Рабочая программа по внеурочной деятельности "Самоделкин" 3-4 класс
рабочая программа (3, 4 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Самоделкин" 3-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_samodelkin.docx | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж № 1
Программа внеурочной деятельности младших школьников
«Самоделкин»
Ф.И.О. составителей:
Козлова К. Н., Нестерова К. И.
Студентки: 35 группы
Руководитель: Мирзоян Р.В.
Пояснительная записка
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по технологии всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по технологии – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Программа «Самоделкин» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся декоративно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Задания направлены на освоение языка декоративно творческой деятельности (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными и «бросовыми» материалами.
Актуальность и практическая значимость программы: занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Очень важно обращать внимание на формирование у обучающихся потребностей в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид творческой работы школьников позволяет вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.
Программой предусмотрена организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают задачи художественного воспитания, развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Цель программы:
- развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений;
- формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда, первоначальных представлений о мире профессий, потребности в творческом труде;
- воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
- создание условий для творческой самореализации ребёнка, повышения его интеллектуальных способностей.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде творческих работ;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать творческие работы;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Программа «Самоделкин» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся декоративно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Ожидаемые результаты реализации программы «Самоделкин»
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение к занятиям по программе «Самоделкин».
Учащиеся получат возможность для формирования:
- познавательного интереса к ручному труду, к изучению свойств используемого материала;
- уважительного отношения к людям труда;
- внимательного отношения к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала;
- эмоционально-ценностного отношения к результатам труда.
Предметные:
Учащиеся получат возможность научиться:
- организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом (в соответствии с требованиями учителя);
- экономно использовать материалы при изготовлении моделей;
- выполнять различные виды отделки и декорирования;
- удобным для себя способом изготавливать из изученных материалов моделей: по образцу, на заданную тему, по своему желанию.
Метапредметные:
- Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
- Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
- Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
Методические указания:
В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.
Формы организации работы:
Индивидуальная;
Парная;
Групповая;
Фронтальная.
Содержание работы:
I. «Работа с бумагой и картоном». (12 часов)
Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.
Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.
1. Аппликация. «Цыпленок».
2. Объемная водяная лилия.
3. Фантазии из «ладошек». Аппликация.
4. Новогодний ангелок.
5. Букет из роз.
6. Цветочные фантазии. Изделия в технике «торцевание».
7. Чудо-елочка.
8. Оригами-мозаика.
Темы для бесед: «История создания бумаги», «Как появились ножницы».
II. «Работа с природным материалом». (4 часа)
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
1. Мозаика (с использованием семян, камешков, листьев).
2. Аппликация из листьев.
3. Аппликация из кленовых «парашютиков».
Темы для бесед: «Флористика».
III. «Работа с тканью». (5 часов)
В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
1. Аппликация из ткани.
2. Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка».
Темы для бесед: «Откуда ткани к нам пришли?»
IV. «Рукоделие из ниток». (7 часов)
Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.
Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.
Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.
1. Аппликация из нарезанных ниток.
2. Изонить. Открытка «Сердечко».
3. Коллективная работа «Корзина с цветами».
V. «Работа с бросовым материалом». (4 часа)
«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.
Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.
Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.
1. Аппликация из фантиков.
2. Панно из карандашных стружек.
3. Моделирование. «Добрая коровушка».
Достижения ребенка:
- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- осуществляет творческий подход к каждой работе;
- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;
- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.
Календарно-тематический план
№ | Тема занятия | Теория (кол-во часов) | Практика (кол-во часов) | Всего | УУД |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. | 1 | 1 | Л: положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности | |
I. «Работа с бумагой и картоном». (11 часов) | |||||
2. | Беседа «История бумаги». | 1 | 1 | П: использовать в деятельности приёмы рациональной и безопасной работы. | |
3. | Изделие «Цыпленок» | 1 | 1 | Р: самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте. | |
4. | «Как появились ножницы». | 1. | 1 | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. К:Формулировать собственные мнения и идеи. | |
5. | Фантазии из «ладошек». | 1 | 1 | Р: самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте Л: способность к самооценке. | |
6. | Цветочные фантазии. | 1 | 1 | 2 | П: использовать в деятельности приёмы рациональной и безопасной работы |
7. | Новогодний ангелок. | 1 | 2 | Р: самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте Л: способность к самооценке. | |
8. | Чудо-елочка. | 1 | 1 | 1 | Р: самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте Л: способность к самооценке. |
9. | . «Робот». | 1 | 1 | 2 | К:Формулировать собственные мнения и идеи. Р: самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте Л: способность к самооценке |
II. «Работа с природным материалом». (4 часа) | |||||
14. | Беседа «Флористика».. | 1 | 1 | Л: положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. К:Формулировать собственные мнения и идеи. | |
15. | Поделки из кленовых «парашютиков». | 1 | 1 | Л: уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда | |
16. | Картины из листьев. | 2 | 2 | К:Формулировать собственные мнения и идеи. Р: самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте Л: способность к самооценке | |
III. «Работа с тканью». (5 часов) | |||||
18. | Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». | 1 | 1 | Л: положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. К:Формулировать собственные мнения и идеи. | |
19. | «Веселые зверюшки». | . | 2 | 2 | К:Формулировать собственные мнения и идеи. Р: самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте Л: способность к самооценке |
20. | Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» | 3 | 3 | К:Формулировать собственные мнения и идеи. Р: самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте Л: способность к самооценке | |
IV. «Рукоделие из ниток». (7 часов) | |||||
23. | «Смешарики» из нарезанных ниток. | 2 | 2 | К:Формулировать собственные мнения и идеи. Р: самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте Л: способность к самооценке | |
25. | Открытка «Сердечко» | 2 | 2 | К:Формулировать собственные мнения и идеи. Р: самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте Л: способность к самооценке | |
27. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | 3 | 3 | К:Формулировать собственные мнения и идеи. Р: самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте Л: способность к самооценке | |
V. «Работа с бросовым материалом». (4 часа) | |||||
30. | «Веселый автомобиль» | 1 | 1 | К:Формулировать собственные мнения и идеи. Р: самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте Л: способность к самооценке | |
31. | Панно из карандашных стружек. | . | 1 | 1 | К:Формулировать собственные мнения и идеи. Р: самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте Л: способность к самооценке |
32. | Панно из карандашных стружек. | 1 | 1 | К:Формулировать собственные мнения и идеи. Р: самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте Л: способность к самооценке | |
33. | «Добрая коровушка» | 1 | 1 | К:Формулировать собственные мнения и идеи. Р: самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте Л: способность к самооценке | |
34. | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 | 1 | К:Формулировать собственные мнения и идеи. Л: способность к самооценке | |
Итого | 8 | 26 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...