Рабочая программа по внеурочной деятельности "Самоделкин"
рабочая программа по технологии (1 класс)

Программа разработана   для занятий с учащимися 1 класса  средней общеобразовательной школы на основе программы по внеурочной деятельности младших школьников духовно – нравственного направления  «Художественное творчест­во:  станем волшебниками» Т.Н.Просняковой в соответствии с требованиями ФГОС.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_samodelkin_v_1_klasse.doc402 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана   для занятий с учащимися 1 класса  средней общеобразовательной школы на основе программы по внеурочной деятельности младших школьников духовно – нравственного направления  «Художественное творчество:  станем волшебниками» Т.Н.Просняковой в соответствии с требованиями ФГОС.

Целью данного курса является гармоничное единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры средствами художественного творчества.

Задачи курса:

-развить творческий потенциал детей средствами художественного труда:  формировать прикладные умения и навыки;

- воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

Общая характеристика.

Методологической основой курса является системно - деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

-патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

-трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;

-творческого отношения к учению, труду, жизни;

-формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

-бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);

-ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с вышеназванными, курс выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

-интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий:

-формирование информационной грамотности современного школьника;

-  развитие метапредметных умений.

        

Ценностные ориентиры

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения  по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся.

Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.).

Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника.

В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки. Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает, методически грамотно построенная работа с учебными пособиями. На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах. Следует помнить, что задача каждого занятия - освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Курс «Самоделкин» является логическим продолжением основного курса «Технология». Содержание программы рассчитано на 34 часа.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

-широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;

-устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;

-адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

-выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания:

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебно - творческую задачу;

-учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый  контроль;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия:

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно - творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной форме;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте:

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи:

-учитывать разные мнения;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

-контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:

-развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

-расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

-познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

-познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

-использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

-познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

-создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

-совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

-оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

-достичь оптимального для каждого уровня развития;

-сформировать систему универсальных учебных действий;

-сформировать навыки работы с информацией.

Содержание курса «Самоделкин» 1класс (34 ч)

Работа с бумагой и картоном Моделирование (6 ч)

Моделирование из бумажных полос.

Симметричное вырезание

Квилинг. Скручивание бумажных полос

Айрис – фолдинг

Конструирование (12 ч)

Игрушки из цилиндров и конусов.

Объёмные игрушки

Объёмное конструирование

Объёмная открытка

Динамическая открытка

Кирикоми – оригами

Треугольный модуль

Модульное оригами(16 ч)

Оригами, аппликация,   бумагопластика(панно, подарки, украшения)

Оригами из фантиков. Конструирование. Подвеска

Оригами из треугольников «Мозаика из сердечек»

Объемное конструирование из деталей оригами

Объемные изделия в технике оригами

Симметричное вырезание

Модуль кусудамы «Супершар».

Художественные образы на основе этого модуля

Соединение в изделии модуля «Супершар» и треугольного модуля

Изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля.

Учебно – тематический план 1класс (34 ч)

№п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы организации деятельности учащихся

теория

практика

Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.  Моделирование(6 ч)

1

Моделирование из бумажных полос.

0,5

0,5

игра

2

Моделирование из бумажных полос

0,5

0,5

игра

3

Симметричное вырезание

0,5

0,5

игра

4

Квилинг. Скручивание бумажных полос

0,5

0,5

игра

5

Квилинг

0,5

0,5

игра

6

Айрис - фолдинг

0,5

0,5

игра

Раздел 2. Конструирование (12 ч)

1

Игрушки из цилиндров и конусов.

0,5

0,5

игра

2

Объёмные игрушки

0,5

0,5

игра

3

Объёмные игрушки

0,5

0,5

игра

4

Объёмное конструирование

0,5

0,5

игра

5

Объёмная открытка

0,5

0,5

игра

6

Открытка - рубашка

0,5

0,5

игра

7

Динамическая открытка

0,5

0,5

игра

8

Кирикоми - оригами

0,5

0,5

игра

9

Кирикоми - оригами

0,5

0,5

игра

10

Треугольный модуль

0,5

0,5

игра

11

Треугольный модуль

0,5

0,5

игра

12

Оригами, вырезание, аппликация.

0,5

0,5

игра

Раздел 3.  Модульное оригами (16 ч)

1

Оригами, аппликация, бумагопластика.

0,5

0,5

игра

2

Оригами, аппликация, бумагопластика.

0,5

0,5

игра

3

Оригами. Мастерим из модуля «трилистник»

0,5

0,5

игра

4

Мозаика. Панно с трилистником

0,5

0,5

игра

5

Аппликация. Панно с трилистником.

0,5

0,5

игра

6

Оригами. Аппликация.

0,5

0,5

игра

7

Оригами из фантиков

игра

8

Надувные игрушки

0,5

0,5

игра

9

Надувные игрушки.

0,5

0,5

игра

10

Орнаменты из фантиков

0,5

0,5

игра

11

Розетки из фантиков

игра

12

Оригами из треугольников

0,5

0,5

игра

13

Оригами из двухсторонней бумаги

0,5

0,5

игра

14

Спиральное оригами

0,5

0,5

игра

15

Оригами, мозаика, аппликация

0,5

0,5

игра

16

Оригами, мозаика, аппликация

0,5

0,5

игра

Календарно – тематический план

№ п/п

Название разделов и тем

дата

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

предметные

личностные

метапредметные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

1

Работа с бумагой и картоном(6 ч)

Моделирование из бумажных полос. Приклеивание в торец. «Пчёлки в сотах»

Работать с информацией. Решать задачи на мысленную трансформацию заготовок из бумаги. Выполнять практическую работу (изготавливать изделие)

 Формировать познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения

ния;

Анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использовать в собственной деятельности.

Организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте.

Организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать. Осуществлять взаимопомощь.

Знакомятся с задачами, содержанием и организацией работы в предстоящем учебном году. Учатся выполнять практическую работу.

2

Работа с бумагой и картоном.

Моделирование из бумажных полос. Приклеивание в торец. «Пчёлки в сотах»

Работать с информацией. Решать задачи на мысленную трансформацию заготовок из бумаги. Выполнять практическую работу (изготавливать изделие)

Осознавать свои достижения в области творческой предметно – практической деятельности

Выполнять учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму.

Планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью.

Формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать.

Повторяют и закрепляют приёмы работы с бумагой. Упражняются в аккуратном и точном выполнении операций.

3

Симметричное   вырезание. Соединение    конструктивным   способом   без   клея. «Осенняя гирлянда»

Рассматривать образцы изделий. Воспринимать новую информацию по теме. Обсуждать варианты работы. Изготавливать изделия с симметричной композицией.

Понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы

Использовать знаково – символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме.

Следовать при выполнении работы инструкциям учителя. Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работе.

Знакомятся с декоративно – художественными особенностями гирлянды. Осваивают технологию изготовления гирлянды из бумаги. Анализируют способы и правила изготовления.

4

Оригами, аппликация,   бумагопластика.

«Грибы в корзинке»

Рассматривать образцы изделий. Воспринимать новую информацию по теме. Вырезать детали. Решать задачи на мысленную трансформацию исходной формы.

Представлять об общности нравственно – эстетической категории

Анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей.

Устанавливать причинно – следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов.

Комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предположения и пожелания.

Знакомятся с новыми технологиями получения форм и изготовления фигур в оригами. Упражняются в точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги.

5

Оригами, аппликация,   бумагопластика.

«Грибы в корзинке

Анализировать различные способы работы. Обсуждать их и сравнивать. Изготовить поделку.

Уважать труд, понимать значение и ценности труда

Выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

Осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

Проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

Знакомятся с новыми технологиями получения форм и изготовления фигур в оригами. Упражняются в точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги.

6

Оригами, мозаика, аппликация.

Мастерим из модуля
«трилистник»

Рассматривать образцы изделий. Воспринимать новую информацию по теме. Вырезать детали. Решать задачи на мысленную трансформацию исходной формы.

Формировать порядок, организованность, аккуратность.

Анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использовать в собственной деятельности.

Организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте.

Организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать. Осуществлять взаимопомощь.

Знакомятся с новыми технологиями получения форм и изготовления фигур в оригами. Упражняются в точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги.

7

 Конструирование (12 ч)

Панно с «трилистниками»

Анализировать различные способы работы. Обсуждать их и сравнивать. Изготовить поделку.

Расширять, углублять знания и умения в предметно – практической деятельности

Выполнять учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму.

Планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью.

Формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать.

Закрепляют и расширяют способы изготовления изделий. Совершенствуют способы работы с бумагой.

8

Подарки, украшения и
другие изделия.

Рассматривать образцы изделий. Воспринимать новую информацию по теме. Вырезать детали. Решать задачи на мысленную трансформацию исходной формы.

Формировать познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов.

Использовать знаково – символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме.

Следовать при выполнении работы инструкциям учителя. Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работе.

Закрепляют и расширяют способы изготовления изделий. Совершенствуют способы работы с бумагой.

9

Оригами, аппликация. Рамочка из модулей.

Рассматривать и изучать образцы изделий. Анализировать различные способы работы. Обсуждать их и сравнивать. Упражняться в использовании новых знаний и освоенных приёмов работы для создания выразительного образа. Изготовить поделку.

Осознавать свои достижения в области творческой предметно – практической деятельности.

Анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей

Устанавливать причинно – следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов.

Комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предположения и пожелания.

Знакомятся с технологией изготовления изделия. Расширяют знания и представления о передаче разнообразных форм.

10

Оригами из фантиков. Конструирование. Подвеска «Волшебная звезда»

Рассматривать. Анализировать, сравнивать образцы изделий. Обсуждать особенности и основные правила изготовления подвески. Изготавливать подвеску.

Понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы

Анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использовать в собственной деятельности.

Организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте.

Проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

Решают творческие задачи художественно – конструкторского плана. Осваивают новые приёмы работы.

11

Конструирование,     аппликация.

Игрушки  из  цилиндров  и конусов.

Рассматривать и анализировать графическую техническую документацию: чертёж, рисунок. Решать задачи на создание адекватного образа игрушки.

Представлять об общности нравственно – эстетической категории

Выполнять учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму.

Планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью.

Организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать. Осуществлять взаимопомощь.

Осваивают новые способы работы.

Решают творческие задачи художественно – конструкторского плана.

12

Конструирование,     аппликация.

Игрушки  из  цилиндров  и конусов.

Обсуждать возможные варианты  выполнения работы.

Выполнять работу по созданию игрушки.

Формировать познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов

Использовать знаково – символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме.

Следовать при выполнении работы инструкциям учителя. Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать.

Строят прямоугольники и окружности, работают с ними. Выполняют расчётно – измерительные  и вычислительные задания.

13

Конструирование.    «Надувные игрушки»

Рассматривать и анализировать графическую техническую документацию: чертёж, рисунок. Решать задачи на создание  игрушки.

Осознавать свои достижения в области творческой предметно – практической деятельности

Анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей

Осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

Выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работе.

Закрепляют и расширяют способы изготовления изделий. Совершенствуют способы работы с бумагой.

14

Оригами,   бумагопластика.

Обсуждать возможные варианты  выполнения работы.

Выполнять работу по созданию игрушки.

Расширять, углублять знания и умения в предметно – практической деятельности

Выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

Следовать при выполнении работы инструкциям учителя. Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

Знакомятся с новыми технологиями получения форм и изготовления фигур в оригами. Упражняются в точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги.

15

Конструирование      объёмных изделий из развёртки. «лебеди»

Выполнять эскиз развёртки в соответствии с поставленной конструкторской задачей. Выполнять построение прямоугольной развёртки в соответствии с замыслом.

Понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы

Анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использовать в собственной деятельности.

Организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте.

Организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать. Осуществлять взаимопомощь.

Выполняют функции упаковки, осмысливают единство упаковки и вещи. Знакомятся с приёмами обработки и пластической трансформации бумажных заготовок.

16

Конструирование      объёмных изделий из развёртки. «лебеди»

Выполнять эскиз развёртки в соответствии с поставленной конструкторской задачей. Выполнять построение прямоугольной развёртки в соответствии с замыслом.

Формировать познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым

Выполнять учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму.

Планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью.

Выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работе.

Решают творческие задачи художественно – конструкторского плана. Осваивают новые приёмы работы.

17

Квилинг - скручивание бумажных полос. «Ажурные снежинки»

Рассматривать и изучать образцы изделий. Анализировать различные способы работы. Обсуждать их и сравнивать. Упражняться в использовании новых знаний и освоенных приёмов работы для создания выразительного образа. Изготовить поделку.

        

Осознавать свои достижения в области творческой предметно – практической деятельности

Использовать знаково – символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме.

Следовать при выполнении работы инструкциям учителя. Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать. Осуществлять взаимопомощь.

Закрепляют и расширяют способы изготовления изделий. Совершенствуют способы работы с бумагой.

18

 

Квилинг - скручивание бумажных полос. «Ажурные снежинки»

Упражняться в использовании новых знаний и освоенных приёмов работы для создания выразительного образа. Изготовить поделку.

Представлять об общности нравственно – эстетической категории

Анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей

Осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

Формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать.

Решают творческие задачи художественно – конструкторского плана. Осваивают новые приёмы работы.

19

 Модульное оригами (16 ч) Лайрис - фолдинг из фантиков.

Рассматривать и анализировать графическую техническую документацию: чертёж, рисунок. Решать задачи на создание  игрушки.

Расширять, углублять знания и умения в предметно – практической деятельности

Выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

Устанавливать причинно – следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов.

Выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работе.

Выполняют функции домика. Знакомятся с приёмами обработки и пластической трансформации бумажных заготовок.

20

Аппликация из картона. «Нарядные домики»

Рассматривать и изучать образцы изделий. Анализировать различные способы работы. Обсуждать их и сравнивать.

Формировать познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым

Анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использовать в собственной деятельности.

Организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте.

Комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предположения и пожелания.

Уточняют представление о единстве формы и функции в вещах. Упражняются в подборе конструктивных и декоративно – художественных средств.

21

Оригами, аппликация. Орнаменты из фантиков.

Упражняться в использовании новых знаний и освоенных приёмов работы для создания выразительного образа. Изготовить поделку.

Понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы

Выполнять учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму.

Планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью.

Проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

Закрепляют и расширяют способы изготовления изделий. Совершенствуют способы работы с бумагой.

22

Украшение готовых форм, розетка из фантиков, соединение без клея.

Обсуждать возможные варианты  выполнения работы.

Выполнять работу по созданию игрушки.

Расширять, углублять знания и умения в предметно – практической деятельности

Использовать знаково – символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме.

Следовать при выполнении работы инструкциям учителя. Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать. Осуществлять взаимопомощь.

Уточняют представление о единстве формы и функции в вещах. Упражняются в подборе конструктивных и декоративно – художественных средств.

23

Оригами из треугольников «Мозаика из сердечек»

Рассматривать и анализировать графическую техническую документацию: чертёж, рисунок. Решать задачи на создание  игрушки.

Представлять об общности нравственно – эстетической категории

Анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей

Осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

Формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать.

Знакомятся с новыми технологиями получения форм и изготовления фигур в оригами. Упражняются в точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги.

24

Оригами из двухсторонней бумаги «Объемное сердечко»

Выполнять эскиз развёртки в соответствии с поставленной конструкторской задачей. Выполнять построение прямоугольной развёртки в соответствии с замыслом.

Осознавать свои достижения в области творческой предметно – практической деятельности

Выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

Устанавливать причинно – следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов.

Выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работе.

Закрепляют и расширяют способы изготовления изделий. Совершенствуют способы работы с бумагой.

25

Бумагопластика.    оригами «Спиральные розы»

Рассматривать и анализировать графическую техническую документацию: чертёж, рисунок. Решать задачи на создание  игрушки.

Понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы

Анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использовать в собственной деятельности.

Организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте.

Комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предположения и пожелания.

Знакомятся с новыми технологиями получения форм и изготовления фигур в оригами. Упражняются в точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги.

26

Объёмное     конструирование   из  модулей   оригами «Первые подснежники»

Рассматривать и изучать образцы изделий. Анализировать различные способы работы. Обсуждать их и сравнивать.

Расширять, углублять знания и умения в предметно – практической деятельности

Выполнять учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму.

Планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью.

Проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

Знакомятся с новыми технологиями получения форм и изготовления фигур в оригами. Упражняются в точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги.

27

Конструирование, оригами, аппликация       «Объёмные открытки»

Рассматривать и изучать образцы изделий. Анализировать различные способы работы. Обсуждать их и сравнивать.

Формировать познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым

Использовать знаково – символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме.

Следовать при выполнении работы инструкциям учителя. Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать. Осуществлять взаимопомощь.

Закрепляют и расширяют способы изготовления изделий. Совершенствуют способы работы с бумагой.

28

Конструирование, оригами, аппликация          «Открытки»

Выполнять эскиз развёртки в соответствии с поставленной конструкторской задачей. Выполнять построение прямоугольной развёртки в соответствии с замыслом.

Представлять об общности нравственно – эстетической категории

Анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей

Устанавливать причинно – следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов.

Формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать.

Уточняют представление о единстве формы и функции в вещах. Упражняются в подборе конструктивных и декоративно – художественных средств .

29

Конструирование, оригами, аппликация       «Динамические открытки»

Обсуждать возможные варианты  выполнения работы.

Выполнять работу по созданию игрушки.

Осознавать свои достижения в области творческой предметно – практической деятельности

Выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

Осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

Выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работе.

Анализируют конструкцию изделия и устанавливают взаимосвязи между особенностями его функции и конструктивными особенностями

30

Кирикоми - оригами, бумагопластика,      аппликация. Превращение          базовой формы. «Гвоздики»

Обсуждать возможные варианты  выполнения работы.

Выполнять работу по созданию игрушки.

Понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы.

Анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использовать в собственной деятельности.

Организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте.

Комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предположения и пожелания.

Закрепляют и расширяют способы изготовления изделий. Совершенствуют способы работы с бумагой.

31

Кирикоми - оригами, бумагопластика,       аппликация «Букет   полевых   цветов», «бабочки и рыбки»

Рассматривать и изучать образцы изделий. Анализировать различные способы работы. Обсуждать их и сравнивать.

Представлять об общности нравственно – эстетической категории.

Выполнять учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму.

Планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью.

Проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

Уточняют представление о единстве формы и функции в вещах. Упражняются в подборе конструктивных и декоративно – художественных средств.

32

Треугольный  модуль  оригами. «Стрекозы»

Рассматривать и анализировать графическую техническую документацию: чертёж, рисунок. Решать задачи на создание  игрушки.

Расширять, углублять знания и умения в предметно – практической деятельности

Использовать знаково – символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме.

Следовать при выполнении работы инструкциям учителя. Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать. Осуществлять взаимопомощь.

Знакомятся с новыми технологиями получения форм и изготовления фигур в оригами. Упражняются в точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги.

33

Треугольный  модуль  оригами. «Стрекозы»

Выполнять эскиз развёртки в соответствии с поставленной конструкторской задачей. Выполнять построение прямоугольной развёртки в соответствии с замыслом.

Понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы.

Выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

Осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

Формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать.

Знакомятся с новыми технологиями получения форм и изготовления фигур в оригами. Упражняются в точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги.

34

Оригами,   вырезание,   аппликация «Строим дом».

Рассматривать и изучать образцы изделий. Анализировать различные способы работы. Обсуждать их и сравнивать.

Расширять, углублять знания и умения в предметно – практической деятельности

Анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использовать в собственной деятельности.

Следовать при выполнении работы инструкциям учителя. Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работе.

Знакомятся с новыми технологиями получения форм и изготовления фигур в оригами. Упражняются в точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги.

Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов освоения курса

«Самоделкин»

№п/п

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки проведения

1.

Личностные

-положительное отношение к школе;

-чувство необходимости учения;

-предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

-адекватное содержательное представление о
школе;

- предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома;

-предпочтение социального способа оценки своих знаний — отметки — дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)

Смыслообразование

1.Положительно относятся к школе, чувствуют необходимость учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжают стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

2.Проявлеют особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается  в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.

3.Предпочитают классные коллективные занятия индивидуальным занятиям дома,  оценивают свои знания.

Самоопределение

1.Осознают свои возможности на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»

1. Осознают необходимость самосовершенствования на основе сравнения «я» и «хороший ученик»

Нравственно – эстетическая ориентация

1.Соответствуют образу «хорошего ученика».

2.Понимают социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы учебной деятельности.

3.Положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

4.Знают моральные нормы, и выполняет их.

5.Не унижает учащихся других национальностей, дружит с ними.

6.Доброжелательны, доверчивы и внимательны к людям.

 7.Охотно сотрудничают и дружат с детьми, оказывают помощь тем, кто в ней нуждается.

8.Уважают окружающих.

9. Слушают и слышат партнёра, признают право каждого на собственное мнение и принимают решения с учётом позиций всех участников общения.

Методика

 «Анкета о школе»

Методика

«Лесенка»

Методика

«Что такое хорошо и что такое плохо»

март

Март

март

2.

Познавательные

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- знаково-символические моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор
вида чтения в зависимости от цели;

-извлечение необходимой
информации из прослушанных текстов различных жанров;

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез;

- сравнение;

- группировка;

- классификация.

Формируют

1.Мыслительные операции классификации, исключения;

2.Мыслительные операции умозаключения по аналогии;

3.Подводят два понятия под общую категорию, обобщают.

Тест «Оценка познавательных умений»

Декабрь, апрель

3

Регулятивные

- формирование произвольности поведения;

  - готовность в сфере воли и произвольности обеспечивать целенаправленность своей деятельностью и поведением;

- проявление инициативности и самостоятельности в разных видах детской деятельности;

- обсуждение возникающих проблем, правил,  

-  выбор себе род занятий;

-  выстраивание внутренний план действия в игровой деятельности.

Определение объёма внимания

1.Планируют свою деятельность.

2.Осознают, что нужно делать в процессе решения практических задач

3.Анализируют предполагаемые неудачи, ошибки и вносят соответствующую корректировку в деятельность.

4. Контролируют свою деятельность

Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант).

 Наблюдение педагога.

Январь

4

Коммуникативные

- учёт позиции собеседника, партера по деятельности;

- согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности;

- речевые действия, служащие средством коммуникации.

1.Понимают возможность различных позиций и точек зрения на какой - либо предмет или вопрос.

2.Умеют договариваться, находить общее решение.

3.Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Наблюдение педагога.

Работа с текстом.

Ноябрь, февраль.

Список учебных пособий:

 «Уроки мастерства», Т.Н. Проснякова. Учебник для 1класса.

Методические рекомендации для учителя. 1класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.

 «Забавные фигурки. Модульное оригами», Т.Н. Проснякова.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

Технические средства  обучения:

  • Классная магнитная доска;
  • Комплект наглядных пособий;
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • Интерактивная доска;

Для работы каждому ребенку необходимы следующие материалы:

  • Наборы цветной бумаги для аппликации, картон, линейка, ткань, пластилин, швейные нитки, пряжа, природные и утилизированные материалы, гуашь;
  • Инструменты: ножницы (школьные), простые и цветные карандаши, линейка, угольник, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.

Электронные учебные пособия:

  • УМК 1-4 классы. Уроки медиатеки Кирилла и Мефодия
  • ООО «Кирилл и Мефодий», 2011.
  • Электронно-программное обеспечение
  • Презентационное оборудование;
  • Выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет (только для учителя начальной школы, для учащихся - на уровне ознакомления);
  • целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;
  • цифровые зоны: коммуникационная, алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: пйр://8споо1-со11ес1юп.еди.ш/).

I. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Кружок «Самоделкин»

1. Пояснительная записка

Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по технологии всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по технологии – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

2. Цель программы: помочь школьникам проявить себя в декоративно- творческой деятельности.

3. Задачи:

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде творческих работ;

-  научить приёмам исполнительского мастерства;

-  научить слушать, видеть, понимать и анализировать творческие работы;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Программа «Самоделкин» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся декоративно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

Задания направлены на освоение языка декоративно творческой деятельности (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными и «бросовыми» материалами.

4. Планируемые результаты:

  1. Личностные универсальные учебные действия:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

  1. Регулятивные универсальные учебные действия:

-  принимать и сохранять учебную задачу;

-  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

  1. Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

-  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-  осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-  формулировать собственное мнение и позицию;

-  задавать вопросы;

Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 62 часа, 2занятие в неделю. (В сентябре, в адаптационный период занятия не проводятся)

5. Психологическое обеспечение программы.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- формирование умений учащихся  по данному виду обучения;

- применение индивидуальных и групповых форм обучения.

6. Методические указания:

В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.

7. Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.  

8.  Содержание работы:

I. «Работа с бумагой и картоном». (12 часов)

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.

Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.

1. Оригами. «Цыпленок».

2. Объемная водяная лилия.

3. Фантазии из «ладошек». Аппликация.

4. Новогодний ангелок.

5. Букет из роз.

6. Цветочные фантазии. Изделия в технике «торцевание».

7. Чудо-елочка.

8. Оригами-мозаика.

 Темы для бесед: «История создания бумаги», «Как появились ножницы».

II. «Работа с природным материалом». (4 часа)

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

1. Мозаика (с использованием семян, камешков, листьев).

2. Аппликация из листьев.

3. Аппликация из кленовых «парашютиков».

Темы для бесед: «Флористика».

III. «Работа с тканью». (5 часов)

В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.

1. Аппликация из ткани.

2. Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка».

Темы для бесед: «Откуда ткани к нам пришли?»

IV. «Рукоделие из ниток». (7 часов)

Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.

Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.

Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.

1. Аппликация из нарезанных ниток.

2. Изонить. Открытка «Сердечко».

3. Коллективная работа «Корзина с цветами».

V. «Работа с бросовым материалом». (4 часа)

«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.

Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день  мы выбрасываем  пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.

Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

  1. Аппликация из фантиков.

  2. Панно из карандашных стружек.

  3. Моделирование. «Добрая коровушка».

9. Календарно-тематический план

Тема занятия

Техника

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

1 час

I. «Работа с бумагой и картоном». (12 часов)

2.

Беседа «История бумаги». Изделие «Цыпленок»

Оригами

1 час

3.

Беседа «Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.

Аппликация, вырезание.

1 час

4.

Фантазии из «ладошек»

Аппликация, вырезание.

1 час

5.

Фантазии из «ладошек». Продолжение работы.

Аппликация, вырезание.

1 час

6.

Букет из роз.

Моделирование.

1 час

7.

Новогодний ангелок.

Бумагопластика.

1 час

8.

Цветочные фантазии.

Торцевание.

1 час

9.

Цветочные фантазии. Продолжение работы.

Торцевание.

1 час

10.

Чудо-елочка.

Моделирование, вырезание.

1час

11.

Чудо-елочка. Продолжение работы.

Моделирование, вырезание.

1час

12.

«Робот». Подготовка модулей.

Оригами-мозаика.

1 час

13.

«Робот». Сборка изделия.

Оригами-мозаика.

1 час

II. «Работа с природным материалом». (4 часа)

14.

Осенние фантазии из природного материала.

Мозаика.

1 час

15.

Поделки из кленовых «парашютиков».

Аппликация.

1 час

16.

Беседа «Флористика». Картины из листьев.

Аппликация.

1 час

17.

Картины из листьев. Продолжение работы.

Аппликация.

1 час

III. «Работа с тканью». (5 часов)

18.

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки».

Аппликация.

1 час

19.

«Веселые зверюшки». Продолжение работы.

Аппликация.

1 час

20.

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

Шитье.

1 час

21.

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

Шитье.

1 час

22.

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

Шитье.

1 час

IV. «Рукоделие из ниток». (7 часов)

23.

«Смешарики» из нарезанных ниток.

Аппликация.

1 час

24.

«Смешарики» из нарезанных ниток.

Аппликация.

1 час

25.

Открытка «Сердечко»

Изонить

1 час

26.

Открытка «Сердечко»

Изонить

1 час

27.

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Аппликация.

1 час

28.

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Аппликация.

1 час

29.

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Аппликация.

1 час

V. «Работа с бросовым материалом». (4 часа)

30.

«Веселый автомобиль»

Аппликация из фантиков.

1 час

31.

Панно из карандашных стружек.

Аппликация.

1 час

32.

Панно из карандашных стружек.

Аппликация.

1 час

33.

«Добрая коровушка»

Моделирование.

1 час

34.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1 час

Достижения ребенка:

- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

- осуществляет творческий подход к каждой работе;

- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;

- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.

Рабочая программа

кружка «Самоделкин»

1 ступень начального общего образования

1класс

Разработана в соответствии с требованиями ФГОС

2014-2015

Программа кружка «Самоделкин»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества.. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы .
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цели кружковой работы:

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу - и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Задачи

  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
  • учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

 учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Планируемые результаты

К концу 1 года обучения учащиеся научатся

- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками

« через край», «петельный шов».

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

Содержание программы

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

. Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Дети знакомятся с искусством родного края – вышивкой.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Содержание программы разделено по видам обрабатываемых материалов.

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания

1

Вводная

беседа

1

1

-

 

2

Работа

с бумагой

и картоном.

10

10

 

3

Работа

с тканью

6

6

 

4

Работа

с бросовым материалом

8

8

 

5

Работа

с пластилином

6

6

 

6

Подведение итогов

1

1

-

 

 

Итого

32

30

 

Тематическое планирование

Вводная беседа (1 час).

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности.
  • Из истории происхождения ножниц. Беседа.

Работа с бумагой и картоном (10 часов).

  • Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».
  • Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».
  • Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
  • Изготовление карнавальных масок.
  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

Работа с тканью (6 часов).

  • Знакомство с наперстком.
  • Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».
  • Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
  • Знакомство и шитье мягкой игрушки.
  • Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).
  • Шитье коврика из лоскутков различной ткани.

Работа с бросовым материалом( 8 часов).

  • Конструирование дома для сказочных героев.
  • Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
  • Игрушки из пластмассовых бутылок.

Работа с пластилином (6 часов).

  • Рассказ о глине и пластилине.
  • Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).
  • Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.
  • Лепка по замыслу детей

Подведение итогов (1 час).

http://gigabaza.ru/images/15/29530/780eb1bb.gif

Литература

А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”

  • Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
  • Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  • Н.Гусева “365 фенечек из бисера”
  • С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
  • А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
  • М.А.Гусакова “Аппликация”
  • М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
  • Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
  • 10.Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
  • 11.Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Искусство бисероплетения”, “Игрушка”
  • М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
  • Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
  • Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
  • Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
  • Н.М.Конышева “Умелые руки”
  • Н.М.Конышева “Секреты мастеров”

“Копилка игр сибирячка”

  • С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
  • Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”
  • О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
  • М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”

А.Петрунькина “Фенечки из бус и бисера»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...