Рабочая программа внеурочной деятельности "Самоделкин" для 4 класса
рабочая программа (4 класс)
Эта программа будет полезна педагогам школ-интернатов, работающих с детьми младших классов с умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_samodelkin_dlya_4_klassa.docx | 43.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»
«Согласовано» Руководитель МО Л.И.Выходцева протокол № 6 от «20» июня 2023г. | «Согласовано» зам. директора Е.И.Лопатина от «31» июля 2023г. | «Рассмотрено» на заседании педсовета протокол № 1 от «31» августа 2023г. | «Утверждаю» директор школы Г.А.Бабуцких приказ № 33 от «31» августа 2023г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
педагога Выходцевой Людмилы Ивановны
«Самоделкин»
4 класс
на 2023-2024 учебный год
г.Алексеевка
II. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Самоделкин» для 4 класса разработана на основе примерной программы художественно-эстетического, творческого направления «Декоративно-прикладное искусство». Автор О. А. Кожина. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. (В.А. Горский, А,А,Тимофеева, Д.В.Смирнов и др.) под ред. В.А.Горского,-2-е изд.- Москва, «Просвещение», 2
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09. 2020 г. № 28).
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Количество часов по программе - 1 час в неделю.
Срок реализации рабочей программы внеурочной деятельности «Самоделкин» рассчитана на 1 год.
Цель программы: воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи:
- научить детей основным техникам изготовления поделок;
- привить детям основы этики поведения, в том числе и в ситуациях дарения и принятия подарков;
- развить у детей внимание и творческие способности, закрепить их в процессе индивидуальной и коллективной и творческой деятельности
- организовывать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества;
- содействовать нравственно-эстетическому развитию ребёнка.
Ш. Общая характеристика учебного предмета.
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Кружок «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома. При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей. На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, изонить, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей. Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участие в различных конкурсах. Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
IV. Описание места учебного предмета.
На изучение внеурочной деятельности на занятия «Самоделкин» отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 34 учебные недели – 34 часа.
Основной формой организации процесса обучения по внеурочной деятельности на занятиях «Самоделкин» является урок.
Количество часов по четвертям.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
8ч | 8ч | 11ч | 7ч | 34ч |
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Аппликации и моделирование | 13 |
3 | Работа с пластическими материалами | 7 |
4 | Поделки из гофрированной бумаги | 5 |
5 | Поделки из ткани | 3 |
6 | Поделки из ниток | 2 |
7 | Аппликации из деталей оригами | 2 |
8 | Отчетная выставка работ детей | 1 |
Всего: | 34 |
V. Характеристика базовых учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
VI. Содержание учебного предмета.
В программу внеурочной деятельности «Самоделкин» входит ряд разделов «Работа с бумагой и картоном», «Работа с тканью», «Работа с природным материалом», «Рукоделие из ниток», «Работа с бросовым материалом».
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ.
I. «Работа с бумагой и картоном». Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.
II. «Работа с природным материалом». Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
III. «Работа с тканью». В ходе работы с тканью обучающиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
IV. «Рукоделие из ниток». Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна- фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы. Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет. Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.
V. «Работа с бросовым материалом». «Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс. Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества. Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.
VII. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов
освоения программы учебного предмета.
Минимальный уровень:
- название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
- правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
- правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
- способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
Достаточный уровень:
- правильно пользоваться ручными инструментами;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
- организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- бережно относиться к инструментам и материалам;
- экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
- самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
- правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по вне
VIII. Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Тип урока |
1 | 1 четверть Вводное занятие. Знакомство с работой кружка. Техника безопасности во время занятий. | 1 | 05.09 | комбинированный |
I. Аппликация и моделирование. | ||||
2 | Аппликация из листьев и цветов «Золотая осень». | 1 | 12.09 | комбинированный |
3 | Аппликация из листьев и цветов «Пестрый ковер». | 1 | 19.09 | комбинированный |
4 | Аппликация из птичьих перьев «Сказочная жар-птица». | 1 | 26.09 | комбинированный |
5 | Панно - мозаика с использованием крупяных и макаронных изделий | 1 | 03.10 | комбинированный |
6 | Аппликация из соломы «Цыпленок». | 1 | 10.10 | комбинированный |
7 | Аппликация из соломы «Золотая рыбка». | 1 | 17.10 | комбинированный |
8 | Аппликация из геометрических фигурок «Неваляшка». | 1 | 24.10 | комбинированный |
9 | 2 четверть Аппликация из геометрических фигурок «Бабочка». | 1 | 07.11 | комбинированный |
10 | Аппликация из пуговиц «Радуга». | 1 | 14.11 | комбинированный |
11 | Аппликация из пуговиц «Воздушные шарики». | 1 | 21.11 | комбинированный |
12 | Аппликация из салфеток «Гномик». | 1 | 28.11 | комбинированный |
13-14 | Мозаика из ватных комочков «Снеговик». | 2 | 05.12 12.12 | комбинированный |
II. Работа с пластическими материалами. | ||||
15 | Пластилинография, барельев «Снежинки» | 1 | 19.12 | комбинированный |
16 | Рисование пластилином «Новогодняя елка» | 1 | 26.12 | комбинированный |
17 | 3 четверть Пластилинография, барельев «Жостовский поднос» | 1 | 09.01 | комбинированный |
18 | Лепка из соленого теста картина «Корзинка с фруктами». | 1 | 16.01 | комбинированный |
19 | Работа с глиной. Дымковская игрушка. «Павлин». | 1 | 23.01 | комбинированный |
20 | Работа с глиной. Чайная посуда. | 1 | 30.01 | комбинированный |
21 | Пластилинография, аппликация из семян «Ежик». | 1 | 06.02 | комбинированный |
III. Поделки из гофрированной бумаги. | ||||
22 | Знакомство с техникой изготовления аппликации из гофрированной бумаги | 1 | 13.02 | комбинированный |
23 | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги «Гиацинты». Заготовка деталей. | 1 | 20.02 | комбинированный |
24 | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги «Гиацинты». Сборка изделия. | 1 | 27.02 | комбинированный |
25 | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги «Солнышко». Заготовка деталей из бумаги. | 1 | 05.03 | комбинированный |
26 | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги «Солнышко». Сборка изделия. | 1 | 12.03 | комбинированный |
IV. Поделки из ткани. | ||||
27 | Аппликация «Сова» из фетра. Заготовка деталей. | 1 | 19.03 | комбинированный |
28 | 4 четверть Аппликация «Сова». Вырезание деталей. | 1 | 02.04 | комбинированный |
29 | Аппликация «Сова». Сборка изделия. | 1 | 09.04 | комбинированный |
V Поделки из ниток.
| ||||
30-31 | Аппликации из цветных ниток «Собачка». | 2 | 16.04 23.04 | комбинированный |
VI Аппликация из деталей оригами. | ||||
32-33 | Коллективная композиция в технике оригами «Тюльпаны». | 2 | 30.04 07.05 | комбинированный |
34 | Итоговое занятие. Выставка лучших работ. | 1 | 14.05 | комбинированный |
IX. Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Наглядные пособия на уроках ручного труда.
На занятиях используются наглядные пособия, схемы, таблицы, образцы.
На занятиях по данной программе потребуется следующие материалы и инструменты:
- альбом для рисования, цветная бумага, картон, клей,
- линейка, дощечка для проведения линий;
- пластилин, семена, природный материал
- ткани, нитки, бисер,
- проволока;
- ножницы;
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины»,2009г. Росто-на-Дону, Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru.
М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997 г.
М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г
В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.
Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. Т.Н. Проснякова Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19
Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...