Работа с родителями. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
статья по теме
Работа с родителями. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Наш край. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь….
Апулей
Значение понятия «социально-нравственное воспитание» достаточно широко: социально все, что касается человека, живущего в обществе. Оно тесно связано с понятием «социализация», рассматриваемого как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (И.С. Кон). Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
Семья – уникальный первичный социум, который не могут дублировать общественные институты в способности давать ребенку психологическую защищенность, эмоциональный комфорт, поддержку, безусловное, безоценочное принятие. В этом особое значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
В педагогике приоритетным является установление контакта с родителями дошкольников. Нельзя забывать, что каждая семья индивидуальна: полные, неполные, проживающие со старшими родителями, имеющие разное количество детей и т.п. В каждой семье складываются особенные взаимоотношения между всеми членами семьи, ребенка-дошкольника с каждым членом семьи. Ребенок черпает определенный багаж опыта от общения со всеми близкими родственниками. Каждая модель общения носит ценный характер, как для ребенка, так и для его родственника.
При работе с родителями в данном направлении можно использовать такие формы работы как:
- Анкетирование родителей
- Поддержание групповых традиций совместным участием в них «Сладкий вечер», «Приглашаем гостей»
- Индивидуальные консультации, беседы.
- Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».
- Фотовыставки «Мой любимый поселок», «Самое красивое место в нашем поселке» «Семья и дети», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду»
- Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).
- Совместное создание взросло-детских проектов «История моей семьи», «Моя любимая кукла», «Детка».
- Оформление информационного стенда: рубрика «Домашнее чтение», «О подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).
- Родительский клуб («Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших дошкольников»).
- Изготовление костюмов, участие в праздниках, пополнение музея старинными предметами ( социально-нравственное воспитание путём приобщения к русскому народному творчеству )
- Проведение парада семейных коллекций;
- Организация ярмарки родительских идей.
- Оформление информационных стендов «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах».
- «Встреча с интересными людьми».
А также можно применять следующие формы работы с родителями воспитанников:
Совместные специально организованные занятия
Педагог приглашает родственников воспитанников посетить занятие (желательно, чтобы присутствовали родственники каждого ребенка). Занятие организуется по итогам изучения запросов и потребностей родителей. Цели и задачи занятия должны решать как развитие знаний, умений и навыков детей, так и обогащение опыта родственников в организации общения с ребенком. Деятельность на занятии должна быть продумана так, чтобы практические задания выполнялись совместно (в парах, в подгруппах и др.)
Встречи с родственниками умельцами и Занятия по интересам
В группу приглашаются родственники. Деятельность организуется так, чтобы сформировались подгруппы по интересам, в которых должны обязательно присутствовать родственники и дети (Например, вязание на спицах, моделирование, вышивание, роспись и др).
Викторины, конкурсы, досуги и др.
Данные мероприятия необходимо организовать так, чтобы дети взаимодействовали с родственниками.
Практикумы
Педагог организует разнообразную совместную деятельность детей и родственников так, чтобы дети и их партнеры получили и обогатили свой опыт по организации сотрудничества с детьми.
Например, совместные опыты и эксперименты, совместное составление сказок, рассказов, загадок, стихов; совместная художественная деятельность и др.
Совместные проекты
Проектный метод является одним из эффективных методов по привлечению к сотрудничеству семей воспитанников. Работа над проектами может осуществляться как в домашних условиях, так и в стенах ДОУ. Практика показала, что родители активно проявляют себя в работе проектов, выстраивают партнерские отношения с детьми. Совместная постановка целей и задач и их выполнение, организация совместной исследовательской, творческой деятельности, сбора материала.
Особое место в проектном методе отведено презентации, т.к. презентация является наиболее эффективной формой партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми.
Метод проектов легко накладывается на работу по гармонизации партнерских отношений в детско-родственном сообществе.
Газеты
В газетах размещается разного рода информация: новости, сообщения, объявления. Из газет родители и все родственники дошкольников могут узнать о жизни детей в ДОУ, о мероприятиях, в которых они могут поучаствовать.
Воспитатель: Булгакова О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Презентация авторской программы "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста" в условиях Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....
Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовской национальной культуры.
В настоящее время очень остро встал вопрос о сохранении и возрождении культурного наследия, поэтому современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
журнал для родителей...
Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные иде...
Роль семьи и детского сада в воспитании детей дошкольного возраста.
Материал для родителей о том что воспитание начинается с семьи и основные качества ребенка закладывает семья, а в детском саду педагоги направляют детей общаться со сверстниками, реализовывать их деят...
Творческий отчёт на тему : "Краеведение как одна из форм патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Данная работа является опытом работы по краеведению. Отчёт содержит планирование материала по краеведению в разных возрастных группах....
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Цель – формирование положительного отношения к природе, воспитыватьзащитников природы, дать экологические знания, научить детей бытьмилосердными, любить и беречь природу (землю, воду, возду...