Выступление на МО классных руководителей. Тема"Современные формы работы классных руководителей по духовно-нравственному воспитанию на уровне начального общего образования".
методическая разработка
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
МБОУ «СОШ №18 с УИОП»
Выступление на МО классных руководителей
Тема: «Современные формы работы классных руководителей
по духовно-нравственному воспитанию
на уровне начального общего образования»
Подготовила учитель высшей квалификационной категории
Маркова Наталия Васильевна
ноябрь 2022 год
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
- Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
- Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.
- Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
- Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
- Формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
В наше время перед любым учителем и классным руководителем
встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.
Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников, педагог может использовать самые разнообразные формы работы для достижения результатов: экскурсии, игры, беседы, классные часы, квесты, выпуск стенгазет, создание проектов и много другое.
Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Эффективные формы работы с обучающимися
1. Через учебную деятельность (решение воспитательных задач на каждом уроке).
- Через внеклассную и внеурочную деятельность:
- факультативные занятия, кружковая работа;
- беседы, классные часы нравственного и духовного содержания.
- проведение совместных праздников;
- детская благотворительность;
- экскурсии, целевые прогулки, игры духовно-нравственного содержания;
- просмотр слайдов фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписи и технических средств обучения;
- конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества, творческие вечера, тематические утренники;
- деловые и ролевые игры, проигрывание ситуаций, дискуссии;
- моделирование, проектирование;
- встречи с интересными людьми;
- коллективные творческие дела учащихся;
- рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;
- презентация книг духовно-нравственного воспитания;
С целью формирования духовно-нравственных ориентаций в школе использованы следующие формы работы во внеурочной деятельности:
- общешкольные праздники (День знаний, праздник последнего звонка, выпускной бал, праздник первоучителей словенских Кирилла и Мефодия и др.);
- общешкольные традиционные мероприятия (неделя русского языка и литературы, олимпиады, интеллектуальные марафоны и д.р.);
- народные праздники (Рождество, Масленица, Новый год и д.р.);
- традиционные акции (акция милосердия, помощь ветеранам Великой Отечественной войны, акция «Живи и помни» и т.п.),
- исследовательская работа по литературе.
Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности. Все эти качества я отрабатываю на уроках технологии, так как считаю, что только в творчестве могут раскрыться ребята. Чтобы дети были милосердны и гуманны к окружающим, провожу тематические классные часы: «Давайте понимать друг - друга с полуслова!», « Дружить - значить уметь любить», «Любимые друзья со мной», «Мои домашние любимцы». Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся. Кроме того, в моей воспитательной деятельности как классного руководителя большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и
действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.
Моя работа как классного руководителя в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей школы. Ученики школы участвуют в мероприятиях, посвященных Великой Отечественной Войне. Ребята могут принимать участие в школьном конкурсе чтецов «Дети войны», также могут стать участниками большого школьного проекта «Они прикрыли Мир собой». Ветеранов осталось мало , но некоторые классы проводят вечер встречь с ветеранами Великой Отечественной войны
В прошлом году ученики 4-А класса приходили к третьеклассникам с монтажом о пионерах-героях. Так они выступили и перед другими ребятами. В школе проводится большая работа к Дню победы. Все классы ответственно готовятся к смотру строя и песни.
Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Каждый год все классы участвуют в акции «Помоги четвероногому другу»,собирают,сдают макулатуру-акция «Доброе дело для старого парка». Весной классы участвуют в экологическом десанте «Чистая школа». Принимают участие дети и родители..За каждым классом закреплена территория ,клумба.
Ученики школы принимали участие в проектах «Помощь Донбассу», « Посылка солдату», «Письмо солдату». Можно проводить круглые столы. Например, Рождественские встречи учителей, учеников с представителями духовенства с целью воспитания детей на примере нравственного подвига святых и героев Отечества. В прошлом году дети встречались с сотрудником городской библиотеки .В школе постоянно проводятся конкурсы творческих работ, ученики планово посещают школьный музей. Все классы приняли участие в олимпиаде по ПДД.
Традицией класса стали русские народные праздники. Дети готовят подарки к Дню матери, 8 Марта. К Новому году проводили квест, Каждый понедельник проводим внеурочку «Разговоры о важном». что во время «Разговоров о важном». Педагоги включают детям патриотические песни и звуки природы, показывают фотографии российских пейзажей и обсуждать прошлое, будущее и настоящее нашей страны. Про историю, традиции и культурное наследие нашей страны можно и нужно рассказывать увлекательно, побуждать детей самостоятельно искать исторические факты, больше читать, узнавать новое».
Так же я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьей ребенка, нельзя достичь желаемого результата. И часто современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать. Я стараюсь привлекать родителей к участию в общественной жизни класса и школы, что позволяет активнее влиять на воспитание в детях духовно-нравственной личности.
Показываю фото из жизни класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников
Программа «Вместе весело шагать» - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности. Содержа...
Методические разработки по теме «Формы деятельности классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию»
В начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые пре...
Выступление на МО классных руководителей на тему "Система работы классного руководителя с родителями"
В презентации указаны различные направления работы с родителями, формы взаимодействия классных руководителей и родителей...
Работа классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников
В данной работе представлен опыт работы по формированию гражданской позиции детей младшего школьного возраста....
Выступление на МО классных руководителей "Содержание и формы работы классного руководителя с родителями"
Содержание и формы работы классного руководителя с родителями «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».А. С. Макаренко.Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальны...
Рабочая программа воспитания на уровнях начального общего образования и основного общего образования МКОУ Вараксинской ОШ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной...
Статья на тему : «Современные формы работы классного руководителя»
Статья содержит материал о современных формах работы классного руководителя....