Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
статья на тему
Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего Отечества. К сожалению сейчас резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В своей статье хотела раскрыть методы и формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
«… наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»
А.С. Макаренко
Понятие патриотизм (греч. patris - отечество) – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости-это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» говорил Д.С. Лихачёв
Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в детском саду, с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. Патриотическое воспитание дошкольников направлено на решение широкого круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения своего родного языка, наследия традиционной отечественной культуры. Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов;
По мнению доктора педагогических наук Светланы Акимовны Козловой, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень – Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.
Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.
В связи с этим в Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:
экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.;
рассказ воспитателя;
наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;
беседы о родном городе, стране, ее истории;
показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.;
использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);
знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр.;
организация тематических выставок;
участие в общественных и календарных праздниках;
Игры по патриотическому воспитанию дошкольников
Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в дошкольных учреждениях значительное место занимают учебно-развивающие игры.
Метод проектов - один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания – позволяющий создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов позволяет достаточно (в соответствии с федеральными государственными требованиями) сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения ожидаемого результата, а самое главное – раскрывает возможности для педагогического творчества. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.
Используя разнообразные методы и формы работы наблюдаем положительную динамику. Наблюдения за детьми, подготовительной группы, по данному направлению показывает:
Ø Дети овладели краткими сведениями об истории города, округа, страны;
Ø Различают символику города, округа, страны;
Ø Имеют элементарные представления о жизни, быте, культуре народов ханты;
Ø Различают и называют национальные костюмы имеющихся в группе национальностей, умеют играть в их подвижные игры;
Ø Знают правила безопасного поведения в природе и на улицах города;
Ø Понимают сопричастность к социальной и окружающей среде, осознают себя полноправными членами общества.
Ø Дети стали более отзывчивы друг к другу, сопереживают чужому горю
Успех патриотического воспитания в большой мере зависит от правильного определения возрастной ступени, на которой возможно и следует активизировать формирование патриотических чувств. Анализируя данные по развитию ребенка в первые четыре года жизни, следует отметить, что это годы активного вхождения ребенка в социальный мир, формирования первоначальных представлений об окружающей жизни, о правилах человеческого общения.
К 5 годам происходит отмечаемая Л. С. Выготским, «интеллектуализация чувств». Среди мотивов деятельности и поведения начинают доминировать общественные мотивы, зарождается общественная направленность личности, все эти объективные данные позволили исследователям считать, что наиболее благоприятным возрастом для начала патриотического воспитания является средний дошкольный возраст (с 5 лет).
От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему и в дальнейшем я намерена помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.
Список литературы:
1. Александрова. Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий Волгоград: Учитель, 2007.
2. Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая, подготовительная группа)-М.: «Издательство Скрипторий 2003» 2008.
3. Оверчук Т.И. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. – М., 2004.
4. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980
5. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990
6. Полякова Т. В. Знакомим детей с малой Родиной. ap2004.alledu/document/380/839
7. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
8. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007
9. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. portal-slovo
10. Кондрыкинская Л. А.Дошкольникам о защитниках отечества / - М., 2006.
11. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / - М., 2007.
12. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников /– М., 2008.
13. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А Родной край /. - М., 1990.
14. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П.,Система патриотического воспитания в ДОУ / Волгоград, - 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Презентация авторской программы "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста" в условиях Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....
Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовской национальной культуры.
В настоящее время очень остро встал вопрос о сохранении и возрождении культурного наследия, поэтому современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать...
Работа с родителями. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Работа с родителями. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста....
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
журнал для родителей...
Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные иде...
Роль семьи и детского сада в воспитании детей дошкольного возраста.
Материал для родителей о том что воспитание начинается с семьи и основные качества ребенка закладывает семья, а в детском саду педагоги направляют детей общаться со сверстниками, реализовывать их деят...
Творческий отчёт на тему : "Краеведение как одна из форм патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Данная работа является опытом работы по краеведению. Отчёт содержит планирование материала по краеведению в разных возрастных группах....