроение  и состояние близких людей.

64

Наш класс.

Укрепить у обучающихся чувство «Мы».

65

 Что такое самоуправление?

Дать понятие «самоуправление», «самоанализ», «самооценка».

66

Вместе весело шагать по просторам.

Веселая викторина.


Литература

  1. Аграшенков А.В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты.- М.: Вече-АСТ, 1997.
  2. Битянова М.Я. Я говорю, ты говоришь, мы говорим. Особенности человеческой коммуникации./ Школьный психолог  №30, 1999.
  3. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. - Москва, 2003.
  4. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы, 2004.- №3.- С. 71-125.
  5. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы, 2004.- №4.-С.69-142.
  6. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы, 2004.- №5.-С.79-131.
  7. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы, 2004.- №6.-С.47-123.
  8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.  Учим детей общению. - М.,1997.
  9. Платонов К.К. Занимательная психология.- Спб: Питер Пресс, 1997.
  10. Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. - М.,1990.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...

" Культура общения" Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному напрвлению

Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоде...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...

Программа внеурочной деятельности "Культура общения"

Программа разработана для учителей начальной школы, рассчитана на 1-4 классы.  Учтены аудиторные и внеаудиторные занятия. Программа поможет учителю расширить кругозор детей, приобщить к культре....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

Программа внеурочной деятельности "Мир общения"

Программа помогает детям с речевыми нарушениями адаптироваться в школьной среде, обрести уверенность и поднять свою самооценку....