Статья" Содружество семьи и школы-фактор обеспечения успешности ребенка"
статья (3 класс) на тему
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sodruzhestvo_semi_i_shkoly_-_faktor_obespecheniya_uspeshnosti_rebenka_1.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»
Л.Кассиль
Взаимодействие с родителями всегда было, есть и будет неотъемлемой и важной частью деятельности школы.
Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».
Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви,и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.
Отношения «Учитель –родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.
Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.
Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:
чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;
активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями(а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);
уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;
повышение авторитета родителей в глазах детей ( показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);
тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям( при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);
· терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.
Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это-коллектив, объединенный не только общностью цели, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь- своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.
Семья- разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.
Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.
Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.
Процесс взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников осуществляется через активные формы организации деятельности.
Они делятся на традиционные и инновационные:
Традиционные | Инновационные |
Родительское собрание | Самоуправление |
День открытых дверей | Семинары для родителей |
Совместные дела семьи и учреждения | Групповые тренинги |
Опосредованное взаимодействие | Семейный клуб |
Родительские конференции, сходы, съезды | Родительский клуб
|
Консультации (тематические и индивидуальные)
| Круглый стол, педагогический треугольник, родительский ринг |
Семейные праздники
| Социально-психологические тренинги |
Посещение на дому | Диспут-размышление |
Анкетирования родителей | Творческие встречи педагогов и родителей |
Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий учреждения и семьи в создании условий для развития личности ребенка. На собрании обсуждаются проблемы жизни группы, класса и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность родителей в процессе подготовки и является рядовым участником собрания. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов: организационные, текущие, тематические и др. Очень полезны собрания, на которых дети показывают своим папам и мамам театральные, художественные, прикладные умения и достижения.
День открытых дверей. В этот день приглашаются родители всех воспитанников данного учреждения, родители будущих воспитанников, представители общественности. В рамках этого дня дается полная информация о деятельности учреждения. Родители могут получить ответы на интересующие вопросы.
Совместные дела семьи и учреждения – это огромное личное богатство всех детей, родителей и педагогов. Этот опыт неповторим, его необходимо копить ежедневно. Данная форма включает в себя совместное проведение мероприятий, поездки, походы, совместные акции, конкурсов детского творчества и т.д.
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в самоуправление. Родители воспитанников юридически не входят в коллективы учреждения и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешности работы учреждения.
Посещение на дому. Особенно полезна эта встреча у ребенка дома, так как домашняя обстановка располагает к откровенному разговору, есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка. Но ни в коем случае педагог не должен настаивать на встрече в домашних условиях. Инициативу должны проявить родители. Случится ли это, зависит от умения педагога на первом родительском собрании расположить родителей к общению, убедить их в необходимости и полезности взаимодействия и первой встречи в домашних условиях.
Совершенно очевидно, что приход педагога в семью может быть только по приглашению. Известны классные руководители, которых все родители приглашают и с удовольствием ждут этой встречи. Почему? Потому что эти педагоги приносят радость в дом, находят добрые слова о ребенке, рассказывают о его успехах и достижениях, обращаются за советом к родителям, выясняют их мнение по той или иной проблеме, которая возникает в обучении и воспитании ребенка, в работе с коллективом класса.
Семинары для родителей включают в себя лекционную часть, которую проводит педагог-психолог; обсуждение семейных проблем с группой; нахождение определенных вариантов решения.
Групповые тренинги обучают конструктивному разрешению трудных жизненных ситуаций. Здесь участники получают возможность эмоционально отыграть и сознательно проработать свои проблемы.
Семейный клуб. Такая форма работы может помочь не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным кружком для детей и родителей. Организация и проведение выставок – необходимый элемент работы клуба.
Родительский клуб – это форма работы, которая помогает установить тесное сотрудничество педагогов и родителей в вопросах воспитания детей. Это является своеобразной школой обучения родителей, где они могут получить теоретические знания по вопросам обучения и воспитания.
Программа деятельности родительского клуба носит системный характер работы с семьей и включает разнообразные формы взаимодействия:
- тренинги (например, «Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений»);
- семинары (например, «Ребенок и его психологическое здоровье», «Развитие личности ребенка-дошкольника», «Поощрение и наказание»);
- практикумы (например, «Агрессивное поведение детей»);
- проекты «Профессии в семье», «Школа здоровья» и др.;
- познавательные экскурсии в музей, цирк и зоопарк;
- традиционные праздники: «Папа, мама, я – дружная семья», «Бал осени», «Здравствуй, лето!», «Выпускной бал»;
- организация и посещение выставок (районная, городская, областная декоративно-прикладная выставка, выставки художников);
- благотворительные акции («Рождественский подарок – каждому ребенку» и др).
- мастер – класс («Как организовать праздник в семье»).
Диспут-размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Участники диспута сами могут сформулировать, разбившись по группам, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них те, с которых нужно начать обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в группах, а затем их мнения вынести на коллективное размышление. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов диспута возможно подготовить педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники.
Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.
Опосредованное взаимодействие – форма, которая включает в себя разработку памяток для родителей, приглашений, поздравлений, благодарностей.
Родительские конференции, сходы, съезды. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения. Конференции проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. Успех конференции зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценить воспитательный процесс. К ним готовятся выставки работ воспитанников, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье», «Хорошие родители. Кто они?» и т. п.
Круглый стол, педагогический треугольник, родительский ринг. Подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в семье, школе, учреждение дополнительного образования. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги. Данные формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.
Консультации (тематические и индивидуальные) проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер и требуют безотлагательного решения. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Творческие встречи педагогов и родителей позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьями и учреждениями ДО, вовлечь родителей в образовательно-воспитательный процесс образовательного учреждения, выявить и творческие способности родителей и педагогов.
Социально-психологические тренинги – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым.
Анкетирования родителей проводится с целью сбора социологических данных о семье, на основании которых составляется социальный портрет обучающихся
Семейные праздники, чаепития, конкурсы. Это свободное неформальное общение – наиболее распространенная и эффективная форма взаимодействия и сотрудничества с семьей, способствующая созданию атмосферы взаимного доверия, понимания и теплоты в отношениях всех участников образовательного процесса.
«Все о семье»
(Совместный праздник учащихся 3—4-х классов и их родителей)
Цель:
Создать условия для развития семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, для сплочения классного коллектива, создания дружелюбной атмосферы в общении детей и родителей.
Способствовать воспитанию чувства любви и уважения к старшим, своим родителям.
1-й ведущий: Здравствуйте!
2-й ведущий: Здравствуйте!
Все: Здравствуйте!
3-й ведущий: Здравствуйте, мамы!
4-й ведущий: Здравствуйте, папы!
5-й ведущий: Здравствуйте, бабушки!
6-й ведущий: Здравствуйте, дедушки!
7-й ведущий: И, конечно, здравствуйте, все ребята!
1-й ведущий: Сегодня наша программа посвящена всем вам: и старым, и молодым, и совсем маленьким, и совсем взрослым. Сегодня наша программа о том, что объединяет нас всех: программа «Все о семье!»
Все: Поют под мелодию песни «Родительский дом».
1.Тема нашей программы лиричная:
Место личного и общем строю,
Чтобы крепла ячейка первичная.
Всесторонне обсудим семью!
Припев:
В семейном кругу мы с вами растем!
Основа основ — родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
2.Все пороки пусть будут осмеяны!
Все хорошее к сердцу прими!
Создают отношенья семейные
Отношения между людьми!
Припев:
В семейном кругу мы жизнь создаем!
Основа основ — родительский дом!
В семейном кругу душой не криви.
Для жизни готовит нас, семья!
3. Пусть все к лучшему преобразуется.
В наших душах, на нашей земле!
Человек — он в семье формируется.
Поведем разговор о семье!
Припев:
В семейном кругу проблемы сведем!
Основа основ — родительский дом!
В семейном кругу работой живем!
Дадим направление всей семьей!
Дедушка с бабушкой и внучек
(шуточная песенка-пародия.
Песню исполняет самодеятельный коллектив).
Дедушка с бабушкой утречком
Дружно спешат в магазин
И закупают весь гастроном —
Внуку нужны витамины!
Бабушка с дедушкой вечерком
Делают внуку уроки,
А он с науками не знаком, —
Пляшет лишь брейки да роки!
Припев: Ля-ля-ля-ля-ля...
Дедушка с бабушкой рядышком
Внука во всем опекают,
И охраняя его покой —
Моют, готовят, стирают.
Дедушка с бабушкой рядышком —
Это огромная сила,
Только не справиться им с внучком, —
Вырос могучий верзила!
Нынче уж дедом и бабушкой
Стали его папа с мамой,
И хоть наш «дитятко» с бородой —
Помощи ждет он упрямо!
И снова, как много лет назад,
Холят его и лелеют.
Сможет ли кто-нибудь нам сказать —
Скоро ль «дитя» повзрослеет?
Припев: Ля-ля-ля-ля-ля...
Частушки
Исполняется дуэтом певцов, одетых «под детей»: она с косичками, бантиком. Он — в костюме не по росту (рукава и брюки заметно коротки).
1-й певец: Есть в семье ковры и бра, —
Много ценного добра,
Очень жаль, что много лет
Отношений добрых нет.
2-й певец: У родителей ни часа
Нет с ребенком пообщаться,
Я на улице общаюсь, —
Очень быстро «развиваюсь».
1-й певец: Не пустили в зал спортивный,
Дескать, я — не перспективный.
Стал зато на весь район
В хулиганстве чемпион!
2-й певец: Папа пишет сочиненье,
Дед решает уравненье.
Все с уроками сидят, —
Вот семейный наш подряд!
1-й певец: В «дочки-матери» играем —
Папе-маме подражаем.
Чур, на диване — я лежать.
Ну, а ты — иди стирать.
2-й певец: Не играет дома Вовка, —
Сплошь хрусталь и полировка,
Стал в милиции малец
Детской комнаты жилец!
1-й певец: Папа — слева, мама — справа,
Папа — с «Шипкой», мама — с «Явой».
Из квартиры из отдельной
Дым валит, как из котельной!
2-й певец: Ни щенков и ни котят.
Папа с мамой не хотят,
Говорят, мол: «Это слишком!» —
Так купите мне братишку!
Ведущий: А ну-ка распахнули окна пошире! Побольше свежего воздуха! Всем, всем приготовиться! Пока-аптельные выступления двух семейных команд! Слепа от нас команда «Стадион», справа— команда «Ле-жобоки». Становись!
Наша агитзарядка! Секрет молодости! «Лежебоки»: Света, Таня, Лена, Саша и т. д. «Стадион»: Оля, Марина, Люда, Вика и т. д. Начали! (участники разделились на две команды, поют, на мелодию песни «цыганский хор» ).
«Лежебоки»: У них здоровьишко в порядке, у нас же хворей миллион!
«Стадион»: Мы начинаем день с зарядки, а в выходной — на стадион! (делая упражнения физзарядки).
Пусть каждый день пройдет недаром,
Побольше дел, поменьше слов.
Тот никогда не станет старым,
Кто с детства крепок и здоров.
Ведущий: Контрольные упражнения! Поднятие житейских и прочих тягот! Начали... (под проигрыш команды выжимают воображаемую штангу над головой. «Лежебоки», придавленные тяжестью штанги падают.)
«Стадион»: Вес взят!
«Лежебоки»: Полный завал, задавило!
Ведущий (в зал): Секрет первый (все поют):
Тот никогда не станет старым,
Кто с детства крепок и здоров.
«Стадион»: А вам детей не жалко?
«Лежебоки»: А как еще нам их жалеть?
«Стадион»:
Нужна спортивная закалка,
Не приучайте их болеть (делая упражнение),
Пусть каждый день пройдет недаром!
Идешь в поход — детей возьми.
Никто из них не станет старым, —
Покуда молоды они.
Ведущий: Контрольное упражнение! Бег на сверхдистанцию!
Все: «Жизненный марафон»!
Ведущий: Старт (на проигрыш команды бегут на месте. «Лежебоки» выдохлись, падают. «Стадион» же грудью рвет финишную ленту.)
«Стадион»: Ура!
Ведущий («Лежебокам»): А вы что же? Выдохлись?
«Лежебоки»: Выдохлись! Сойди с дистанции.
Ведущий: Ясно! Секрет второй.
Все (в зале поют):
Никто из нас не станет старым
Пока в одном строю с детьми!
«Стадион»: Куда такая жизнь годится?
«Лежебоки»: Где ж от нее нам отдохнуть?
«Стадион»:
Спорт крепит семью, единство!
Пора и нам перетянуть!
Ведущий: Упражнение зачетное. Перетягивание замешкавшихся, закиснувших и заснувших! И... (на пение куплета «Стадион» перетягивает «Лежебок»).
«Стадион»:
Освободить от скуки вечной!
Спорт — это радость бытия!
И никогда не станет старой
Твоя спортивная семья!
(«Стадион» окончательно перетягивает «Лежебок» на свою сторону.)
«Стадион»: Ну, как, согласны вы с нами?
«Лежебоки» (распрямляясь): Согласны!
Ведущий: И произвольная программа! Танцуют все!
(Обе команды вместе с ведущим танцуют, делая упражнения физзарядки, поют.)
«Лежебоки»: Пусть каждый день без скуки
«Стадион»: Спорт — это радость бытия!
Хором: Пусть никогда не станет старой моя спортивная семья!
Ведущий (в зал): Секрет третий и главный!
Все: Нет! Никогда не станет старой во всем здоровая семья!
(Поют на мотив песни Ю. Антонова «Под крышей дома своего».)
Хотим сказать с трибуны нашей, концерт кончая до поры:
Очистим наш очаг домашний от обывательской золы!
Должны мы сообща вмешаться, семейства климат изменив,
Чтобы в угарный круг мещанства не превращался круг семьи!
Чтоб не зачах сердца очаг, будем гореть и в мелочах!
Будем семьей не на словах: главный пример в наших делах!
(Двое ведущих проводят несколько семейных конкурсов. Они вызывают родителей, их детей.)
Конкурсы могут быть следующие:
а) раздаются открытки, разрезанные на мелкие кусочки; выигрывает команда, быстрее сложившая открытку;
б) кто быстрее и лучше очистит две картошки; начинает мама (папа), после первой картошки продолжает очищать вторую сын (дочь);
в) кто дружнее исполнит куплет популярной песни;
г) кто быстрее пришьет две пуговицы: начинает мама (папа), затем вторую пришивает сын (дочь); выигрывает та семья, которая быстрее и лучше пришьет к лоскутку пуговицы;
д) кто быстрее перенесет из стакана в стакан ложкой воду; команды равные — два-три человека.
Несколько слов о дружбе
(Звучит заключительная песня, которая исполняется всеми участниками вечера под фонограмму мелодии С. Намина «Мы желаем счастья вам».)
Мы сегодня показали вам
Несколько семейных мини-драм,
Чтобы на себя со стороны мы могли взглянуть.
Как смешно бывает подчас,
Каждому полезно знать из вас,
Чтобы в ссорах и конфликтах
Вам не утонуть!
Припев: Мы желаем счастья вам,
И об этом песню поем,
Заботой о семье
Согревать учитесь дом! — 2 раза
Пробуйте обиды зачеркнуть,
Сыну руку дружбы протянуть
И еще внимательнее заглянуть в глаза.
Помните, что вместе мы сильней,
Это знает даже муравей.
И тогда умчатся тучи,
И уйдет гроза.
Припев: Мы желаем счастья вам,
Понимать поступки детей,
Не только на словах
Попытайтесь стать мудрей.
Мы желаем смеха вам
И веселья вашим сердцам,
Пусть светлым будет путь,
Ведь дорога без конца!..
Заканчивается песня, участники самодеятельного коллектива исполняют веселый танец, приглашают своих пап и мам в общий танцевальный круг. Взрослые исполняют вместе с детьми общий танец, олицетворяющий собой искреннюю дружбу детей и взрослых, их необходимость друг другу, радость общения.
«Древо жизни»
(Сценарий семейного праздника)
Цель:
создание благоприятных условий для формирования у учащихся положительного отношения к семье как к одной из важнейших жизненных ценностей;
учить детей ценить свою семью; знать ее историю и традиции;
создать комфортные условия для общения детей и родителей
Организаторам праздника важно за несколько дней создать «семейное настроение», попросить ребят подготовиться к нескольким конкурсам-заданиям («Что означают твое имя и фамилия?», «Хобби семьи», «Внимательный внук», «Семейная реликвия»).
На вечер приглашаются все члены семьи каждого подростка данного коллектива (класс, группа, несколько классов). Праздник можно провести в актовом зале, в классе с чаепитием. Сценарий приемлем и для детей младшего школьного возраста, и для подростков. На сцене оформлено раскидистое дерево с листочками.
Примерное описание праздника
В зале медленно гаснет свет, звучит гитарный перебор, на экране проецируются слайды семейных фотографий. В качестве музыкального комментария может звучать песня «Дом» или ведущие будут декламировать слова этой песни.
Мимо текла, текла река,
Плыли по небу облака,
Шел человек, была дорога нелегка.
И человек мечтал о том,
Что он построит где-то дом
И поселится счастье с ним в доме одном.
Если порою он сдавал,
То неизменно напевал
Песню любимую свою, ту, что я пою.
Дом, как известно всем давно, —
Это не стены, не окно,
Даже и стулья за столом — это не дом.
Дом — это там, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым.
Дом — это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом — это твой дом.
Ведущий: Вы хотите увидеть себя в зеркале, но не в простом зеркале, а в зеркале истории своей семьи, своего рода? Ведь родословные есть не только у великих и царствующих. В роду каждого из вас тоже есть свои захватывающие страницы о любви, жизненных традициях и героизме.
Звучит первый куплет песни Г. Гладкова и Ю. Кима «Точка, точка, запятая». Из «ствола» «древа жизни» появляется маленькая девочка. Она шалит под музыку, исполняет разные танцевальные и гимнастические движения.
Ведущий: Здравствуй, ты кто такая, как тебя зовут? Девочка: Зовут Зовуткой, а величают Уткой!
Ведущий: Это что за имя такое — Зовутка? (обращаясь, к залу). Ребята, давайте мы нашей гостье дадим настоящее имя и сделаем это так, как делали все родители на Руси в давние времена. Тогда регистрация нонорожденных производилась только церковью, и ашщенник на выбор предлагал несколько имен святых, которые значились в специальной книге — святцах - на день рождения ребенка. Посмотрим... (Организаторам праздника необходимо на день про-встречи узнать «святые имена» и их значения. В данном случае — женское имя).
Сегодня 14 марта, а 14 марта — это день Евдокии. Между прочим, Евдокией звали жену полководца Дмитрия Донского. С днем святой Евдокии связана народная примета: если в этот день курица сможет из лужи напиться, т.е. растает снег, значит, весна будет урожайная. Отсюда и поговорка: «Пришла Евдокея — мужику затея, соху точить, борону чинить!» (Обращаясь к девочке), Дуняша, мы поздравляем тебя с таким замечательным именем.
Ведущий: Ребята, а вы представляете, как волновались ваши родители, когда выбирали вам имена? Они вложили в них всю свою любовь и большие надежды. Поэтому назвали вас Александрами — «настоящими мужчинами», Алексеями — «защитниками», Иринами — с греческого языка: «мирными», Еленами — значит «светлыми», Екатеринами — значит «чистыми».
Ведущий: А я попрошу подняться всех «победителей», т.е. Николаев и Викторов. Попрошу вас подойти ко мне и победить в небольшом конкурсе. (Предлагается простейший конкурс — кто быстрее надует шар и у кого он быстрее лопнет. Победитель получает приз. В конкурсе принимают участие мальчики, папы и дедушки с этими именами.)
Ведущий: Сколько еще есть замечательных имен! Вот Михаил — «равный Богу», Лариса — «подобная чайке». А Петр — «каменная глыба». От мужественных воинов — викингов пришли к нам имена Игорь, Олег и Ольга. Даже такое родное русское имя Иван — древнееврейское слово, которое переводится как «Бог помиловал».
Дуня (обращаясь к ведущему): Хочу фамилию...
Ведущий: Знаешь ли ты, что просишь? Ты просишь много рабов, которые бы принадлежали тебе одной..
Дуня: Нет! Не надо мне рабов. Я хочу фамилию.
Ведущий: Не обижайся, просто в Древнем Риме римская фамилия обозначала «совокупность принадлежащих одному человеку рабов». Хорошо, что в наши дни все изменилось, и мы сейчас в этом убедимся. Посмотри на наше «древо жизни», на нем выросло несколько листочков, а на них — фамилии. Выбирай любую, узнавай о ней побольше и бери сама себе фамилию.
Идет конкурс «Что означает твоя фамилия?». На листочках написаны фамилии всех семей, присутствующих в зале. Если семей мало, то в конкурсе участвуют все, если же семей много, то «Дуня» сама приглашает на конкурс несколько семей. Обрывая листочки, читает фамилию и предоставляет слово семье.
Членам семьи необходимо кратко рассказать об истории своей фамилии, своей семьи, почему выбраны такие имена у всех членов семьи. «Дуня» и ведущие определяют победителей.
Ведущий: А теперь предлагаем поделиться своими семейными секретами. В каждой семье, порой из поколения в поколение, передаются семейная песня, любимый танец или прибаутка. Напойте нам всем свою общую песню или станцуйте.
Если участников немного, то можно устроить конкурс семейного танца или песни.
Ведущий: Вы, наверно, знаете, что в семье Голиковых (А. Гайдара) очень любили ставить спектакли, а в семье последнего русского царя Николая II увлекались фотографией. Предлагаем рассказать и вам о наших семейных хобби.
Идет конкурс «Хобби семьи». Этот конкурс можно и не оценивать, но дать поощрительные очки за оригинальность, эмоциональность рассказа.
Ведущий: Один английский джентльмен всю жизнь коллекционировал носовые платки. У него их было 2 тысячи и не было двух похожих. А как у вас обстоят дела с носовыми платками? Внимание: конкурс-шутка, конкурс-сюрприз! Внимательно посмотрите, сколько в вашей семье носовых платков. Тем семьям, количество платков у которых в данный момент окажется больше, присуждаются дополнительные поощрительные очки.
Ведущий: Кто все штопает и вяжет?
Кто поможет и подскажет?
Раньше всех всегда встает?
Кто печет оладушки?
Это наши... (бабушки)
Ведущий приглашает от каждой семьи бабушек и дедушек с внуком или внучкой. Можно участвовать одной бабушке или одному дедушке, но обязательно с внуком (внучкой).
Ведущий: Отношения между старшим и младшим поколением в семье можно назвать так — «любовь с первого взгляда». И свой конкурс мы проведем по принципу популярной телеигры.
Первый конкурс «Найти внука»
Бабушкам (дедушкам) завязывают глаза и выстраивают в шеренгу. Перед ними выстраиваются их внуки (внучки). Затем внуки громко рассчитываются по порядку. Бабушки (дедушки) должны после этого по голосу узнать своего внука и с завязанными глазами определить его, т.е. назвать номер своего внука (внучки).
Второй конкурс «Единомыслие»
Играющим выдаются листы бумаги и карандаши (ручки). Необходимо на каждое задание ведущего в письменном виде ответить на него и бабушке (дедушке), и внуку (внучке). Та пара, чьи мнения совпали, получает поощрительное очко.
Примерные задания-вопросы:
— Какую телепередачу ваш внук смотрит с особым удовольствием?
— Какой школьный предмет особенно удается вашему внуку?
— Любимое увлечение вашего внука.
— Как зовут самого близкого друга вашего внука?
— Как зовут соседа по парте в школе?
— Назовите дату дня рождения бабушки (дедушки).
— Назовите дату дня рождения внука (внучки). После подведения итогов на сцене появляется
Дуня с сундуком.
Ведущий: Что это за сундук?
Дуня: Нашла. Интересно, чей он и что в нем?
Ведущий: Товарищи, чей сундук? Не признаются. Тогда откроем и посмотрим, что в нем.
Ведущий открывает сундук и по очереди достает из него «семейные реликвии». Если вещь невозможно поместить в сундук, то пишется записка. Показывая залу реликвию или зачитывая записку, семья должна угадать и кратко, но ярко рассказать о своей семейной реликвии.
Идет конкурс «Семейная реликвия».
Дуня: А здесь есть еще один предмет. (Вынимает большую конфету.) Это леденец. Леденец — это нашей игре конец! (Предлагает жюри назвать итоговый счет конкурса. Призы вручаются командам-семьям.)
Ведущий: Добрые дети — дому венец, худые дети — дому конец! Видите, ребята, как много зависит от вас. Постарайтесь же овладеть наукой «как не обижать сиоих родных». К сожалению, ее не преподают в школе, но этому можно научиться самому, если только очень захотеть. Чтобы ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры были счастливы. Сегодня, когда придете домой, не забудьте их обнять и гкп:шт1», что вы их очень любите!
В ходе вечера могут быть использованы шутки и розыгрыши,
дополнительные конкурсы, музыкальные паузы и танцевальные номера. Но важно, чтобы атмосфера добра и семейного благополучия царила на протяжении всего праздника. И не забудьте: слишком затягивать вечер не стоит — могут устать и ребята, и взрослые.
Желаем успехов!
Список используемых источников
- Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.
- Журнал «Начальная школа» Ольга Петрова «Мудрость родительской любви» (N17/2011).
- Павлов А. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали. Ж. “Воспитание школьников”, 2001, № 5.
- Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: “Первое сентября”, 2000.
- Шульгина В.П. 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя – Ростов на/Д: “Феникс”, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровьесбережение в младшем школьном возрасте как основа обеспечения успешности обучения»
Основная цель здоровьесбережения - это формирование у школьников представления о ценности здоровья и ресурсах собственного организма, приобретение навыков здорового образа жизни.В этой работе от...
Презентация по теме: «Семья как один из ресурсов школьной успешности ребенка»
Данная презентация использовалась на VI Городской конференции по теме "Гуманизация школьного образования", которая проходила в апреле 2011 года....
Обеспечение успешной адаптации учащихся 5 класса
Проблемы, которые возникнут перед пятиклассниками в начале учебного года, для учителей – предметников кажутся мелкими и неприметными, но в совокупности рождающие Большую Проблему для ребенка....
Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную
Доклад к педаггическому совету "Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную"...
Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования на основную.
Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования на основную. Проблема адаптации пятиклассников в основной школе существует всегда. Переход детей из начальног...
Содружество семьи и школы – фактор обеспечения успешности ребенка.
Критерием эффективности работы с родителями в начальной школе служит сформированность положительного отношения к школе, престижность её восприятия, уважительное отношение к педагогическому колле...
Общешкольное родительское собрание. Тема: «Единство семьи и школы по обеспечению успешной социализации детей»
Часто родители еще до рождения ребенка представляют, каким он должен быть и изо всех сил стремятся переделать его, подогнать под свой идеал. Многих родителей, как гром среди яс...