«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
статья
Одним из важных направлений в коррекционной педагогике на современном этапе развития школьного образования является применение инновационных образовательных технологий. Сегодня существует множество методов, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
- Сагуновская средняя общеобразовательная школа
- Подгоренского муниципального района Воронежской области
Педагогическая концепция
Тема:
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Автор:
Перунова Ольга Дмитриевна,
учитель начальных классов, IКК
2022 г.
Содержание:
Введение________________________________________________________3
1. Современные технологии развития связной речи у младших школьников с ОВЗ.____________________________________________________________ 4
2.Сказкотерапия как эффективный метод работы по развитию речи у детей с ОВЗ_____________________________________________________ 6
Заключение_____________________________________________________10
Литература______________________________________________________11
Введение
Цель российской образовательной политики – формирование достойной жизненной перспективы для каждого ребенка в соответствии с его возможностями и особенностями, предоставление равных стартовых возможностей для получения образования каждому ребенку, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время увеличивается количество детей с нарушением речи. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, у детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена память, страдает запоминание. Дети с речевым недоразвитием отличаются от сверстников менее сформированной мотивацией, низкой познавательной активностью. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.
В сложной структуре нарушения письма у младших школьников преобладает дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с ОВЗ имеют барьеры в процессе общения, т. к. они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи, что в целом и характеризует специфику интеллектуального нарушения.
Одним из важных направлений в коррекционной педагогике на современном этапе развития школьного образования является применение инновационных образовательных технологий. Сегодня существует множество методов, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
Современные технологии развития связной речи у младших школьников с ОВЗ.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, которые бы отвечали требованиям ФГОС и учитывали особенности развития детей с ОВЗ.
В процессе моей работы, мне стало очевидно, что необходимо изменение способов работы на занятиях по развитию речи школьников. Такими средствами являются технологии речевого развития. Для формирования и активизации связной речи школьников мною используются следующие технологии:
- Моделирование,
- Мнемотехника,
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика,
- Логоритмика,
- Сказкотерапия ,
- Технология ТРИЗ
Моделирование
Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.
Мнемотехника
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Логоритмика
«Логоритмика» в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика. Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.
ТРИЗ технология
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Я не даю готовые знания, раскрываю перед ними истину, а учу ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.
Сказкотерапия как эффективный метод работы по развитию речи у детей с ОВЗ
На мой взгляд, одним из наиболее эффективных методов работы по развитию речи у детей с ОВЗ является сказкотерапия.
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки своим детям, не обсуждают их, не говорят о поступках героев, не рассматривают красоту природы одним словом- проблема, дети испытывают нехватку в речевом развитии, большинство детей становятся замкнуты, и не умеют общаться со сверстниками и взрослыми.
А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебство тем, оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Столкнувшись с этой проблемой в своей работе, у меня, как у педагога, возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы ребенка, с поиском новых эффективных методов и приемов,способствующих развитию речи школьников. Поиски меня привели к методу-сказкотерапии.
Новизна заключается в том, что сказка помогает ребёнку не только понять собственные чувства и переживания, но и уметь их выражать.
Этот метод раскрывает творческий потенциал школьника и помогает познать свой внутренний мир. Сказкотерапия обеспечивает комплексное воздействие на речевую сферу ребёнка.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.
Сказка позволяет расширять кругозор, формировать целостные представления об окружающем мире, оказывать влияния на развитие познавательной, эмоционально-волевой и речевой сферы. С помощью сказкотерапии можно выявить психическое развитие ребенка, отношение к себе и окружающим, скрытые мотивы поведения. Применение данного метода позволяет решать ряд педагогических и психологических проблем, возникающих у детей школьного возраста с ОВЗ. В частности, посредством сказкотерапии педагог способствует развитию творческого и образного мышления, фонематического слуха, совершенствованию вербального языка, умению устанавливать причинно-следственные связи.
Из опыта работы видно, что проблемы психолого-педагогического характера решаются через проигрывание сказок, сочинение сказочных историй, обсуждение сюжетной линии и героев, разрешение конфликтных ситуаций. Сказка играет большую роль в жизни младшего школьника, в его психическом развитии. Метафора обеспечивает контакт между правым и левым полушариями мозга. Известно, что левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое мышление, тогда как правое – это своего рода гуманитарное, творческое начало, отвечающее за фантазии. Поэтому в процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл и линию сюжета, а правое полушарие в это время свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Известно, художественное произведение влияет как на развитие отдельных психических функций, так и, что особенно важно, на формирование личности ребенка в целом.
Восприятие сказки – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – знакомство с явлениями окружающей действительности через искусство. Через искусство мы помогаем ребенку яснее мыслить и глубже чувствовать. Важнейший сдвиг, который происходит в младшем школьном возрасте, заключается в развитии способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Слушание сказки, наряду с творческими играми, имеет важнейшее значение для формирования нового вида внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность. Постепенно он учится становиться на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач. Формирование этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития.
Можно видеть, огромное влияние сказки на ребенка заключается в том, что восприятие сказки не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психический процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению нового и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых, более высоких мотивов деятельности ребенка. На осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы все равно присутствует, то есть изменения часто происходят на подсознательном уровне.
Задачи сказкотерапии:
- Способствовать формированию грамматического строя языка, языкового чутья, внимания, интонационной выразительности речи.
- Научить детей продолжать и завершать сказки, пересказывать, составлять по аналогии и по плану, разыгрывать сценки, сочинять новые.
- Совершенствовать звуковую сторону речи, связную речь. Формировать плавность, ритмичность и точность движений
- Развивать коммуникативный и социальный опыт школьников. ‒ Приобщать детей к истокам народной культуры.
- Развитие умения отвечать на вопросы простыми и сложными предложениями, правильно произносить слова, использовать средства интонационной выразительности в процессе общения.
- Формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачи и радоваться успехам других.
- Развитие крупной и мелкой моторики рук.
- Снизить уровень тревожности и агрессивности.
В своей работе я использую самые разнообразные формы работы со сказками: анализ, обсуждение, изготовление кукол, драматизация, рисование и другие. Игры и упражнения «сказочных занятий», направленные на высокую двигательную активность (чередование состояний активности и пассивности), повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания, увеличивают способность учащихся к концентрации внимания, умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
Заключение
Таким образом, достоинство и роль сказок в работе с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь.
Сказкотерапия в коррекционной работе максимально приближает ребенка к тому уровню связной речи, который требуется ему для полноценного и последовательного освоения школьной программы.
Связные высказывания детей становятся лаконичнее, точнее, усложняется конструкция предложений, в речи появляются союзы, указывающие на причинные, временные и другие связи, в их рассказах используют описания, сравнения, вводные слова.
Благодаря сказкотерапии, дети учатся преодолевать барьеры в общении, лучше чувствовать друг друга, дружить.
После работы по данной методике у детей можно проследить, как повышается самооценка, снижается уровень тревожности, расширяется круг общения, метод сказкотерапии способствует позитивному развитию эмоционально-личностной сферы ребенка, а это в свою очередь подготавливает почву для эффективной коррекционной работы по развитию речи детей.
Итак, учитывая, что дети с ОВЗ имеют свои особенности необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Необходимо организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная речевая активность во всех видах детской деятельности. Коррекция речевого развития должна быть направлена не столько на коррекцию отклонений в речи, на их предупреждение, сколько на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности ребенка.
Список литературы:
1. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991.
2. Алфёрова Г.В. Новые подходы к коррекционно - развивающей работе с детьми с ОВЗ. Дефектология.-2001.-№3
3. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в образовании. Пособие для педагогов . М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
4. Герасимова, А. С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5 – 6 лет / М.: Айрис-пресс. 2007 – 224 с.
5. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ. Минск, 2007 – 112 с.
6. Корзун А.В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе со школьниками. Мн.,2000.
7. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-304 с.
8. Семаго Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. М.:ТЦ Сфера, 2012.
9. Творческие задания в работе с дошкольниками /Под общ. ред. Сидорчук. Челябинск, 2000.
10. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 112 с.
11. Ушакова О. С. Развитие речи школьников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Повышение эффективности урока через применение дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".
В докладе коротко описывается как можно повысить эффективность урока, примененяя различные виды дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными ...
Развитие коммуникативных функций речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках
Данный материал может быть использован на семинарах, педагогических советах, МО....
Развитие коммуникативной функции речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности.
Данный материал рассказывает о наиболее продуктивных и эффективных методах развития коммуникативной функции речи у младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности....
Программа по развитию речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения с применением дистанционных технологий
Программа построена по принципу от простого к сложному (от работы со звуками до работы с текстом), и учитывает индивидуальные особенности и возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоров...
Статья "Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр"
В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...
Статья: "Психолого-педагогические средства развития языкового анализа и синтеза у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"
Цель данной статьи — охарактеризовать основные психолого-педагогические средства, которые необходимо использовать учителю начальных классов для развития языкового анализа и синтеза у младш...
Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ОВЗ» была разработана мной в соавтор...