Программа внеурочной деятельности "Уроки общения"
рабочая программа (1 класс) по теме

Реук Ольга Михайловна

Рабочая программа разработана в рамках ФГОС и относится к социальному направлению внеурочной деятельности. Курс «Уроки общения» направлен на формирования у учащихся культуры общения, умения сотрудничать и понимать своих сверстников в процессе совместной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_uroki_obshcheniya.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:                                                                                  СОГЛАСОВАНО:                                                                    РАССМОТРЕНО:

Директор школы                                                                             Зам. Директора по УР                                                          на заседании МС

_______/Малинина Н.Ю.                                                               ________/Никулина С.С.                                                       ______/Андреева М.С.

«___»__________2013 г                                                                «__»__________2013 г.                                                         « __»_________2013 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по социальному направлению

«Уроки общения»

1 класс

Реук Ольга Михайловна

учитель начальных классов

2013 - 2014  учебный год

Пояснительная записка к курсу внеурочных занятий «Уроки общения»

ФГОС нового поколения предполагает развитие у младших школьников определенных компетенций. Одной из ключевых компетенций является коммуникативная. То, насколько ребенок адекватно общается со сверстниками и взрослыми, во многом определяет успех адаптации школьника в современном обществе. А это в свою очередь является показателем качества жизни человека.

Современные дети проводят больше времени у компьютера, чем со сверстниками. Часто поступающие в школу дети, не умеют играть, с трудом договариваться, не понимают, зачем и когда нужно употреблять вежливые слова.

В настоящее время становится очевидно необходимой ориентация современного образования на выполнение новой для него функции – выступать пространством развития личности, способной к самоопределению и саморазвитию. Проблема детей на сегодня - это неумение в полной мере соотносить себя с окружающим миром, другими людьми, сопоставлять себя с другим человеком, в котором есть нечто, что должно быть осознанно и принято. В основе всего этого лежит- самопознание. Развитие личности осуществляется в ходе осознания человеком себя и своих возможностей.

Специально созданные условия, для организации стихийно сложившихся представлений и понятий о себе, других, о жизни и мире, имеющих место в индивидуальном опыте ребенка наиболее эффективны. В ходе ребенок сможет выразить и с помощью взрослого осознать свой собственный индивидуально сложившийся опыт жизни, получить представление об уникальности и одновременно типичности чувств, мыслей, действий и поступков каждого человека.

Курс «Уроки общения» направлен на формирования у учащихся культуры общения, умения сотрудничать и понимать своих сверстников в процессе совместной работы. Занятия позволят сформировать у учащихся приемы работы в группе, способы решения конфликтных ситуаций, умение внимательно слушать одноклассников и учителя.

Наиболее оправдано введение занятий в первом классе, так как ребенок поступивший в школу, в первый класс претерпевает сразу несколько изменений в своей жизни: приобретает статус ученика, а значит он «взрослый», меняется вид деятельности с игровой на учебную, что не всегда проходит безболезненно, формируются новые отношения с учителем, с одноклассниками, с ребятами из других классов.

На первом году обучения ребенку важно усвоить правила поведения в школе и классе.

Занятия курса проводятся в форме тренингов, уроков-путешествий, уроков с элементами театрализации. Разнообразие форм проведения уроков позволит ученикам в увлекательной форме освоить  основные нравственно-этические нормы поведения и элементарные законы психологии.

Программа рассчитана на один год обучения с детьми 6-7 лет и предполагает 33 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.

Цель курса – формирование навыков общения и  культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Задачи:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  • введение  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Блок 1. Я –школьник (8 часов)

В рамках данного раздела школьники познакомятся с основами школьной жизни. Познакомятся с правилами поведения в школе. Научатся использовать свои сильные стороны для достижения наилучших результатов на уроках и преодоления проблем в подготовке домашних заданий.

Блок-2. Учусь быть вежливым (9 часов)

Дети вспомнят уже знакомые вежливые слова и узнают новые. На занятиях через инсценировку и игровые формы работы пройдет закрепление правильных культурных форм общения. Будет формироваться представление о вежливом общении , как о единственно возможном.

Блок-3. Школа общения (8 часов)

Эта часть курса рассчитана на установление доверительных отношений между одноклассниками в ходе тренингов и игр. Для тренингов выбрана вторая половина года, т.к. дети в классе уже достаточно познакомились между собой и со школой, и именно в этот период начинают возникать первые серьезные конфликты между микрогруппами и внутри них.

Блок-4.Культура поведения.(8 часов)

Раздел способствует формированию у детей культуры поведения в различных ситуациях. Дети познакомится с правилами поведения в разных общественных местах.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса «Уроки общения».

Предметные результаты:

  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
  • воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Метапредметные результаты:

  • умение совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности;
  • адекватное оценивание своего поведения и поведения одноклассников, самостоятельный выбор критериев оценки;
  • умение делать выводы из полученных результатов;
  • умение соотносить полученный результат с эталоном и вносить коррективы в свои действия.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема учебного занятия

Количество часов 

Дата

Блок 1. Я –школьник (8 часов)

Знакомство. Мое имя.

1

Я и мой класс. Наши законы жизни.

1

Зачем мне нужно ходить в школу.

1

Ребята с моего класса- мои друзья.

1

Мои первые успехи.

1

Моя «учебная сила».

1

Мои трудности в школе. Как их преодолеть?

1

Трудности дома. Как быть с ними?

1

Блок-2. Учусь быть вежливым (9 часов)

Что такое вежливость?

1

Правила вежливого поведения.

1

Уважение к товарищам.

1

Отношение к родителям.

1

Нужно ли всем рассказывать о своих добрых делах?

1

«Жизнь дана на добрые дела».

1

Равнодушие и сочувствие.

1

Кто такой настоящий друг?

1

Законы дружбы.

Блок-3. Школа общения (8 часов)

Будь внимателен к окружающим тебя.

1

Умей слушать и слышать другого

1

Умей поставить себя на место другого человека.

1

Как понять друг друга без слов.

1

Как научиться разговаривать с людьми.

1

Умей видеть хорошее в людях.

1

Защити слабого.

1

Как научиться преодолевать трудности вместе.

1

Блок-4.Культура поведения.(8 часов)

Правила поведения в столовой, за столом.

1

Правила поведения с гостями, в гостях. Приглашение гостей.

1

Искусство делать подарки.

1

Как правильно разговаривать по телефону.

1

Правила поведения в общественном транспорте.

1

Правила поведения в театре и кино.

1

Что мы узнали и чему научились.

2

Список литературы.

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1983 г.
  2. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М., 1986 г. 
  3. Безруких М.М., Макеева А.Г., ФилипповаТ.А. Все цвета кроме чёрного. Учусь понимать других. – М. «Вента-граф», 2002г.
  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  5. КостылёваО.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М. «Чистые пруды», 2006.
  6. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы.  – М., Новая школа, 1995 г.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 1-4. – М., 2001г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...

" Культура общения" Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному напрвлению

Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоде...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...

Программа внеурочной деятельности "Культура общения"

Программа разработана для учителей начальной школы, рассчитана на 1-4 классы.  Учтены аудиторные и внеаудиторные занятия. Программа поможет учителю расширить кругозор детей, приобщить к культре....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

Программа внеурочной деятельности "Мир общения"

Программа помогает детям с речевыми нарушениями адаптироваться в школьной среде, обрести уверенность и поднять свою самооценку....