ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по зож на тему

Судыко Алена Викторовна

журнал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhurnal_po_ekologii_dlya_roditeley.doc418.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1.  «НЕ ТАКОЙ УПОРНЫЙ НЕДУГ РАСПИРАТОРНЫЙ»

  1.  «БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ»

  1.  «ПРИРОДА. ТВОРЧЕСТВО. КРАСОТА»

  1.  «СЕМЬРОДИТЕЛЬСКИХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ О МОРОЗНОЙ ПОГОДЕ»

  1.  «ДЕТЯМ О ПРИРОДЕ»

  1.  «ЗВУКИ ЗИМНЕЙ ПРИРОДЫ»

  1. МАСТЕРИМ НА ДОСУГЕ

  1. ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА

Увлекательные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Разнообразные подвижные игры – катание на санках, лыжах, игры со снегом и др. – обогатят содержание Ваших прогулок, увлекут ребенка. Все это позволит увеличить продолжительность прогулок, что особенно важно при низких температурах.

Любимое зимнее развлечение малышей – санки, и катание на них широко используйте на прогулках. Но и ходьба на лыжах вполне доступна детям 3-4 лет. Поэтому необходимо научить ребенка простейшим приемам передвижения на лыжах, спускам с небольших горок. Можно попробовать покататься и на коньках, однако надо помнить, что это под силу не каждому ребенку.

Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию игры и развлечения, в которые Вы сможете поиграть с ребенком на зимней прогулке!

1. «Зима пришла».

Ребенок бегает по площадке и прячется, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой и т.д. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» ребенок выбегает из укрытия и двигается по площадке. На сигнал: «Зима пришла! Холодно! Скорей домой!» - ребенок прячется на свое место.

2. «Снежинки и ветер».

Возьмите ребенка за руки. По Вашему сигналу: «Ветер подул сильный, сильный. Разлетайтесь снежинки!» - разбегайтесь в разных направлениях, расправьте руки в стороны, покачайтесь, покружитесь. «Ветер стих! Возвращайтесь снежинки в кружок!» Возьмитесь ребенка за руки, играйте несколько раз в эту игру.

3. «Найди Снегурочку».

Нарядите куклу в снегурочку, предварительно спрячьте её пред прогулкой. Во время прогулки скажите ребенку, что сегодня обещала прийти к ним снегурочка, она хочет поиграть, поплясать с вами. Наверно, она уже пришла, только спряталась, её надо поискать. Найдя снегурочку поводите хоровод с ней, приплясывая и кружась.

4. «Снежиночки – пушиночки».

Двигайтесь с ребенком в одном направлении, поворачиваясь одновременно вокруг себя. Через некоторое время смените направление движения. Скажите: «Снежиночки - пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть». Игроки останавливаются, приседают. Отдохнув немного, возобновите игру.

1. «Белые медведи».

Ребенок входит на снежную горку по скату на четвереньках (на прямых ногах), переваливаясь с боку на бок, изображая белого медведя. Взобравшись наверх, он встает и сбегает вниз.

2. «По снежному мостику».

Ребенок поднимается на снежный вал и проходит по нему до конца, сохраняя равновесие. Дойдя до конца вала, спрыгивает с него и возвращается к началу движения.

3. «Снайперы».

На верхний край снежной стенки или вала положите яркий предмет. Пусть ребенок постарается его сбить снежком. Можно поставить для сбивания несколько одинаковых или разных предметов.

  1. «Кто к нам в гости приходил?» - спросите у ребенка, заметив на снегу свежие следы. Внимательно рассмотрите с ребенком их и, определив, кому они принадлежали, пусть ребенок подражает характерным движениям этого животного или птицы.

1. «Попрыгунчики возле санок».

По вашей команде ребенок начинает подпрыгивать            на двух ногах возле санок, продвигаясь вдоль них.

2. «Чудесный автобус»

Санки стоят. Ребенок изображает автобус, двигается по площадке. По сигналу: «Остановка, двигается к санкам присаживается на них, отдыхает, потом продолжается движение автобуса.

1. Предложите ребенку пройти по ледяной дорожке, передвигая ноги по льду и стараясь не упасть. Если он все-таки упал, подбодрите его, побуждая встать самостоятельно.

2. Возьмите ребенка за руки с двух сторон и прокатите его по ледяной дорожке или плотно укатанному снегу.

3. Возьмите веревку, сложенную пополам. За концы возьмитесь сами, петлю дайте ребенку. Пусть он присядет, а Вы тяните его, продвигаясь вперед.

На лыжах дети дошкольного возраста двигаются по технике безопасности без лыжных палок, переменным и скользящим шагом.

1. «Пройди по кругу».

 Проложите лыжню ребенку по небольшому кругу, начало        

 движения отметьте флажком или др. Ребенок должен пройти по кругу и вернуться к месту начала движения.

                                                         

                                                       2.«Воротики».

На ровном месте поперек лыжни поставьте воротики – две лыжные палки или прутика, составленные верхними концами под углом, как треугольник. Подходя по лыжне к воротикам, ребенок сгибает ноги сильнее, и проходит через них, стараясь не сбить. На круговой лыжне можно поставить несколько воротиков.

В горле запершило, из носа потекло, а через два дня появился кашель. Это отек, который поразил слизистую оболочку носа, затронул бронхи. Ребенку стало тяжело дышать. А тут еще и мокрота…

Если ребенок лежит, она затаивается,  микробы в ней размножаются - и до воспаления недалеко.

 Но дети интуитивно чувствуют: не надо лежать. И как только температура снижается, сразу начинают скакать по постели. И правильно делают. Во время прыжков малыши интенсивно дышат - получая своего рода аутомассаж. Бронхи при этом освобождаются от мокроты, кашель быстрее проходит.

 В первый же день после снижения температуры можно начать делать лечебную гимнастику.

         Выполните  некоторые из упражнений с детьми

«Солдатским шагом»

Спокойная ходьба по комнате с переходом на маршировку. Высоко поднимаем ноги, согнутые в коленях, Душем через нос, ровно держать спину. Время выполнения одна минута.

«Самолетик»

Бег с разведенными в стороны на уровне плеч руками. При этом ребенок тянет звук «у-у-у». За 10-15 сек. до окончания бега темп постепенно замедляется. Время выполнения- от 20-30 сек. на первом занятии до минуты на последующих.

«Тикают часы»

Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вправо- «тик»,наклон влево – «так».Спина прямая, слова произносить громко. Упр. выполнять 4-5 раз.

«Косец»

Имитируем движения косца: косим и справа и слева. При выдохе произносим звуки «жух!» Выполняем упр. 3-4 раза с каждой стороны.

«Уж»

Два раза проползаем под стулом.

«Кто как говорит»

Ребенок сидит на стуле, руки на коленях. Показывает, как жужжит жук: «ж-ж-ж», поет петушок: «ку-ка-ре-ку», лает собака: «гав-гав».Упр.повторяется 2-4 раза.

«Дует ветер»

Сидя в той же позе, ребенок дует: «фу-у». Сначала тихо, потом сильно.

«Воздушный шарик»

Надувает воздушный шарик. Вдох через нос. На первом занятии делаем не более  3-4 вдохов.

«Дровосек»

Ноги на ширине плеч руки над головой сцеплены в замок, при наклоне туловища вперед ребенок одновременно опускает руки, на вдохе произносит :  «ух!». Выполняется 2-5 раз.

«Велосипед»

Лежа на спине, ребенок имитирует езду на велосипеде. Движения выполняются 2-6 раз.

«Плывем брасом»

Лежа на животе и приподняв голову, ребенок делает круговые движения руками как при плавании брасом (2-6 раз). Дыхание произвольное.

 Не обязательно сразу  разучивать все упражнения. Можно выполнять 3-4 из них несколько дней, а потом другие, чтобы гимнастика ребенку не надоедала. Если после гимнастики хочется откашляется, значит, цель достигнута.

Кто сказал, что у зимней природы нет красоты? С этим нельзя согласиться: зима такое же неповторимо красивое время года, как и все остальные. Конечно, не всегда «мороз и солнце» и «под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит». Но даже если таких дней зимой немного, то запоминается зима именно такими днями, морозными, солнечными, снежными, радостными. Бывают среди зимы и такие дни: выглянешь поутру из окна и восхитишься – деревья в белоснежных шубах, ветви от тяжести гнутся, стволы облеплены снежными фигурами, и этих фигур, сказочных животных, человечков и т.п. – великое множество. Настоящая снежная сказка – зимнее царство. В такие мгновения вспоминаются стихи
Ф. Тютчева:

 Чародейкою Зимою

 Околдован, лес стоит.

 И под снежной бахромою,

 Неподвижною, немою,

 Чудной жизнью он блестит…

Если в такой день выйти с ребенком на прогулку и задаться целью увидеть побольше необычного и красивого в засыпанных снегом деревьях, кустах, то можно многое открыть. Попробуйте пофантазировать с ребенком, глядя на снежные образы. Поверьте при желании можно разглядеть в снежных уборах и медведя, и черепаху, и гнома, и сказочных птиц и многое другое. Стоит только раз показать ребенку красоту зимней природы, открыть глаза  то он самостоятельно будет всё замечать. Свои впечатления берите домой, и вместе с ребенком отразите их в разнообразной детской деятельности: рисуйте, лепите, играйте, рассказывайте другим людям. И они, конечно, удивятся, ведь они-то ничего не заметили…

Даже один такой день зимы запоминается надолго. А из подобных дней-удивлений, дней-открытий и складываются радость и счастье детства.

Снег – замечательное «изобретение» природы, он может таять и превращаться в воду, а затем и вовсе исчезать. Может быть как пластилин, из которого лепи что хочешь. Может сверкать как сокровище, всеми цветами радуги. Может быть ковром для саней и лыж, одеялом для земли. Если внимательно понаблюдать за снегом в разное время суток, в разную погоду вы узнаете, что он может быть и розовым, и голубым, и даже красным. Главное заметить эту красоту зимней природы.

Зимнее солнце тоже бывает разным – то красным, то белым, то желтым. Оно умеет расцвечивать снег и превращать снежинки в бриллианты. Зимнее солнце, как и Снежная королева, холодное и блестящее.

Мы знаем, как сказка западает в сердце ребенка, какое впечатление производит. Но гораздо большее впечатление окажет на ребенка сказка, рассказанная и даже разыгранная на природе. Расскажите ему сказку таинственным голосом. Может она рассказываться в зимних сумерках, покрытая налетом загадочности и непредсказуемости. Такие «Сказки зимнего леса» запомнятся вашим детям на всю жизнь.

Дошкольное детство можно сравнить с весенней пашней, когда вспахивают и засеивают внутренний мир ребенка, его сознание. Упустить это время все равно что упустить весну. Так природа является великим источником вдохновения и творческой мысли, чувств и знаний. И когда мы приходим с детьми в лес или подходим к дереву, растущему возле дома, необходимо иметь открытое сердце и с открытым сердцем смотреть и искать. И тогда природа откроет нам свои тайны, ответит взаимностью, подарит любовь и напитает духовно.

Чувство сопереживания, сострадания – неотъемлемое чувство творческого человека. Очень важно воспитать эти чувства у ребенка. Зима предлагает нам проявить заботу о птицах, сделать для них кормушки, регулярно подсыпать в них корм и наблюдать, как птички радуются, щебечут, подлетая к ним. Это очень важно: ребенок понимает, что он кормит птичек, помогает им, гордится тем, что это он сделал и повесил кормушку. Дерево выберите с характерным признаком, тогда ребенок быстрее его найдет, и само дерево станет для него близким другом.

Готовясь к новогодним праздникам, создайте с ребенком мини творение – елочную игрушку.

Шишку, найденную на прогулке можно превратить в елочную игрушку. Подготовьте краски, разведите несколько близких цветовых оттенков, например белый, голубой, синий. Возьмите раскрывшуюся шишку и раскрасьте чешуйки сначала с внешней стороны, а потом с внутренней. Дайте ей высохнуть и покройте лаком с блестками, или прозрачным клеем, на который посыпали манную крупу или белый бисер. Прикрепите петельку и повесьте игрушку на елку.

Елочку можно сделать из белой или зеленой бумаги. Для этого нужно изготовить три конуса разной величины: от меньшего к большему. Конус делают из полукруга, склеивая радиусы. Затем края каждого конуса «нарезают» неглубокой, но частой бахромой. Елочка составляется как пирамидка. Верхушки двух нижних ярусов можно смазать клеем, чтобы они лучше держались. Можно посеребрить елочку лаком с блестками, а можно приклеить комочки ваты.

Перевернем яркий стаканчик из-под йогурта вверх дном, проденем через дно стаканчика петельку. Выберем пластилин, подходящий по цвету, и окантуем им низ домика. Разгладим пластилин. Украсим домик бусинками, пуговками или блестками – на свое усмотрение. Теперь сделаем окошко - расплющим кусочек пластилина в виде квадратика и прикрепим его к стене домика. Чтобы окошко светилось, вставим в него блестящую бусину или фольги. Крышу можно изготовить, согнув брусочек пластилина пополам и прикрепив его к дну стаканчика. Украсьте крышу на свое усмотрение, но не забудьте прикрепить трубу.

Возьмем два стаканчика от йогурта разного цвета, лучше всего синий и белый. Наденем синий стаканчик на перевернутый белый – получится заготовка для домика с высокой крышей. Используем близкий по цвету пластилин, чтобы закрепить на крыше и стенах домика окошки, двери, трубу, снег. Не забудем о бусинках блестках, которые легко крепятся к пластилину и придают всей работе праздничное настроение.

В такой домик можно поместить записку, сообщающую о месте, где спрятан подарок.

У зимы много сказок, далеко мы не все знаем, но если мы с вами будем внимательными, восприимчивыми, изобретательными, то, быть может, откроем еще много замечательного вместе с детьми. Радостных минут и часов Вам!

 

        Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и учиться любить, оберегать, разумно использовать, быть действительно созидающей, а не губительной  частью мира. Взрослым необходимо помочь ребенку неторопливо и бережно войти в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, побудить интерес к ее явлениям.

    Мы вам предлагаем задания – знакомства во время прогулок.

  Задание 1. По загадке определите свойства снега.  

.                                 Он на солнышке румяный,

                                   Под луною голубой.  

                                   И на шапку и в карманы

                                   К нам насыпался с тобой.        

                                   Он и белый и пушистый,  

                                   И лохматый, как медведь.

      Вопросы: В какую погоду снег белый? Пушистый? Почему при свете луны снег кажется голубой? При свете солнца красноватым?

   Задание 2. В разную погоду понаблюдайте и определите разные формы осадков: изморозь, крупу, иглы, хлопья, иней. Спросите, как ребенок понимает снег – изморозь, снег – крупу, снег – хлопья.

  Задание 3. Во время снегопада вместе с детьми опишите, как снег хлопьями кружится в воздухе и падает на землю.

  Задание 4. В морозный день обратите внимание детей на покрытый инеем воротник, на заиндевевшие волосы и брови.

                              Без дел мне не сидится,

                              Я пошутить люблю,

                              Вам брови и ресницы

                               Я мигом набелю.

      Вопросы: Попросите детей объяснить, почему в морозный день волосы, и ресницы, и брови становятся белыми? Откуда берется иней на деревьях?

    Задание 5. Предложите детям посмотреть на качающиеся ветки. Спросите о силе ветра, как можно ее определить, где используется ветер. Прочтите стихотворение А.С.Пушкина:

                               Ветер, ветер, ты могуч.

                               Ты гоняешь стаи туч,

                               Ты волнуешь сине море,

                               Всюду веешь на просторе.

      Задание 6. Определите путь солнца. Когда будут короткие дни, вспомните, светло ли было в эти часы летом, осенью.

    Задание 7. Обратите внимание на покрытые снегом крыши домов, заборы, деревья, дороги.

                               На дворах и домах

                               Снег лежит полотном

                                И на солнце блестит

                                Разноцветным огнем.

  Почему на солнце снег блестит разноцветным огнем?

     Задание 8. Во время оттепели обратите внимание на изменение свойств снега. Спросите, что можно делать из пластичного снега. Можно ли вылепить что – либо из снега, когда он сухой? 

    Задание 9. Послушайте завывание февральского ветра. Спросите о характерных особенностях этого месяца. Вспомните стихи Е.Трутневой:

Если мороз подышал на стекло,

                              Если от снега кустам тяжело,

                              Если на маме пуховая шаль,

Значит на улице месяц…(февраль).

     Задание 10. Обратите внимание детей на капель.

  Вопросы: Почему капает с одной стороны крыши? Как образуется и растет сосулька? В какое время капает с крыши? В котором часу темнеет? Где показывается солнце? Длиннее ли стал день? 

    Задание 11. Спросите у детей, в какое время года, в какую погоду бывает гололед. Посмотрите на дорогу, ветки деревьев во время гололеда: они будут стеклянные.

     Задание 12. Рассмотрите вместе с детьми снегиря. К какому виду относятся снегири? Где живут? Чем питаются? Вспомните стих о нем:

                               Я – красногрудый снегирек.

                               На ветку с ветки скок – поскок.  

     1. Многие считают, что ребенка надо одевать теплее

      Дети, которых кутают, увы, чаще болеют. Движения сами по себе согревают организм, и помощь «ста одежек» излишняя. В организме нарушается теплообмен, и в результате он перегревается. Тогда достаточно даже легкого сквозняка, чтобы простыть.

   2. Многие считают: чтобы удержать тепло, одежда должна плотно прилегать к телу

     Парадоксально, но самое надежное средство от холода - воздух. Оказывается, чтобы лучше защититься от низкой температуры, надо создать вокруг тела воздушную прослойку. Для этого подойдет теплая, но достаточно просторная одежда. Что надо надеть под куртку или пальто? сначала майку из хлопка, который хорошо впитывает пот, потом пуловер, свободный, но плотно прилегающий на шее и запястьях. На ноги - теплые ботинки на меху, но не тесные, а такие, чтобы большой палец ноги мог легко двигаться внутри.

    3. Многие считают: если малышу холодно, он обязательно даст об этом знать

    Маленький ребенок еще не может сказать «мне холодно». Жировая прослойка под кожей у него еще очень мала, и система терморегуляции сформировалась не до конца. Единственной реакцией сильно замерзшего ребенка станут бледность и непреодолимое желание спать. Имейте в виду: момент, когда тело ребенка расслабляется, сигнал опасности! Не радует и «умилительная» зимняя картинка - спящий в санках ребенок. Ведь он не движется - он отдан в неласковые руки мороза.

      4. Многие считают, что зимой достаточно погулять часок

    На этот счет строгих правил нет. Все зависит от закаленности ребенка и уличной температуры. Максимально допустимая температура с детьми 6-7 лет минус 22-23 градусов; а опасные «спутники» зимнего воздуха - высокая влажность и ветер.

      5. Многие считают - беда, если у ребенка замерзли уши

   В мороз, боясь отита, мамы используют целый арсенал,

состоящий из платочков и шапочек. Однако если у ребенка воспаление ушей, это вовсе не значит, что переохладились именно они. Анатомическое строение детского уха такого, что просвет евстахиевых труб гораздо шире, чем у взрослого. Даже при легком насморке жидкие выделения из носа через носоглотку легко туда затекают, неся с собой инфекцию. Чаще всего именно из-за этого возникают отиты. Позаботьтесь поплотнее закрыть шею и затылок ребенка. А уши надо закалять с самого рождения  -не надевать слишком плотно прилегающие многочисленные платочки и шапочки.

      6. Многие считают: раз ребенок замерз, нужно как можно скорее согреть его

   Согреть нужно, но не в «пожарном порядке». Например, если положить замерзшие пальчики ребенка на батарею или подставить их под струю горячей воды-беды не миновать. Резкий контраст температур может вызвать сильную боль или, хуже того, нарушение работы сердца! Чтобы согреть малыша, прежде всего переоденьте его в теплое сухое белье, положите в кровать и укройте одеялом. Если ребенок озяб, можно предложить ему негорячую ванну.

      7. Многие считают, что простуженный ребенок не должен гулять

    Если температура у малыша не повышена, прогулки нужны обязательно! Наверное, вы замечали, что на свежем воздухе даже насморк как будто бы отступает, нос прочищается , дышать. Ничего, если будет и морозец. Следите, чтобы ребенок не дышал ртом, чтобы его не продуло ветром, и он не вспотел. Не позволяйте ему много двигаться. Гуляйте за «ручку» -чинно и благородно, как говорили в старину.      

   

     

Проект «Звуки зимней природы

Проблема: как и где можно услышать природу?

Игровая мотивация:

Цель проекта:

  1. Включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды.
  2. Развитие у детей умения выделять разнообразные звуки окружающего мира и  передавать их с помощью речевого интонирования.

Вид проекта: информационно – практико-ориентированный

Срок: кратковременный.

Задачи:

  1. Увлечь детей красотой и своеобразием звуков зимней природы, обогатить эстетические впечатления. Научить слышать звуки природы.
  2.  Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, связную и образную речь, элементы творческого воображения.
  3. Упражнять в умении выделять разнообразные звуки окружающего мира и  природы, правильно использовать тембровую окраску голоса и  речевое дыхание  при их образной передаче.
  4. Продолжать развивать общую мелкую и артикуляционную моторику, эмоционально-чувственную сферу личности ребенка как одну из компонентов экологической культуры.
  5. Формировать у детей и родителей позитивный опыт по взаимодействию с окружающей средой.

Одежда ребёнка: тёплый спортивный костюм, меховая шапка, шуба, тёплые носки, валенки или сапоги, варежки.

Место проведения: парк или игровая площадка во дворе.

Длительность: в течение дня.

Вариативная модель организации деятельности детей и родителей  во время зимней прогулки:

  • При подготовке к прогулке выполните с ребёнком пальчиковую гимнастику «Мы во двор пошли гулять» (Приложение 1).
  • На улице организуйте с ребёнком «минуты любования зимней природой».
  • Предложите выразить свое состояние и настроение в разное время зимы, проведите игру-имитацию «Мимические упражнения» (Приложение 2).
  • Нацельте ребёнка на задание «услышать и запомнить звуки природы» во время самостоятельной деятельности.
  • Обсудите с детьми, какие еще звуки можно услышать дома, на улице, во дворе, в природе, предложите изобразить их.
  • В заключение прогулки предложите ребёнку игру «Снежинки» или «Снеговик»,  на координацию слова и движения (Приложение 3).
  • По возвращению с прогулки, вспомнить какие звуки природы ребёнок услышал во время игры на улице (вой ветра, пение птиц, скрип снега и полозьев санок, шарканье по ледяной дорожке, скрип деревьев при ветре и т.д.). При необходимости помощи предложить ребёнку упражнение на развитие речевого дыхания и голоса: «Вьюга в лесу» (Приложение 4).
  • Рассмотрите с детьми иллюстрации и предложите определить, где можно услышать эти звуки (дома, на улице, во дворе, в природе).
  • В вечерний период времени вспомните с ребёнком дневную прогулку,  наиболее запомнившиеся моменты. Для обогащения впечатлений выполните уже знакомые ребенку упражнения артикуляционной гимнастики: «Снеговики радуются снегу и морозу», «Грустные снеговики весной», «Сосулька», «Санки-ледянки», «Горка», «Саночки», «Ветер» (Приложение 5).
  • Рассмотрите с детьми картинки, предложите произнести звуки, которые слышали сегодня на прогулке. Задайте детям вопросы:
  • Чем отличаются звуки от звуков снега в морозную погоду от звуков снега в теплый зимний денек?
  • Какие из предложенных картинок можно объединить одним звуком?
  • Найди в доме предметы, с помощью чего ты смог бы изобразить услышанные сегодня звуки.
  • Вспомни и произнеси другие звуки природы (это задание можно организовать в виде дидактической игры «Отгадай, кто я»)
  • Разыграйте с детьми звуковую сказку: Наступила зима. Завыли частые суровые вьюги….Воробьи шустро прыгали по дорожкам и повторяли  свою неизменную песенку: чирик-чик-чик, синички сидели, нахохлившись на веточках и будто что-то старались сказать шустрым воробышкам: синь- синь- синь. Вдруг раздался скрип морозного снега и вдали показался маленький мальчик, он спешил к кормушке, чтобы накормить своих пернатых друзей…(Родители проговаривают текст, звуки природы произносят  дети).
  • Перед сном выполните психогимнастику  и пластические этюды (Приложение 6).
  • Практическая деятельность: нарисуйте совместно с ребенком предметы окружающего мира и явления природы, звуки которых вы слышали во время совместной прогулки.

Приложение

1.        Развитие мелкой моторики.  Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

                                        (Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.

                                        (Имитировать лепку комов.)

Птичек крошками кормили,

                                        (Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались.

                                        (Вести указательным пальцем правой руки

по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.

                                        (Класть ладошки на стол то одной,

то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли,

                                        (Отряхивать ладошки.)

Съели суп и спать легли.

                                        (Производить движения воображаемой ложкой,

положить руки под щеку.)                                        

2.        Мимические упражнения

а). Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

б) Передать гневную интонацию деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели,

 Встал, сосульками звеня:

 — Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

в) Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

3. Упражнения, направленные на развитие согласованности в координации слова с движением, и на формирование длительного плавного выдоха.  

                                    «Снежинки»

Кружатся снежинки

В воздухе морозном.         (Кружатся на носочках.)

Падают на землю            (Медленно приседают, руками

Кружевные звезды.             показывая плавное падение снежинок.)

Вот одна упала                 (Встают, ловят воображаемую

На мою ладошку.              снежинку на ладошку.)

Ой, не тай, снежинка,         (Бережно прикрывают «снежинку»

Подожди немножко.     на ладони другой ладошкой.)

                                      «Снеговик»

        Сегодня из снежного мокрого кома                 (Идут по кругу наклонившись

Мы снежную бабу слепили у дома,                    катят перед собой                                                                                 воображаемый ком.)                              Стоит эта баба у самых ворот —                        (Разглаживают руками

                                                                        снег на «бабе».)                         Никто не проедет! Никто не пройдет!                 (Грозят пальцем правой

                                                                        руки, потом левой.)                 Знакома она уже всей детворе,                                                                         А Жучка все лает: «Чужой во дворе».                 (Идут по кругу.)

4.        Развитие речевого дыхания и голоса

Вьюга. Старая, седя, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с>>.

5. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для щек, губ и языка.

Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми*).

Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

6. Психогимнастика. Пластические этюды

Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку. Показать: разные звери встречают Новый год.

Пластические этюды

Зимние забавы. Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.

Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птенцов, и замерзшего воробья.

Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.

Гирлянды,   флажки,   фонарики,   воздушные шары…

Украсить квартиру к празднику помогут и самые разные сюрпризы, которые можно разместить на стенах, дверях, окнах, а также в любых более-менее свободных от мебели местах комнаты. Но чтобы украсить елку, нужно подумать и проявить максимум фантазии, дети в этом не испытывают трудностей, только предложите им и включитесь в совместную деятельность.

их можно развешать в комнате, как угодно: и в один ряд, и в несколько, и вдоль комнаты, и поперек, и по диагонали. Для прочности лучше использовать тонкую леску.

На флажках возможны поздравления, пожелания к празднику. Интереснее и привлекательнее выглядят буквы, вырезанные из плотной цветной бумаги. Буквы кажутся висящими в воздухе, если нитка или леска подбираются и протягиваются как можно менее заметно.

Разноцветные воздушные шарики станут еще праздничнее, если написать на них фломастерами поздравления или нарисовать забавные рожицы. При желании их можно украсить париками, усами, бородами и бакенбардами из бумаги, мочалок, ниток, луковой шелухи. Очень забавно выглядят воздушные шарики в настоящих головных уборах: кепках, панамах, платочках, косынках, шляпах, тюбетейках.

Гирлянды из разноцветных природных материалов: осенних листьев, гроздьев рябины, еловых и сосновых шишек, желудей — уместны в зависимости от времени года.

  Под потолком, на протянутых через всю комнату лесках, на светильнике висят украшения самой разной формы и размера. Бортик украшения делается из картона, а донышко из очень тонкой бумаги, раскрашены узорами.

На тонких донышках лежат легкие сюрпризы и сувениры: снежинки, бумажные осенние листья, цветы с пожеланиями и поздравлениями. Можно положить и конвертики с вложенными в них афоризмами, предсказаниями, названиями выигрышей домашней лотереи.

В подходящий момент присутствующим объявляется об ожидающем их сюрпризе. Ведущий праздника берет в руки пневматический игрушечный пистолет и стреляет в донышко украшения. Тонкая бумага легко разрывается, и сувениры плавно опускаются в руки гостей.

                                      Куда девается вода,

                                      Когда зима придет сюда? –

Дожди просыплются снегами,

И станет скользко под ногами;

Затянет реки крепкий лед,

И по нему народ пойдет…

Но там, под белой коркой люда,

Живой останется вода:

В студеной глубине при этом

                                       Живут рыбешки, как и летом!

Я нарядная такая:

На морозе вся сверкаю!

Юбка – точно кружевная

И узор, какой хочу…

Но я не очень-то простая:

Без мороза – таю, таю,

Не кружусь и не порхаю,-

Плотной капелькой лечу.

Снежинки кружатся и тают,

Летят и падают на лед.

Ах, как нам лета не хватает,

Зима так быстро настает!

Снежинки кружатся и тают

В звенящей белой вышине

И до земли не долетают —


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Презентация авторской программы "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста" в условиях Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....

Досуговое мероприятие по экологическому воспитанию. «Лес- это интересно»,для старшего дошкольного возраста.

С использованием   технологии: звукотерапия,ЭОР(просмотр слайдов) моделирование, здоровье сберегающие (физминутка,  гимнастика для глаз).Использовала ЭОР: www.google.ru,  www .yand...

«Интегрированный подход к развитию экологической культуры у детей дошкольного возраста»

«Интегрированный подход к развитию экологическойкультуры у детей дошкольного возраста»...

ПРОЕКТ «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Цель проекта – формирование у детей дошкольного возраста чувства эмоциональной близости с миром живой и неживой природы.Задачи проекта:Образовательные:- формировать основы экологической культуры дошко...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Цель – формирование положительного отношения к природе, воспитыватьзащитников природы, дать экологические знания, научить детей бытьмилосердными, любить и беречь природу (землю, воду, возду...

Отчет по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание в младшем дошкольном возрасте»

Отчет по самообразованию на тему:«Экологическое воспитание в младшем дошкольном возрасте»...

экологический проект "Огород на окошке" для детей дошкольного возраста 3-4 года

Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес у ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особо...