Содружество семьи и школы – фактор обеспечения успешности ребенка.
статья (2 класс) на тему
Критерием эффективности работы с родителями в начальной школе служит сформированность положительного отношения к школе, престижность её восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу.
Теперь хочется сказать об успешности ребенка как фактора содружества семьи и школы.
Речь в данном случае идет об эмоционально-волевой, ценностно-мотивационной и личностной сферах.
В эмоционально-волевой сфере – это преодоление тревожности, дезадаптации, формирование навыков саморегуляции и способности к ответственному поведению.
В ценностно-мотивационной – развитие качеств, определяющих социальную активность, способность к целеполаганию и планированию.
В личностной сфере – это духовно-нравственное воспитание, развитие системы отношений школьника к себе, к делу и семье.
Таким образом, я считаю, что система работы с родителями направлена на стимулирование потребностей учащегося к самопознанию и личностному росту, что и требует от нас Закон об образовании и ФГОС начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_otpravku.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете школы по теме «Содружество семьи и школы – фактор обеспечения успешности ребенка»
Свое выступление хочу начать со слов Песталоцци «Воспитание и только воспитание – цель школы». Не секрет, что эффективность воспитательных воздействий на личность ученика во многом определяется его личностными характеристиками. И в первую очередь ценностным компонентом. Как известно, система отношений школьника, черты характера, стереотипы восприятия закладываются в семье родителями.
Семья, в соответствии со статьей 44 Закона "Об образовании в Российской Федерации" (273-ФЗ), рассматривается как главный заказчик и союзник в воспитании детей.
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Поэтому считаю, что взаимодействие школы и семьи предполагает установление
заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитания – целостность личности.
Таким образом, работа с родителями учащихся является неотъемлемой составляющей воспитательной работы, отправной точкой взаимодействия, так как дает возможность прогнозировать поведение ребенка.
Считаю, что классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Именно классный руководитель выступает в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.
Мое сотрудничество с родителями складывается из следующих принципов:
Главное- это с установление доброжелательных отношений с родителями. Всегда помню, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.
Вырабатываю совместно с родителями единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
Постоянно информирую родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.
Выявляю причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремлюсь к их устранению.
Организую педагогическое просвещение родителей, стремлюсь к повышению их педагогической культуры.
Привлекаю родителей к участию в совместной с детьми деятельности в школе, так и вне её.
Анализирую свои отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.
Многолетний опыт работы в начальной школе позволил мне создать систему организации работы с родителями, она заключается в таких направлениях деятельности:
Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми, законодательства в области системы образования.
Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Процесс сотрудничества с семьей включает в себя:
Повышение психолого-педагогических знаний родителей:
- психолого-педагогические лектории (например: психолого-педагогические проблемы адаптации ребенка к школе - 1 класс; развитие познавательных процессов – 2-3- классы и т.д.)
- открытые уроки (обычно провожу для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности),
- внеклассные мероприятия;
- индивидуальные тематические консультации (полезны для меня и для родителя тем, что мы, обмениваясь информацией, приходим к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия);
- творческие группы, группы по интересам;
- педагогические дискуссии;
- ролевые игры (коллективная творческая деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Темы ролевых игр с родителями разнообразны. Например: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы» и др.);
- посещение семьи;
Уважаемые коллеги, хочу остановиться на такой знакомой вам форме-
переписка с родителями (Использую такую письменную форму для информирования родителей об успехах их детей, также извещаю родителей о предстоящей совместной деятельности в школе и классе, поздравляю родителей и детей, даю пожелания в воспитании детей ).
Следующая форма-
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
Хочу остановиться на такой форме работы с родителями, как
- родительские собрания (виды родительских собраний многообразны: организационные, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Я разрабатываю тематику родительских собраний, обсуждаю её на родительском комитете, где очередную тему собрания могут предложить родители Конечно, каждое родительское собрание требует от меня тщательной подготовки, сценария, своей программы, ведь так важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности. Каждое родительское собрание я заканчиваю рубрикой «Школьная жизнь в лицах», где я показываю родителям школьные события с участием детей за определенный промежуток времени) «от собрания до собрания»;
- родительские дни в школе;
- совместные творческие дела;
- помощь в укреплении материально-технической базы;
- социологические опросы;
- семейные гостиные.
Следующая форма-
Участие родителей в управлении школой:
- управляющий совет;
- совет отцов;
- конференции школы;
- классный родительский совет (я предпочитаю работу с группой наиболее опытных, активных родителей, которая готовит и проводит совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказании помощи в воспитании детей класса: анализирует, оценивает, подводит итоги сотрудничества школы и семьи).
Я вам представила формы и методы работы с родителями, а сейчас хочу подробнее остановиться на воспитательной технологии «Конструктор коллективных творческих дел». ( фото коллективных дел с родителями).
Конструктор коллективных творческих дел (КТД) (автор Игорь Петрович Иванов)
1.Коллективное целеполагание. Предварительный опросник.
2. Коллективное планирование. Деление на группы: по интересам, общая дискуссия, «Дерево идей»,
3. Коллективная подготовка. Распределение групповых и индивидуальных поручений (добровольность!):
4. Проведение коллективного дела. Сочетание групповых (командных) и индивидуальных заданий, конкурсов. Система подведения итогов (награды, дипломы, значки, медали, вымпелы,сувениры).
5. Коллективный анализ (последействие). Разговор в кругу, цветодиагностика, незаконченный тезис.
Итак, уважаемые коллеги, считаю, что критерием эффективности работы с родителями в начальной школе служит сформированность положительного отношения к школе, престижность её восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу.
Теперь хочется сказать об успешности ребенка как фактора содружества семьи и школы.
Речь в данном случае идет об эмоционально-волевой, ценностно-мотивационной и личностной сферах.
В эмоционально-волевой сфере – это преодоление тревожности, дезадаптации, формирование навыков саморегуляции и способности к ответственному поведению.
В ценностно-мотивационной – развитие качеств, определяющих социальную активность, способность к целеполаганию и планированию.
В личностной сфере – это духовно-нравственное воспитание, развитие системы отношений школьника к себе, к делу и семье.
Таким образом, я считаю, что система работы с родителями направлена на стимулирование потребностей учащегося к самопознанию и личностному росту, что и требует от нас Закон об образовании и ФГОС начальной школы.
Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительские комитеты, как одна из проверенных жизнью форм содружества семьи и школы
Родительские комитеты — одна из проверенных жизнью, устоявшихся форм содружества семьи и школы. Главная задача родительского комитета — помогать семье и учителю в воспитании детей. Члены родительского...
Родительское собрание. Содружество семьи и школы -залог успеха в формировании ЗОЖ.
Забота о сохранении здоровья учащегося - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива, родителя и самого ребенка....
Статья. Семейный клуб: содружество семьи и школы
Одна из проблем ребенка, впервые пришедшего в школу, — это незначительный опыт общения с окружающими его людьми. В чем причина этого? С одной стороны, родители не всегда могут и хотят отдавать детей в...
Содружество семьи и школы. Из опыта работы учителя начальных классов Алексеевой Т.А.
. Процесс воспитания –очень сложный процесс. Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из них занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заб...
Содружество семьи и школы как основных институтов воспитания подрастающего поколения
В работе содержатся формы, приёмы и методы организации учебной и воспитательной работы в начальной школе в сотрудничестве семьи и школы....
Статья" Содружество семьи и школы-фактор обеспечения успешности ребенка"
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои,...
Общешкольное родительское собрание. Тема: «Единство семьи и школы по обеспечению успешной социализации детей»
Часто родители еще до рождения ребенка представляют, каким он должен быть и изо всех сил стремятся переделать его, подогнать под свой идеал. Многих родителей, как гром среди яс...