РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этикет для младших школьников» Культурно – спортивное НАПРАВЛЕННОСТЬ В РАМКАХ ФГОС НОО для учащихся начальной школы 3 классов
методическая разработка (3 класс)
Программа по внеурочной деятельности «Этикет для младших школьников»
- Пояснительная записка
Формирование правил поведения и норм этикета у школьников начинается с первого класса. В 3-ем классе продолжается работа по развитию этих навыков и привычек культурного поведения учащихся в начальных классах.
Идёт дальнейшее развитие и закрепление элементарных норм культурного поведения: чуткости и порядочности, сердечности
и отзывчивости, искренности и верности слову, благородства и умения постоять за себя.
Работа по этикету ведётся по 4 разделам:
- Личная гигиена, аккуратность и опрятность.
- Вежливость и культура речи.
- Ты и твои товарищи.
- Помни о других.
Программа рассчитана на 34 часа. Количество часов по каждой теме учитель определяет сам, в зависимости от уровня сформированности культуры поведения учащихся. Занятия проводятся два раза в месяц, при условии, что дети занимались по программе «Этикет» с первого класса.
I раздел. Личная гигиена, аккуратность и опрятность.
Формирование отношения к здоровью человека как к ценности. Ориентирование учащихся на постоянное соблюдение гигиены и культуры внешнего вида.
II раздел. Вежливость и культура речи.
Углубление и разнообразие сферы применения правил этикета в повседневной жизни. Практические формы работы с учащимися по усвоению этикета, его норм.
III раздел. Ты и твои товарищи.
Расширение и углубление понятия коллективизма. Совершенствование знаний об области коллективных отношений.
IV раздел. Помни о других.
Расширение этического кругозора в логики этики отношений учащихся. Совершенствование практики этического поведения детей в отношениях к людям, природе, окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etiket_3-4_klass.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №108
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальной школы Протокол № ___ от «__»_____2015г. Председатель МО учителей начальной школы _______ В.В. Колесникова | Согласовано «___»__________2013 г. Зам. директора по УВР _____В.В.Колесникова | Утверждаю Директор ____________Е.Н.Кожухова «__»_____________2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Этикет для младших школьников»
Культурно – спортивное НАПРАВЛЕННОСТЬ В РАМКАХ ФГОС НОО
для учащихся начальной школы 3 классов
Программа разработана
учителем
Спирягиной Людмилой Сергеевной
Самара, 2015
Программа по внеурочной деятельности «Этикет для младших школьников»
- Пояснительная записка
Формирование правил поведения и норм этикета у школьников начинается с первого класса. В 3-ем классе продолжается работа по развитию этих навыков и привычек культурного поведения учащихся в начальных классах.
Идёт дальнейшее развитие и закрепление элементарных норм культурного поведения: чуткости и порядочности, сердечности
и отзывчивости, искренности и верности слову, благородства и умения постоять за себя.
Работа по этикету ведётся по 4 разделам:
- Личная гигиена, аккуратность и опрятность.
- Вежливость и культура речи.
- Ты и твои товарищи.
- Помни о других.
Программа рассчитана на 34 часа. Количество часов по каждой теме учитель определяет сам, в зависимости от уровня сформированности культуры поведения учащихся. Занятия проводятся два раза в месяц, при условии, что дети занимались по программе «Этикет» с первого класса.
I раздел. Личная гигиена, аккуратность и опрятность.
Формирование отношения к здоровью человека как к ценности. Ориентирование учащихся на постоянное соблюдение гигиены и культуры внешнего вида.
II раздел. Вежливость и культура речи.
Углубление и разнообразие сферы применения правил этикета в повседневной жизни. Практические формы работы с учащимися по усвоению этикета, его норм.
III раздел. Ты и твои товарищи.
Расширение и углубление понятия коллективизма. Совершенствование знаний об области коллективных отношений.
IV раздел. Помни о других.
Расширение этического кругозора в логики этики отношений учащихся. Совершенствование практики этического поведения детей в отношениях к людям, природе, окружающей действительности.
I раздел. Личная гигиена, аккуратность и опрятность.
№ | Тема | Цели и задачи | Кол-во часов | Знания | Умения |
1 | Режим дня и этикет. | Способствовать развитию понимания того, как важно помнить об обещании, режиме дня, работе и отдыхе. Способствовать развитию стремления учащихся уважать режим работы и отдыха других людей. | Режим дня, его значение в жизни человека; выполнение обещания — показатель честности. | Соблюдать режим дня и ночи; уметь чередовать работу и отдых. | |
2 | Мой гардероб. | Формировать умение учащихся различать личную, повседневную, рабочую одежду от театральной и концертной. Способствовать воспитанию аккуратности, собранности, сдержанности в одежде. | Для каждого рода занятий существует определенная одежда и путать её нельзя. | Уметь подбирать одежду в соответствии с ситуацией; сочетать украшение с одеждой. | |
3 | Этикет и движения человека. | Способствовать воспитанию сдержанности, спокойствия, умения соблюдать дистанцию, приносить извинения за неосторожные движения. | Движения человека и этикет неразделимы; для чего соблюдать дистанцию. | Уметь соблюдать дистанцию; приносить извинения. | |
4 | Я и зеркало. | Способствовать развитию понимания учащимися важности осанки и походки человека; способствовать формированию учащихся умения заострять внимание на позах стоящего и сидящего человека, которые говорят о красоте, естественности, грациозности. | Знать и понимать слово грациозность; осанка и походка характеризуют каждого человека. | Сохранять правильную, красивую осанку и походку в момент любой деятельности. | |
5 | Здоровье и этикет. | Способствовать формированию представлений учащихся о предупреждении заболеваний, важности прогулок, движения, водных процедур как условий сохранения здоровья; способствовать развитию умения учащихся вести себя при легких недомоганиях и предупреждать разнесение инфекции | Знать формы и методы закаливания; меры предупреждения распространения инфекции | Уметь проводить различные виды закаливания; уметь предупреждать заболевания. | |
6 | Внешний вид – твоё лицо. | Способствовать развитию умения учащихся заботливо относится к своему организму: уход за телом, отношение к пище. | Знать, что по внешнему виду определяют характер человека. | Правильно ухаживать за своим телом; уметь правильно питаться. |
II раздел. Вежливость и культура речи.
№ | Тема | Цели и задачи | Кол-во часов | Знания | Умения |
1 | Самое разумное существо на земле - человек. | Способствовать формированию знаний учащихся об основах этикета и правилах поведения, направленных на безусловное уважение человека. | Знание правил этикета по отношению друг к другу; человек правит миром, всё зависит от его поведения. | Уметь вести себя разумно, соблюдая правила этикета; уметь исправлять ошибки в своём поведении. | |
2 | Я и школа. | Способствовать усвоению учащимися правил поведения на уроках и переменах; заострить внимание детей на школьных правилах этикета: по отношению к учителю, работникам столовой, гостям школы, одноклассникам. | Знать правила поведения на уроках и переменах; правила этикета по отношению к школьным работникам. | Уметь вести себя культурно по отношению к работникам школы и одноклассникам; соблюдать правила поведения на уроках и переменах. | |
3 | Моя семья. | Способствовать формированию правильного отношения к родителям, бабушке и дедушке, родственникам, соседям, режиму жизни в семье. Способствовать развитию понимания важности соблюдения культуры устройства рабочего места, личной библиотеки, месте игрушек в доме. | Знать режим дня в своей семье; знать, что порядок и освещение на рабочем месте играет огромную роль в школьных успехах. | Уметь выразить почтение к старшему; уметь успокоить плачущего малыша; соблюдение аккуратности на рабочем месте. | |
4 | У нас гости, мы в гостях. | Способствовать формированию знаний учащихся о правилах поведения при появлении гостя в доме, о том, как вести себя, когда ты хозяин или гость, как нужно развлекать и угощать гостя. Способствовать развитию умения учащихся выбирать время для визитов, умение выбирать формы благодарности. | Знать правила поведения в гостях; правила поведения хозяина дома. | Умение выбирать время для визитов; умение выбирать формы благодарности. | |
5 | Я и улица. | Способствовать формирований знаний учащихся о правилах поведения во время прогулки, перехода через улицу, поведения на улице при чрезвычайных обстоятельствах; катастрофах, падениях, потерях, ссорах, драках. | Знать правила перехода через улицу; правила поведения при чрезвычайных обстоятельствах. | Уметь соблюдать спокойствие при чрезвычайных ситуациях. | |
6 | Идем в кинотеатр! | Способствовать формированию представлений учащихся о правилах поведения в культурно-зрелищных учреждениях. Формировать представления учащихся о культуре театральной одежды, об определении времени выхода и маршрута. | Знать правила поведения в культурно-зрелищных учреждениях. | Уметь выбирать одежду для кино, театров и дискотек; уметь определять время выхода и маршрут. |
III раздел. Ты и твои товарищи.
№ | Тема | Цели и задачи | Кол-во часов | Знания | Умения |
1 | Я – начало коллектива! | Способствовать воспитанию доброго отношения к одноклассникам, товарищам, друзьям, знакомым. Оказывать им внимание и помощь. | Знать, что коллектив начинается с самого себя. | Уметь общаться с каждым человеком, оказывать внимание и помощь. | |
2 | День рожденье! Как прекрасно! | Способствовать воспитанию чувства коллективизма, научить нескольким способам приготовления сюрпризов для именинников. | Знать, что именинник нуждается в особом внимании. | Правильно преподнести и принять подарок; подобрать наилучший костюм для ситуации посещения именинника. | |
3 | Если товарищ заболел. | Способствовать формированию представлений учащихся о правилах поведения человека у постели больного, формировать умение выражать сочувствий человеку, умение встать на защиту обиженного. | Знать, что заболевший человек нуждается в особом уходе. | Умение встать на защиту обиженного; умение выражать сочувствие человеку; умение вести себя около больного. | |
4 | Нет друга - ищи, а нашёл - береги. | Способствовать формированию умений различать понятия «знакомый - приятель- товарищ – друг», доверять другу, уважать его достоинства, прощать мелкие недостатки, уделять другу внимание и время, чувствовать ответственность за него, беречь дружбу от зависти и злости. | Знать разницу между понятиями «знакомый - приятель - товарищ – друг». | Уметь прощать мелкие недостатки; уметь беречь дружбу. | |
5 | Улыбка и смех – радость для всех. | Способствовать формированию понятия о том, что юмор, смех - это элемент дружеских отношений, смех и улыбка продлевают жизнь. | Знать, что юмор поддерживает и укрепляет дружбу. | Уметь использовать юмор в нужных ситуациях. | |
6 | Секреты для мальчиков. | Способствовать усвоению учащимися понятия благородство - это неотъемлемое качество мальчика, воспитать: отношение к тайнам взрослой жизни (к влюбленным, скабрезным анекдотам и т.п.). | Благородство - самоотверженно честный и открытый. | Уметь постоять за малыша; оказать помощь девочкам, женщинам. | |
7 | Секреты для девочек. | Способствовать формированию представлений девочек о роли этикета в формировании женственности, поведении при нарушении мужского этикета. | Знать «женские» правила этикета. | Уметь вести себя по отношению к мальчикам. | |
8 | Оцени себя сам. | Способствовать формированию умения применять правила этики общения на уровне навыка и привычки. | Знать, что в любой ситуации, по отношению к любому человеку, нужно применять правила этикета. | Применять изученные правила этикета. |
IV раздел. Помни о других.
№ | Тема | Цели и задачи | Кол-во часов | Знания | Умения |
1 | Мудрый друг- книга. | Способствовать развитию у учащихся культуры чтения книги, отношения к книге как к источнику знаний. | Знать историю возникновения книги; правила чтения книги. | Уметь черпать из книг полезную информацию; уметь выбрать нужные книги. | |
2 | Работа – тоже отдых! | Способствовать развитию умения учащихся слушать окружающую природу, понимать важность огородной работы. | Природа и человек неразделимы. | Уметь слушать природу; выполнять огородные работы. | |
3 | Я – покупатель. | Способствовать воспитанию у детей необходимости соблюдения правил поведения в магазине по отношению друг к другу. Формировать представление учащихся о культуре оплаты товара, об упаковке покупки. | Знание правил поведения в магазине. | Умение обратиться к продавцу; культурно вести себя в магазине. | |
4 | Свет моей души. Добрые дела, добрые слова. | Способствовать формированию представлений учащихся о том, что духовность - это внутренняя сила человеческой души, вбирающая и откликающаяся на все истинное, доброе, полезное человеку, обратить внимание на формирование души. | Понятие духовность. | Остановить недостойное поведение друга; принести извинения за ошибку учителю, родителям, незнакомому человеку. | |
5 | Правила знакомства. | Способствовать формированию знаний учащихся о правилах поведения при знакомстве на улице, в гостях, в своем доме; как продолжить знакомство, как проявить знаки симпатии и как оказать знаки внимания новому знакомому. | Знать, что при знакомстве очень важно соблюдать правила этикета. | Уметь познакомить родителей со своими друзьями, товарищей - с новым другом. | |
6 | Сравни себя с другими. | Способствовать развитию умения учащихся оказывать знаки внимания окружающим людам, говорить комплименты, проявлять интерес к другому человеку, разделить с человеком радость; возражать и оценивать другого человека. | Знать правила применения комплимента. | Уметь оценивать своё поведение и поведение окружающих; оказывать знаки внимания окружающим людям. | |
Заключительный урок – праздник. |
Список используемой литературы.
1. Дорохов А.А. Как себя вести. М., Просвещение, 1966.
2. Богданова О.С. Этические беседы. М., Просвещение, 1987.
3. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1 - 3 классов. М., Просвещение, 1972.
4. Богданова О.С. Беседы классного руководителя об этике. М., Издательство Академии педагогических наук, 1958.
5. Каирова И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. М., Просвещение, 1979.
6. Леонид Яхнин. Вежливые слова. М.. 2002.
7. И.Панкеев. Энциклопедия этикета для детей. М., 1999.
8. А.Алексеева, А.Стреляный. Азбука для несовершеннолетних. М., 1985.
9. Н.А.Смирнов. Этика и этикет младших школьников. М., 1972.
10. М.С.Ходаков. Как не надо себя вести. М., 1972.
11. В.Д.Пекелис. Как найти себя. М., 1989.
12. Энциклопедия этикета. (Подписано в печать с готовых диапозитивов.) М., 1997.
13. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. М., Педагогика, 1988.
14.Хаткина Н.В., Хаткина М.А. Академия вежливых наук профессора Бонуса. Д., Сталкер, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"
Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» Горячев 1-4 класс (для четырёхлетней начальной школы)
Рабочая программа учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «ИНФОРМАТИКА И ИКТ (ИНФ...
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Младший школьник - юный исследователь". 4 класс.
Программа кружка "Младший школьник - юный исследователь" составлена для учащихся 4-х классов и создана на основе авторской программы А.И.Савенкова "Я - исследователь"....
Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка) С.Н. Ямшинина 2 класс
Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка)С.Н. Ямшинина2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Этикет"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Этикет"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этикет для младших школьников»
Данная программа позволяет учащимся 2 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике....
Программа внеурочная деятельность " Финансовая грамотность младших школьников"
Программа внеурочная деятельность " Финансовая грамотность младших школьников"...