Развитие творческой деятельности младших школьников при изучении русского языка
статья по теме
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта работы Макаровой Е.П. по проблеме:
Развитие творческой деятельности младших школьников
при изучении русского языка
Реформа образования, происходящая в настоящее время в нашей стране, имеет целью повышение качества образования. Следствием данной реформы является утверждение нового Федерального стандарта, одним из главных отличий которого является требование к достижению метапредметных результатов выпускниками начальной школы, формированию у них ключевых компетенций.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметных понятий.
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развитие новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия.
Как показывает практика, уроки русского языка являются в школе одними из нелюбимых. Тем важнее предпринять попытку реализовать мотивацию учебной деятельности при изучении русского языка, найти в области методов преподавания то, что могло бы оживить уроки, привить любовь к своему родному языку, развить интерес к его истории, законам.
Я считаю, что для решения этой задачи необходимо выдвинуть на первое место метод изучения языка на основе художественной литературы, фольклора, на основе собственной речи школьников, а также путем введения творческих элементов в учебный процесс.
О творческом отношении к учению в настоящее время говориться достаточно много. Основой развития творчества считается деятельностный подход. Эта мысль нашла отражение в работах философов (Г.А.Давыдовой, А.Л. Коршуновой), психологов ( В.М. Бехтерова, П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, В.П. Смирнова, А.М. Матюшкина), педагогов ( И.Я. Лернера, М.Р.Львова, П.И. Пидкасистого). В истории методики творческое направление представлено Л.Н.Толстым, К.Д. Ушинским, И.И. Соломоновским, С.Т. Шацким, сторонники творческого направления психологи Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия.
Для педагогики и методики особенно важен вопрос о том, какая деятельность наиболее благоприятна для развития творчества в младшем школьном возрасте. Я разделяю позицию Я.А. Пономорева, что это учебно-творческая деятельность, представляющая собой один из видов учебной деятельности и понимаемая как реализация определенной взаимосвязи этапа подготовки личности к «совершению субъективного открытия» и этапа собственного открытия.
Учебно-творческая деятельность – это деятельность, направленная на решение субъективно-творческих задач (СТЗ), то есть задач, решение которых будет творческим только для самого ученика. Видится возможным построение обучения русскому языку на разветвленных системах СТЗ. Результаты такой работы обладают субъективной новизной, значимостью и прогрессивностью для развития личности и особенно ее творческих способностей и умений. Учитель может поставить учащихся в положение маленького исследования. Такой путь изучения учебного материала – творческий, так как дает возможность каждому в отдельности проявить самостоятельность, самодеятельность, позволяет раскрыться творческим возможностям детей. Организованная таким образом учебная деятельность позволяет создать условия для полноценного развития личности ученика.
Я считаю, что в системе развития творческой деятельности учащихся при изучении русского языка можно выделить три блока:
- подготовительный (восприятие предпосылок для творческой деятельности;
- исследовательский ( творчество при изучении языковой теории и практики;
- самовыражение через различные виды деятельности, связанные с языком.
Каждый блок системы реализуется через усложняющиеся по содержанию и степени самостоятельности учеников в решении СТЗ.
Приведу примеры СТЗ, которые я использую в своей работе:
1 При изучении темы «Словообразование» предлагаю конкурс: кто проверит и объяснит написание большего количества слов: самовар, самолет, тринадцать, одиннадцать.
2. Можно ли слова земляника и костяника проверить при помощи слов земля и кость? Если да, то почему?
Решая задачи , ребята становятся в позицию исследователей этимологии слов.
3. При изучении темы «Звуки и буквы» предлагаю составить таблицу « Какие звуки обозначает буква в разных словах».
Составление такой таблицы можно использовать при изучении темы правописание парных согласных.
4. Тема «Многозначность слова» . Детям предлагаю диалог:
- Подай мне звезду, говорит Настя.
- Как же я её подам, если она на небе?
Ответом на этот вопрос может стать сочинение.
5. Творческий диктант при изучении имен прилагательных. Задание – написать диктуемый текст, вставляя, где нужно, прилагательные. Например:
Незаметно прошло (жаркое) лето. По небу поплыли (серые) тучи. Как сквозь сито, засеял из них (холодный) дождь. На поверхности луж плавают (разноцветные) листья. В кустах готовится к зиме (колючий) ежик. Он натаскал в ямку траву, листья, мох, устроил себе (теплое) гнездо. Ветер шуршит (сухими) листьями. Всю землю скоро покроет (белый) снег.
6.. Конструирование предложений с определённым грамматическим заданием: с данными словами или словосочетаниями; предложений заданных типов; по заданной схеме; по предложенному началу; на определённую тему в сочетании с каким-либо грамматическим заданием и т.п. Например, задание: составить предложение так, чтобы оно являлось продолжением данного предложения: «Какой забавный у меня щенок! »; «Летом я отдыхал в деревне. ».
7. Изложение содержания предложенного текста с теми или иными элементами творческого характера: реконструирование текста, дополнение текста, высказывание собственных суждений и т.п.
8. Устный рассказ на определённую тему. Иногда его называют сочинением-рассказом или устным сочинением. Работа такого рода отличается от сочинения главным образом своей устной формой и меньшим объёмом.
9. Сочинения, связанные с овладением деловой письменной речью: письмо, заметка в газету, отзыв о книге, рецензия на ответ или сочинение товарища и т.п.
При решении СТЗ существенно повышается уровень познавательного интереса детей, они увлекаются такими работами. Развивающий эффект дает систематическое усложнение заданий, повышение требований в отношении самостоятельности, наличие вариативности и оригинальности в выполнении заданий, использование дополнительных знаний, жизненных наблюдений. А главным стимулом творчества является огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.
Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...
Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и чтения
Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавате...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Главная задача начальной школы- обеспечить развитие личности ребёнка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным ...
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка »
«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квали...
«Стимулирование творческой деятельности младших школьников на уроках русского языка»
Выбор темы связан с актуальной проблемой начального образования – переходом на новые государственные образовательные стандарты....
Приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроках русского языка.
Приоритеты при развитии творческих способностей личности на уроках русского языка....
Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»
В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...