Программа внеурочной деятельности "Уроки общения"
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа разработана в рамках ФГОС и относится к социальному направлению внеурочной деятельности. Курс «Уроки общения» направлен на формирования у учащихся культуры общения, умения сотрудничать и понимать своих сверстников в процессе совместной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_uroki_obshcheniya.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Зам. Директора по УР на заседании МС
_______/Малинина Н.Ю. ________/Никулина С.С. ______/Андреева М.С.
«___»__________2013 г «__»__________2013 г. « __»_________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Уроки общения»
1 класс
Реук Ольга Михайловна
учитель начальных классов
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка к курсу внеурочных занятий «Уроки общения»
ФГОС нового поколения предполагает развитие у младших школьников определенных компетенций. Одной из ключевых компетенций является коммуникативная. То, насколько ребенок адекватно общается со сверстниками и взрослыми, во многом определяет успех адаптации школьника в современном обществе. А это в свою очередь является показателем качества жизни человека.
Современные дети проводят больше времени у компьютера, чем со сверстниками. Часто поступающие в школу дети, не умеют играть, с трудом договариваться, не понимают, зачем и когда нужно употреблять вежливые слова.
В настоящее время становится очевидно необходимой ориентация современного образования на выполнение новой для него функции – выступать пространством развития личности, способной к самоопределению и саморазвитию. Проблема детей на сегодня - это неумение в полной мере соотносить себя с окружающим миром, другими людьми, сопоставлять себя с другим человеком, в котором есть нечто, что должно быть осознанно и принято. В основе всего этого лежит- самопознание. Развитие личности осуществляется в ходе осознания человеком себя и своих возможностей.
Специально созданные условия, для организации стихийно сложившихся представлений и понятий о себе, других, о жизни и мире, имеющих место в индивидуальном опыте ребенка наиболее эффективны. В ходе ребенок сможет выразить и с помощью взрослого осознать свой собственный индивидуально сложившийся опыт жизни, получить представление об уникальности и одновременно типичности чувств, мыслей, действий и поступков каждого человека.
Курс «Уроки общения» направлен на формирования у учащихся культуры общения, умения сотрудничать и понимать своих сверстников в процессе совместной работы. Занятия позволят сформировать у учащихся приемы работы в группе, способы решения конфликтных ситуаций, умение внимательно слушать одноклассников и учителя.
Наиболее оправдано введение занятий в первом классе, так как ребенок поступивший в школу, в первый класс претерпевает сразу несколько изменений в своей жизни: приобретает статус ученика, а значит он «взрослый», меняется вид деятельности с игровой на учебную, что не всегда проходит безболезненно, формируются новые отношения с учителем, с одноклассниками, с ребятами из других классов.
На первом году обучения ребенку важно усвоить правила поведения в школе и классе.
Занятия курса проводятся в форме тренингов, уроков-путешествий, уроков с элементами театрализации. Разнообразие форм проведения уроков позволит ученикам в увлекательной форме освоить основные нравственно-этические нормы поведения и элементарные законы психологии.
Программа рассчитана на один год обучения с детьми 6-7 лет и предполагает 33 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.
Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Задачи:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Блок 1. Я –школьник (8 часов)
В рамках данного раздела школьники познакомятся с основами школьной жизни. Познакомятся с правилами поведения в школе. Научатся использовать свои сильные стороны для достижения наилучших результатов на уроках и преодоления проблем в подготовке домашних заданий.
Блок-2. Учусь быть вежливым (9 часов)
Дети вспомнят уже знакомые вежливые слова и узнают новые. На занятиях через инсценировку и игровые формы работы пройдет закрепление правильных культурных форм общения. Будет формироваться представление о вежливом общении , как о единственно возможном.
Блок-3. Школа общения (8 часов)
Эта часть курса рассчитана на установление доверительных отношений между одноклассниками в ходе тренингов и игр. Для тренингов выбрана вторая половина года, т.к. дети в классе уже достаточно познакомились между собой и со школой, и именно в этот период начинают возникать первые серьезные конфликты между микрогруппами и внутри них.
Блок-4.Культура поведения.(8 часов)
Раздел способствует формированию у детей культуры поведения в различных ситуациях. Дети познакомится с правилами поведения в разных общественных местах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса «Уроки общения».
Предметные результаты:
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Метапредметные результаты:
- умение совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности;
- адекватное оценивание своего поведения и поведения одноклассников, самостоятельный выбор критериев оценки;
- умение делать выводы из полученных результатов;
- умение соотносить полученный результат с эталоном и вносить коррективы в свои действия.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов | Дата |
Блок 1. Я –школьник (8 часов) | |||
Знакомство. Мое имя. | 1 | ||
Я и мой класс. Наши законы жизни. | 1 | ||
Зачем мне нужно ходить в школу. | 1 | ||
Ребята с моего класса- мои друзья. | 1 | ||
Мои первые успехи. | 1 | ||
Моя «учебная сила». | 1 | ||
Мои трудности в школе. Как их преодолеть? | 1 | ||
Трудности дома. Как быть с ними? | 1 | ||
Блок-2. Учусь быть вежливым (9 часов) | |||
Что такое вежливость? | 1 | ||
Правила вежливого поведения. | 1 | ||
Уважение к товарищам. | 1 | ||
Отношение к родителям. | 1 | ||
Нужно ли всем рассказывать о своих добрых делах? | 1 | ||
«Жизнь дана на добрые дела». | 1 | ||
Равнодушие и сочувствие. | 1 | ||
Кто такой настоящий друг? | 1 | ||
Законы дружбы. | |||
Блок-3. Школа общения (8 часов) | |||
Будь внимателен к окружающим тебя. | 1 | ||
Умей слушать и слышать другого | 1 | ||
Умей поставить себя на место другого человека. | 1 | ||
Как понять друг друга без слов. | 1 | ||
Как научиться разговаривать с людьми. | 1 | ||
Умей видеть хорошее в людях. | 1 | ||
Защити слабого. | 1 | ||
Как научиться преодолевать трудности вместе. | 1 | ||
Блок-4.Культура поведения.(8 часов) | |||
Правила поведения в столовой, за столом. | 1 | ||
Правила поведения с гостями, в гостях. Приглашение гостей. | 1 | ||
Искусство делать подарки. | 1 | ||
Как правильно разговаривать по телефону. | 1 | ||
Правила поведения в общественном транспорте. | 1 | ||
Правила поведения в театре и кино. | 1 | ||
Что мы узнали и чему научились. | 2 | ||
Список литературы.
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1983 г.
- Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М., 1986 г.
- Безруких М.М., Макеева А.Г., ФилипповаТ.А. Все цвета кроме чёрного. Учусь понимать других. – М. «Вента-граф», 2002г.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
- КостылёваО.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М. «Чистые пруды», 2006.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., Новая школа, 1995 г.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 1-4. – М., 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...
" Культура общения" Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному напрвлению
Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоде...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...
Программа внеурочной деятельности "Культура общения"
Программа разработана для учителей начальной школы, рассчитана на 1-4 классы. Учтены аудиторные и внеаудиторные занятия. Программа поможет учителю расширить кругозор детей, приобщить к культре....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"
Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....
Программа внеурочной деятельности "Мир общения"
Программа помогает детям с речевыми нарушениями адаптироваться в школьной среде, обрести уверенность и поднять свою самооценку....