РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «САМОДЕЛКИН», 1-4 кл.
рабочая программа по теме
Направление: декоративно-прикладное, – 4 год обучения. Возрастной состав: 7 – 11 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samodelkin._1_kl.doc | 333.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ «СЕРПУХОВ»
Согласовано Согласовано Утверждено
на заседании ШМО Зам. директора по УВР приказом директора лицея «Серпухов»
__________________ 2012 год
председатель ШМО_________ ____________________ №________от_________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«САМОДЕЛКИН»
2012-2016 учебный год
Направление: декоративно-прикладное
1 – 4 год обучения
Возрастной состав: 7 – 11 лет:
Составила: Кувшинникова Е.А.
г. Серпухов. 2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Главная задача в работе над бумажной пластикой — развитие у детей пространственного воображения. Художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях кружка. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа. Она рассчитана на работу с детьми 6-7 лет и состоит из следующих этапов:
— ознакомительный,
— развивающий,
— исследовательский.
Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.
Общая характеристика курса
Ведущими универсальными учебными действиями в программе «Самоделкин » являются - регулятивные и познавательные универсальные учебные действия. Развитие организационных умений осуществляется через проблемно-диалогическую технологию освоения новых знаний, где учитель-«режиссёр» учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему (задачу), при этом дети используют эти умения на уроке. К концу начальной школы соответствующим возрасту становится использование проектной деятельности как в учёбе, так и вне учёбы. Проектная деятельность предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Данная тема предполагает решение жизненно-практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем. Учитель в данном случае является консультантом. К концу начальной школы ученик постепенно учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы. Таким образом, он постепенно начинает выращивать основы личного мировоззрения.
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Задачи программы:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
6. Занятия в группе проходят 2 раза в неделю по 1 часу.
В группы принимаются все поступающие. Специального отбора не производится.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются кружковые занятия. Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты.
Содержание курса
1 класс – 34 часа.
- Работа с природным материалом (6ч):
Природа и природный материал. .Игрушки из природного материала. Олень, ослик. Изготовление игрушек по замыслу детей.
- Лепка (8ч):
Учимся лепить из пластилина. Объемные изделия из пластилина. Композиция «Жирафы». Рисуем пластилином «Пластилиновая живопись». Лепим человека.
- Работа с бумагой (8ч):
«Живые игрушки». Декоративное панно «Корзина с цветами». Упаковка для новогоднего подарка. Клеим сказочный домик.
- Учись мастерить (6ч):
Волчок - оптический прибор. Динамическая игрушка из картона. Игрушки из пластиковых капсул.
- Работа с иголкой и не только (4ч):
Знакомимся с техникой макраме. Цветные закладки для книг.
- Итоги года (2ч).
Выставка работ учащихся за год работы.
2 класс – 34 часа.
- Работа с природным материалом (6ч):
Изготовление кукол из соломы. Кукла-бабушка, соломенный мальчик. Соломенные куклы на каркасе. Олень, космонавт. Композиции из растительного материала.
- Лепка (8ч):
Лепим из репейника. Забавные зверушки из репейника. Бусы из фольги. Декоративные фигурки из теста. Лепим из папье-маше.
- Работа с бумагой (8ч):
Простые конструкции оригами (лягушка, сова, рыбки…). Динамические модели оригами. Праздник оригами. Модульное оригами
- Учись мастерить (6ч):
Домик из картона. Средства передвижения (машина, самолет, корабль). Мебель для кукол.
- Работа с иголкой и не только (4ч):
Рисуем нитью. Весенний букет
- Итоги года (2ч).
Выставка работ учащихся за год работы
3 класс – 34 часа.
- Работа с природным материалом (6ч):
Изготовление игрушек из бересты. Конструирование из бересты. Туесок, ведерко. Машина из бересты. Плетеный коврик из бересты.
- Лепка (8ч):
Лепим из соленого теста цветы. Декоративные рамочки для фото. Корзина с розочками. Декоративное панно «В подсолнухах».
- Работа с бумагой (6ч):
Силуэтное вырезание. Рисунки на окнах. Композиция «В зимнем лесу». Снежинки.
- Учись мастерить (8ч):
Конструирование из спичек (котик). Дом из спичек. Делаем подарок. Рамка для фотографий, открытка из спичек. Мостик из спичек.
- Работа с иголкой и не только (4ч):
Мягкая игрушка. Полуобъемная гусеница в шляпе.
- Итоги года (2ч).
Выставка работ учащихся за год работы.
4 класс – 34 часа.
- Работа с природным материалом (6ч):
Искусство ошибане. Колорит в композиции. Картина «Пейзаж с лодкой».
- Лепка (8ч):
Лепим дымковскую игрушку. Лепим филимоновскую игрушку. Лепим каргопольскую игрушку. Лепим посуду в технике «Гжель»
- Работа с бумагой (6ч):
Плетение из бумаги. Оригами «Лебедь». Пушистый шарик «Ёжик». Пушистый шарик «Аисты».
- Учись мастерить (8ч):
Конструирование из картона «Синица». Конструирование из бумаги и спичечного коробка «Черепаха». Конструирование из бумаги и картона «Мышка». Конструирование из картона «Вертолёт».
- Проектная деятельность (6ч):
Проект по теме «Мое увлечение». Технологический этап творческого проекта. Заключительный этап
Необходимые материалы и инструменты:
— бумага рисовальная или чертежная (альбом);
— бумага цветная;
— бумага двухсторонняя (ксероксная) А 4;
— клей ПВА, клей-карандаш;
— ножницы (разрезание бумаги, выполнение выкроек, надрезов, просечек).
Требования к планируемым результатам изучения курса
Познавательные универсальные учебные действия на разных этапах обучения в начальной школе:
1 класс – необходимый уровень:
Отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать предметы.
Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака.
Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности
2 класс – необходимый уровень:
Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи.
Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям.
Находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков.
Приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках.
Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные
высказывания.
Наблюдать и делать самостоятельные выводы
3-4 классы – необходимый уровень:
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей,
энциклопедий, справочников.
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др
Сравнивать и группировать факты и явления.
Относить объекты к известным понятиям.
Определять составные части объектов, а также состав этих составных частей.
Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний.
Решать задачи по аналогии. Строить аналогичные закономерности.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или
знаково-символической форме
Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ
Повышенный уровень 3–4 класса:
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких
шагов.
Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники,
электронные диски.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники,
электронные диски, сеть Интернет)
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».
Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта
Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ.
Регулятивные универсальные учебные действия на разных этапах обучения в начальной школе:
1 класс – необходимый уровень:
Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию
Учиться работать по предложенному плану
Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
2 класс – необходимый уровень:
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты)
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
3–4 классы - необходимый уровень:
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и
работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Повышенный уровень 3-4 класса:
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
Составлять план выполнения проекта совместно с учителем
Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ)
В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатам
Наглядно-образное мышление, свойственное детям младшего школьного возраста, позволяет сформировать целостную, но предварительную картину мира, основанную на фактах, явлениях, образах и простых понятиях. Развитие интеллектуальных умений осуществляется под руководством учителя в 1-2 классе, а в 3-4 ставятся учебные задачи, которые ученики учатся решать самостоятельно. К концу начальной школы становление абстрактного мышления позволяет начинать достройку картины мира фактами, явлениями и абстрактными понятиями из разных предметов (наук).
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование
скороговорок, пословиц и поговорок).
- Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ урока | Раздел | Тема | Тип урока | Формы учебной деятельности | Характеристика основных видов деятельности учащихся. Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата | Корректи-ровка | |||
Предметные результаты | УУД | Оценка результатов | ||||||||
Предмет-ных | Метапредметных | |||||||||
1-2 | Работа с природ-ным материа-лом | Природа и природный материал. | Комбинированный, экскурсия | Игровая, индивидуальная | Способы заготовки природного материала, виды п.м., пользоваться инструментами и принадлежностями, знать технику безопасности, правильно организовать рабочее место | Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | |||
3-4 | Игрушки из природного материала. Олень, ослик. | Комбинированный | Трудовая, | Умение пользоваться природным материалом. Соединять части в единое целое, организовать рабочее место. Анализировать последовательность действий при изготовлении игрушек. | ||||||
5-6 | Изготовление игрушек по замыслу детей | Практическая работа | Игровая совместная | Знать способы составления композиции, подбирать тему для работы, уметь фантазировать при оформлении своих работ. Знать Т.Б. | ||||||
7-8 | Лепка | Учимся лепить из пластилина | Новый материал | Игровая совместная | Знать пластические свойства пластилина, уметь делить на части. Знать геометрические тела (шар, цилиндр…), Уметь пользоваться инструментами для лепки. Уметь придавать форму. правильно организовать рабочее место. | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы. Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака. | ||||
9-10 | Объемные изделия из пластили-на. Компози-ция «Жирафы» | Практическая работа | Игровая совместная | Знать соотношение частей и сравнивать с наглядным материалом. Уметь видеть прекрасное, художественное видение окружающей действительности. Уметь соединять детали и придавать форму. Знать виды животных. | ||||||
11-12 | Рисуем пластилином «Пластилиновая живопись» | Практическая работа | Игровая, индивидуальная | Знать способы лепки. Холодные и теплые цвета. Смешивание пластилина. Новый цвет. Знать приемы выполнения эскизов. Эстетическое оформление работы. правильно организовать рабочее место. | ||||||
13-14 | Лепим человека | Практическая работа | Игровая, индивидуальная | Знать способы лепки. Пропорции человека и его составные части. Способы придания движения. | ||||||
15-16 | Работа с бумагой | «Живые игрушки» | Комбинированный | Игровая, индивидуальная | Уметь подбирать подарки к праздникам. Уметь пользоваться инструментами. Знать способы складывания бумаги. Уметь работать по выкройкам. Уметь правильно организовать рабочее место. Знать технику безопасности. | Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Учиться работать по предложенному плану | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | |||
17-18 | Декоративное панно «Корзина с цветами» | Комбинированный | Совместная | Знать правила работы с бумагой и картоном. Уметь готовить материал для работы. Уметь составлять композицию, пользоваться карандашом и линейкой. Уметь правильно организовать рабочее место. Знать технику безопасности. | ||||||
19-20 | Упаковка для новогоднего подарка | Комбинированный, | индивидуальная | Уметь делать подарки для праздников. Знать правила чтения схем (простейших). Уметь образно мыслить. Видеть готовый результат. Пользоваться инструментами. Декоративно оформлять готовое изделие. | ||||||
21-22 | Клеим сказочный домик | Совместная | Знать основы архитектурного строительства. Строение дома. Уметь добавлять архитектурные элементы в здание. Работать с инструментами . Знать технику безопасности. | |||||||
23-24 | Учись масте-рить | Волчок-оптический прибор | Новый материал | Игровая, индивидуальная | Уметь делать игрушки из подручных материалов. Уметь найти применение различным материалам вышедшим из строя. Знать основные цвета цветового круга и их производные. Уметь работать по технологическим картам, знать технику безопасности. Уметь организовать рабочее место. | Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | |||
25-26 | Динамическая игрушка из картона | Комбинированный | Игровая, индивидуальная | Уметь работать с инструментами. Составлять схему сборки игрушки. Уметь последовательно работать по схеме. знать технику безопасности. Уметь организовать рабочее место. | ||||||
27-28 | Игрушки из пластиковых капсул. | Комбинированный | Игровая, индивидуальная | Уметь образно мыслить. Составлять каркасы для игрушек. Уметь пользоваться сложными инструментами (кусачки). Уметь фантазировать. знать технику безопасности. Уметь организовать рабочее место. | ||||||
29-30 | Работа с иголкой и не только | Знакомимся с техникой макраме | Новый материал | индивидуальная | Знать разные техники плетения и их применение в жизни. Знать основных три узла и их схемы. Уметь завязывать нити на основу. Уметь организовать рабочее место. | Цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления Выполнять универсальные логические действия, Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации | ||||
31-32 | Цветные закладки для книг. | Практическая работа | индивидуальная | Уметь бережно обращаться с учебниками. Делать закладки для книг (цветные). Уметь делать узел елочка (двухсторонний, односторонний). Уметь организовать рабочее место. | ||||||
33-34 | Итоги года | Выставка работ учащихся за год работы | Экскурсия | Совместная | Выставка работ учащихся за год работы. Экскурсия в музей декоративно-прикладного творчества. | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного |
2 класс
№ урока | Раздел, тема | Тема | Тип урока | Формы учебной деятельности | Характеристика основных видов деятельности учащихся. Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата | Корректи-ровка | ||
Предметные результаты | УУД | Оценка результатов | |||||||
Предметных метапредметных | |||||||||
1-2 | Работа с природ-ным материа-лом | Изготовление кукол из соломы. Кукла -бабушка, соломенный мальчик. | Новый материал | Игровая, индивидуальная | Знать способы заготовки природного материала(соломы), пользоваться инструментами и принадлежностями, знать технику безопасности, правильно организовать рабочее место. | Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию | Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | ||
3-4 | Соломенные куклы на каркасе. Олень, космонавт. | Комбинированный | Игровая, индивидуальная | Знать пропорции человека, животных. | |||||
5-6 | Композиции из растительного материала. | Комбинированный | Трудовая | Знать основы композиции. Уметь анализировать, планировать и изготавливать сюжеты из растительного материала. Знать Т.Б. Уметь пользоваться простейшими инструментами | |||||
7-8 | Лепка | Лепим из репейника. Забавные зверушки из репейника. | Комбинированный | Игровая, совместная | Знать свойства материала.. Знать геометрические тела (шар, цилиндр…), Уметь заготавливать природный материал. Уметь придавать форму. правильно организовать рабочее место. | относить объекты к известным понятиям Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму | Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности». В то же время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека» | ||
9-10 | Бусы из фольги. | Комбинированный | Игровая, индивидуальная | Знать пропорции животных и их составные части. Уметь работать с бросовым материалом. Защищать окружающую среду. Уметь организовать рабочее место . Знать правила Т.Б. | |||||
11-12 | Декоративные фигурки из теста | Комбинированный | Индивидуальная, самостоятельная | Знать материалы, инструменты и принадлежности для работы с тестом. Знать приемы лепки. Способы оформления готового изделия. Уметь организовать рабочее место . Знать правила Т.Б. | |||||
13-14 | Лепим из папье-маше. | Комбинированный | Совместная | Способы формовки изделий из папье-маше. Уметь составлять композиции на заданную тему. Уметь организовать рабочее место . Знать правила Т.Б. | |||||
15-16 | Работа с бумагой | Простые конструкции оригами (лягушка, сова, рыбки…) | Новый материал | Индивидуальная | Свойства бумаги. Бумага и ее подбор для работы, условные обозначения, дополнительные знаки. Уметь организовать рабочее место. Знать правила Т.Б. | Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия, Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. | ||
17-18 | Динамические модели оригами | Комбинированный | Индивидуальная | Геометрические формы и способы их приготовления ( прямоугольник, шестиугольник, квадрат) | |||||
19-20 | Праздник оригами | Комбинированный | Индивидуальная, самостоятельная | Базовые формы оригами (книжка, дверь, блинчик, катамаран, треугольник, двойной квадрат). Открытка. | |||||
21-22 | Модульное оригами | Практическая работа | Индивидуаль-ная, самостоятель-ная | Понятие модуля. Базовые формы для модуля. Уметь организовать рабочее место. Знать правила Т.Б. | |||||
23-24 | Учись мастерить | Домик из картона | Новый материал | Индивидуаль-ная | Работа с бумагой и картоном. Материалы, инструменты и приспособления, Свойства пластические картона. Трехмерное моделирование. Развивать фантазию. Уметь организовать рабочее место. Знать правила Т.Б. | Целеполагание постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Планирование определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | Цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия, Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации | ||
25-26 | Средства передвижения (машина, самолет, корабль) | Практическая работа | Совместная | Уметь читать простейшие схемы по моделированию. Аккуратно работать с инструментами. Соблюдать технику безопасности. Развивать образное мышление. Умение работать в коллективе | |||||
27-28 | Мебель для кукол | Практическая работа | Индивидуальная | Уметь фантазировать. Строить мебель из коробок. Оформлять готовое изделие. Аккуратно работать с инструментами. Соблюдать технику безопасности | |||||
29-30 | Работа с иголкой и не только | Рисуем нитью | Новый материал | Техника изонити. Термины и определения. Материалы и инструменты. Условные обозначения. Подготовка к работе Уметь организовать рабочее место. Знать правила Т.Б. | Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. Объяснять самому себе: - «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты). | |||
31-32 | Весенний букет | Комбинированный | Прошивание угла. Лицевая и изнаночная сторона. Прошивание окружности. Уметь организовать рабочее место. Знать правила Т.Б. | ||||||
33-34 | Итоги года | Выставка работ учащихся за год работы | Экскурсия | Совместная | Выставка работ учащихся за год работы. |
3 класс
№ урока | Раздел | Тема | Тип урока | Формы учебной деятельности | Характеристика основных видов деятельности учащихся. Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата | Корректи-ровка | ||
Предметные результаты | УУД | Оценка результатов | |||||||
Предметных метапредметных | |||||||||
1-2 | Работа с природ-ным материа-лом | Изготовление игрушек из бересты. Конструирование из бересты. Туесок, ведерко. | Комбинированный, экскурсия | Совместная, индивидуальная | Знать о правилах защиты окружающей среды. Заготовке бересты. Уметь выполнять простейшие действия с циркулем и линейкой. Знать геометрические фигуры. Уметь пользоваться инструментами. Знать Т.Б. Организовывать рабочее место. | Договариваться с людьми согласуя свои интересы и взгляды | Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). | ||
3-4 | Машина из бересты. | Практическая работа | Игровая индивидуальная | Знать основные составные части транспорта, виды транспорта, уметь пользоваться циркулем Знать Т.Б. Организовывать рабочее место. | |||||
5-6 | Плетеный коврик из бересты | Комбиниро-ванный | Игровая индивидуальная | Знать виды плоских плетенок. Уметь пользоваться карандашом и линейкой. Закреплять рабочий материал на основе. Организовывать рабочее место. | |||||
7-8 | Лепка | Лепим из соленого теста цветы. | Новый материал | Творческая мастерская | История возникновения. Материалы, инструменты и приспособления. Способы работы с тестом. Виды цветов, их отличительные особенности. Отличительные особенности. Технология приготовления соленого теста. Знать Т.Б. Организовывать рабочее место. | Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. | Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности». В то же время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека» | ||
9-10 | Декоративные рамочки для фото. | Комбиниро-ванный | Творческая мастерская | Сушка и обжиг соленого теста. Окрашивание теста. Способы изготовления изделия. Использование подручных средств. Оформление изделий. | |||||
11-12 | Корзина с розочками | Комбиниро-ванный | Творческая мастерская | Стили дизайна. Цвет в оформлении изделия. Инструменты и приспособления. Состав теста. Составление композиции. Последовательность работы по технологической карте. Работа с мелкими деталями. Развивать фантазию. Уметь организовать рабочее место. Знать правила Т.Б. | |||||
13-14 | Декоративное панно «В подсолнухах» | Комбиниро-ванный | Творческая мастерская | Инструменты материалы и приспособления для работы. Умение составлять эскиз. Действовать по плану. Уметь организовать рабочее место. Знать правила Т.Б. | |||||
15-16 | Работа с бумагой | Силуэтное вырезание. Рисунки на окнах. | Новый материал | Творческая мастерская | Стили силуэтного вырезания. Виды бумаги для вырезания. Симметричное и ассиметричное вырезание. Дизайн. Авторская работа, понятие. Инструменты для работы. Техника безопасности. | относить объекты к известным понятиям Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму | Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). | ||
17-18 | Композиция «В зимнем лесу» | Практическая работа, комбинированный | Творческая мастерская | Способы складывания бумаги для вырезания. Природа и симметрия. Искусство разных стран в силуэтном вырезании ( Япония, Китай). Инструменты для работы. Техника безопасности. | |||||
19-20 | Снежинки | Практическая работа, | Творческая мастерская | Способы складывания бумаги для вырезания. Природа и симметрия. Техника безопасности при работе с инструментами. | |||||
21-22 | Учись мастерить | Конструирование из спичек (котик) | Практическая работа, комбинированный | индивидуальные занятия, творческая мастерская | Конструирование из различных материалов. Материалы, инструменты и приспособления. Техника безопасности. Геометрические фигуры и тела, их формы. Конструктивное строение животных. Умение организовать рабочее место. Аккуратность в работе. | Важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»; Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. | Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. – определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. | ||
23-24 | Дом из спичек | Практическая работа | Творческая мастерская, совместная | Материалы, инструменты и приспособления. Техника безопасности. Геометрические фигуры и тела, их формы. Конструктивное строение зданий. Стили в архитектуре. | |||||
25-26 | Делаем подарок. Рамка для фотографий, открытка из спичек. | Практическая работа | Индивидуальная работа | Подарки к разным праздникам. Оформление подарков. Умение работать по технологической карте. Умение организовать рабочее место. Аккуратность в работе. | |||||
27-28 | Мостик из спичек | экскурсия | Творческая мастерская, совместная | Памятные места родного края. По наглядному представлению уметь конструировать модель моста. Умение работать в коллективе. Умение организовать рабочее место. Знание техники безопасной работы. | |||||
29-30 | Работа с иголкой и не только | Мягкая игрушка | Новый материал | Творческая мастерская | Цвет в игрушке. Инструменты необходимые для работы. Материалы. Условные обозначения. Словарь терминов. Техника безопасности. | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. выстраивать логическую цепь рассуждений | цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия, Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации | ||
31-32 | Полуобъемная гусеница в шляпе | Практическая работа | Правила изготовления шаблона. Правила работы. Правила выполнения простейших швов. Технологическая последовательность изготовления. Техника безопасности. | ||||||
33-34 | Итоги года | Выставка работ учащихся за год работы | Экскурсия | Совместная | Выставка работ учащихся за год работы. Экскурсия в музей декоративно-прикладного творчества. | Регулятивные Познавательные Коммуникативные | представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии» |
4 класс
№ урока | Раздел | Тема | Тип урока | Формы учебной деятельности | Характеристика основных видов деятельности учащихся. Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата | Коррек-тировка | ||
Предметные результаты | УУД | Оценка результатов | |||||||
Предметных метапредметных | |||||||||
1-2 | Работа с природ-ным материа-лом | Искусство ошибане. | Новый материал, экскурсия | Творческая,исследовательскаяиндивидуаль-ная | Знать понятия живопись растениями. Уметь определять по форме вид растения. Знать названия растений применяемых с ошибками. Уметь заготавливать и подготавливать к работе растения. Уметь пользоваться инструментами и принадлежностями. Организовывать рабочее место. | Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учите Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. | ||
3-4 | Колорит в композиции | Новый материал | индивидуальная | Знать соотношение цветов в картине. Понятия композиция, перспектива. Знать основные цвета цветового круга. Чувство цвета. | |||||
5-6 | Картина «Пейзаж с лодкой» | Практическая работа | Индивидуальная, проектная | Знать виды изобразительного искусства. Пейзаж, натюрморт. Знать линию горизонта, перспективу. Уметь подобрать материал для работы с картиной (растения), пользоваться клеем. Организовывать рабочее место. Соблюдать Т.Б. | |||||
7-8 | Лепка | Лепим дымковскую игрушку | Новый материал, практическая работа | Проектно-исследовательская | Знать способы лепки дымковской игрушки, виды игрушек (свистульки, женские фигурки, конь, птица), знать способы обработки материала, уметь расписывать в технике дымковская игрушка, знать отличительные особенности орнамента. Уметь организовать рабочее место. | относить объекты к известным понятиям Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму | Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). | ||
9-10 | Лепим филимоновскую игрушку. | Практическая работа | Знать способы лепки филимоновской игрушки, виды игрушек (свистульки, женские фигурки, конь, птица), знать способы обработки материала, уметь расписывать в технике филимоновская игрушка, знать отличительные особенности орнамента. Уметь организовать рабочее место. | ||||||
11-12 | Лепим каргопольскую игрушку. | Знать способы лепки каргопольский игрушки, виды игрушек (женские фигурки, конь, птица), знать способы обработки материала, уметь расписывать в технике каргопольская игрушка, знать отличительные особенности орнамента. Уметь организовать рабочее место. | |||||||
13-14 | Лепим посуду в технике «Гжель» | Новый материал, практическая работа | Творческая, исследовательская | Знать способы работы на гончарном круге. Уметь пользоваться литературой. Уметь работать по технологической карте. Знать виды народных промыслов. Уметь работать на гончарном круге. Знать отличительные особенности росписи в технике «Гжель», уметь выполнять простейшие узоры. Организовывать рабочее место. Соблюдать Т.Б. | |||||
15-16 | Работа с бумагой | Плетение из бумаги. Оригами «Лебедь» | Новый материал, практическая работа | Познавательная лаборатория | Стили силуэтного вырезания. Виды бумаги для вырезания. Симметричное и ассиметричное вырезание. Авторская работа, понятие. Техника безопасности. | Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию | цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия, Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации | ||
17-18 | Пушистый шарик «Ёжик», | Практическая работа | индивидуальная | ||||||
19-20 | Пушистый шарик «Аисты» | Практическая работа | индивидуальная | ||||||
21-22 | Учись масте-рить | Конструирование из картона «Синица» | Практическая работа, комбинированный | Индивидуальная, проектная | Конструирование из различных материалов. Материалы, инструменты и приспособления. Техника безопасности. Геометрические фигуры и тела, их формы. Конструктивное строение животных. Умение организовать рабочее место. Аккуратность в работе. Способы складывания бумаги для вырезания. Природа и симметрия. | Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму | Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. – определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. | ||
23-24 | Конструирование из бумаги и спичечного коробка «Черепаха» | Практическая работа | Индивидуальная. | ||||||
25-26 | Конструирование из бумаги и картона «Мышка» | Практическая работа | Индивидуальная. | ||||||
27-28 | Конструирование из картона «Вертолёт» | Практическая работа | Индивидуальная. | ||||||
29-30 | Проектная деятельность | Проект по теме «Мое увлечение» | Комбинированный | Проектноисследовательская | Уметь формулировать темы творческого проекта, выделять главную цель, составлять план творческого проекта, его этапы. Уметь пользоваться источниками. | Познавательные предполагать, какая информация нужна, отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, – сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). | определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, – работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, – понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. | ||
31-32 | Технологический этап творческого проекта. | Проектноисследовательская | Уметь конструировать и моделировать, выполнять намеченные работы. Уметь составлять план последовательной технологической обработки изделия. | ||||||
33-34 | Заключительный этап | Контрольно-оценочная | Уметь оценивать выполненную работу и защищать ее. |
Ожидаемый результат.
- Знакомство с различными материалами и их свойствами.
- Освоение навыков работы с ножницами и клеем.
- Обучение видеть необычное в обычных предметах
- Развитие мелкой моторики рук.
- Овладение различными приемами преобразования материалов.
- Развитие интереса к результату и качеству поделки.
- Развитие поисковой деятельности.
- Освоение умения анализировать поделку.
- Формирование положительного отношения к труду.
Развитие конструктивных, познавательных, творческих и художественных способностей.
Учебно – методическое обеспечение.
- Русское декоративно-прикладное искусство т. 1-3. М., 1963-19
- Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X- XIII вв. Л., 1971
- Алексеев Л.В. Внеклассные занятия по лепке в школе. Просвещение, 1970. 224 с
- Алексин Н. Приобщение школьников к народным художественным промыслам //Воспитание школьников. 93. 17-24.
- Ашуров Р. Эстетическое воспитание учащихся на занятиях труда в учебных мастерских: Автореф. дисс... канд. пед. наук., 1985.
- Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. 126 с.
- Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя Б.М.Неменский, Просвещение, 1991. 192 с. Н.Н.Фомина, Н.В.Гросул и др. М.:
- Народные мастера, традиции, школы /Под ред. М.А. Некрасовой М.: Изобразительное искусство, 1985. Вып. 1. 296 с.
- К. Назарова Городецкие чудеса - Издательство «Малыш»- Ростов-на-Дону - 1977г.
- Назарова К.Н., Ордынская Т.Н. Русский сувенир – М. Издательство «Реклама» - 1973г.
- Декоративно-прикладное искусство - Россия, Russia russia.rin.ru/guide/3/5.html
- Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы и ремёсла. Красота... www.bibliotekar.ru/krasota/index.htm
- Декоративно-прикладное искусство www.erzia-museum.ru/dpi.html
- Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное… festival.1september.ru/articles/513024/
- Декоративно-прикладное искусство www.artgrad.ru/lexicographer.php?id=4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Самоделкин" 3-4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Самоделкин" 3-4 класс...
Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности
Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Самоделкин"
Программа разработана для занятий с учащимися 1 класса средней общеобразовательной школы на основе программы по внеурочной деятельности младших школьников духовно – нравственно...
Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Самоделкино" (ФГОС ИН 1 вариант), 1-4 классы
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по учебному предмету "Самоделкино" для учащихся с ОВЗ 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Самоделкин" для 4 класса
Эта программа будет полезна педагогам школ-интернатов, работающих с детьми младших классов с умственной отсталостью...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Самоделкин"
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Самоделкин» (базовый уровень), на 4й класс...