Рабочая программа по внеурочной деятельности "Самоделкин"
рабочая программа (4 класс)
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Самоделкин» (базовый уровень), на 4й класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_samodelkin_4_kl._1ch.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г.о. Серпухов
_____________________________________________________________________________
Рассмотрено на заседании Методического совета От «____»________20____г. Протокол №_____ | Утверждаю: Директор МБОУ СОШ№18 ___________________ /М.С. Арсеньева/ Приказ №______«_____» __________ 20____г.
|
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетического направления
«Самоделкин»
Уровень - базовый
Возраст обучающихся: 10 – 11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель
учитель начальных классов: Какунина Е.А.
г.о. Серпухов 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Самоделкин» на уровне начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной) основе обучения с такими предметами как технология, изо, ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса.
Актуальность и новизна образовательной программы. Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения, где предусматриваются расширение технического кругозора обучающихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике.
Программу отличает своевременность предлагаемого материала. Сочетание теоретического и практического курса обеспечивает широкие возможности в выборе методов работы, что, несомненно, будет способствовать творческому и интеллектуальному развитию ребят.
Целью данной программы является формирование всесторонне развитой личности, развитие художественно-творческой активности детей, знакомство с современными видами рукоделия и традиционной народной культурой и ремеслами, формирование специальных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения декоративно-прикладной деятельностью.
Задачи:
- Научить работать колющими и режущими инструментами: ножницами, иглой, шилом, ножом, циркулем. Научить экономно расходовать используемые материалы, добиться точности и аккуратности при выполнении работ. Научить особенностям работы с бумагой и картоном, тканью, природным материалом, искусственным материалом, пластилином, глиной, вторичным материалом, при этом развивать умение сравнивать свойства материалов.
- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами, обучать различным приемам работы с бумагой, тестом, знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами, развивать умения следовать устным инструкциям.
- Создавать композиции с изделиями.
- Сформировать навыки культурного труда: подготовка рабочего места, поддержание порядка вовремя работы, правильного пользования инструментами, научить соблюдать "Правила техники безопасности".
- Развивать у детей навыки конструирования, отрабатывать навыки оформительской работы.
- Воспитывать у детей уважение к трудовой деятельности взрослых, убеждать в важности коллективного труда.
К концу 4 года обучения учащиеся узнают:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила планирования и организации труда;
- применение линогравюры, монотипии, туши;
- применение чеканки в жизни;
- способы и приемы обработки различных материалов.
К концу 4 года обучения учащиеся научатся:
- правильно использовать инструменты в работе;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- выполнять работу в любой изученной технике рисования;
- контролировать правильность выполнения работы.
А так же программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
Создание условий для формирования следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности , учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий;
- работать совместно с учителем по составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
- находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
- с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме занятия, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение темы;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Направленность программы «Самоделкин» теоретическая и практическая, строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.
Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Методы и приёмы организации деятельности детей на занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 11 лет. Дети данного возраста способны выполнять задания по образцу, а так же после изучения блока темы выполнять творческое репродуктивное задание.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальный (одновременная работа со всеми обучающимися); групповой (организация работы в группах); индивидуально-фронтальный (индивидуальное выполнение заданий обучающимися и создание мини проектов в группах).
Все формы, методы, средства и приемы по данному курсу внеурочной деятельности способствуют социализации ребенка, развитию психофизиологических особенностей детей за период обучения. Оказывают содействие в развитии навыков решения проблемных задач, самостоятельного поиска знаний и обретение опыта их использования в повседневной жизни. Программа является первой ступенью в освоении программ технической направленности. По окончании обучения в объединении «Самоделкин» выпускники могут продолжить обучение по программам технической направленности более высокого уровня сложности. Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач педагога. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, которые начали формироваться у ребенка в дошкольный период. Основные виды деятельности, которыми занят ребенок: учение, общение, игра и труд.
Коллективные формы работы, стимулирующие общение, в младшем школьном возрасте наиболее полезны для общего развития и должны быть обязательными для детей. Детские игры приобретают более совершенные формы, становятся развивающими.
Состав группы – постоянный. Максимальное количество детей в группе – 15 человек.
В зависимости от источника финансирования реализации программы (персонифицированное финансирование или финансирование в рамках муниципального задания) учебные планы каждого года могут быть разделены на модули. В 2023-2024 учебном году часть часов по программе 1 года обучения переводится на персонифицированное финансирование: 34 часа – модуль. Оставшиеся часы финансируются в рамках муниципального задания – отдельный модуль.
Учебный план.
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | Формы аттестации, контроля |
1 | Вводное занятие. Знакомство с кружковой работой. Правила и приемы безопасной работы. План работы, правила поведения, инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | - | опрос |
2 | Работа с природным материалом. | 5 | - | 5 | выставка-презентация |
3 | Работа с бумагой и картоном. | 10 | 1 | 9 | конкурс работ |
4 | Лепка | 4 | - | 4 | выставка |
5 | Учись мастерить | 5 | 1 | 4 | выставка |
6 | Рисование | 2 | - | 2 | |
7 | Работа с тканью | 2 | - | 2 | опрос |
8 | Работа с разными материалами. | 2 | 1 | 1 | эстафета творческих дел |
9 | Проектная деятельность | 2 | 1 | 1 | защита проектов и выставка работ |
10 | Итоговое занятие. Выставка детских работ. | 1 | 1 | - | выставка работ учащихся |
| Итого | 34 | 6 | 28 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «САМОДЕЛКИН»
Введение (1 ч.)
Вводное занятие. Знакомство с кружковой работой. План работы, правила поведения, инструктаж по ТБ.
Работа с природным материалом (5 ч):
Беседа «Флористика». Картины из листьев. Продолжение работы.
Искусство ошибане. Колорит в композиции. Картина «Пейзаж с лодкой».
Работа с бумагой (4 ч):
Плетение из бумаги. Оригами «Лебедь». Пушистый шарик «Ёжик». Пушистый шарик «Аисты».
Лепка (4 ч):
Лепим дымковскую игрушку. Лепим филимоновскую игрушку. Лепим каргопольскую игрушку. Лепим посуду в технике «Гжель»
Учись мастерить (5 ч):
Конструирование из картона «Синица». Конструирование из бумаги и спичечного коробка «Черепаха». Конструирование из бумаги и картона «Мышка». Конструирование из картона «Вертолёт». Выставка по итогам 1 полугодия.
Работа с бумагой и картоном (6 ч.)
Букет из роз. Коллективная работа «Корзина с цветами». Аппликация "Аквариум". Ёлка настольная «Чудо-елочка». Продолжение работы. Панно (квиллинг) «Весенняя поляна». Коллективная работа «Корзина с цветами». Коллективная работа «Корзина с цветами». Продолжение работы.
Рисование (2 ч.)
Отпечатки фруктов и овощей. Рисуем, клеим.
Работа с тканью (2 ч.)
«Веселые зверюшки». Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка».
Работа с разными материалами (2 ч.)
Кормушки для птиц. Закладка для книги /открытка с использованием полицвета.
Проектная деятельность (2 ч):
Проект по теме «Мое увлечение». Технологический этап творческого проекта. Заключительный этап.
Итоги (1 ч.)
Выставка по итогам 1 полугодия. Выставка по итогам года. Генеральная уборка.
Методы и приемы обучения.
- Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
- Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
- Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок.
Календарный учебный график
№ п/п | месяц | число | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия |
Раздел 1. Вводное занятие. | |||||
Комбинированное | 1 | Вводное занятие. Знакомство с кружковой работой. Правила и приемы безопасной работы. План работы, правила поведения, инструктаж по ТБ. | |||
Раздел 2. Работа с природным материалом | |||||
Комбинированное | 1 | Беседа «Флористика». Картины из листьев. | |||
Комбинированное | 1 | Картины из листьев. Продолжение работы. | |||
Комбинированное | 1 | Искусство ошибане. | |||
Комбинированное | 1 | Колорит в композиции | |||
Комбинированное | 1 | Картина «Пейзаж с лодкой» | |||
Раздел 3. Работа с бумагой | |||||
Комбинированное | 2 | Плетение из бумаги. Оригами «Лебедь» | |||
Комбинированное | 1 | Пушистый шарик «Ёжик», | |||
Комбинированное | 1 | Пушистый шарик «Аисты» | |||
Раздел 4. Лепка | |||||
Комбинированное | 1 | Лепим дымковскую игрушку | |||
Комбинированное | 1 | Лепим филимоновскую игрушку. | |||
Комбинированное | 1 | Лепим каргопольскую игрушку. | |||
Комбинированное | 1 | Лепим посуду в технике «Гжель» | |||
Раздел 5. Учись мастерить | |||||
Комбинированное | 1 | Конструирование из картона «Синица» | |||
Комбинированное | 1 | Конструирование из бумаги и спичечного коробка «Черепаха» | |||
Комбинированное | 1 | Конструирование из бумаги и картона «Мышка» | |||
Комбинированное | 1 | Конструирование из картона «Вертолёт» | |||
Итоговое | 1 | Выставка по итогам 1 полугодия. | |||
Раздел 6. Работа с бумагой и картоном. | |||||
Комбинированное | 1 | Ёлка настольная «Чудо-ёлочка» | |||
Комбинированное | 1 | Аппликация "Аквариум" | |||
Комбинированное | 1 | Букет из роз. | |||
Комбинированное | 1 | Коллективная работа «Корзина с цветами» | |||
Комбинированное | 1 | Панно (квиллинг) «Весенняя поляна» | |||
Групповая | 1 | Коллективная работа «Корзина с цветами» | |||
Раздел 8. Рисование | |||||
Комбинированное | 1 | Отпечатки фруктов и овощей. | |||
Комбинированное | 1 | Рисуем, клеим. | |||
Раздел 9 Работа с тканью. | |||||
Комбинированное | 1 | «Веселые зверюшки». | |||
Комбинированное | 1 | Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» | |||
Раздел 10. Работа с разными материалами. | |||||
Комбинированное | 1 | Кормушки для птиц. | |||
Комбинированное | 1 | Закладка для книги /открытка с использованием полицвета. | |||
Раздел 12. Проектная деятельность | |||||
Комбинированное | 1 | Проект по теме «Мое увлечение». Технологический этап творческого проекта. | |||
Итоговое | 1 | Заключительный этап | |||
Итоговое | Выставка по итогам года. Генеральная уборка. | ||||
ИТОГО | 34 ч. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Занятия проводятся в кабинете начальных классов.
Кабинет рассчитан на 30 посадочных мест. Оборудование рабочего места учащегося подобрано с учетом возраста. Индивидуальные парты помогают учащимся сконцентрироваться на работе, позволяют с комфортом расположиться за партой и не мешать своему соседу. Стулья ученические, деревянные. Формы и размеры сиденья и спинки стула обеспечивают правильную посадку, опору для спины.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
∙ инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные с округлёнными концами, линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, дощечки для работы шилом и лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками;
∙ материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материалы (тесьма), пластилин и глина, солёное тесто, природные материалы (плоские и объёмные), «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.), пуговицы, клей ПВА, клей – карандаш;
∙ компьютер, принтер, сканер, проектор
Литература
1. Агапова И., Давыдова М. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. М.: ООО «ИКТЦ «Лада», 2007.
2. Большая энциклопедия поделок. - М.: ЗАО «Росмэн- Пресс», 2006. - С 255.: ил.
3. Горский В.А. Техническое конструирование. – М, 1994г.
4. «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение» М.: «Просвещение», 2008
5. Марамыгина Е.А. Досуговая программа (в каникулярное время) «Мы, играя, воображаем, фантазируем, мечтаем». – Надым: МОУ ДОД «Центр детского творчества», 2009. - С 42.
6. Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ Техническое творчество учащихся. М: «Просвещение», 1995.
7. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
8. Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. Бумага. М.: Сфера, 2009.
9. Интернет -ресурсы: http://podelkidlyadetei.ru; http://www.zavuch.info; http://festival.1september.ru;
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей 1. Агапова И., Давыдова М. Аппликация. /М.: ООО «ИКТЦ «Лада», 2009.
2. Бомон Э., Гилоре М. История транспорта. М.: «Махаон», 2007.
3. Докучаев Н. Н. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. ЗАО «Валерии» СПб», 1997.
4. Конноли Ш. Большая школьная энциклопедия. М.: «Махаон», 2003.
5. Острун Н., Киселев А. Самоделки: 40 уникальных идей. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2002.
6. Соколова – Кубай Н. Н. Узоры из бумаги. Белорусская выцинанка. «Культура и традиции», 2006.
7. Форлин М. Открытки своими руками. Чудеса из бумаги, картона и бисера. АРТРОДНИК, 2007.
8. Шмидт Н. Реактивные самолеты из бумаги. Минск: ООО «Попурри», 2004.
9. Интернет - ресурсы: http://stranakids.ru; http://igrushka.kz; http://stranamasterov.ru;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...