Статья "Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр"
статья на тему

В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в общество, реализации их права жить, учиться, работать, там, где им хочется. Все люди обладают теми или иными способностями в определенной степени. Необходимо, чтобы общество ценило человека с проблемами в развитии по его способностям и возможностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abilimpiks_vospitateli.docx21.93 КБ
Office presentation icon abilimpiks_prezentatsiya_vospitateli_spirina.ppt2.48 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством профориентационных

                         сюжетно-ролевых игр                     Сл1

В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в общество, реализации их права жить, учиться, работать, там, где им хочется. Все люди обладают теми или иными способностями в определенной степени. Необходимо, чтобы общество ценило человека с проблемами в развитии по его способностям и возможностям.

Сл2 Социальная адаптация – это один из механизмов, позволяющих воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) активно включаться в различные структурные элементы окружающей среды, то есть посильно  участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться в социально-культурной жизни общества.

В решении проблем формирования и развития социально-адаптивной личности младших школьников с  особенностями развития мы остановимся на профориентационной работе через сюжетно-ролевые игры. Основной источник питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка – это окружающий его мир и деятельность взрослых и сверстников.

Сл3 фото сюжетно-ролевых игр

Для социальной адаптации воспитанников большое значение имеет профессиональное обучение, то есть формирование профессиональных умений и навыков. Цель ранней профортентации учащихся нашего Центра – сформировать мечту о той или иной профессии.

Сл4 Задачи ранней профориентации:

  • Ознакомление с профессиями, доступными при наличии ОВЗ;
  • Формирование первоначального интереса к определенным профессиям;
  • Оказание помощи в выборе образца для подражания в труде;
  • Формирование трудовых умений в доступных видах труда.

В результате работы в данном направлении у детей данной категории складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется кругозор, что способствует проявлению у них интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку воспитанников к тому, чтобы они в свое время смогли выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В начальной школе происходит, непосредственно, самоопределение младших школьников, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит их к этому.

Сл5 фото профессии. ромашка

Мы готовим воспитанников к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время не казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь, хотим, чтобы наши дети: понимали, что труд и работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни; уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда; познакомились с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий труда и машин, и что получается в результате; учились труду, овладевая необходимыми навыками с учетом своих индивидуальных возможностей. Представление о профессиональной деятельности взрослых формируются посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр.

Сл6 фото общее

Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, берут на себя роли, свободны в выборе средств для создания своего образа, выходя из своего замкнутого мира. Надев на себя белый халат, он может стать врачом.

Сл7 фото врач

Через совместную деятельность воспитателя с детьми расширяются знания детей о профессии врача: что делает врач, кого лечит, чем лечит. Ребенок учится проявлять заботливое отношение к окружающим.

Сл8 фото магазин

Сюжетно-ролевая игра «Магазин» знакомит детей с деятельностью продавца, кассира. Активизируется словарь детей словами: продавец, продавец-кассир, деньги кредитная карта, ценник, покупатель, товар и т.п. игра формирует навыки социального поведения,  в игре ребенок развивается как личность. Игра позволяет посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы.

Сл9 фото Парикмахер

 В сюжетно-ролевой игре «Парикмахер» ребята передают сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер стрижет, бреет, мастер по маникюру наращивает ногти), дается оценка качества труда (работают быстро, аккуратно, делая людей привлекательными).  Такие  игры  фантазии и свободы в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ещё не скоро будут доступны. Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, где дети сами устанавливают правила, следят за их вы выполнением. Во время игры дети меняются ролями, что непосредственно способствуют повышению у них интереса к различным аспектам профессии, в которую они играют. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознаниие того, что ребенок стал взрослым человеком, у него  появилась профессия, и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.

Сл10 Сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях. Это ведущее средство воспитания необходимое для трудовой деятельности.

У ребенка  начинают формироваться такие  черты характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать – всё это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности  любого человека.

В завершение хочется подчеркнуть необходимость целенаправленной профессиональной ориентации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья как одного из приоритетных направлений в  работе с данной категорией обучающихся, позволяющее дать им представление о том, что труд, и профессиональная деятельность является значимой сферой в жизни человека. И чтобы по-настоящему помочь ребенку надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребёнка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь адаптироваться к окружающему миру.

Сл11 Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр Спирина Юлия Владимировна Муковозчик Надежда Егоровна Пшеничнова Татьяна Николаевна воспитатели МКУ Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

Слайд 2

Социальная адаптация – это один из механизмов, позволяющих воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) активно включаться в различные структурные элементы окружающей среды, то есть посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социально-культурной жизни общества

Слайд 4

Задачи ранней профориентации: Ознакомление с профессиями, доступными при наличии ОВЗ; Формирование первоначального интереса к определённым профессиям; Оказание помощи в выборе образца для подражания в труде; Формирование трудовых умений в доступных видах деятельности.

Слайд 10

Сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях. Это ведущее средство воспитания необходимое для трудовой деятельности.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Повышение эффективности урока через применение дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".

В докладе коротко описывается как можно повысить эффективность урока, примененяя  различные виды дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными ...

Развитие коммуникативных функций речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках

Данный материал может быть использован на семинарах, педагогических советах, МО....

Развитие коммуникативной функции речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности.

Данный материал рассказывает о наиболее продуктивных и эффективных методах развития коммуникативной функции речи у младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности....

Развитие познавательной активности школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством игровых технологий, как психолого-педагогическая проблема

Проблема развития познавательной активности обучающихся всегда была в центре внимания педагогов. При этом под познавательной активностью понимается положительное, эмоционально-поисковое отношение личн...

Развитие коммуникативных способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

материал для учителей начальных классов, работающих с детьми с ОВЗ...

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Одним из важных направлений в коррекционной педагогике на современном этапе развития школьного образования является применение инновационных образовательных технологий. Сегодня существует мн...