Культура школы как фактор социализации
статья (2 класс) на тему

Влазненкова Татьяна Владимировна

В настоящее время воспитание культурного человека остается одной из главных задач. Так по мнению профессора Е.В.Бондаревскеой: Цель воспитания – воспитание человека культуры, а основная задача педагога – создание культурной среды развития личности ребенка. В.П. Караковский считает, что содержание воспитания определяют общечеловеческие ценности, в том числе культура. Н.Е. Щуркова в содержании воспитания выделяет человека как носителя культуры. Так что же такое культура?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_shkoly_kak_faktor_sotsializatsii.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Культура школы как фактор социализации


В разные времена и в разных странах было написано много книг о культуре поведения, и целые своды правил предназначались людям разных социальных сословий. Одной из таких книг была книга «Юности честное зерцало…», изданная еще при Петре I.

В настоящее время воспитание культурного человека остается одной из главных задач. Так по мнению профессора Е.В.Бондаревскеой: Цель воспитания – воспитание человека культуры, а основная задача педагога – создание культурной среды развития личности ребенка. В.П. Караковский считает, что содержание воспитания определяют общечеловеческие ценности, в том числе культура. Н.Е. Щуркова в содержании воспитания выделяет человека как носителя культуры. Так что же такое культура?

Слово «КУЛЬТУРА» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.

Различают ВНУТРЕННЮЮ КУЛЬТУРУ и ВНЕШНЮЮ КУЛЬТУРУ. Образованность, мировоззрение личности, ее моральные черты, знания, интересы, духовные запросы определяют внутреннюю культуру человека. Она выражается в отношении к окружающей действительности, к людям, результатам их труда. По характеру этого отношения судят о воспитанности, культуре каждого из нас.

Если рассматривать внутреннюю культуру, то следует сказать о тех качествах личности, от которых зависит поведение человека. Это прежде всего:

вежливость

тактичность

деликатность

корректность

достоинство

аккуратность

обязательность

скромность и др.

Внешняя же культура, или культуру поведения – это умение человека вести себя в обществе, его манеры, жесты, речь, эстетика внешнего вида, умение организовать рабочее место, использовать свободное время. Внешняя культура определяется и поддерживается сложившимися нормами и правилами культурного поведения.

Внешняя культура или культура поведения включает в себя правила поведения в общественных местах, правила общения, отношений между людьми.

(анализ анкет – поведение на урока, внеурочных мероприятиях, в общественных местах)

Существует еще одно понятие – это понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ». Что же такое культура школы, из каких элементов она состоит, какое влияние оказывает на учащихся нам предстоит выяснить.

Понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ» в педагогическом менеджменте чаще всего определяют как совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих уклад жизни в учебном заведении. (М.М.Поташник, А.М.Моисеев)

Культура школы существует в любом образовательном учреждении, независимо от того: осознается она членами школьного сообщества или нет.

Известный исследователь проблем педагогического менеджмента К.М.Ушаков изобразил структуру культуры школы в виде уровневой модели. Организационная культура школы, по его мнению, включает такие элементы, как:

1. Символы учебного заведения

2. Герои школьного сообщества

3. Язык организации

4. Разделяемые убеждения в среде детей и взрослых

5. Профессиональные и общечеловеческие ценности

По мнению В.П.Симонова, организационная культура школы – это система ценностных ориентаций, принимаемая членами данной организации, которая служит им ориентиром в их мыслях, чувствах, поступках. Когда говорят об организационной культуре школы, имеют в виду ту общую психологическую атмосферу, которая создается в школе и в каждом ее классе.

Для развития культуры учебного заведения необходимо следующее:

Наличие у администрации и учителей школы теоретических знаний о культуре школы, ее содержании, структуре, формах и способах сохранения и изменения культурного потенциала.

Отчетливое осознание того, что культура школы существует объективно, что она достаточно устойчива.

Использование методов научно-исследовательской деятельности для описания и диагностирования существующей культуры образовательного учреждения. Важно выяснить:

А) преобладающие ценностные ориентации в детском и взрослом сообществах;

Б) кто является носителем ценностей, имеющих высокий ранг в иерархии ценностных ориентаций школьного коллектива;

В) как (положительно или отрицательно) влияют доминирующие ценностные ориентации на процесс развития личности ребенка и на нравственно-психологический климат в коллективе;

Г) какие ценности будут содействовать осуществлению инновационного замысла, а какие из них могут стать препятствием в данном процессе.

Формирование представлений о желаемом образе учебного заведения, его миссии, целях, принципах и перспективах жизнедеятельности. Определение возможностей и условий для установления ценностно-ориентационного согласия (единства) в школьном коллективе.

Проектирование аксиологических (ценностных) коммуникаций в педагогической и детской среде.

Проведение совместной деятельности на основе желаемых ценностных ориентаций. Необходимо использовать приемы и методы убеждения, личного примера и совместного творчества.

Применение способов индивидуальной и коллективной рефлексии для анализа происходящих изменений в культуре учебного заведения.

Процесс сохранения и развития культурного потенциала школы зависит от деятельности каждого педагога, от его вклада в формирование нравственно-правовой, эстетической и организационной культуры учебного заведения, в развитие культуры речи и мышления учащихся, в обогащение культурными ценностями учебно-воспитательного пространства урока и внеклассного мероприятия.

Таким образом, культуру школы нужно рассматривать, во-первых, как систему коллективных ценностей, норм и традиций уклада совместной жизнедеятельности детей и взрослых; во-вторых, как интегральную характеристику индивидуальности школьного сообщества; в-третьих, как важнейший фактор социализации учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Эстетическое воспитание как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...

Образовательная среда как фактор социализации учащихся начальной школы.

На сегодняшний день образование значительно шагнуло вперед. Данное обстоятельство безусловно повлияло на качество урока, выбора необходимых средств, технологий для достижения педагогических целей. Но ...

Статья на тему «Развитие творческих способностей, как один из ведущих факторов социализации личности учащихся»

Проблема человеческих способностей вызывает огромный интерес педагогов во все времена....

Образовательная среда как фактор социализации умственно отсталых детей

    Социализация детей и подростков сегодня одна из актуальных тем для обсуждения как в профессиональных кругах педагогов, психологов, так и в обывательских. Мало кто не замечает...

Развивающее обучение как фактор социализации детей

Развивающее обучение как фактор социализации детей...

Кадетское образование как один из факторов социализации личности учащихся в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»

Кадетское образование как один из факторов социализации личности учащихся в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»...