Общешкольное родительское собрание. Тема: «Единство семьи и школы по обеспечению успешной социализации детей»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Пахомова Валентина Васильевна

Часто родители еще до рождения ребенка представляют, каким он должен быть и изо всех сил стремятся переделать его, подогнать под свой идеал.

     Многих родителей, как гром среди ясного неба, поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был, вроде нормальный ребенок и вдруг курит, грубит, хлопает дверью… А ведь первый опыт социальных отношений и связей ребенок приобретает в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей, а так же дети, играющие во дворе, - это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, нормы и правила поведения, его ценностные ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshcheshkolnoe_roditelskoe_sobranie.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

    Общешкольное родительское собрание

МКОУ «Лозовская СОШ»

Пахомова В.В.

Тема: «Единство семьи и школы по обеспечению успешной социализации детей»        

   Добрый день уважаемые родители и педагоги. Сегодня мы поговорим о взаимодействии семьи и школы для обеспечения успешной социализации  детей.

      Часто родители еще до рождения ребенка представляют, каким он должен быть и изо всех сил стремятся переделать его, подогнать под свой идеал.

     Многих родителей, как гром среди ясного неба, поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был, вроде нормальный ребенок и вдруг курит, грубит, хлопает дверью… А ведь первый опыт социальных отношений и связей ребенок приобретает в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей, а так же дети, играющие во дворе, - это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, нормы и правила поведения, его ценностные ориентации.

       В. Сухомлинский писал, что такие родители похожи на садовника, который, не зная, что за семя бросил в землю, через несколько лет пришел и очень удивился, что вместо розы вырос чертополох. "И еще смешнее, - добавляет В. Сухомлинский, - было бы видеть манипуляции садовника, если бы он начал подкрашивать, расписывать цветок чертополоха, пытаясь сделать из него цветок розы…. Моральное лицо подростка зависит от того, как воспитывался человек в годы детства, что заложено в его душу от рождения. И чтобы понять, что и как закладывать в душу ребенка, нужно знать законы его развития, его свойства и особенности".

Поэтому необходимо единство семьи и школы

               Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

   Именно родители закладывают основы счастья в будущем своего ребёнка. Поэтому должны стать лучшими помощниками, заинтересованными союзниками единого педагогического процесса. В семье дети получают первые уроки жизни. Сила влияния семьи в том, что она осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях. Человек проводит в семье большую часть своего времени.

        Почему сейчас так остро встаёт вопрос о единстве семьи и школы? Да, несомненно, школа даёт очень многое. Но все исходные жизненные установки ребёнок получает в семье. Сила воздействия семьи на человека огромна. Всё заложенное в детстве прочно и устойчиво. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек всю жизнь не может от них освободиться.

Но, к сожалению, приходиться констатировать и другое. Многие родители стали всё больше и больше самоустраняться от воспитания своих детей, перекладывая все заботы на государственные учреждения ( детсад, школа) подменяя общение ложной любовью или желанием посытнее накормить или приодеть. Вот и растут подчас дети сытыми, красиво одетыми, но бездуховными, недобрыми, завистливыми, ленивыми, жестокими.

- Начало обучения в школе характеризует выход ребенка из-под тотального влияния семьи. Возникает много ситуаций, где поступки ребенка перестают контролироваться родителями. К тому же появляется другой взрослый – Учитель.

   Несмотря на это, семья для ребенка продолжает оставаться одним из самых важных факторов полноценного психосоциального развития. Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения. Родители, старшие братья и сестры служат моделями поведения.

       Однако часть родителей с началом школьного обучения ребенка считают, что функцию воспитателя теперь должна взять на себя школа, а их роль в воспитании – помогать учителю или ничего не делать. Такое заблуждение исходит из смешения воспитательных функций школы и семьи. Воспитательный процесс в школе, как правило, касается широких социальных норм и культурных ценностей – социальное воспитание. Семья же передает ребенку более узкие – семейные традиции, роли, установки, т.е. личностное и индивидуальное воспитание.

Родители заботятся об укреплении семьи, их отношения строятся на взаимной любви и уважении, они создают благоприятные условия для нравственного воспитания детей. Примером для детей являются не только отношения внутри семьи. Дети зорко следят за тем, как и с кем дружат их родители, старшие братья и сёстры, как они относятся к коллективу по работе, как к ним относится коллектив.

Например, родители одной девочки живут очень уединённо. К ним никто не приходит в гости, сами тоже ни к кому не ходят. С соседями живут недружно, ссорятся из-за пустяков, шумно ведут себя в квартире. Не удивительно, что и девочка  растёт девочкой чёрствой, эгоистичной, неприветливой. Её не дружелюбие проявляется и к ребятам по классу. Однажды мальчик у доски не мог решить задачу. Она  решила её, но нарочно потихоньку подсказала неправильное решение. Когда мальчик получил замечание, девочка  была рада, на её лице сияла улыбка - усмешка.

Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе

школы и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и

трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. И все же, можно выделить основные принципы, на которых мы стараемся основывать сотрудничество с семьей.

        

Первый – это принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание

воспитательной цели и взаимное доверие

Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется

гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.

Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух

сторон при взаимодействии.

Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке

всегда должна помогать в работе и в воспитании детей.

Пятый – принцип, допускающий совместную деятельность

представителей двух разных сфер в едином деле с детьми  (семьи и школы)

Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их

родителей.

       Взаимодействие семьи и школы должно быть направлено на активное

включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную

 деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Следовательно, главными функциями взаимодействия школы и семьи

являются:

 - информационная; (информирование родителей о содержании учебно-

воспитательного процесса, о ходе и результатах воспитания)

- воспитательно-развивающая;( совместная деятельность родителей и

учащихся в конкурсах, праздниках, участие в выставках, организация экскурсий )

- формирующая; (формирование личности ребенка)

- охранно-оздоровительная; (взаимодействие с родителями, с организациями, занимающимися вопросами сохранения и укрепления здоровья,

охраны жизни и правопорядка )

У родителей, как и у педагогов, есть одна цель – сделать ребенка успешным. Но это станет возможным только при условии, если родители будут не просто помощниками педагогов, а  участниками процесса развития детей.

 Достижение успеха в процессе воспитания детей возможно только при условии объединения усилий семьи и школы.

Для успешной социализации наших детей мы должны:

Выдвигать к ним единые требования (в сфере обслуживания, быта, поведения в обществе).

Действовать согласованно (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).

Вместе преодолевать недостатки в формировании личности (помогать решать проблемы ребятам, находящимся в особо трудных условиях, психологическая коррекция поведения).

Работать совместно по закреплению и развитию успехов ребенка (участвовать в мероприятиях вместе с детьми, радоваться участию и победам в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах).

Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. У родителей, как и у педагогов, есть одна цель – сделать ребенка успешным. Но это станет возможным только при условии, если родители будут не просто помощниками педагогов, а участниками процесса развития детей.

Правила воспитания ребёнка в семье.

• Уважайте личность ребёнка. Не допускайте произвола в своих действиях.

• Формируйте адекватную самооценку. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения. С высокой — не признаёт авторитетов, не считается с мнением других.

• Приобщайте ребёнка к реальным делам семьи. Требуйте выполнения посильных для него домашних обязанностей, поручений.

• Развивайте силу воли ребёнка. Научите его проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учите прилагать усилия для достижения цели.

• Учите ребёнка планировать, составлять план действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных действий.

• Научите его общаться с другими детьми, людьми. Демонстрируйте оптимальную модель родительского поведения.

• Формируйте у ребёнка нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь и ответственность.

            Чтобы подвести своеобразный итог нашему разговору, необходимо еще раз выделить самые важные моменты:

1. Общество, в котором мы живем, состоит из людей. И от того, какие это люди, будет зависеть вся наша жизнь. Эта жизнь будет или цивилизованной, или мы будем жить в зверинце. А значит, на эту тему говорить надо.

2. Школа никогда ничего не может сделать одна, потому что дети большую часть своего времени проводят в семьях, а, значит, мы доносим до вас, родителей важность правильного воспитания ребенка, ибо это прежде всего надо самим детям.

3. Как это сделать? Может быть, не все и получится, но что-то делать надо. И прежде всего обеспечивать интерес к обучению, чтобы дети в школу шли с желанием. И обеспечивать досуг ребят должны и школа, и родители.

Закончить свое выступление хочу словами:

«Успешное взаимодействие и сотрудничество семьи и школы в деле сопровождения и поддержки развития индивидуальности ребёнка значительно ускоряет процесс социализации. Школа и семья - союзники».

Я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети - это не только наше будущее, но и наше настоящее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА И СЕМЬИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами социума, то есть с органами культуры и здравоохранения, физической культуры и спорт...

Родительское собрание Тема: Роль семьи и школы в формировании интереса к учению.

Задачи:·         показать всему родительскому коллективу значение интереса в формировании интеллекта ребенка;·         р...

Содружество семьи и школы – фактор обеспечения успешности ребенка.

Критерием эффективности работы с родителями в начальной школе служит сформированность  положительного отношения к школе, престижность её восприятия, уважительное отношение к педагогическому колле...

Статья" Содружество семьи и школы-фактор обеспечения успешности ребенка"

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои,...

Единство семьи и школы - главный путь успешного формирования социальной среды развития обучающихся

Я считаю, что единство семьи и школы - главный путь успешного формирования социальной среды развития обучающихся....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ТЕМА: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕТЕМА: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»Цель: развитие и совершенствование навыков эффективного взаимодействия в системе ...

Внеклассное мероприятие РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Сотрудничество семьи и школы»

Аннотация  Данное родительское собрание посвящено проблеме сотрудничества семьи и школы.  Взаимодействие школы и семьи очевидны.  Не секрет, что большую часть времени ребенок проводит в...