Классный час по духовно-нравственному воспитанию в 4 классе. Тема: Дискуссия о справедливости.
классный час (4 класс) на тему

Диженина Наталья Алексеевна

Цель:

Организовывать работу для самостоятельного пополнения учащимися знаний в области социального поведения и духовно-нравственных ценностей.

Задачи:

  • Анализировать и объяснять понятия: духовность, бездуховность, нравственность, безнравственность, добро, зло, справедливость, милосердие.
  • Учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков.

Предварительная работа: оборудование класса, подготовка презентации, книги со сказками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskussiya_o_spravedlivosti.docx21.34 КБ
Файл spravedlivost.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час по духовно-нравственному воспитанию в  4 классе.

Тема: Дискуссия о справедливости.

Цель: 

Организовывать работу для самостоятельного пополнения учащимися знаний в области социального поведения и духовно-нравственных ценностей.

Задачи:

  • Анализировать и объяснять понятия: духовность, бездуховность, нравственность, безнравственность, добро, зло, справедливость, милосердие.
  • Учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков.

Предварительная работа: оборудование класса, подготовка презентации, книги со сказками.

Ход проведения.

Ребята рассаживаются  за столы, стоящие полукругом.

Учитель: - В отношениях между людьми важную роль играет справедливость. Каждый человек хочет, чтобы к нему относились справедливо.

 Чтение мудрых мыслей (Слайд 2)

Если сила соединится со справедливостью, то, что может быть сильнее этого союза? (Эсхил)

Быть добрым очень легко, быть справедливым – вот что трудно  (В.Гюго).

Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней.  (Ж.Ж.Руссо)

(Слайд 3))

Почему? Фемиду – богиню правосудия иногда изображают с повязкой на глазах, как символ неподкупности и беспристрастия, с мечом и весами в руках (предположения, рассуждения детей).

Весы – древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки совершенные людьми при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды – символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

Как вы думаете, быть справедливым сложно? Обоснуйте свой ответ.                  Как  человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения, не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка.

Работа с текстом «Ценные качества человеческой души» во время чтения.

Учитель организует комментированное чтение текста.

Иногда мы слышим, как кто-нибудь восклицает: «Ты несправедлив ко мне!», «Это несправедливое наказание!», «Я требую справедливости!» Что это означает? (Предположите.) Рассмотрим происхождение слова «справедливость». Оно исходит от словосочетания «с правдой» и означает «соответствующий правде, правильный, настоящий, истинный», в отличие от ложного, неправильного. Получается, справедливость – то, что «вместе с правдой, правилами, истиной». (Стало понятнее? Не совсем...)

Это относится и к оценке, которую люди могут дать поступкам человека. Если мы признаём чьи-то поступки правильными, честными – значит, они справедливые. (Верно?) Если мы оцениваем поступки, а не самого человека, значит, и мы поступаем справедливо, даём правильную оценку. Если же мы про хороший поступок говорим, что он плохой только потому, что человек, совершивший его, нам не нравится, – это несправедливо. (Теперь понятно?)

Итак, справедливость – это правильная реакция людей на поступок человека. (А реакция – это...) Например:

– Полезность труда человека для других людей должна вознаграждаться уважением и достойной оплатой. (Согласны?)

– Права, которые получает человек в обществе, должны быть уравновешены обязанностями, которые он должен выполнить перед людьми.

– Добрый поступок должен быть вознаграждён, например, благодарностью, добрым словом. (Справедливо?)

– За совершённое преступление человек обязательно должен быть наказан – штрафом, дополнительной работой или потерей свободы. (А это справедливо?)

Справедливость делает жизнь людей правильной и честной.

В то же время иногда, даже если человек за свои плохие дела заслужил справедливое наказание, мы можем простить его и не наказывать. (Почему? Предположите.) Способность прощать того, кто поступил с нами плохо, называют милосердием. Слово это означает, что у человека «милое сердце», то есть доброе, любящее. Вспомни, как часто родители собирались наказать тебя за какие-нибудь провинности, но в последний момент отменяли наказание. Почему? Потому что они тебя любят и готовы милосердно прощать. (Вспоминаются такие моменты?)

Милосердие может проявиться и в другом. Оказывая кому-нибудь помощь, человек по справедливости может ожидать в ответ благодарности. Однако если человек помогает кому-то просто так, не требуя ничего взамен, стало быть, сердце у него доброе, милое. Значит, среди многих качеств его духовного мира есть и милосердие. Оно дополняет справедливость, и это делает жизнь людей добрее, избавляет нас от равнодушия и жестокости. (Вы согласны?)

Человека нельзя заставить быть справедливым или милосердным. Эти ценности являются добровольным выбором каждого. Но от того, какой выбор делает человек, становится ясно, какой он на самом деле.

Дальше учитель предлагает ребятам рассказать случаи из жизни дома и в школе, когда с ними или с их знакомыми поступили справедливо / несправедливо. Объяснить почему.

(Слайд 4)         
Притча от Александра Шубникова
 Крапива и Розовый Куст.        

Однажды Крапива сказала Розовому Кусту:

— Каждую весну из моих молодых побегов садовник делает прекрасный суп. Но почему-то не мне, а тебе он отвёл лучшее место, ухаживает за тобой и поливает, а у меня отнимает последние крохи земли у ограды. Откуда такая несправедливость?

— Я радуюсь солнцу и наслаждаюсь жизнью, — ответил Розовый Куст, — и всегда готов поделиться с садовником цветами своего счастья. В благодарность за хорошее настроение он даёт мне всё, что нужно. Ты же при каждой встрече лишь колешь и жжёшь его. Будет ли он целый год помнить твою тарелку крапивного супа?                                                                          (Комментарии учащихся, каждый высказывает свою точку зрения)

 

А теперь давайте вспомним сказки, выберем из имеющихся те, в которых  рассказывается о несправедливом отношении одних героев к другим (Морозко, 12 месяцев, Золушка, Гадкий утёнок и другие).

Далее учитель делает обобщение. Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п. Аристотель называл справедливость совершенной добродетелью (Слайд 5)

Справедливость требует соблюдения прав других людей, не допускает посягательства на личность и достоинство человека. Справедливость во многом направлена на исполнение обязанностей человека перед другими людьми и перед самим собой.

В противоположность ей несправедливость наносит вред не только тем, на кого она направлена, но и тому, кто её творит. Совершая несправедливые поступки, человек теряет способность правильно оценивать себя. Тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки и не может  их исправить (Слайд 6)

 А вам, ребята, остаётся только сделать правильный выбор, для того, чтобы не было стыдно за свои дела и поступки перед собой и перед окружающими вас людьми. Удачи вам!  (Слайд 7)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Справедливость Выполнила учитель начальных классов Диженина Н.А

Слайд 2

Если сила соединится со справедливостью, то, что может быть сильнее этого союза? (Эсхил) Быть добрым очень легко, быть справедливым – вот что трудно (В.Гюго). Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней. (Ж.Ж.Руссо)

Слайд 3

Почему? Фемиду – богиню правосудия иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Весы – древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки совершенные людьми при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды – символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

Слайд 4

Притча от Александра Шубникова «Крапива и Розовый Куст» Однажды Крапива сказала Розовому Кусту: — Каждую весну из моих молодых побегов садовник делает прекрасный суп. Но почему-то не мне, а тебе он отвёл лучшее место, ухаживает за тобой и поливает, а у меня отнимает последние крохи земли у ограды. Откуда такая несправедливость? — Я радуюсь солнцу и наслаждаюсь жизнью, — ответил Розовый Куст, — и всегда готов поделиться с садовником цветами своего счастья. В благодарность за хорошее настроение он даёт мне всё, что нужно. Ты же при каждой встрече лишь колешь и жжёшь его. Будет ли он целый год помнить твою тарелку крапивного супа?

Слайд 5

Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п. Аристотель называл справедливость совершенной добродетелью.

Слайд 6

Справедливость требует соблюдения прав других людей, не допускает посягательства на личность и достоинство человека. Справедливость во многом направлена на исполнение обязанностей человека перед другими людьми и перед самим собой. В противоположность ей несправедливость наносит вред не только тем, на кого она направлена, но и тому, кто её творит. Совершая несправедливые поступки, человек теряет способность правильно оценивать себя. Тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки и не может их исправить.

Слайд 7

Удачи вам! А вам, ребята, остаётся только сделать правильный выбор, для того, чтобы не было стыдно за свои дела и поступки перед собой и перед окружающими вас людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников

Программа «Вместе весело шагать»  -  это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и  новых  решений в воспитании у детей духовности и нравственности.  Содержа...

Классный час по духовно - нравственному воспитанию "Любовь" (3 класс)

В этом классном часе рассматриваются такие понятия как: любовь в семье, любовь к ближнему....

Методические разработки по теме «Формы деятельности классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию»

В начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые пре...

Классные часы по духовно-нравственному воспитанию для 1-2 классов

Классные часы и презентации по духовно-нравственному воспитанию для 1-2 классов...