Возможности коллективной изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии школьников
статья на тему

Александрова Наталья Васильевна

В статье раскрывается потенциал коллективного творчества на занятиях по изобразительному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_kollektivnoy_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности коллективной изобразительной деятельности в    художественно-эстетическом развитии школьников

                                               

Единственная настоящая роскошь — это роскошь     человеческого общения.

                                                                    Антуан де Сент-Экзюпери

                                           

Социально–экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные  проблемы.  Время  неумолимо требует перестройки всего того, что сегодня уже не соответствует процессу обновления. И этот процесс должен коснуться самым непосредственным образом преподавания предметов искусства,  обращенных к душе и сердцу ребенка.

Метод коллективного творчества выгодно отличается от традиционных, позволяя активизировать развитие творческого потенциала учащихся, способствует формированию положительных взаимоотношений со сверстниками, способствует снятию комплекса «не умею» и заниженной самооценки. Коллективная деятельность учащихся рассматривается как актуальный метод художественного воспитания и  приобщения детей к творческой деятельности.

Развитие у детей способности творчески работать в коллективе – одна из важнейших задач современного образования. Высокий уровень развития творческих способностей в наше время всё чаще рассматривается как необходимое условие выживания. Особенно значима для современного человека способность творчески работать в коллективе.

Уже с конца XX века многие специалисты в области психологии стали отмечать, что творческий процесс все чаще предстает перед нами в своём коллективном варианте. Большие успехи в творчестве в наше время редко достигаются кем–либо индивидуально. Для мощных социальных, научных, технических, художественных прорывов требуются одновременные усилия многих людей. И чтобы это произошло, этим людям надо: во–первых, быть творцами; во–вторых, уметь работать в коллективе и, в–третьих, быть способными все это сочетать – творить во взаимодействии с другими.

В новых социально–экономических условиях педагог стремится к созданию условий, в которых ребенок защищен демократически построенным коллективом, приучающим его к социально–ответственной свободе и творческому самовыражению.

Формирование педагогом детского коллектива как творческого сообщества личностей представляет собой процесс организации последовательно сменяющих друг друга  разновидностей совместной деятельности детей. В свою очередь, проектирование каждого вида совместной деятельности – это проектирование процесса решения коллективным способом конкретных задач по достижению индивидуального и коллективно значимого результата.

Коллективная деятельность на занятиях изобразительного искусства пользуется популярностью среди учителей и вызывает большой интерес к художественному творчеству у самих учеников. Коллективные композиции украшают интерьеры школ и привлекают внимание посетителей выставок детского художественного творчества.

Основная идея статьи заключается в том, что коллективная  деятельность является одним из факторов успешного развития художественнотворческих способностей школьников. Каждому педагогу, посвятившему свою жизнь детям, постоянно приходится задумываться, как совершенствовать творческий процесс, как добиться лучших результатов своего труда.

 «Научно – теоретические подходы к проблеме организации коллективного творчества учащихся в области изобразительного искусства»

1. Психологические исследования в области коллективной деятельности учащихся

На протяжении всего двадцатого века одни психологи считали, что для успешной реализации личности в жизни необходим высокий интеллект и с детских лет надо стремиться развивать именно его, другие отстаивали необходимость первоочередного выявления и развития креативности. А педагоги, споря с теми и другими, были склонны утверждать, что для выдающихся достижений в первую очередь нужны и важны глубокие, разносторонние знания.

Сейчас уже ни для кого не секрет, что все эти утверждения ошибочны. Если говорить дипломатичнее, то их можно признать верными лишь частично. Все знают, какую ответственную роль в достижении жизненных высот играют глубокие и разносторонние знания. Но психологические изыскания конца 20–го века убедительно свидетельствуют о том, что успех в жизни определяется не этим, но в большей мере зависит от других личностных особенностей.

В конце 90–х годов  двадцатого века всё громче и яснее стали звучать голоса психологов,  утверждавших, что для успешной реализации личности в жизни и деятельности самое важное – способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми, такие,  как: способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать всё это в процессе взаимодействия. Эти идеи были порождены специальными исследованиями в областях изучения «эмоционального» и «социального» интеллекта.

В результате этих изысканий в современных психологических теориях уже не так односторонне оценивается потенциал личности, как это делалось, например, в концепциях «интеллектуальной одарённости» или «творческой одарённости», популярных в 20 веке. В работах современных психологов всё яснее звучит мысль о том, что, расширив диапазон тестируемых личностных свойств, включив в их число эмоциональную сферу личности и способности к эффективному межличностному взаимодействию, мы получаем значительно более точную картину умственного потенциала личности. И даже более того: в ряде специальных экспериментов обнаружилось, что многие дети и взрослые, не продемонстрировавшие высоких результатов по специальным тестам (интеллекта, креативности или способности к учебе), но показавшие хорошие результаты по параметрам эмоционального и социального развития, оказываются весьма успешными в жизни и творчестве. Причем их преимущества в достижении жизненного успеха часто оказываются настолько великими, что способны обеспечить им не только высокое социальное положение, но даже привести их в дальнейшем к зачислению в категорию выдающихся, талантливых и даже гениальных. По утверждению американского психолога Д. Големана, примерно 80% жизненного успеха человеку обеспечивает то, что можно назвать «эмоциональным интеллектом». Впервые внимание исследователей и практиков к проблеме эмоционального интеллекта Д. Големан привлек в начале 90–х годов двадцатого века. Под этим привычным словосочетанием он предлагает понимать:

  • Контроль над эмоциональными вспышками;
  • Самомотивацию;
  • Устойчивость к разочарованиям;
  • Умение отказываться от удовольствий;
  • Регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать;
  • Умение сопереживать и надеяться.

Инструментов для выявления этих критериев эмоционального интеллекта сам Д. Големан не предложил, но другие исследователи, использовав его концепцию, разработали относительно простые и доступные процедуры их измерения и оценки.

Стремясь углубить эти воззрения, другой американский психолог – Р. Байрон – попытался более детально исследовать данную проблему. Эмоциональный интеллект он предлагает определять как все интеллектуальные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Он выделяет пять сфер, в каждой из которых отмечает наиболее специфические навыки,  ведущие к достижению успеха. Они включают:

  • Познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);
  • Навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);
  • Способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);
  • Управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);
  • Преобладающее настроение (счастье, оптимизм).

Человек, способный регулировать собственные желания, контролировать собственные эмоциональные реакции, понимать эмоциональные состояния других людей, имеет массу преимуществ перед тем, кто это сделать не в состоянии.

Сама способность оценивать и словесно обозначать эмоции свидетельствует не только о высоком эмоциональном, но и о хорошем общем интеллектуальном  развитии.

Способность адекватно выражать свои эмоции – залог успешности в межличностном общении и любой совместной деятельности. А эффективное регулирование собственных эмоций соотносится с такими важными для межличностного взаимодействия способностями, как сопереживание и откровенность.

2. Основные проблемы коллективной учебной деятельности в области отечественной педагогики и психологии

Коллективная деятельность учащихся стала рассматриваться как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к изобразительному творчеству сравнительно недавно. Значительный рост интереса  к этому методу отмечается в конце 80–х – 90–х годов. Отчасти это можно объяснить появлением новых концепций художественного образования, новых программ по изобразительному искусству, значительно расширяющих не только представления о художественной культуре нации, страны, мира, но и поле художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в школе, хотя метод коллективного изобразительного творчества в практике художественного воспитания появился значительно раньше. На рубеже 19–20 веков педагоги большое значение отводили игровым приемам воспитания детей средствами изобразительного искусства. Одной из актуальных игровых форм была совместная изобразительная деятельность детей на общей плоскости большого листа. Игры – это тоже творчество. В игре развивается творческое воображение. Поэтому на уроках должны присутствовать игровые элементы. В первые годы Советской власти социальное воспитание противопоставлялось индивидуальному. Развитие коллективных навыков, умения жить и творить коллективно, развитие социальной активности – все эти задачи новой школы осуществлялись на занятиях художественной деятельности. Активными пропагандистами метода коллективного творчества в те годы были педагоги–экспериментаторы А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и другие.

 В 30–е годы произошла радикальная смена целей и содержания преподавания изобразительного искусства в школе. Рисование с натуры стало основным методом обучения. Коллективное творчество надолго оставалось уделом методики внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству.

Лишь в начале 60–х годов были предприняты попытки использовать совместную изобразительную деятельность детей, как средство активизации изобразительного творчества на уроках рисования в начальной школе  (Г.В.Лабунская, Е.Е.Рожкова, В.Н.Ветров, Т.Я Шпикалова). В 70–е годы в рамках диссертационного исследования И.Н.Турро  было определено значение коллективной деятельности в художественном образовании  школьников, дан наиболее полный анализ существующих видов коллективной изобразительной деятельности и их классификация (фронтальная,  комплексная и коллективно–производственная деятельность). Автором отмечалось, что сам процесс коллективной деятельности и его результат всегда вызывает у детей положительные эмоции, чувство удовлетворения и интерес к изобразительной деятельности. Многие из положений работы И.Н.Турро, созвучные идеям педагогов 20–х годов, и сегодня не утратили актуальности.

 В конце 70–х, начале 80–х годов лаборатория изобразительного искусства НИИ художественного образования АПН СССР осуществляла Всесоюзный эксперимент по определению нового содержания, форм и методов художественного воспитания детей средствами изобразительного искусства. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского, как результат совместного поиска НИИ  художественного воспитания, Союза художников СССР и многолетнего эксперимента впервые включила в перечень основных методов приобщения детей к изобразительному искусству метод коллективных и групповых работ.

 Б.М Неменский   в книге «Мудрость красоты» дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но ещё и опыт понимания места и роли искусства в жизни.

В программе «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно–прикладного творчества» под редакцией Т.Я.Шпикаловой также высоко оценивается коллективная деятельность как метод проведения уроков–праздников, уроков обобщения знаний учащихся.

 В конце 90–х годов вышло учебное пособие Т.С.Комаровой и А.И.Савенкова «Коллективное творчество детей», в котором коллективная деятельность рассматривается как эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Т.С.Комарова и А.И.Савенков предложили классификацию видов коллективной изобразительной деятельности. В её основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами:  совместно–индивидуальная, совместно–последовательная и совместно–взаимодействующая. Авторы говорят о том, что коллективная форма организации дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивать почву для проявления и формирования общественноценностных мотивов.

Таким образом,  коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее  навыки  совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к художественной деятельности, что в результате ведет к развитию художественно–творческих способностей.

3. Значение коллективной деятельности в художественном образовании  школьников

Любую художественную деятельность обычно принято изначально считать творческой. Несложно понять, что она может быть совсем не творческой и часто идёт на исключительно репродуктивном уровне. Всё же можно сказать, что художественная деятельность создаёт прекрасные условия для творчества и у неё более, чем у многих видов  детской деятельности, есть шанс развиваться по творческому сценарию.

Особое внимание специалистов всегда привлекало коллективное художественное творчество. Многие виды искусства целиком выстроены на основе коллективного творчества. Театр, кино, хоровое пение и оркестровая музыка немыслимы вне коллективного взаимодействия многих людей. Есть так же виды искусства, где коллективное творчество рассматривается как редкое, почти аномальное явление. К таковым можно отнести, например, литературу. В результате коллективного художественного творчества часто появляются бессмертные художественные произведения.

Однако в педагогических делах все обстоит совсем иначе. Главная цель занятий художественной деятельностью с детьми не создание ими  художественных шедевров, а развитие психики ребенка, обучение его всему тому, что способно дать искусство. Художественная деятельность в данном случае – одно из средств решения педагогических задач.

Большие возможности для развития эмоционального и социального интеллекта таит в себе восприятие произведений искусства.

Изобразительная деятельность ребенка отличается от большинства художественных занятий тем, что в результате ее рождается осязаемый продукт – рисунок, объемное изображение. Этот продукт создает новые возможности для развития личности ребенка и совершенствования процесса совместной деятельности со сверстниками. Поэтому характер взаимодействия участников в ходе совместной работы может быть очень разнообразен. Это создает большие, и практически не используемые в традиционной образовательной практике, развивающие  возможности.

Выполнение коллективных заданий по изобразительному искусству создает специфические условия для решения проблем интеллектуально–творческого развития ребенка. Изобразительное искусство, как и любая иная художественная деятельность ребенка, развивает и его абстрактный интеллект.

4. Коллективная деятельность, специфика ее организации на занятиях изобразительного  искусства

В процессе совместной художественной деятельности на занятиях  изобразительного искусства школьники приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение , тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоциональноинтеллектуальный опыт каждого участника общения.

Решая проблему воспитания в коллективе, педагог основывается на следующих принципах:

  • Творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного творчества;
  • Учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
  • Управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
  • Комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Реализация данных принципов осуществляется педагогом, обладающим особым комплексом личностных и профессиональных качеств. Это своего рода педагогрежиссер. Подобно театральному режиссеру, создающему концепцию спектакля, педагогрежиссер проектирует развитие детского коллектива как творческого «ансамбля», в котором обеспечивается индивидуальное самовыражение каждого ребенка в общих, интересных, увлекательных для всех детей делах.

Проектирование каждого вида совместной деятельности – это проектирование процесса решения коллективным способом конкретных задач по достижению индивидуально и коллективно значимого результата. Таким образом, можно представить жизнь и развитие детского коллектива как цепочку решения задач, требующих коллективного взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. Успешность решения этих задач зависит в первую очередь от согласованности позиций во взаимодействии детей друг с другом и педагогом. Наивысшим уровнем деятельностной согласованности является сотрудничество. Признаками, свидетельствующими о том, что коллектив достиг уровня сотрудничества, выступают:

–целенаправленность (стремление к общей цели);

–мотивированность (активное,  заинтересованное  отношение  к       совместной деятельности);

–целостность (взаимосвязь участников деятельности);

–структурированность (распределение функций, прав, обязанностей);

–согласованность (согласование действий участников деятельности,     низкий уровень конфликтности);

–организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);

–результативность (способность достигать результатов).

Собственно технологический проект решения детским коллективом общей задачи может иметь определенную последовательность:

1.Совместное проектирование, замысел коллективной деятельности.

2.Совместное планирование достижения общей цели.

3.Совместный поиск оптимальных способов решения общей задачи.

4.Совместное распределение ролей и исполнителей коллективной деятельности.

5.Взаимная поддержка и помощь в осуществлении коллективного замысла.

6.Оценка общего результата, переживание успеха и радости общих достижений.

Организуя коллективную деятельность, педагог может по–разному объединять детей для достижения общего результата,  с учетом опыта их коллективного взаимодействия. Самым простым является объединение детей  общей целью и общим результатом. При этом планирование и совершение действий каждым участником деятельности происходит автономно.

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется  несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. При такой организации между детьми возникают более  тесные отношения сотрудничества, понимание важности совместных усилий для достижения общего результата, что способствует укреплению дружеских взаимоотношений между детьми.

Таким образом, современная гибкая педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностного самовыражения и самореализации.

Формы коллективной изобразительной деятельности и их классификация

Совместно – индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей  композиции. Совместно – последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников. Совместно – взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.

Рассмотрим более подробно каждый из видов совместной деятельности и их сочетание на уроках изобразительного искусства.

Совместно – индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности

Совместно – индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организацией работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет  изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце занятия, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

Методы и приемы организации совместно–индивидуальной деятельности учащихся разнообразны. Они зависят от сложности темы и техники исполнения, но можно выделить в методике организации работы над совместной композицией ряд общих положений:

  1. –продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости–фона;
  1. –выбрать единый изобразительный материал и технику изображения как для фона, так и для деталей коллективной композиции;
  1. –определить соразмерность деталей в общей композиции и средство достижения соразмерности в индивидуально выполненных элементах;
  1. –определить технику «сборки» коллективной композиции, т. е. продумать, чем и как будут соединяться между собой или крепиться отдельные детали к общему фону;
  1. –продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для  выделения работы по монтажу общей композиции на классной доске.

Роль организатора коллективной деятельности в начальной школе выполняет учитель. Во фронтальной работе с классом  он ставит учебную задачу или занимательную проблему, руководит поиском путей ее решения, формулирует и определяет индивидуальные задания. Во время индивидуальной работы учеников учитель корректирует их работу в зависимости от того, что сделано другими. На заключительном этапе, когда организовывается коллективная композиция, учителю помогают собрать элементы, детали, части общей композиции помощники из числа успевающих учеников. В конце урока все школьники принимают участие в анализе результата коллективной деятельности. Уровень творческой активности детей в процессе совместно–индивидуальной работы на уроке изобразительного искусства во многом зависит от методики организации процесса коллективной деятельности и от принципа организации результата коллективной деятельности, т. е. коллективной композиции.

К достоинствам совместно – индивидуальной формы организации деятельности на уроке изобразительного искусства относится и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность всю группу детей, причем занятия могут проходить в любой аудитории. Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть знает, что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива. Это позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого ученика.

Ещё одно достоинство – возможность проследить вклад каждого школьника в коллективный результат и достойно оценить его работу, что очень сложно сделать в итоге совместно – последовательной и совместно – взаимодействующей деятельности. Поэтому очень важно развивать у учащихся самооценку результата коллективной деятельности, умение анализировать достоинства и недостатки коллективной композиции, причем не только выявлять ошибки, но  и находить пути их исправления: доработать и обобщить коллективную композицию.

Совместно – последовательная деятельность и формы ее организации на уроке изобразительного искусства

Совместно – последовательная деятельность как форма  коллективного творчества учащихся встречается довольно редко. Это можно объяснить сложностью организации совместного труда, процесс которого напоминает работу производственного конвейера; этот вид совместной деятельности вообще исключает творчество.

Совместно – последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение школьниками определенной технологической операции, когда результат работы одного  становится предметом деятельности другого.

К совместно – последовательной форме можно отнести изобразительную деятельность учащихся, построенную по принципу эстафеты. Итогом совместной деятельности, организованной по этому принципу, может оказаться декоративное панно, по композиции ничем не отличающееся от коллективной работы, выполненной в ходе совместно – индивидуальной деятельности. Но принципиально отличается сам процесс создания коллективной работы. Во время «изобразительной эстафеты» школьники поочередно подходят к общему листу и выполняют элементы совместной композиции, дополняя изображение, которое сделано предыдущим учениками. В качестве эстафетной палочки на уроке изобразительно искусства может быть палитра с красками и кисть, а если работа выполняется в технике аппликации, то роль эстафетной палочки может сыграть тюбик с клеем.

У изобразительной эстафеты есть один недостаток, наиболее остро он проявляется в том случае, когда изобразительная эстафета предполагает поочередную работу учеников непосредственно на общем фоне. На общем листе могут рисовать одновременно не боле трех учеников, поэтому остальные томятся в ожидании своего выхода к коллективной композиции. Чтобы сократить время ожидания выхода к доске, можно разбить класс на три группы и вести параллельно три  коллективные композиции, то есть предоставить лист для каждого классного ряда. В таком случае возникает ситуация соревнования больших групп за качество художественного содержания и формы коллективной композиции, что действительно отвечает образному названию этого принципа организации коллективной работы – «эстафета».

Организация коллективного творчества на основе совместно – взаимодействующей формы деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства

Совместно – взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности учащихся на занятиях изобразительного искусства. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности  требует от педагога  определенных организаторских способностей, а от учеников умения общаться в процессе восприятия и практической деятельности.

Одним из наиболее популярных  направлений в поиске методики организации процесса сотрудничества является деление школьников на группы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции. Каждый участник совместной деятельности имеет представление об общей композиции, колорите и размере составляющих её частей, так как она является результатом коллективного творческого мышления и планирования. Художественное сотворчество учащихся начинается с разработки идеи, эскиза общей композиции и заканчивается её составлением из частей, фрагментов и обобщением.

Такая форма коллективной деятельности требует от каждого ученика определённого опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использование материалов и техники выполнения композиции. В коллективной работе, организованной в форме сотрудничества, у учащихся совершенствуются опыт общения, умение сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творчества.

Посильность заданий и доступность художественных техник для коллективного творчества учащихся на уроках изобразительного искусства

Доступность и посильность являются одним из основных дидактических принципов организации коллективного творчества на уроке изобразительного искусства.

Коллективная изобразительная деятельность для младших школьников должна иметь эмоциональный окрас и черты, схожие с игрой, а для подростков – практически значимый результат, новизну и неограниченность их общения в процессе выполнения коллективного задания.

Посильность задания совместного труда – ещё одно требование к коллективной деятельности, которое должно соблюдаться в работе со всеми возрастными группами. Доступность и посильность, легкость в выполнении задания и получения качественного результата совместной работы на первых порах является хорошим стимулом развития творческой активности детей  и их интереса к коллективной деятельности. Доступность задания во многом зависит  не только от уровня готовности учащихся к изобразительной деятельности, но и от возможности работать сообща в той или иной изобразительной технике.

Трудности в реализации задуманного, недооценка индивидуально вклада в результат совместного труда отрицательно влияют на интерес  к совместной изобразительной деятельности как у младших, так и у старших школьников. Основными причинами неудачи в совместной изобразительной деятельности, которые в первую очередь отражаются на качестве результата, могут быть:

  • Трудоемкость задания, для выполнения которого требуется более одного урока, так как школьники могут не вернуться через неделю к деятельности, она потеряет для них интерес;
  • Сложность и недоступность изобразительной техники для совместной деятельности;
  • Отсутствие соразмерности и цветового единства в коллективной композиции;
  • Эклектика изобразительных материалов и средств в исполнении деталей, частей общей композиции.

Чтобы процесс коллективной деятельности был посильным, а ее результат отвечал эстетическим требованиям нужно воспользоваться следующими советами опытных педагогов изобразительного искусства:

  • Лучше использовать цветную бумагу, сделанную самим педагогом (покрасить большие листы в нужные цвета). Окрашенная бумага позволяет ученикам дорисовывать аппликативные силуэты гуашевыми красками, пастелью;
  • Соблюдать единство колорита всей работы, гармонию цвета каждого из планов можно достичь подбором цветной бумаги для работы в каждой из групп учащихся, выполняющей фрагменты коллективной композиции;
  • Соблюдать соразмерность деталей в коллективной композиции, для этого необходимо выдавать ученикам цветную бумагу, заранее нарезанную на прямоугольники или квадраты определенного размера;
  • Давать в начальный школе шаблоны с изображением каких – либо элементов композиции; силуэты шаблонов должны быть разнообразны и предоставлять учащимся наибольшую возможность для творчества;
  • Использовать раздаточный материал и технологические карты в ходе коллективной работы, которые дополнят представление детей о предметах изображения и технологии выполнения задания;
  • Техника выполнения совместной композиции должна быть несложной и не требовать много времени для завершения промежуточного этапа работы;
  • Показ образцов, коллективных работ прошлых лет делает четким представление учащихся об объеме предстоящей работы, а так же об эстетике результата, на который направлена совместная деятельность учащихся.

                                                   Заключение

Коллективная деятельность является эффективным методом приобщения детей к изобразительному искусству. Для успешной реализации личности в жизни и деятельности самое важное – способность эффективного творческого взаимодействия с окружающими людьми. Человек, способный выслушать собеседника, прийти к общему творческому решению, способный контролировать собственные эмоции и понимать эмоциональные состояния других людей, радоваться за коллективный результат и принимать заслуженную критику, имеет массу преимуществ перед тем, кто этого сделать не в состоянии. На занятиях с использованием коллективной работы дети сталкиваются со всеми этими проблемами: общение, разрешение конфликтов, уступки, советы, критика, контроль над своими эмоциями. Таким образом, педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества совместной деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью межличностного самовыражения и самореализации.

При организации коллективных работ педагог ориентируется не только на общение учеников, но и на конечный результат, который часто получается эмоциональным и красочным.

 Коллективная деятельность позволяет избегать шаблонности,  позволят менять обстановку в классе.

Коллективная деятельность для младших школьников всегда имеет эмоциональный окрас и черты, схожие с игрой, а для подростков – практически значимый результат, новизну и неограниченность в общении.

Применение на занятиях форм коллективной работы требует от педагога большой организованности и кропотливой подготовки. Методическое обеспечение процесса развития у детей способностей творчески работать в коллективе  не может быть признано достаточным. Несмотря на высокий интерес к проблемам творчества в целом, проблематика коллективного творчества незаслуженно редко привлекает внимание современных исследователей. Этой проблеме еще предстоит  стать предметом особого внимания современных исследователей  и практиков.

                                                                                                 

                                                                                                 Александрова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Жёлтые комочки».

           : познакомить с содержанием русской народной песенки:              учить угадывать живо...

Технологическая карта. Непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Репа"

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию лепкка «Репа»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Шапочка для снеговика» для детей младшего дошкольного возраста

I. ЦельФормирование умения делать снеговика.II. Задачи. Обучающие задачи: Формирование умения наклеивать круги разного размера в определенной последовательности от самого большого, до маленького.Продо...