«Стимулирование творческой деятельности младших школьников на уроках русского языка»
методическая разработка по теме

 

Выбор темы связан с актуальной проблемой начального образования – переходом на новые государственные образовательные стандарты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

 «Стимулирование творческой деятельности младших              школьников на уроках русского языка»

учителя начальных классов

Кривец Натальи Леонидовны

ГБОУ школа № 463

г. Санкт-Петербург

План.

  1. Введение.
  2. Обзор изученных источников информации.

2.1.  Мотивации к обучению, познанию и творчеству.

2.2. Познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников.

2.3. Воображение - основная составляющая любого вида творческой деятельности.

2.4. Учебная исследовательская деятельность – познавательная творческая деятельность учащихся

  1. Описание педагогического опыта работы по избранной проблеме.
  2. Заключение.
  3. Список литературы.

  1. Введение

Выбор темы связан с актуальной проблемой начального образования – переходом на новые государственные образовательные стандарты.

В свете обновления содержания начального образования в условиях подготовки к внедрению нового образовательного стандарта цель моей работы - углубление знаний по теме «Стимулирование творческой деятельности младших школьников на уроках русского языка», формирование навыков теоретического обоснования и обобщения педагогического опыта.

Выбранная нами тема является актуальной, так как в наше время существует потребность в людях творческих и нестандартно мыслящих.  Развитие творческих способностей будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразование им окружающего мира.

Главная цель школы – способствовать умственному развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей, развитие у учащихся познавательной самостоятельности, познавательных интересов, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, творческого отношения к делу, а также учить воплощать свои знания и умения в дальнейшей жизни.

Актуальной проблемой является поиск методов обучения, способствующих повышению творческой активности, мотивации школьников, развитию навыков самостоятельного решения учебных и жизненных трудностей.

Проблема творчества, познавательная активность и самостоятельность изучалась давно. Исследователями и учеными являлись: Лук А.Н., Дружинин В.И., Пономарев Я.А., Теплов Б.М., Коган Н., Маслоу А., Айзенк Г., Торренс Э.Г.,Лернер, И.Я. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Засекова Л.В., Колесникова З.И., Кабанова-Миллер Е.Н., Савченко А.Я., Цукерман Г.А., Каменская Н.Г., Занков Л.В. другие. Появилось много исследований, посвященных психологии творчества, особенно творческой личности, выявлению творческой одаренности.

Научный коллектив под руководством В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина установил значение младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Ими выявлено, что в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития учебной деятельности и ее субъекта, активизации творческого мышления учащихся. Особое значение проблема активизации мышления, которая ориентирована на самостоятельное решение возникающих проблем с использованием

сформированных знаний, умений и навыков, приобретает в младшем школьном возрасте. Их актуализация содействует развитию творческого мышления младших школьников в процессе личностно-развивающего обучения.

В традиционной педагогической сфере начальное образование не всегда рационально создает необходимые зоны ближайшего развития, в основном тренируя и закрепляя те психические функции, которые в своей основе возникли и начали развиваться еще в дошкольном возрасте. Личностно-развивающее обучение остается декларируемым, а не реальным для современной образовательной практики. В концепциях развивающего обучения основное внимание уделяется общему психическому развитию и в этой связи развитию мышления, формированию умственных действий, прочному усвоению учебного материала. Трансформирование традиционного обучения в личностно-развивающее оказалось затруднительным.

Объект исследования - творческая деятельность младших школьников.

Предмет исследования: педагогическое обеспечение творческой деятельности в формировании познавательных интересов младших школьников.

Цель исследования:

1. Разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка.

2.  Найти методы обучения,  способствующих повышению творческой активности учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка.

Задачи  исследования:

  1. Проследить роль творческих заданий  и необходимость стимулирования творческой деятельности младших школьников на уроках русского языка.
  2. Разработать модель педагогического обеспечения развития творческой деятельности младших школьников на уроках русского языка.

В курсовом исследовании я исходила из гипотезы, что эффективность познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка  достигается через:

а) использование творческих заданий, а следовательно и творческой деятельности учащихся, направленных на закрепление материала, используемых при обучении умениям и навыкам;

б) формирования понятий и применения их в различных жизненных ситуациях.

 Методами исследования являются изучение педагогической литературы, нормативных документов, электронных источников информации, анализ педагогического опыта, изучение и комплектация контрольно-измерительных материалов, изучение и анализ творческих работ учащихся, метод экспертной оценки, статистические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы.

  1. Обзор изученных источников информации.
  1. Мотивации к обучению, познанию и творчеству.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения раскрывает  виды и возрастные особенности развития универсальных учебных действий у учащихся младших классов, дает рекомендации по развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у детей умения учиться.

Одной из основных задач и направлений развития системы образования в информационную эпоху является:

-   определение мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирование способности к обновлению компетенций[1].

Поэтому на уроках учителя должны создавать проблемные ситуации, требующие проявления познавательной активности и творчества самих учащихся.

  1. Познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников.

Одним из видом универсальных учебных действий (УУД) является познавательный.

Проблема развития познавательных способностей рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.

Современные отечественные исследователи изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников. Это Маркова А. К., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и многие другие.

 Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.

Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения. Субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательные способности.

2.3. Воображение - основная составляющая любого вида творческой деятельности.

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой народного образования и обществом в целом, является проблема активизации творческого потенциала личности. Один из путей решения этой проблемы — активизация творческого воображения, поскольку процесс воображения является основной составляющей любого вида творческой деятельности. Большое значение воображению придавал Л.С. Выготский: «Активизация воображения личности не происходит сама по себе, а для этого необходимо целенаправленное психолого-педагогическое воздействие»[2]. Некоторые педагоги считают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть к пяти годам. Следовательно, необходима целенаправленная работа по формированию творческого воображения детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Различают два вида воображения: пассивное и активное. Пассивное воображение протекает без заранее поставленной цели и проявляется в сновидениях, грезах, иллюзиях. Активное воображение отличается целенаправленностью и сопровождается волевыми усилиями. Оно проявляется в виде воссоздающего воображения, творческого воображения и мечты. Знание видов воображения — необходимое условие исследования индивидуальных особенностей младших школьников, и в этом плане оно важно для анализа воображения в процессе их обучения.

Своеобразие воображения как познавательного процесса заключается в его триединстве: образы возникают на основе восприятия и памяти, знания и предшествующего жизненного опыта; в процессе переработки, переосмысления образов осуществляется мысленный отход от исходного материала: создание новых образов приводит к углубленному познанию действительности и прогнозированию последующих действий. Будучи тесно связанным с потребностями и интересами личности, воображение создает образы желаемого будущего в форме мечты и других идеальных представлений с их конкретной и обобщенной интеллектуальной и нравственной направленностью.

Возрастные и индивидуальные особенности воображения могут быть выявлены путем их изучения в разных видах деятельности. Исследование уровня воображения, проведенное по методике «Неполные фигуры», показало, что основная масса испытуемых (51,6%) характеризуется низким уровнем развития воображения[3]. Это говорит о необходимости его активизации. При этом необходимо учитывать уровень его развития у младших школьников и предлагать задания, различные по уровню сложности.

В школьном возрасте воображение включено в процесс учения и творческую деятельность. В преподавании всех учебных предметов, и в частности русского языка, открываются большие возможности формирования воссоздающего и творческого воображения.

Л.С. Выготский отмечал, что «воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество». [2,41]

Исследования отечественных психологов (Л.С. Выготского, В.В.Давыдова. Е.И.Игнатьева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.) показали, что воображение не только способствует прочному усвоению учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования у детей знаний, способствует саморазвитию личности, определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе. «Обучение, ориентированное на развитие творческого воображения и мышления, — более осознанное, продуктивное и результативное»[4].

Возраст от 2 до 12 лет — благоприятный период для развития воображения. По мере увеличения возраста теряется живость, свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений. Поэтому для стимулирования познавательных процессов важно включить учащихся в творчество, обеспечить развивающими играми на уроке. Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. По мнению Л.С. Выготского, стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как игра. [3,62] Учитывая психологию младшего школьного возраста и технологию обучения в начальной школе, родилась идея систематизировать упражнения, игры, задания, развивающие воображение на уроках русского языка. При изучении темы «Имя прилагательное» можно предложить ребятам следующие задания:

1. Представь, что ты видишь, трогаешь, слышишь мамин смех. Какой он? (Теплый, нежный, мягкий, серебряный, васильковый, звонкий.)

2. Какой голос у папы, бабушки?

3. Какой запах у счастья?

Образное воображение развивает игра «Укрась 4 слова».

а) За 1 минуту подбери как можно больше имен прилагательных к словам погода, рассказ, улица.

б) За 1 .минуту вспомни объекты желтого цвета, черного цвета, горячие, интересные, прекрасные, хорошие объекты.

в) Подбери имена прилагательные, которые изображают злую колдунью и добрую фею.

4. Подбери как можно больше слов для описания листьев.

5. «Давайте говорить друг другу комплименты».

6. Кто больше скажет друг другу добрых слов.

Развитию внутренних механизмов процессов воображения способствуют рисунки, схемы, чертежи. Подобные задания позволяют необычно начать урок, вызывают интерес к изучаемой теме, активизируют деятельность детей. Развитию воссоздающего воображения способствуют загадки, ребусы, кроссворды, преобразования слов, деформированные тексты. Творческое воображение развивают задания, которые предоставляют право выбора в зависимости от желаний ребенка:

- составление рассказов по серии рисунков-схем;

- придумывание названий к рассказам;

- придумывание продолжений сказки.

Так, при написании изложений на уроке можно использовать тексты без концовки, предложенные С. Бондаренко:

— попробуй догадаться, что произошло дальше;

— помни, что в сказке существуют волшебные предметы и происходят невероятные превращения, напиши продолжение сказки;

— напиши, каким людям и для чего ты хотел бы рассказать эту сказку.[5] Во всех предлагаемых заданиях имеют место процессы комбинирования элементов, привнесение прошлого опыта в новые образы, схемы, композиции. При этом развиваются комбинаторные и структурные механизмы воображения, обеспечивающие многовариантность решения любой творческой задачи.

2.4.Учебная исследовательская деятельность – познавательная творческая деятельность учащихся

Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.[6] 

Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, риторики, русского языка с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности (Зачем мне это нужно?), видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

Психологический комфорт. Одна из задач учителя — поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя — не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Разработана и реализуется технология развития исследовательских умений младших школьников, подразумевающая соблюдение данных организационно-педагогических условий.

В основе технологии лежат идеи гуманистической педагогики, личностно-ориентированного и деятельностно-ориентированного подходов. Занятия, предусмотренные технологией, проходят в основном в классно-урочной форме; другая форма организации — консультирование учащихся.

Было выделено четыре блока умений, необходимых при организации учебной деятельности:

1. Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание как этап деятельности, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, общелогические методы, поиск информации).

3. Умения работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план определения, формулирование определения, вывод, формулирование вывода, логика изложения, конспект, приемы конспектирования, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, вступление и заключение).

4. Очень важным этапом является этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи; развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования и их применения в жизни.

Любое балльное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах школы не должно иметь место в силу следующих причин:

— учащиеся должны чувствовать себя успешными;

— учащиеся лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед;

— исследовательская работа — желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели. Следовательно, никто другой так, как он, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд.

Предпочтительны следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования.

— конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

— презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;

— выступления, как правило, для определенного круга — своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой, — представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователи выступают как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение;

— выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по исследовательской деятельности, соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование:

— загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей;

— игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев Почемучки и Поисковичка (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.);

— связи материала с наглядно-образным игровым материалом;

— связи с литературным сказочным материалом: исследование Знайкой и Незнайкой лунного камня как источника невесомости; измерение удава в попугаях и мартышках;

— игр-исследований, фантастических исследований;

— ролевых игр, дающих возможность провести квазиисследования возможностей каждой профессии: если б я был строителем (поваром,

учителем, фермером и т.п.);

— игр-путешествий, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны - пути Великих географических открытий; фантастические путешествия на другие планеты.

Таким образом, описанные организационно-педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений, творческих способностей  младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.

Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения (РО), стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться — это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г.А. Цукерман)[7].

Работа в системе РО и использование на уроках групповой работы убелили нас в том, что:

— возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся:

— меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;

— сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя,

— растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

— учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.

У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. «Мы группа, значит, мы способны действовать», - говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы. Какие роли должны быть в группе? Здесь есть много вариантов, например:

1) организатор отвечает за работу группы в целом;

2) спикер — выступает перед классом с готовым решением группы;

3) секретарь — записывает высказанные идеи и решения;

4) критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;

5) контролер — проверяет, все ли поняли принятое решение.

  1. Описание педагогического опыта работы по избранной проблеме.

Для того, чтобы проверить эффективность введения в работу творческих заданий при изучении глагола и имени существительного, был проведен эксперимент.

Данный эксперимент проводился в 4 “А” и 4 “Б” классе (1-4 ) школа № 18 г. Новомосковск, Тульской области, которая работает по традиционной системе.

1. Констатирующий эксперимент.

Задача: Выявить качество знаний учащихся по этому вопросу.

Содержание: учащимся предлагается написать мини-сочинение на тему “Зимние забавы” и «Птичья столовая» (в текст сочинения включи слова январские морозы, вьюга, синицы, воробьи, кормушка, птичий праздник).

2. Обучающий эксперимент.

Задачи: с помощью творческих заданий пополнение и развитие словаря учащихся; развитие речи детей, углубить знание учащихся о глаголе (лексическое значение) и существительном (3 склонения); продолжить наблюдение над употреблением глагола в прямом и переносном значении; вести работу над дикцией, артикуляцией звука.

Содержание: При изучении темы были предложены следующие задания.

Задание. Вставить подходящие по смыслу глаголы в прошедшем времени.

Приключение Топтыгина.

Виктор Михайлов …… лесной дорогой на тракторе. Неожиданно на дорогу …… медвежонок. Он …… на задние лапы и удивленно …… на странную машину.

Виктор …… из машины, а медвежонок …… наутек. Но через две-три минуты …… из-за куста. Тут-то он и …… в крепкие руки тракториста.

В кабине медвежонок быстро …… . Он с удовольствием …… булку, …… сладкий чай.

В деревне…… народ. Толпа…… медвежонок, и он …… . Из глаз …… самые настоящие горючие слезы. Медвежонок ….. их лапами.

Виктор…… медвежонка и …… его за околицу. Вскоре малыш…… в густом ельнике.

Слова для справок: ехать, выбежать, сесть, посмотреть, выйти, броситься, показаться, попасть, освоиться, съесть, выпить, собраться, испугать, заплакать, политься, вытирать, пожалеть, отнести, скрыться.

Содержание написано на доске, работа проводиться коллективно.

Задание. Работа по карточкам.

1. Поставить ударение в словах:

Повторим, позвоним, осведомить, одолжить, дала, брала, спала, отворить, принять.

2. Подчеркнуть в тексте синонимы к глаголу смеяться: хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки лапками, засмеялись добрые старушки, улыбнулись старые зайцы, побывавшие в лапах у лисицы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц.

3. Какие слова в стихотворении имеют переносное значение? Подчеркните.

Дождь пошел и не проходит.

                                                 Дождь идет, хотя не ходит.

Он будет лить часы подряд

Об этом тучи говорят,

Хоть говорить не могут.

(А.Барто)

 Задание. Указать прямое значение слов. Детям предлагаются карточки с заданиями, необходимо стрелкой указать прямое значение слов.

Задание. Найди слово. Расставьте пропущенные буквы. «Поселите» соседа противоположного значения в том же лице и числе.

Задание. Подбери слова. Прочитайте заканчивая предложение глаголами, противоположными по значению. Запишите их.

1. Противники нападают на ворота, а вратарь их надежно.(защищал).

2. Мачеха свою дочь хвалит, а падчерицу.(ругает).

3. Звезды вспыхнули на мгновение и. (погасли).

4. Детям разрешили играть на улице, но выбегать на дорогу.(запретили).

Сочини сам.

В пустые“окна” вставьте нужные глаголы.

1. Мальчик(взял) с земли упавшее яблоко.

2. Мать(позвала) детей обедать.

3. На дом учитель(задал, задала) несколько задач.

  1. Девочка(читает) интересную книгу.

5. Малышка хорошо(спала) всю ночь.

1. Отгадай загадку:

Сам дней не знает,

А другим указывает.

Напиши отгадку.

2.Подбери к слову календарь подходящие по смыслу прилагательные. Игра «Кто назовет больше прилагательных».

3.Образуй возможные слова из букв слова календарь.

4.Игра «Кто лучше, точнее, правильнее составит рассказ о календаре».

5. Представь себе, что ты учишься в волшебной стране. Как изменились бы привычные вещи, например, какими свойствами стали бы обладать тетрадь, карандаш, календарь? Опиши их.

Задание.

Игра «Кто больше назовет пословиц, в которых есть слова из словарика».

Задание.

1. Из какого произведения дан отрывок?

2. Опиши подробно это событие(устно).

3.Какие книги ты любишь читать? Что тебя в них привлекает? Составь и напиши текст-рассуждение. Возможные заголовки: «Книги о детях», «Почему я люблю фантастику?». «Книги о великих людях».

Знакомство со словом газета.

1.Прочитай загадку. Объясни отгадку. Напиши загадку по памяти.

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

У нее ряд в ряд

Буквы к буквам стоят.

Грамотным без робости

Рассказывают новости.

Л. Зубкова

По каким признакам ты отгадал слово-отгадку? Что ты знаешь об этом предмете? Кто лучше опишет этот предмет?

2.Представь себе, что ты превратился в великана (гнома). Что ты будешь использовать вместо газеты, одежды, посуды?

Задание.

1.Прочитай предложения. Из какой сказки они взяты?

2.Какие сказки ты знаешь? Назови свою любимую сказку.

3.Представь себе, что старуха из этой сказки стала владычицей морей. Опиши эту картину.

Задание.

1. Прочитай, какой это текст: повествование, описание, рассуждение? Определи тему текста. Озаглавь.

2Какое время года ты больше всего любишь? Почему? Начни отвечать так: -Люблю... потому что...

3. Напиши текст рассуждение на тему«Моё любимое время года».

Задание.

1. Чем интересен этот текст?

2. Письменно ответь на вопрос «Как животные готовятся к зиме?».

3.Напиши сочинение-описание на тему «Зимой в лесу» с элементами цитирования отрывков из стихотворений русских поэтов.

3.Контрольныйэксперимент.

Задача: Проверить характер знаний учащихся по интересующим вопросам.

Содержание: Написание изложения и сочинения по коллективно составленному плану.

Задание:

После пожара.

На лесной вырубке случился пожар. Люди погасили огонь. Лесник стал обходить вырубку. Вдруг он услыхал тихий плач. Около пенька лежал колючий комочек. Правый бок обуглился. Зверек привалился к холодной земельке. По иголкам протянулись две влажные полоски. Ежик плакал.

Лесник взял беднягу домой. Он смазал бок пахучей мазью. Еж больше не стонал. Лесник покормил ежа из пипетки молочком. К вечеру он вынес больного на свежий воздух. Зверек сладко уснул под шелест дождя в моховой постельке. Теперь дело пойдет на поправку.

Слова для справок: обуглился, привалился, пипетка.

Задание.

1. Вспомни свои впечатления о новогоднем празднике и расскажи о них.

2. Напиши сочинение на одну из тем: «Новогодний праздник», «Как я провёл каникулы», «В зимнем лагере».

3. Знаешь литы, как встречают Новый год в других странах? Расскажи об этом.

Результаты эксперимента.

 Результаты констатирующего эксперимента: после проверки работ видим, что ребята допустили следующие ошибки:

1.Лексико-стилистические:

а) повтор одних и тех же слов

 б) употребление слова вне свойственном ему значении в результате незнания нормативности употребления языковых единиц.

в) неумение ограничить литературное слово от просторечного.

2.морфолого-стилистические:

а) нарушение управления;

б) неудачный порядок слов в предложении

в) неправильный падеж

Таковы основные типы ошибок, встречающиеся чаще в работах учащихся.

Качество знаний по констатирующему эксперименту

Класс

Количество ошибок

Всего детей

о

2

3 или 4

Не справились

0

5

9

0

14

37%

0

6

9

0

15

39%



Вывод: следует больше уделять внимания творческой работе по развитию навыков устной и письменной речи на примере изучения глагола и существительного.

2. Входе обучающего эксперимента в основном выявились хорошие результаты. Так, с первым заданием ребята справились хорошо, затруднений не возникло.

При выполнении второго задания возникли некоторые трудности в постановке ударения в слове «осведомить», так как оно редко употребляемо в речи детей. При выполнении некоторых заданий никаких затруднений не возникло.

  1. В результате контрольного эксперимента были получены улучшенные результаты.

Качество знаний по контрольному эксперименту

 

Класс

Количество ошибок

Всего детей

о

2

3 или 4

Не справились

3

6

5

0

14

64%

2

5

8

0

15

68%



Выводы.

1.По результатам констатирующего эксперимента очевидно различие в развитии познавательных процессов у детей, с которыми были проведены обучающие уроки, после проведения обучающих уроков,  качество знаний повысилось.  А это значит, что разработанная методика способствует заметному увеличению познавательных способностей, в частности укреплению навыков у учащихся культуры устной и письменной речи школьников 4-го класса при изучении глагола и существительного, соответствует уменьшению числа ошибок в речи.

2.По результатам обучающего эксперимента замечены кардинальные изменения в развитии памяти, внимания, мышления, воображения у детей экспериментальной группы, что позволяет предположить успешность выбранной программы по развитию познавательных процессов у младших школьников.

3.По истечению времени обучающего эксперимента диагностика развития познавательных процессов в контрольной группе показала незначительное улучшение памяти, внимания, воображения и  мышления у учащихся.

4.При сравнении выводов 2 и 3 отчетливо видно, что занятия обучающими уроками по темам «глагол» и «существительное»,направленные на развитие познавательных процессов, стимулирует развитие творческих познавательных способностей, тогда как вне вышеуказанных условий ребенок за тоже время достигает только незначительного изменения в развитии познавательных процессов.

  1. Заключение.

Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.

Проблема развития познавательных способностей младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательные способности необходимы человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

Значение русского языка как учебного предмета определяется социальной функцией языка в жизни общества: он является важнейшим средством человеческого общения.

С целью развития воображения и других психических процессов и свойств личности можно предложить использовать приемы устного словесного рисования, составление рассказов, текстов описательного и повествовательного характера, текста-рассуждения. В целях повышения эффективности обучения необходимо формировать умение дополнить текст своими предложениями или цитатами из произведений известных писателей. Для активизации познавательной деятельности на уроках можно использовать творческие дидактические и занимательные игры типа кроссворда, шарад, ребуса. Для развития творческого воображения необходимо практиковать самостоятельное сочинение сказок, загадок. При работе со словами из словаря следует добиваться понимания учеником значения изучаемого слова как результат знания его этимологии, связи с изученными ранее словами и активного включения в речевую практику ребенка. Подобные учебные задания позволяют повысить уровень развития воображения и других психических процессов младшего школьника.

На примере изучения глагола и существительного в 4-ом классе была сделана попытка раскрыть вопросы по развитию навыков культуры устной и письменной речи учащихся. Были выявлены ошибки, допускаемые при использовании глагола и существительного в речи и намечены пути их предупреждения и устранения.

Проведенный эксперимент дал положительный результат, тем самым подтвердив гипотезу о том, что для успешного развития познавательных способностей необходимо стремиться к использованию самых разнообразных методов и приемов обучения. Данная работа может быть использована учителями при изучении глагола в 3-4 классах, как на уроках, так и на внеклассных занятиях.

Исследование убеждает в том, что изучение тем «Глагол» и «Существительное» даёт дополнительные резервы для развития основных характеристик познавательных способностей практически любого ребенка.

  1. Список источников:
  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. Бушуева Л. С. Развитие воображения в процессе индивидуализации обучения детей на уроках русского языка. Начальная школа. 2005, №7
  3. Рапенкова Т. В. Развитие воображения учащихся на уроках русского языка. Начальная школа. 2005, №11
  4. Гинятуллина А. А. Опыт организации групповой работы на уроках. Начальная школа. 2004, №1
  5. Семёнова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. Начальная школа. 2006. №2
  6. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266 – 1 / http://www.consultant.ru/popular/edu/43_1.html
  7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2000. - № 5. – С. 3 – 12.
  8. Левитес Д.Г. Образовательные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование.- Мурманск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, НИЦ «Пазори», 2001. – 144 с.
  9. ФГОС: начальное общее образование / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. — М.: Просвещение, 2008. — 21 с. — (Стандарты второго поколения).
  11. РамзаеваТ.Г.Русский язык: Учеб.для 2 класса четырехлетней нач. школы. 6-е изд., испр. Ч. 1,2. М: Дрофа,2005.
  12. РамзаеваТ.Г.Русский язык: Учеб.для 3 класса четырехлетней нач. школы. 10-е изл. стереотип. М: Дрофа.2005.
  13. РамзаеваТ.Г.Русский язык: Учеб.для 4 класса четырехлетней нач. школы. 10-е изд., стереотип. Ч. 1,2. М.: Дрофа.2005.
  14. РамзаеваТ. Г.Русский язык в начальной школе: Справ. К учебникам Т. Г. Рамзаевой «Русский язык для 1-4классов» 4-е изд. стереотип. М.: Дрофа, 2004.
  15. РамзаеваТ.Г., Савинкина Л.П.Русский язык: Тетрадь для упражнений по рускому языку и речи. 3 класс. Ч. 1, 2: К учеб. Т.Г. Рамзаевой «Русскийязык. 3 класс». 1-е изд. М.: Дрофа. 2004.
  16. Тепишкина Е. Ю. Диалогизация образовательного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся. Начальная школа. 2003. №2
  17. Тихомирова Упражнения на каждый день: Развитие познавательных способностей у младших школьников        2004, С.        120
  18. Холодова О. Юным умникам и умницам. Методическое пособие. 4 класс (1-4) РОСТкнига 2006 г. 190 стр.


[1] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред.

А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.

[2] Бушуева Л. С. Развитие воображения в процессе индивидуализации обучения детей на уроках русского языка. Начальная школа. 2005, №7

[4]Рапенкова Т. В. Развитие воображения учащихся на уроках русского языка. Начальная школа. 2005, №11

[5]Рапенкова Т. В. Развитие воображения учащихся на уроках русского языка. Начальная школа. 2005, №11

[6]Семёнова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. Начальная школа. 2006. №2

[7] Гинятуллина А. А. Опыт организации групповой работы на уроках. Начальная школа. 2004, №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка

Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит е...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения

Воспитание всесторонней и творческой личности - главная задача современной школы. Этому должна быть подчинена работа как учителей начальной школы, так и среднего звена. Большая ответственнность возлаг...

Развитие творческой активности детей на уроках русского языка и литературы

Выявление творческих способностей учащихся.Создание ситуаций успеха.Задания для развития творческого мышления учащихся....

Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка

В статье описываются три блока системы творческой деятельности в начальной школе: 1) воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности; 2) самовыражение индивидуальност...

Педагогический опыт по теме "Творческие виды работ на уроках русского языка как средство развития креативных способностей младших школьников"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать...

Влияние ИКТ технологий и ЦОР на повышение учебной и творческой мотивации обучающихся на уроках русского языка

В сообщении содержатся основные аспекты применения ИКТ технологий и ЦОР на уроках русского языка в целях приобщения обучающихся к современным информационным технологиям....