Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования на основную.
консультация (3 класс) на тему
Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования на основную.
Проблема адаптации пятиклассников в основной школе существует всегда. Переход детей из начального в среднее звено психологи и педагоги уверенно называют кризисом. Наблюдения за состоянием детей, отслеживание их школьной успешности показывают, что у многих из них падает успеваемость, снижается интерес к учебе, отношения между детьми становятся более напряженными, конфликтными, а они сами тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях. Всему этому есть объяснение.
Возраст пятиклассников – 10-11 лет. К этому моменту у них резко снижаются основные показатели психических процессов (памяти, внимания, мышления), снижаются общие показатели высшей нервной деятельности. Но у этого кризиса очень часто другое происхождение, скорее, организационно-педагогическое. Обычно переход от одной ступени образования к другой происходит спонтанно и достаточно формально. С переходом на предметное обучение при участии большого количества педагогов, следствием чего становится большой разброс требований к учащимся: эти требования часто либо не стыкуются между собой, либо противоречат друг другу. Пятиклассники считают себя уже взрослыми, а педагоги относятся к ним как к маленьким, что вызывает и провоцирует непонимание, конфликты между школьниками. Учителя начальных классов рассматривают ученика в сравнении: каким он пришел в первый класс, и каким стал по истечении четырёх лет обучения. А учителя основной школы в сравнении со старшеклассниками.
Таким образом, пятиклассник сталкивается со следующими трудностями: новое помещение, новые учителя; разные требования учителей; личность классного руководителя; смысл обучения в основном звене; преподнесение себя; испытание границ допустимых нарушений.
Одной из главных проблем при переходе является снижение успеваемости, так как пятиклассники не справляются с большим, по сравнению с начальной школой, объемом работы как на уроке, так и при выполнении домашнего задания; не могут с первых дней адаптироваться к разным требованиям учителей-предметников (темп работы быстрее, другое требование к оформлению работ.)
Рекомендации родителям:
Ø Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому дню.
Ø Неформальное общение со своим ребенком после школьного дня.
Ø Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
Ø Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей, лишение удовольствий, психические наказания.
Ø Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.
Ø Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насмешку и жестокость.
Ø Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
Ø Поощрение ребенка, и не только за учебу. Моральное стимулирование достижений ребенка.
Ø Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Правила, которые помогают ребенку подготовиться к взрослой жизни:
ü Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
ü Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
ü Не дерись без причины.
ü Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
ü Играй честно, не подводи своих товарищей.
ü Не дразни никого, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
ü Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
ü Из-за отметок не плачь, будь гордым.
ü С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся.
ü Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут.
ü Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
ü Старайся быть аккуратным.
ü Почаще говори: давай дружить, давай играть.
ü Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.docx | 15.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования на основную.
Проблема адаптации пятиклассников в основной школе существует всегда. Переход детей из начального в среднее звено психологи и педагоги уверенно называют кризисом. Наблюдения за состоянием детей, отслеживание их школьной успешности показывают, что у многих из них падает успеваемость, снижается интерес к учебе, отношения между детьми становятся более напряженными, конфликтными, а они сами тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях. Всему этому есть объяснение.
Возраст пятиклассников – 10-11 лет. К этому моменту у них резко снижаются основные показатели психических процессов (памяти, внимания, мышления), снижаются общие показатели высшей нервной деятельности. Но у этого кризиса очень часто другое происхождение, скорее, организационно-педагогическое. Обычно переход от одной ступени образования к другой происходит спонтанно и достаточно формально. С переходом на предметное обучение при участии большого количества педагогов, следствием чего становится большой разброс требований к учащимся: эти требования часто либо не стыкуются между собой, либо противоречат друг другу. Пятиклассники считают себя уже взрослыми, а педагоги относятся к ним как к маленьким, что вызывает и провоцирует непонимание, конфликты между школьниками. Учителя начальных классов рассматривают ученика в сравнении: каким он пришел в первый класс, и каким стал по истечении четырёх лет обучения. А учителя основной школы в сравнении со старшеклассниками.
Таким образом, пятиклассник сталкивается со следующими трудностями: новое помещение, новые учителя; разные требования учителей; личность классного руководителя; смысл обучения в основном звене; преподнесение себя; испытание границ допустимых нарушений.
Одной из главных проблем при переходе является снижение успеваемости, так как пятиклассники не справляются с большим, по сравнению с начальной школой, объемом работы как на уроке, так и при выполнении домашнего задания; не могут с первых дней адаптироваться к разным требованиям учителей-предметников (темп работы быстрее, другое требование к оформлению работ.)
Рекомендации родителям:
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому дню.
- Неформальное общение со своим ребенком после школьного дня.
- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей, лишение удовольствий, психические наказания.
- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.
- Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насмешку и жестокость.
- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- Поощрение ребенка, и не только за учебу. Моральное стимулирование достижений ребенка.
- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Правила, которые помогают ребенку подготовиться к взрослой жизни:
- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым.
- С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся.
- Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: "Преемственность при переходе со ступени начального образования на основную"
Выступление на педагогическом совете по теме....
Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную
Доклад к педаггическому совету "Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную"...
Обеспечение успешной адаптации учащихся при переходе с начального общего образования на основное общее образование.
Обеспечение успешной адаптации учащихся при переходе с начального общего образования на основное общее образование. Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования.Сегодняшняя школ...
Презентация по теме: "Успешная адаптация ребенка при переходе с начального на основной уровень образования"
Презентация по теме: "Успешная адаптация ребёнка при переходе с начального на основной уровень образования"...
Обеспечение успешной адаптации ребёнка при переходе с уровня начального образования на основной
Обеспечение успешной адаптации ребёнка при переходе с уровня начального образования на основной...
Презентация "Обеспечение успешной адаптации ребёнка при переходе с уровня начального образования на основной"
Презентация "Обеспечение успешной адаптации ребёнка при переходе с уровня начального образования на основной"...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ по математике при переходе со ступени начального общего образования на ступень основного общего образования
Цель предлагаемого образовательного проекта «Образовательный минимум для начальной школы» – обеспечение освоения всеми учащимися начальных классов минимального объема теоретиче...