программа внеурочной деятельности "Азбука общения"
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности "Азбука общения" для первого класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Одним из направлений внеурочной деятельности является социальное направление. В рамках данного направления разработана программа кружка «Азбука общения». Рабочая программа в 1 классе по социальному направлению рассчитана на 66 часов (из расчета 2 часа в неделю).
Цели программы:
- формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах;
- развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности;
- развитие самосознания обучающихся;
- сплочение и совершенствование классного коллектива как значимой социально-психологической группы.
Задачи программы:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у обучающихся навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
- формирование способности у обучающихся к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Основным условием развития обучающихся и важнейшим фактором формирования их личности является навык общения:
- благодаря общению они учатся копировать образцы поведения других детей и взрослых;
- вследствие благоприятного общения друг с другом возникают условия для раскрытия творческого потенциала у обучающихся;
- на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого формируются положительные поведенческие реакции обучающихся.
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, психологии, педагогики. Разнообразие организационных форм и расширение социальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, формирование социальной активности, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
№ п/п | Нормативные документы |
1 | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ |
2 | Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 376 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» |
3 | Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 05.10.2009 № 373» |
4 | Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» |
5 | Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20.07.2012 №668 «Об утверждении Примерного регионального Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области» |
6 | Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 26 |
Основой данной программы является воспитание умения жить вместе.
Программа по воспитанию у обучающихся умений жить вместе и быть самостоятельными дает возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, услышать друг друга, доносить свое сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На занятиях обучающиеся научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважать любое мнение, равноправие позиций, осуществлять самостоятельный выбор, который требует от человека определенной личностной зрелости, что невозможно без осмысленной инициативы и определенной компетентности. Умение быть самостоятельным - целостное проявление человека. В нем проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее обучающихся.
Принципы проведения занятий:
- доступность, познавательность и наглядность;
- учет возрастных особенностей;
- психологическая комфортность.
Формы организации деятельности:
- беседы, викторины;
- тренинги общения;
- обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций;
- ролевые игры;
- просмотр и обсуждение фильмов;
- классные часы;
- наблюдения обучающихся за событиями в городе, стране.
Итог работы подводится в конце каждого занятия с помощью использования технологии цветописи. Регулярная фиксация обучающимися своего настроения с помощью цвета позволяет педагогу проанализировать, какое настроение преобладает в классе, насколько одноклассники дружелюбны, эффективна ли работа с коллективом; регулярное фиксирование своего настроения важно для обучающегося, оно является стимулом более осознанного отношения к себе и к своей жизни, самоанализа и самовоспитания.
Планируемые результаты:
- понимание обучающимися ценностей человеческой жизни;
- проявление коммуникативной активности;
- соблюдение норм поведения и общения;
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;
- приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
- повышение уровня самосознания, самодисциплины.
Календарно - тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Содержание занятий | Дата | |
план. | факт. | |||
1 | Знакомство. | Заинтересовать обучающихся занятиями в кружке. | 04.09 | |
2 | Первые дни пребывания обучающегося в школе. | Адаптация, привыкание к режиму дня, к новым людям и правилам поведения. Выяснить настроение обучающегося после нескольких дней в школе. | 06.09 | |
3 | Кто я среди других? | Помочь обучающимся осознать свои социальные роли. | 11.09 | |
4 | Для чего люди общаются? | Показать необходимость людей в общении. | 13.09 | |
5 | В человеке все должно быть прекрасно... | Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. | 18.09 | |
6 | В человеке все должно быть прекрасно... | Показать необходимость правильного питания. | 20.09 | |
7 | В человеке все должно быть прекрасно... | Показать необходимость физической нагрузки для гармоничного развития личности. | 25.09 | |
8 | В человеке все должно быть прекрасно... | Показать значение позитивного эмоционального состояния для здоровья обучающихся. | 02.10 | |
9 | Рассказ о себе. | Подвести к осознанию обучающимися своей индивидуальности. | 04.10 | |
10 | Рефлексия своего поведения. | Подчеркнуть отличия в поведении девочек и мальчиков. | 09.10 | |
11 | Чем богат человек? | Объяснить понятия: богатство, характер. Богатство человека в его знаниях, готовности и умении помочь людям. | 11.10 | |
12 | Мои чувства, эмоции. | Закрепить знания об органах чувств. | 16.10 | |
13 | Мои чувства, эмоции. | Способствовать развитию понимания чувств другого человека. | 18.10 | |
14 | Мое настроение. | Научить обучающихся с пониманием относиться к эмоциональному состоянию другого человека. | 23.10 | |
15 | Этика - наука о нравственности. | Дать понятие «этика», как свод правил поведения и отношений к себе и другим людям. | 25.10 | |
16 | Школьный этикет. | Рассмотреть целесообразность соблюдения правил поведения на уроке и в школе. | 06.11 | |
17 | Школьный этикет. | Сюжетно-ролевая игра «Я на уроке». | 08.11 | |
18 | Правила вежливости. | Дать понятия: вежливость, хорошее поведение. | 13.11 | |
19 | Вместе легче. | Подвести к пониманию о необходимости человеку общения. | 15.11 | |
20 | Товарищи и друзья. | Сформулировать понятия: товарищ, друг, дружный коллектив. | 20.11 | |
21 | Я это ты. | Научить осознавать самого себя и своих одноклассников. | 22.11 | |
22 | Чем мне нравится сосед по парте? | Научить понимать то, почему возникает симпатия, дружба. | 27.11 | |
23 | Моя семья. | Нарисовать портрет своей семьи, выявив деятельность каждого. | 29.11 | |
24 | Моя семья. | Сформулировать правила взаимопомощи между детьми и родителями. | 04.12 | |
25 | Твои поступки и твои родители. | Подвести обучающихся к осознанному уважению, заботе и вниманию к своим родителям. | 06.12 | |
26 | Ты и твое здоровье. | Понять советы доктора Айболита. | 11.12 | |
27 | Ты и твои обязанности в школе и дома. | Показать необходимость выполнения своих обязанностей. | 13.12 | |
28 | День рождения. | Сформулировать правила поведения для гостя. | 18.12 | |
29 | День рождения. | Сформулировать правила поведения для именинника. | 20.12 | |
30 | День рождения. | Сюжетно-ролевая игра «Мы на Дне рождения». | 25.12 | |
31 | Наш класс. | Акцентировать внимание на специфике отношений в коллективе класса. | 27.12 | |
32 | Наш класс. | Подвести к пониманию о необходимости взаимопомощи между одноклассниками. | 15.01 | |
33 | Давайте жить дружно. | Сформировать понятие «Человек», влияние окружающей среды на его формирование. | 17.01 | |
34 | Давайте жить дружно. | Рассмотреть понятия «Я», «Мы», «Они» - найти в них общее и отличительное. | 22.01 | |
35 | Давайте жить дружно. | Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди». | 24.01 | |
36 | Кто я как я выгляжу. | Сформулировать понятия: аккуратность, опрятность, бережливость, личная гигиена, внешний вид. | 29.01 | |
37 | Я личность. | Дать понятия: личность, индивидуальность, неповторимость; внешний и внутренний мир человека. | 31.01 | |
38 | Я и мои роли. | Определить понятие «роль» в кино, театре, жизни. | 12.02 | |
39 | Я и мои роли. | Мои роли сегодня- кто я? Какие роли я играю и какие правила общения применяю в жизни. | 14.02 | |
40 | Что за прелесть эти сказки! | Определить отличия сказок от других художественных произведений, их смысл. | 19.02 | |
41 | Добро и зло в сказках. | Рассмотреть добрые и злые поступки и их последствия; главное в сказках- победа добра над злом. | 26.02 | |
42 | Сказка - волшебство, чудо и правда. | Научиться понимать волшебные, чудесные и правдивые отношения между людьми. | 28.02 | |
43 | Сказка - ложь, в ней намек... | Научиться определять то, чему учат сказки. | 05.03 | |
44 | Кто сочиняет сказки? | Вспомнить знаменитых сказочников мировой культуры; зачем сочиняют сказки для детей. | 12.03 | |
45 | Русские народные сказки. | Познакомить с бытом, мечтами, душевной красотой русского народа. | 14.03 | |
46 | Инсценировка детских сказок о дружбе. | Учить на примере сказочного героя проживать то, что чувствует этот герой. | 19.03 | |
47 | Праздники в жизни человека. | Напомнить правила поведения на праздниках: домашних, школьных и т.д. | 21.03 | |
48 | Отношение к старшим. | Подчеркнуть важность проявления уважения к старшему поколению; взаимопомощь в семье. | 02.04 | |
49 | Отношение к учителю. | Напомнить о правах и обязанностях учителя и ученика; уважение к учителю. | 04.04 | |
50 | Одному всегда плохо. | Раскрыть мысль о важности общения и взаимодействия между людьми. | 09.04 | |
51 | Дружба крепкая не сломается... | Определить, чем отличается настоящая дружба. | 11.04 | |
52 | Узнать себя в другом человеке. | Универсальные правила общения и взаимодействия. | 16.04 | |
53 | Что в имени твоем? | Определиться с понятиями имя, фамилия, отчество, кличка, прозвище; как обращаться друг к другу. | 18.04 | |
54 | Другой человек - какой он? | Обобщить представления о себе, поддержать положительную установку на другого человека. | 23.04 | |
55 | Настроение другого человека. | Подвести обучающихся к осознанному уважению других людей и их эмоционального состояния. | 30.04 | |
56 | Речевой этикет. | Показать специфику речевого общения. | 02.05 | |
57 | Речевой этикет. | Речь как показатель своего отношения к другим людям. | 07.05 | |
58 | Вежливость и этикет. | Рассмотреть необходимость для людей вежливости и этикета. | 14.05 | |
59 | Вежливость и этикет. | Основные правила для вежливого общения. | 16.05 | |
60 | Если вы воспитаны... | Закрепить правила вежливости. | 21.05 | |
61 | Удовольствие — в игре. | Сформулировать основные этические правила в игре. Делу время - потехе час. | 23.05 | |
62 | Моя семья. | Закрепить понимание у обучающихся понятий о семье и семейных отношениях. | ||
63 | Моя семья. | Развивать потребности и навык обращать внимание на настроение и состояние близких людей. | ||
64 | Наш класс. | Укрепить у обучающихся чувство «Мы». | ||
65 | Что такое самоуправление? | Дать понятие «самоуправление», «самоанализ», «самооценка». | ||
66 | Вместе весело шагать по просторам. | Веселая викторина. |
Литература
- Аграшенков А.В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты.- М.: Вече-АСТ, 1997.
- Битянова М.Я. Я говорю, ты говоришь, мы говорим. Особенности человеческой коммуникации./ Школьный психолог №30, 1999.
- Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. - Москва, 2003.
- Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы, 2004.- №3.- С. 71-125.
- Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы, 2004.- №4.-С.69-142.
- Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы, 2004.- №5.-С.79-131.
- Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы, 2004.- №6.-С.47-123.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - М.,1997.
- Платонов К.К. Занимательная психология.- Спб: Питер Пресс, 1997.
- Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. - М.,1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...
" Культура общения" Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному напрвлению
Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоде...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...
Программа внеурочной деятельности "Культура общения"
Программа разработана для учителей начальной школы, рассчитана на 1-4 классы. Учтены аудиторные и внеаудиторные занятия. Программа поможет учителю расширить кругозор детей, приобщить к культре....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"
Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....
Программа внеурочной деятельности "Мир общения"
Программа помогает детям с речевыми нарушениями адаптироваться в школьной среде, обрести уверенность и поднять свою самооценку....