О роли дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС) Интеграция общего и дополнительного образования
статья на тему
Доклад. Секционное совещание работников образования. Август 2015г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
О роли дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС)
Интеграция общего и дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества является составной частью общего образования нашего района, позволяющей обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности.
Главный механизм построения системы непрерывного образования в рамках сферы культуры, созданной обществом к данному моменту человеческого развития – соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей. При этом стандарты общего и профессионального образования должны быть не только преемственны, но и дополняться возможным и доступным спектром дополнительного образования, которое в идеале должно перекрыть все поле культурного наследия за пределами областей знаний, определенных стандартами.
Перспективы развития есть, и будет разумнее сохранить опыт работы учреждений дополнительного образования, не рушить его, а сохранять лучшее и развивать в рамках современных требований.
Достижение планируемых результатов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях начального, основного и среднего (полного) общего образования, становится возможным при обеспечении единства урочной и внеурочной деятельности, доступности содержания общеобразовательных дисциплин и произведений искусства, периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта родителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания. Следовательно, необходимо обеспечить интеграцию общего и дополнительного образования.
ЦРТД и Ю и другие учреждения дополнительного образования района могут много дать школе для реализации новых стандартов, а именно:
– возможности интеграции, как более мобильная часть системы образования, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом;
– возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;
– специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);
–материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;
– изучение и формирование социального заказа на образование, что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;
– методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов;
– уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;
– возможности поддержки одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);
– возможности работы в социуме, социального творчества детей;
– организацию каникулярного времени детей;
– возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.
За последние годы наблюдается очевидная дисгармония между интеллектуальным и духовно-нравственным развитием человека.
В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающегося определены как задачи первостепенной важности. Исходя из этого, и была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Воспитать «человечного-человека». Немаловажная роль в реализации данной задачи принадлежит учреждениям дополнительного образования, специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать формированию духовных потребностей школьников в образовательном процессе.
Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности является одним из самых эффективных способов реализации новых требований.
ЦРТД и Ю на протяжении многих лет является одним из лидеров среди учреждений дополнительного образования республики и не только. Разнообразие направленностей программ дополнительного образования реализуемых в нашем Центре - это
- спортивно-техническое;
- научно-техническое;
- туристско-краеведческое;
- художественно-эстетическое;
- социально-педагогическое;
- естественно-научное
представляет широкие возможности для расширения и углубления знаний учащихся начальной и основной школы.
ЦРТД и Ю уже имеет большой опыт организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС. Это удовлетворение познавательных запросов, развитие способностей и склонностей детей младшего школьного возраста 1-4 классов, воспитательная работа и практико-ориентированная деятельность. Подписаны договора о сотрудничестве практически со всеми школами города. Учащиеся 1-4 классов МОУ «Гимназия №5», МОУ «Лицей №1», Школы-интернат №7 на протяжении уже нескольких лет посещают клуб «Фантазия», где обучаются по многопрофильным программам художественно-эстетической направленности. Учащиеся МОУ «Прогимназия №4» и МОУ «СОШ №3» закреплены за клубом «Орленок» в котором реализуются программы художественно-эстетической и краеведческой направленности. В МОУ «СОШ №6» реализуются программы технической, краеведческой и «художественно-эстетической направленности». В МОУ «СОШ № 2» реализуются программы естественно-научной, социально-педагогической направленности. Опыт организации научно-исследовательской деятельности и профессиональной ориентации начиная 5 - 11 классы. Это организация элективных курсов, образовательные программы социальной адаптации и профессиональной ориентации. Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Наш педагог Хитиева Л.Х. по специально разработанной программе проводит творческие мастерские в РЦ «Особый ребенок». Неоценим опыт деятельности научно-исследовательского общества «Развитие». Практически все научно-исследовательские проекты наших ребят занимают призовые места на региональных и Всероссийских уровнях. Опыт профессиональной подготовки воспитанников старшего звена (8-9 классы) с привлечением учреждений профессионального образования. Это организация элективных курсов по дополнительныи образовательным программам «Повар», «Гостиничный сервис», «Парикмахерское дело», «Швейное дело», «Медицина и мы». Многие из наших воспитанников, ознакомившись с определенной профессией в нашем Центре продолжают обучение в средне специальных и высших образовательных учреждениях по этим профессиям. Мы готовы к новым образовательным маршрутам при участии новых сетевых партнеров.
Нельзя недооценивать значение ЦРТД и других учреждений дополнительного образования для обеспечения эмоционального благополучия ребенка, укрепления его психического и физического здоровья. Вся воспитательная часть учебно-воспитательного процесса нацелена на создание условий для формирования творческой, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, готовой на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
ЦРТД и Ю не стоит на месте. Мы находимся в постоянном поиске новых форм и методов работы развития личности ребенка. Наше образовательное учреждение и в дальнейшем будет нацелено на создание условий для личностного развития ребенка, укрепления его здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда. Будет способствовать адаптации детей к жизни в обществе, формированию общей культуры, организации содержательного досуга. Получая дополнительное образование, ребенок приобщается к национальной и мировой культуре, формируется как гражданин, сотрудничая с другими детьми, он социализируется, реализуя свои способности и склонности – становится индивидуальностью.
Хочется поблагодарить руководителей всех сотрудничающих с нами образовательных учреждений, в особенности Моллаеву Фатиму Чибиловну, Моллаеву Зарету Мустафаевну, Хутуеву Любовь Шарафиевну, Любовь Хизировну, Лихова Мухамеда Аубекировича, Ханапи Османовича за понимание важности нашего общего труда. Только вместе мы сила, ведь у нас общая цель – получение всесторонне развитой гармоничной личности.
Базовое (основное) и дополнительное образование детей должны стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами.
Вставить фразу со стенда.
А в заключении, разрешите поздравить всех дорогих и уважаемых учителей и педагогов с новым учебным годом. Пожелать вам дружных творческих коллективов; ищущих и пытливых, стремящихся покорить весь мир учеников; понимающих родителей и руководителей; здоровья вам и терпения!!!
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА,ИНТЕГРИРУЮЩЕГО КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Выступление на педагогическом совете...
Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка
Ребёнок большую часть времени (жизни) проводит в семье. Нельзя недооценивать роль семьи в развитии творческих способностей своего ребёнка....
Статья "Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в системе интеграции общего и дополнительного образования"
Данная статья рассказывает о духовно- нравственном воспитании обучающихся в системе музыкальной школы и общеобразовательной.Содержит описание проведения предметной недели музыки....
Сохраним в ребенке творческое начало. Развитие творческих способностей ребенка.
Данная статья о развитии творческих способностей школьника...
Принципы интеграции общего и дополнительного образования. Реализация духовно-нравственного направления
В данном материале описан опыт работы учителя начальных классов. Учитель рассказывает, как он реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности "Азбука нравственности" , и как эта раб...
Интеграция общего и дополнительного образования в школе как условия последующего саморазвития самоопределения учащихся
Выступление на педсовете....
ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Современная система образования в России ориентирована на построение единой образовательной среды, обеспечивающей целостное, непрерывное развитие личности [4]. Внедрение Федеральных государственных об...