Коллективная творческая деятельность младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Соколовкая Ирина Алексеевна

У педагогов часто встаёт вопрос, как сформировать адекватную современным условиям личность, обладающую такими качествами как мобильность, успешность без потери индивидуальности. Как помочь ему раскрыться, оказать поддержку в саморазвитии? Конечно же мы знаем, что сейчас огромной популярностью пользуются использования в воспитательной деятельности учителем нестандартных форм. Но эта статья рассказывает о такой форме работы как КТГ, создающей условия для формирования субъектов деятельности, активных, инициативных и творческих людей, умеющих конструктивно взаимодействовать между собой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коллективная творческая деятельность младших школьников

Соколовская Ирина Алексеевна

учитель начальных классов ГБОУ средняя школа № 376

 Московского района Санкт-Петербурга

В современном образовательном пространстве педагог помогает ребёнку с одной стороны, войти в общество сверстников, включиться в социум, присвоить ценности человеческой культуры, а с другой – сохранить и развить свои лучшие индивидуально-неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности и поведения.

Современная педагогика предлагает множество средств формирования межличностных отношений, но наиболее успешной, на наш взгляд, является методика коллективных творческих дел, которая находит свое выражение в творческой форме. Благодаря этой методике формируются отношения в классе и развивается интеллектуальная, творческая личность с достаточным уровнем коммуникативных умений. Но данной методикой редко пользуются на практике, уступая место стандартному набору воспитательных мероприятия, проводящихся время от времени. У педагогов часто встает вопрос, как сформировать личность адекватную современным условиям, обладающую такими качествами как мобильность, успешность и при этом не потерять индивидуальность каждого ученика, помочь ему раскрыться, способствовать его саморазвитию, оказать ему поддержку в нужный момент. Во многом решению данной проблемы способствует использование в воспитательной деятельности учителем не только нестандартных форм, способных заинтересовать детей, включить их в воспитательный процесс, но и использование такой формы воспитательной работы как КТД, создающей условия для формирования субъектов деятельности, активных, инициативных, и творческих людей, умеющих конструктивно взаимодействовать между собой.

Главной методической единицей коллективной творческой деятельности является коллективное творческое дело.

  Коллективное творческое дело - это общественно важное дело, общая работа, важное событие, в организации которого участвует каждый член коллектива.  Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива  и  окружающей  жизни,  это сплав практических и организационных действий на общую радость и пользу.

 Выделяют главные черты этой методики: совместно-разделенная деятельность воспитателей и воспитанников, игровая инструментовка деятельности детей, коллективный и творческий характер, личностная ориентированность.

Виды коллективных творческих дел:

  1. Организаторские
  2.  Познавательные
  3.  Художественные
  4.  Спортивные
  5.  Общественно-трудовые
  6.   Политические

Общая технология КТД включает следующие последовательные этапы взаимодействия: коллективное целеполагание, коллективное планирование, коллективную подготовку, коллективное проведение, коллективный анализ и последействие. 

I.Коллективное целеполагание  (КЦ). 

Ведущая цель этапа: актуализация потребности школьников в предстоящей совместной деятельности, создание ситуации самоопределения.

 На этом этапе задача учителя состоит:

1. Изучение учителем интересов и запросов ребят и осознанное совместное выдвижение и принятие цели.

Чтобы предстоящая деятельность соответствовала не просто интересам воспитанника, а интересам его развития, классный руководитель должен уметь создавать ситуацию выбора, причем выбора разумного, творческого. Для этого необходимо не только иметь установку на демократическое сотрудничество, но и владеть богатым арсеналом идей, форм и методов взаимодействия. Только тогда предстоящая деятельность будет восприниматься ребятами не как насилие взрослых, не как ущемление их интересов или бессмысленная трата времени, а как желанная, осознанная необходимость для каждого из них.

2. Учитель должен четко осознавать, существует ли такая необходимость на самом деле и какие конкретно возможности для развития тех или иных сторон личности и коллектива предоставляет планируемая деятельность. Если большинство ребят не увидят этих возможностей и классному руководителю не удастся показать ясность и необходимость предлагаемой цели, лучше и  отказаться от нее. Это будет соответствовать интересам развития  воспитанников в конкретных условиях и обстоятельствах.

3. Довольно часто классные руководители недооценивают значение этапа коллективного планирования и в лучшем случае ставят класс перед фактом: «Вы будете участвовать...», «На следующей неделе будет проводиться...», «Завтра после уроков все останетесь...». Обычно это вызывает незамедлительный, протест ребят, причем даже в том случае, если предстоящая деятельность значима для ребят и могла бы быть воспринята ими совсем иначе.  В подобных случаях  воспитанник выступает всего лишь как объект волеизъявления учителя; никакого взаимодействия между ними при этом нет. Трудно рассчитывать в такой ситуации и на взаимодействие между самими ребятами. 

4. Коллективное целеполагание должно иметь не только когнитивный аспект  (т.е. давать ответы на вопросы: «Что мы хотим сделать?», «Зачем мы это делаем?» и «Что мне это даст?»), но и эмоциональный.

Именно на этом этапе возникают атмосфера завтрашней радости, те самые общие настроения и переживания, которые сплачивают класс и активизируют каждого школьника. Нетрудно догадаться, какие эмоции могла вызвать у ребят в приведенном ранее примере такая подача праздника. Именно поэтому с такой неохотой они обеспечивают «строго обязательную явку», а то и вовсе игнорируют начинания классного руководителя. И в том и в другом случае копилка их индивидуального и коллективного социального опыта не только не пополняется, но и обедняется.

Возможные формы и приемы организации коллективного целеполагание: классное собрание, дискуссия, проблемная ситуация, «вброс идеи», «эмоциональное заражение», создание «системы перспективных линий», позиционная игра, «Оптимисты — пессимисты» и т.д.

II. Коллективное планирование (КПл). 

Если первый этап прошел более или менее успешно, т.е. выдвижение и принятие обшей цели состоялось, то его логическим продолжением служит этап коллективного планирования взаимодействия.

Ведущая цель этапа: совместная разработка путей достижения выдвинутых и принятых целей и задач, т.е. определение того, что и как нужно сделать.

 Задачами учителя, на данном этапе являются:

1. Разумность, реальность и четкость создаваемого плана. Независимо от содержания планируемой деятельности классному руководителю вместе с ребятами необходимо определить следующее; из каких этапов, логических компонентов будет состоять общее дело; какие задания в соответствии с этими компонентами надо выполнить; кому лучше всего поручить эти задания и кто проявляет к ним интерес; кому доверить руководство делом — официальному активу класса, временному совету дела или какой-то микрогруппе, что и когда должно быть сделано во время подготовки; где, когда и как будет проходить это дело; кого мы хотим привлечь в качестве помощников, гостей и т.п.

2.  Если планируется какой-то праздник, событие, то помимо плана подготовки необходимо разработать творческий сценарий этого дела. Творческий — потому что репродуктивное использование готового сценария, чужой программы в методике КТД исключается.

3. Вместе с тем, как уже отмечалось, классный руководитель должен иметь достаточно богатую копилку идей, форм и приемов: если костер коллективного придумывания не хочет разгораться, педагог выступает в роли «генератора идей», ведь он имеет на это право, так как является участником коллективного взаимодействия.

Возможные формы и приемы организации коллективного целеполагания: «банк идей» (копилка интересных предложений — индивидуальных и групповых); «защита проектов» МИГами; «разведка дел» (поиск МИГами или отдельными ребятами интересной и полезной информации по заданным советом дела направлениям: что и где можно приобрести для готовящегося дела, к кому обратиться за помощью, кому оказать помощь и т.п.); «мозговой штурм»; «экспресс-газета» с обязательными рубриками «МИГи предлагают» и «Я предлагаю» и т.д.

4.  Если коллективное планирование проводится в форме «мозгового штурма», то при обсуждении и отборе выдвинутых предложений важно не только подчеркнуть, чьи идеи оказались самыми приемлемыми и конструктивными, но и отметить (например, в шуточном указе, в номинациях и т. п.) самое фантастическое предложение, самое краткое, самое загадочное, самое парадоксальное и т. п. Неплохо затем вывесить такой «указ» в классном уголке — любые предложения ребят должны наглядно фиксироваться: чем чаще обозначается «Я», тем больше к нему интерес со стороны других и богаче его «Я-концепция».

 5. Можно провести коллективное планирование в форме защиты творческих идеи (сценариев, программ) не только микрогруппами, но и отдельными авторами.

6. Предыдущий прием можно варьировать и провести анонимный банк авторских идей. В этом случае и сам классный руководитель может быть одним из «соискателей», не опасаясь, что его авторитет поставит ребят в неравное с ним положение: все идеи рассматриваются классом под псевдонимами, и лишь после отбора идей и программ оглашаются имена их авторов. Такой прием увеличивает степень защищенности ребят, что, в свою очередь, стимулирует их активность.

  Этапы коллективного целеполагания и коллективного планирования тесно взаимосвязаны и могут проводиться сразу друг за другом, без временного интервала. Поэтому формы и приемы этих этапов пересекаются и дополняют друг друга.

III. Коллективная подготовка (КПд). 

Ведущая цель э т а п а: организация взаимодействия в классе, направленного на решение спланированных задач и выполнение совместных творческих заданий.

Главные моменты этапа КПд.

1. Временные рамки этого этапа весьма подвижны: от минимального (несколько минут) до максимального (несколько недель) временного отрезка. Эти крайние варианты встречаются нечасто. В первом случае речь идет о делах-экспромтах, в которые ребята включаются непосредственно, а во втором — об опорных, ключевых делах, требующих максимально тщательной подготовки.

Оптимальное время подготовки — несколько дней: этот срок позволяет ребятам включиться в конструктивное взаимодействие еще до начала самого события и в то же время не потерять интереса к нему из-за усталости или привыкания. Но в любом случае классный руководитель должен максимально использовать период подготовки для решения задач социального воспитания: от естественно-культурных до социально-психологических.

2. Ожидание, предвкушение праздника нередко вызывает больший эмоциональный подъем, чем праздник наступивший. Эту психологическую закономерность необходимо учитывать при подготовке КТД. Созданию атмосферы завтрашней радости способствует сменный календарь в классном уголке («До Дня святого Валентина осталось...»), оперативные пятиминутки с сообщениями, о ходе подготовки, заранее оформленное (хотя бы частично) классное помещение и т.п.

3. Позиция педагога на этом этапе может быть разной в зависимости от уровня развития коллектива и опыта взаимодействия одноклассников. Если такие групповые качества, как организованность, интегративность и волевая устойчивость, достаточно выражены в классе, педагог может выступать и как член «совет дела», и даже как рядовой участник одной из творческих микрогрупп. Если же уровень развития класса недостаточен, то целесообразны такие позиции классного руководителя, как «организатор» и «координатор» коллективной подготовки. Однако ни в коем случае нельзя брать все на себя: не только потому, что это развивает у ребят потребительские, иждивенческие настроения, но потому, что тем самым тормозится развитие опыта их взаимодействия.

4. Если микроклимат класса недостаточно устойчив и благоприятен, целесообразно создавать ситуацию выбора не между школьниками, а между постоянными микрогруппами (формальными или неформальными) — это повысит защищенность и активность каждого воспитанника.

5. Мастерство классного руководителя на этом этапе будет заключаться в том, чтобы заинтересовать и увлечь творческими занятиями как можно больше ребят, помочь им самоопределиться, поверить в свои силы. 

6. Состав «советов дел» и творческих групп не должен оставаться постоянным в течение длительного времени. 

Возможные формы и приемы организации коллективной подготовки: «тайная операция» (если дело готовится в виде сюрприза для виновников торжества), «творческий десант» (если время на подготовку строго ограничено), текущие отчеты творческих групп о ходе подготовки, фиксирование этого хода в классном уголке, «обмен творческими поручениями», «спецзадания» для пассивных ребят и т. п.

IV. Проведение КТД. (КПр) 

Ведущая цель этапа: реализация спланированной деятельности.

Главные моменты этапа КТД— КПр: так же как и на предыдущих этапах, здесь в кульминационный момент совместной деятельности необходимо соблюдение следующих требований:

1. Добровольность и заинтересованность участников.

2. Возможность выбора в самореализации.

3. Сочетание подготовленных моментов и импровизационных.

4. Деятельность на радость и пользу людям («работа-забота»).

5. Сотрудничество ребят друг с другом и со взрослыми.

6. Создание атмосферы «мажора».

Все члены коллектива – и дети, и взрослые выполняют роли, предусмотренные сценарием. От каждого ожидается активное участие в КТД. Педагог оказывает поддержку уверенности в своих силах, поощряет творчество. Происходит совместное проживание события, при котором для коллектива важно проявление поддержки, взаимовыручки, сопереживания.

V. Коллективный анализ (КА). 

Этот этап совместной деятельности так же, как коллективное целеполагание и планирование, может относиться не только к какому-то конкретному делу, но и ко всей жизнедеятельности класса. В этом случае коллективный анализ проводится в конце недели, четверти, года и направлен на коллективную рефлексию (осознание, обсуждение) пройденного отрезка совместного пути. Но при варьировании содержания и целей коллективного анализа правила жизнедеятельности класса, приемы и формы его проведения могут быть теми же, что и в анализе конкретного дела. Поэтому подробнее остановимся на последнем.

Навыки коллективного анализа не только позволяют ребятам лучше организовать совместную деятельность, но и формируют их рефлексивный опыт, развивают их способности к самоанализу. С этой точки зрения этап коллективного анализа является наиболее важным и значимым в технологической цепочке КТД. Причем если традиционно коллективный анализ направлен в большей степени на саму деятельность, ее организацию и результаты, то при личностно ориентированном КТД главный акцент должен делаться на самоанализе участников самого дела. Этому могут соответствовать и специальные формы, и содержание совместного обсуждения (вопросы, адресованные не сразу всем, а обращенные к каждому участнику).

Довольно часто убежденность классного руководителя в том, что все прошло замечательно, не совпадает с мнениями самих ребят.

Именно поэтому, в какой бы форме ни проводился коллетивный анализ, классный руководитель должен высказывать свое мнение последним, чтобы не инициировать вольное или невольное «подстраивание» ребят под свою точку зрения. 

Пока в классе не накоплен достаточный опыт конструктивного делового взаимодействия, коллективный анализ (так же, как и коллективное целеполагание и коллективное планирование) лучше всего вести самому классному руководителю. При этом необходимо придерживаться позиции «старший товарищ»: направлять обсуждение в нужное русло с помощью наводящих вопросов и активизирующих приемов, помогать высказывать свое мнение каждому, создавать атмосферу безопасного диалога.

Со временем эти функции вполне успешно смогут выполнять сами ребята, а классный руководитель становится рядовым участником совместного обсуждения.

Успешность взаимодействия на этапе коллективного анализа во многом зависит от времени его проведения. Если речь идет о конкретном деле, то, конечно, проводить его анализ лучше всего сразу же или с минимальным перерывом (например на следующий день), пока свежи впечатления ребят и не угас их интерес к прошедшему событию. Однако, если это событие было слишком эмоционально насыщенным и длительным, провести глубокий рефлексивный анализ сразу по его окончании не представляется возможным, особенно в младших подростковых классах. В этом случае можно применить ту или иную форму экспресс-анализа, выявляющего в основном эмоциональное отношение ребят к происходящему. А затем в более удобное время (максимум через 2 — 3 дня) необходимо вернуться уже к когнитивному, т.е. осмысленному, анализу дела,

Не меньшее значение имеет и разумный выбор формы коллективного анализа, которая зависит не только от времени этого этапа, но и от специфики самого дела, от возраста ребят и индивидуальных особенностей класса. Такой выбор возможен, если классный руководитель обладает достаточно богатой копилкой разнообразных форм коллективного анализа — как быстрых, поверхностных, так и рефлексивных, требующих достаточного времени и сосредоточенности ребят. 

VI. Этап последействия. 

Строго говоря, последействие не является самостоятельным этапом КТД, а, скорее, завершает коллективный анализ, связывая закончившееся дело с дальнейшей жизнью класса. Цель «мостика в будущее» — не только укрепление системы воспитательной работы в классе (совместные дела и события не должны выглядеть разрозненными «лоскутами»), но и выстраивание ближних и дальних перспектив. Ребята должны осознавать неслучайность проведенного дела, его значение в реализации еще не осуществленных планов: это углубляет, обогащает рефлексивную и содержательную стороны сегодняшнего взаимодействия и создает эмоциональный настрой на взаимодействие завтрашнее.

Таким образом, «мостик в будущее» выполняет и роль коллективного целеполагания, замыкая тем самым технологическую цепочку КТД.

Таким образом, коллективная творческая деятельность является эффективным средством формирования межличностных отношений, если соблюдаются основные принципы, черты данной методики, такие как совместно-разделённая деятельность, игровая инструментовка, личностная ориентированность, коллективный и творческий характер. А также очень важно соблюдать поэтапность проведения коллективного творческого дела, как главной методической единицы коллективной творческой деятельности, для более высокой эффективности данной методики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая деятельность младших школьников

Поисково- исследовательский  метод в работе с детьми младшего школьного возраста...

«Стимулирование творческой деятельности младших школьников на уроках русского языка»

Выбор темы связан с актуальной проблемой начального образования – переходом на новые государственные образовательные стандарты....

Педагогический проект "Формирование коллективной творческой деятельности младших школьников как составной части внеурочной деятельности"

      В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способст...

Конспект коллективного творческого дела младших школьников "Вежливости открываются все двери"

Представляю конспект коллективного творческого дела для младших школьников "Вежливости открываются все двери"...

Конспект коллективного творческого дела младших школьников "Я - гражданин России"

Конспект коллективного творческого дела младших школьников "Я - гражданин России"...

Конспект коллективного творческого дела младших школьников "Живой родник"

Конспект коллективного творческого дела младших школьников "Живой родник"...