Эссе "Три кита дополнительного образования"
материал на тему
Для меня очень важно передавать свой опыт работы, обучать других. Вот уже более 20 лет я работаю педагогом дополнительного образования в МУДО «ДДТ» р.п.Дергачи и являюсь руководителем детского объединения «Белая ладья». Не знаю, могу ли я так утверждать, но мне кажется, что шахматы и дополнительное образование я не оставлю никогда, хотя мне уже много лет, но я занимаюсь своим любимым делом, тем, что очень мне нравится, и отчего я испытываю большое удовольствие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
«Три кита дополнительного образования:
педагог, программа и шахматное образование»
педагога дополнительного образования МУДО «Дом детского творчества» р.п. Дергачи Жакболеевой Ш.Т.
в номинации: физкультурно-спортивное
Веками люди передают опыт из поколения в поколение. Старший и более мудрый обучает младшего и менее опытного.
Для меня очень важно передавать свой опыт работы, обучать других. Вот уже более 20 лет я работаю педагогом дополнительного образования в МУДО «ДДТ» р.п.Дергачи и являюсь руководителем детского объединения «Белая ладья». Не знаю, могу ли я так утверждать, но мне кажется, что шахматы и дополнительное образование я не оставлю никогда, хотя мне уже много лет, но я занимаюсь своим любимым делом, тем, что очень мне нравится, и отчего я испытываю большое удовольствие.
Есть мнение, что жизнь человека «это лотерея»: есть проигрыши и выигрыши…Кто-то говорит «судьба». А мне порою кажется, что жизнь человека действительно похожа на игру в шахматы. За шахматной доской, когда аккуратно расставлены фигуры – черные и белые пешки, ладьи, короли и королевы, все в разных условиях, у каждого свой старт игры. Так и в жизни у каждого из нас есть свой «старт», мы действуем по определенным правилам, принимаем важные решения, взвешиваем ходы, определяем стратегию.
Я с детства с восхищением наблюдала за игрой в шахматы. Каждой шахматной фигуре присвоены свои самые разнообразные и причудливые ходы. Шахматы, с первых же дней знакомства с ними, учат логически мыслить и рассуждать. Шахматы не только эффективное средство умственного развития и адаптации детей, но это игра, которая доставляет им много радости, удовольствия. Есть такая восточная мудрость: «Шахматы –игра тысячи радостей!».
Каждый день, приходя к детям на занятия, я уже знаю, чему я хочу научить детей. Думать, решать, выбирать….Это, конечно же, важно. Но, наверное, самое главное, научить детей мыслить и применять это в жизни. Величайший педагог В.А. Сухомлинский в конце 60-х годов ХХ-го века в книге «Сердце отдаю детям» написал: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». А министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева заявила, что шахматы действительно приносят детям пользу: «Ни для кого не новость, что игра в шахматы напрямую связана с качеством образования наших детишек. Это правда».
Занятия шахматами – это широко направленный процесс, формирующий личность ребенка в умственном, социальном и эмоциональном направлении и способствующий скорейшей адаптации его новой жизни. Обучение шахматам воспитывает объективность в отношении не только себя, но и соперников и вообще других людей. Шахматисту приходится анализировать не только позиции на доске, но также сильные и слабые стороны соперника, особенности его характера, при этом он учится мысленно ставить себя на место другого. Ведь как сказал Тигран Петросян (девятый чемпион мира по шахматам): «Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения игрой – это наука! Наука, которую люди изучают веками, наука, которая не знает границ». Поэтому, ведущим направлением моей деятельности является становление гармонически развитой, социально-адаптированной личности, способной успешно развиваться и жить в современном обществе.
Я убеждена: шахматы не только развивают объективность отношения к ситуации, они учат аргументировано отстаивать своё мнение и уважать чужое. Несомненно, такой опыт облегчает взаимопонимание и взаимодействие с людьми в различных ситуациях. Занятия по шахматам и соревнования с их чёткими и справедливыми правилами прививают ребятам корректность, умение вести себя в обществе, уважение к людям. К тому же, шахматная игра позволяет им заинтересованно и, в определённом смысле, на равных общаться с взрослыми шахматистами.
Мне очень нравится работать с детьми, обучать их искусству шахматной игры, развивать в них индивидуальные психологические качества. Работая педагогом дополнительного образования, ощущаю себя наставником и полезным для общества человеком.
Свои размышления хотелось бы закончить такими словами: шахматы это борьба умов и характеров! Это спорт, искусство и наука, то есть те ТРИ КИТА, которые достаточны для самовыражения и самоутверждения человека и для гармоничного развития его души. ТРИ КИТА, на которых я строю свою деятельность: личность, деятельность и творчество. Каждое из этих оснований значимо само по себе, но все вместе они образуют три кита дополнительного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны
В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

О роли дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС) Интеграция общего и дополнительного образования
Доклад. Секционное совещание работников образования. Август 2015г. Достижение планируемых результа¬тов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях н...

Педагогический опыт Ахматдиновой Ильсияр Раисовны, педагога дополнительного образования муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»
В своей профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:1. Низкая экологическая культура школьников. Отношение к окружающей среде несознательное, эгоистичное.2.Недостаточная мотивация крае...