Программа внеурочной деятельности "Культура общения"
рабочая программа по теме
Программа разработана для учителей начальной школы, рассчитана на 1-4 классы. Учтены аудиторные и внеаудиторные занятия. Программа поможет учителю расширить кругозор детей, приобщить к культре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kultura_obshcheniya.docx | 61.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 4
Воробцова А.Ю.
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
Программа внеурочной деятельности
для 1-4 классов
г.Армавир
2012
Пояснительная записка
По словам академика Д.С.Лихачёва, «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные векторы жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека, а это прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Личности в человеке возможно только в том случае, если осознаётся необходимость этого и возникает стремление преобразить собственное несовершенство. Следовательно, исцеление общества нужно начинать с «исцеления» его членов.
Приобщение детей к духовным богатствам, пожалуй, будет способствовать формированию гармоничной творческой личности, способной к сопереживанию, распознаванию «светлого» и «тёмного», доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, которое определяется как уклад школьной жизни и интегрируется в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм социальных отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс «Культура общения» предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Цель настоящей программы: помочь освоить учащимся нормы нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
-развить духовное единство между детьми и учителем, установить взаимное доверие;
-предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
-научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, строить с ними отношения;
-привить детям стремление к постоянному познаванию, убедить, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета, освоить приёмы эффективного речевого взаимодействия и закрепить их на практике.
Программа состоит из 4 разделов:
1. Этика общения
2. Этикет
3. Этические нормы отношений с окружающими
4. Этика отношений в коллективе
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.
Формы и виды деятельности курса
игровая;
познавательная;
краеведческая;
сюжетно - ролевые игры;
просмотр мультфильмов;
посещение выставочных залов и музеев;
походы в театр;
конкурсы;
посещение библиотек;
праздники.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащимся следует знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащиеся получают опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов Основной образовательной программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1класс
1. Я СРЕДИ ЛЮДЕЙ 14 Ч
-Кто я и как выгляжу(3 ч).
Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.
- Что в нашем имени? (2ч)
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.
-Плохо одному ( 2)
Необходимость человека в общении. Речь- важнейшее средство общения.
-Товарищи и друзья (3ч)
Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа
- Как завоёвывать друзей (2ч)
Правила общения с товарищами и друзьями. Все мы разные.
-Бескорыстие в дружбе.(1ч)
Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.---Верность слову (1ч)
Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.
2. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ 15 Ч
-Что такое этикет и этикет? (2ч)
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.
-Роль мимики, жестов и позы в общении (3ч)
Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».
-О вежливых словах и их применении (2ч)
Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.
Правила знакомства, представления и обращения (2ч)
Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
Правила приветствия и прощания(2ч)
Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций
Правила извинения и просьбы ( 2ч)
Знакомство с правилами извинения и просьбы. Ролевые игры
Правила благодарности и отказа (2ч)
Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций
3. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ. 27 Ч
Отношения со старшими (2 ч)
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.
Отношение к малышам (2ч)
: Как относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.
Как вести себя в школе, на переменах (2ч)
Посмотри на себя со стороны Веселые инсценировки.
Правила поведения в столовой, за столом ( 4ч)
За столом свои правила. Как расставить тарелки? Как есть первые, вторые блюда? Где лежат руки? Резать ли котлету ножом?
Гость в дом –радость в дом.(2ч)
Я- гость. Я- хозяин. Ролевые игры.
Искусство делать подарки (2ч)
Как выбрать подарок. Как получить подарок.
Говорим по телефону.(2ч)
Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону».
Правила поведения в общественном транспорте (2ч)
Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».
Как вести себя в общественных местах (2ч)
Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Правила поведения в общественных местах.
Правила поведения в театре и кино (2ч)
Правила поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.
Поведение в библиотеке и музее (2ч)
Экскурсия в библиотеку или музей.
Как вести себя в Храме (1ч)
Что такое вера? Что такое храм? Почему надо вести себя тихо?
Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями (2ч)
Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.
4. В МИРЕ СКАЗОК 8 Ч
Добро и зло в сказках (2ч)
Для чего людям сказки? Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение
Сказки – волшебство, чудо и правда (3ч)
Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.
Сказка – ложь, да в ней намек (3ч)
Идейный смысл сказок. Учись делать выводы для себя.
5. ПОДВОДИМ ИТОГИ 2Ч
Что мы узнали и чему научились (2ч)
Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».
Праздник вежливых ребят.
Тематическое планирование курса
«Культура общения» 1 класс
Раздел программ мы | № п/п | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во часов | Дата |
Я среди людей (14 час) | 1-3 | Кто я и как выгляжу? | Беседа , высказывания детей, рассуждения. | 3 | |
4,5 | Что в нашем имени? | Рассказы детей о своих именах, почему их так назвали. Участие в проблемных ситуациях. | 2 | ||
6,7 | Плохо одному | Обсуждение рассказа Е.Пермяка «Самое страшное», беседа о необходимости общения, | 2 | ||
8,9,10 | Товарищи и друзья | Учиться рассуждать, отличие понятия «друг» от понятия «товарищ». Посещение кинотеатра , просмотр к/ф о дружбе с последующей беседой. | 3 | ||
11, 12 | Как завоевывать друзей | Учиться понимать, что все люди разные и относиться с уважением к чужому мнению. Просмотр м/ф «Хочу бодаться». | 2 | ||
13 | Бескорыстие в дружбе | .Познакомиться с понятием «бескорыстие». Просмотр м/ф «Самый большой друг». Участие в обсуждении. | 1 | ||
14 | Верность слову | Объяснение пословиц о верности слову. Подбор своих примеров или сочинение своих пословиц. | 1 | ||
Речевой этикет (15 час) | 15,16 | Что такое этика и этикет | «Этикет» и «этикетка», научиться их различать. Ознакомление с общими правилами этикета. | 2 | |
17, 18 | Роль мимики, жестов и позы в общении | Беседа о мимике, жестах. Участие в обсуждении: как человек может жестом выразить настроение, просьбу. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | 3 | ||
19, 20 | О вежливых словах и их применении. | 2 | |||
21 -23 | Правила знакомства, представления и обращения | Ролевые игры.. | 2 | ||
24, 25 | Правила приветствия и прощания | . Ролевые игры Экскурсия в библиотеку | 2 | ||
26, 27 | Правила извинения и просьбы | . Слушание рассказа В.Осеевой «Синие листья». Обсуждение. Ролевая игра. | 2 | ||
28, 29 | Правила благодарности и отказа | Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций. | 2 | ||
Культура поведения (27 час) | 30, 31 | Отношение к старшим | Рассказы детей о своей семье, о традициях. Слушание басни Л.Толстого «Старый дед и внучек». Обсуждение, выводы. | 2 | |
32, 33 | Отношение к малышам | Участие в беседе. Ролевая игра. | 2 | ||
34,35 | Как вести себя в школе, на переменах | Веселые инсценировки. | 2 | ||
36,37,38,39 | Правила поведения в столовой, за столом | Знакомство с сервировкой стола, правилами поведения за столом. Практические занятия. | 4 | ||
40,41 | Гость в дом – радость в дом. | Знакомство с правилами поведения в гостях. Ролевые игры «Я-гость», «Я-хозяин» | 2 | ||
42,43 | Искусство делать подарки | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций дарения и получения подарков. | 2 | ||
44,45 | Говорим по телефону | Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Слушание и анализ рассказа В.Голявкина «Разговор по телефону»Ролевая игра «Мы говорим по телефону» | 2 | ||
46,47 | Правила поведения в общественном транспорте | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Составление рассказов по сюжетным Практическое занятие «Поездка в автобусе» | 2 | ||
48,49 | Как вести себя в общественных местах | Познакомиться с понятием «общественное место», Моделирование ситуаций. | 2 | ||
50,51 | Правила поведения в театре и кино | Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. | 2 | ||
52,53 | Поведение в библиотеке и музее | Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. | 2 | ||
54,55 | Как вести себя в Храме | Знакомство с правилами поведения в Храме. Посещение Храма | 2 | ||
56 | Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями | Понятие «люди с ограниченными возможностями». Беседа о проявлении чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.. | 1 | ||
В мире сказок (8 час) | 57,58 | Добро и зло в сказках | Беседа о сказках. Слушание сказок и их обсуждение | 2 | |
59,60,61 | Сказки – волшебство, чудо и правда | Посещение кинотеатра с последующим обсуждением | 3 | ||
62,63,64 | Сказка – ложь, да в ней намек | Конкурс рисунков. Инсценировки сказок. | 3 | ||
Итоговые занятия (2 час) | 65,66 | Что мы узнали и чему научились | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят | 1 1 |
Содержание программы «Культура общения»
2 класс
Раздел 1. ДОБРОТА(14 часов)
От улыбки станет всем теплей.(2ч)
Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным?
Если добрый ты – это хорошо, а когда наоборот-плохо(2ч)
Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.
. Добро для других – радость для себя (3ч)
Посещение выставочного зала.
Мы живём среди людей.(1ч)
Беседа о добре, о добрых поступках. Чтение отрывка из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».
. Подарок коллективу.(2ч)
Урок-сюрприз, урок общения.
Доброе слово, что ясный день(2ч)
Объяснение пословиц о доброте, соотнесение пословиц с жизненными ситуациями.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.(2ч)
Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
Раздел 2. Общие правила этикета(16 часов)
. Общие правила этикета.(1ч)
Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения
И взвившись, занавес шумит.. (2ч)
Беседа о поведении в театре. Чтение и анализ стихотворений А.Барто, К.Обойщикова, отрывка из книги Б.Бушелевой.
. Приглашение к столу (3ч)
Практические занятия. Как сервировать стол. Как брать понравившееся блюдо. Ломать или кусать хлеб и т.д.
. Вот школа - дом, где мы живем.(2ч)
Сценки-миниатюры.
Вот магазин, куда идем. (2ч)
Правила этикета в магазине. Ролевая игра .посещение магазина –практическое занятие.
.Я-пассажир. Я-пешеход.(4ч)
Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения.
В гостях у Вежи.(2ч)
Новогодний праздник.
Раздел 3. Этические нормы отношений с окружающими (22 часа)
. Подари другому радость. (2ч)
Обучение свобоной дискуссии. Изготовление поделок для друзей и родных.
От чего зависит настроение.(2ч)
Беседа . Знакомство с правилами создания хорошего настроения. Диспут. Ролевая игра.
. Все на белом свете солнышкины дети (4ч)
Путешествие в сказку. Применение на практике полученных знаний общения. Посещение кинотеатра
. Мой дом моя семья. (2ч)
Рассказы о своих семьях, традициях.
В труде человек хорошеет (4ч)
Познавательная беседа о профессиях. Экскурсия на одно из предприятий города.
Чтобы шутка не получилась обидной (2ч)
Что может быть обидно человеку. Что такое чувство юмора и как его развивать.
Поздравляем наших мам (2ч)
Поделки для мам. Концерт.
. Со взрослыми и сверстниками.(2ч)
Отличие общения со сверстниками и со взрослыми. Тестирование.
. Цени доверие других. (2ч)
Тестирование. Беседа «Что такое секрет?
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (16часов)
. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.(1ч)
Общеколлективная цветопись настроения. Как можно улучшить настроение.
. Советуем друг другу.(3ч)
Игра. Разговор с волшебным зеркальцем:. Что мне посоветуют ребята в классе?»
Общее и особенное для мальчиков и девочек.(2ч)
Все равны, и всё же все разные. Каким должен быт мальчик. Какой должна быть девочка.
. Поговорил бы кто со мной.(2ч)
Умение поддерживать беседу. Уважение к чужому мнению. Тактичное отстаивание своих убеждений.
Красота весеннего леса (3ч)
Экскурсия.
Подарок коллективу.(2ч)
Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу.
. Делаем газету.(2ч)
Изготовление газет. Выбор тематики. Работа в группах.
Беседа о работе по курсу «Этическая грамматика» за год. Дети выражают свои впечатления и пожелания приемом «свитка», который после прочтения помещаются в газету. Оформление газеты.
. Доброта что солнце. (1ч)
Итоговое занятие. Игры. Песни.
Тематическое планирование «Культура общения»
2 класс 68 часо
№ | дата | Название темы | Кол-во часов | Форма деятельности | |||||
план | факт | ||||||||
Доброта. 14ч. | |||||||||
1,2 | От улыбки станет всем теплей | 2 | Познавательная беседа. Просмотр м/ф «Крошка енот» Разучивание песни «От улыбки» | ||||||
3,4 | Если добрый ты – это хорошо… | 2 | Разучивание песни «От улыбки» Просмотр м/ф «Кот Леопольд» . Анализ поступков героев. | ||||||
5,6,7 | Добро для других– радость для себя | 3 | Посещение выставочного зала. Обсуждение картин . | ||||||
8 | Мы живём среди людей. | 1 | Познавательная беседа. Чтение отрывка из сказки. | ||||||
9,10 | Подарок коллективу | 2 | Занятие -сюрприз. Игры | ||||||
11,12 | Доброе слово, что ясный день | 2 | Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах. | ||||||
13,14 | Чего в другом не любишь, того и сам не делай | 2 | Познавательная беседа. Анкетирование | ||||||
Общие правила этикета 16ч. | |||||||||
15, | Общие правила этикета | 1 | Беседа.. | ||||||
16,17 | И взвившись, занавес шумит… | 2 | Чтение стихотворений А.Барто, К.Обойщикова , отрывка из книги Б.Бушелевой о театре. | ||||||
18,19 20 | Приглашение к столу. | 3 | Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. Игра. | ||||||
21,22 | Вот школа- дом, где мы живем | 2 | Сценки-миниатюры. Экскурсия по школе. | ||||||
23,24 | Вот магазин, куда идем | 2 | Познавательная беседа. Ролевая игра. Посещение магазина. | ||||||
25,26, 27,28 | Я –пассажир. Я –пешеход. | 4 | Познавательная беседа. Ролевая игра. Практические занятия на улицах города. | ||||||
29,30 | В гостях у Вежи (обобщение) | 2 | Праздник вежливых ребят | ||||||
Этические нормы отношений с окружающими. 22ч. | |||||||||
31,32 | Подари другому радость | 2 | Свободная дискуссия. Изготовление поделок для друзей. | ||||||
33,34 | От чего зависит настроение | 2 | Диспут. Ролевая игра | ||||||
35,36,37,38 | Все на белом свете солнышкины дети | 4 | Путешествие в сказку. Посещение кинотеатра. | ||||||
39,40 | Мой дом , моя семья | 2 | Рассказы о своей семье, традициях, об отношениях младших и старших в семье. | ||||||
,41,42,43,44 | В труде человек хорошеет | 4 | Познавательная беседа о профессиях. Экскурсия на предприятие | ||||||
,45,46 | Чтобы шутка не получилась обидной. | 2 | Беседа о чувстве юмора и шутках. Что может быть обидно человеку. | ||||||
47,48 | Поздравляем наших мам | 2 | Праздник. Поделки. Концерт. | ||||||
49,50 | Со взрослыми и сверстниками | 2 | Познавательная беседа. Отличие общения со взрослыми от общения с детьми. Тестирование. | ||||||
51,52 | Цени доверие других | 2 | Беседа о секретах. Тестирование. | ||||||
Этика отношений в коллективе. 16ч. | |||||||||
53 | Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались | 1 | Круглый стол. Учимся слушать и слышать других. | ||||||
54,55,56 | Советуем друг другу | 3 | Познавательная беседа. Просмотр отрывка фильма Сказка о потерянном времени». Игра «Зеркало» | ||||||
57,58 | Общее и особенное для мальчиков и девочек | 2 | Познавательная беседа. Ролевая игра. | ||||||
59,60 | Поговорил бы кто со мной | 2 | Учимся поддерживать беседу, относиться с уважением к мнению окружающих | ||||||
61,62,63 | Красота весеннего леса | 3 | Экскурсия. | ||||||
64,65 | Подарок коллективу | 2 | Урок – сюрприз. | ||||||
66,67 | Делаем газету | 2 | Работа в группах. Изготовление газет.. | ||||||
68 | Доброта что солнце | 1 | Праздник. |
Содержание программы «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»
3 класс
Раздел 1. Я СРЕДИ ЛЮДЕЙ (32 часа)
Здравствуйте все!(1ч)
«Здравствуйте!» Что означает это слово? проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.
Будем беречь друг друга.(2ч)
Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.
Дружим с добрыми словами.(2ч)
Работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.
Любим добрые поступки.(3 ч)
Учимся видеть добрые поступки вокруг. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку. Практические занятия вне школы.
Подари дело и слово доброе.(2ч)
Почему кого-то не всегда любят и замечают в классе? Умение увидеть все хорошее, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем.
Умеем общаться.(4ч)
Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.
Каждый интересен.(2ч)
Как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Подарок коллективу.(2ч)
Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ
Душа – это наше творение.(2ч)
Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …» Красота души важнее красоты лица.
Отворите волшебные двери добра и доверия.(4ч)
Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия. Экскурсия или посещение кинотеатра.
Вглядись в себя.(2ч)
Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.
Помоги понять себя.(2ч)
Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.
О настоящем и мнимом авторитете.(2ч)
Всегда ли надо делать то, что делают другие? Почему мы повторяем за другими неправильные поступки?
Тепло родного дома.(2ч)
Ценность семьи. Традиции семьи. Отношения в семье, взаимопомощь и уважение друг к другу.
Раздел 2. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ( 22 ч)
Речь – средство передачи мыслей и чувств (4 ч)
Речь даёт возможность людям поделиться друг с другом переживаниями – радостью, восторгом, печалью. Наблюдение за речью. Посещение кинотеатра.
Речь нужна, чтобы влиять на чувства людей.(2ч)
Речь служит средством воздействия. Слова-утешения.
Речь нужна, чтобы влиять на поступки людей.(2ч)
Речь служит средством воздействия. Слова-просьбы. Слова- одобрения .Слова-приказания. Чтение и анализ сказок.
Окраска (тембр) голоса . Основной тон высказывания.(2ч)
Понятие «тембр голоса», окраска. Тон высказывания – один из основных интонационно-звуковых средств выразительности устной речи.
Громкость устной речи.(2ч)
Громкость- свойство устной речи. Умение использовать её в зависимости тот ситуации.
Словарные игры(2ч)
Развитие внимания к слову. Понимание значения слов. Умение пользоваться справочной литературой. Практические занятия.
Самое беспокойное слово на свете(2ч)
Вопрос «почему?». Побуждение находить объяснение интересных жизненных фактов. Простые рассуждения.
Обманчивое Потому (2ч)
Объяснение должно быть верным, правильным. Не знаешь- не говори.
Пересказ краткий и подробный.(4ч)
Отличие краткого пересказа от подробного. Понятие о двух способах «сжатия» пересказа. ( путём объединения предметов, признаков, замены нескольких слов одним или путём исключения подробностей, повторов). Практические занятия.
Раздел 3. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ (14 ч)
Коллектив начинается с меня. (2ч)
Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.
Над чем смеётесь?(2ч)
Шутка не должна обижать человека. Умение представить себя на месте другого. Ролевые игры. Просмотр мультфильмов.
Подарок коллективу (2ч)
Занятие проводится по традиционной методике.
Секретные советы девочкам и мальчикам. (2ч)
Как воспитать мужественность мальчиков и женственность девочек. Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».
Посмотри на себя со стороны.(2ч)
Умение объективно оценивать свой внешний вид и поступки. Описание (анонимно) своих положительных и отрицательных качеств. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.
Вот и стали добрей и умней. (2ч)
Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.
Школе посвящается. (2ч)
Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.
Содержание программы «Культура общения»
4 класс
Раздел 1. Я СРЕДИ ЛЮДЕЙ ( 24 часа)
Оглянись внимательно вокруг (4ч)
Качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека как личность.
Посещение кинотеатра с последующим обсуждением поступков героев.
Умение быть самим собой (2ч)
Совесть воспитать трудно. А обманывать легко?
«Встречают по одёжке, а провожают по уму» (4ч)
Искусство одеваться. Этикетные требования к внешнему виду. Соответствие одежды и ситуации. Соответствие одежды характеру человека. Дресс-код. Мода.
Практические занятия.
Что достойно гражданина (2ч)
Понятия гражданин, гражданственность, гражданская активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действовании во имя блага или радости других – шаг гражданина.
О тех, кто сердце отдал людям (2ч)
Разговор о воевавших и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод.
Скучен день до вечера, коли делать нечего (4ч)
От безделья приходят на ум дурные занятия. Необходимость дополнительного образования (кружки, секции и т.д.). Совместный труд. Труд физический и умственный. Практические занятия в группах.
«Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» (2ч)
Традиционный обмен мнениями друг о друге. Тактичность, доброжелательность..
За столом (4ч)
Сервировка праздничного стола, умение вести себя за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета. Практические занятия.
Раздел 2. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ( 26 часов)
Когда ты слово молвить хочешь… (2ч)
Умение разговаривать – искусство весьма не простое. Каждый человек несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор.
Искусство спора и диалога (3ч)
Основные правила для участников диалога. Мини-диалоги: в магазине, в транспорте, театре, по телефону. Что надо делать, чтобы тебя хотели слушать. Развитие невербальных средств общения. Обучение конструктивным решениям конфликтов.
Умей говорить «нет» (1ч)
Необходимость умения отказывать. Вежливый отказ. Объяснение отказа.
Описание(2ч)
Отличительные признаки описания. Деловое и художественное описание.
Рассуждение.(2ч)
Отличие рассуждения от описания. Вывод в рассуждении. Понятие «цитата», её назначение в рассуждении. Одно или несколько объяснений- доказательств.
Правило сравнения.(2ч)
Сравнение по одинаковым признакам: цвет, форма, размер. Сравнительная характеристика. Роль сравнительной характеристики в художественном произведении.
Изобразительно-выразительные средства языка. (4ч)
Для чего нужны изобразительно-выразительные средства языка. Сопоставление текстов с эпитетами, метафорами, сравнениями, олицетворениями и без них. Чтение и анализ стихотворений о природе. Экскурсия в природу. Наблюдения.
Композиция невыдуманного рассказа. (2ч)
Что такое невыдуманный рассказ? Составление своих невыдуманных рассказов. Характерное начало и концовка этих рассказов.
Напиши мне письмо.(3ч)
Структура письма. Письмо родным и близким и письмо в газету, их различие. Практическая работа.
Письменные поздравления.(2ч)
С чем поздравлять? Обращения и пожелания. Доброта и искренность в поздравлениях. Благодарность в поздравлениях. Практическая работа.
Письменные объявления.(2ч)
Различные виды объявлений: оповещение, приглашение, предостережение, запрет .Практическая работа.
Личный дневник (1ч)
Личный дневник – один из видов текста. Оформление личного дневника. Конфиденциальность.
Раздел 3. ДОБРОТА (6 часов)
«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки»(1ч)
Разные жизненные ситуации. Умение защитить свое человеческое достоинство. Противостояние злу, несправедливости,
Родительский дом- начало начал (1ч)
Ролевые игры. Повседневные обязанности – это капли, из которых сливается море счастливой семьи.
Отчего грустнеют мамины глаза? (1ч)
Как сократить минуты грусти. Разыгрывание ситуаций. Анкета «Насколько вы знаете своих мам».
Умей быть щедрым (1ч)
Установление разницы между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других – вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры.
Ты в ответе за тех, кого приручил (2ч)
Человек и животные. «Самый сильный на свете». «Собака бывает кусачей только от жизни собачей». Забота о братьях наших меньших.
Раздел 4. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.(12 часов)
Расскажи мне обо мне (2ч)
Проведение по сложившейся традиции
Присмотритесь друг к другу.
На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко.
Подарок коллективу (2ч)
Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения.
Я, ты, мы.
Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе.
«Мальчик с девочкой дружил, мальчик дружбой дорожил» (2ч)
О нормах этического отношения мальчиков и девочек. Дразнилки.
Не хуже других (2ч)
Ролевые игры. Работа с изречениями. Принцип: покупаю, добываю. Костьми ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», – очень опасный принцип.
Скажи себе сам (2ч)
Написание пяти нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Ролевые игры.
Храни достоинство свое повсюду, человек! (2ч)
Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков. А тот, у кого есть достоинство.
Список литературы
Для учителя:
Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
“Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Литература для обучающихся:
Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
Барто А.Л. В театре.
Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все:
Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть.
Осеева В.А. Волшебное слово
Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
Русская народная сказка. Лиса и Журавль
Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
Толстой Л.Н. Волк и собака.
Чуковский К. И. Федорино горе.
Чуковский К.И. Мойдодыр.
Чуковский К.И. Телефон.
Чуковский К.И. Краденое солнце.
Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...
" Культура общения" Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному напрвлению
Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоде...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"
Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....
Программа внеурочной деятельности "Мир общения"
Программа помогает детям с речевыми нарушениями адаптироваться в школьной среде, обрести уверенность и поднять свою самооценку....
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление на тему "Мастерская общения" для обучающихся 1 - 4 класса
внеурочная деятельность...
Программа внеурочной деятельности "Азбука общения"для начальной школы
Данна программа рассчитана на учащихся начальной школы, на 38 часов и способствует совершенствованию адекватного коммуникативного поведения....